Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

143 при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологи- ческими правилами и нормативами нагрузку. Занятия с детьми можно организовывать и в первую и во вторую половину дня. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки. В середине занятий статического характера ре- комендуется проводить физкультминутки.
Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени года. В холодный период бодр- ствование детей первой подгруппы организуется в помещении.
Дети гуляют 1–2 раза в день (в зависимости от погодных усло- вий). В теплое время года жизнь детей всей группы организует- ся на специально оборудованном озелененном участке детского сада. В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и закаливающие процедуры.
Особенности проведения прогулки: прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Длительность пребывания на свежем воздухе в раз- ные сезоны года существенно варьируется, но даже в холодное время и в ненастную погоду прогулка не должна быть менее 3–4 часов в день. В летнее время дети проводят на воздухе практи- чески все время с момента прихода в детский сад, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую полови- ну дня – после дневного сна или перед уходом домой. В зимнее время ежедневная продолжительность прогулки детей составля- ет не менее 3–4 часов (с учетом допустимых климатических условий). При температуре воздуха ниже – 15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–
7 лет при температуре воздуха ниже – 20 °С и скорости ветра более 15 м/с. Также допускается осуществлять утренний прием на улице с учетом погодных условий.

144
С учетом климатических особенностей нашего региона, в связи с низкой температурой воздуха в зимний период времени прогулки с детьми дошкольного возраста не проводятся и ком- пенсируются другими видами образовательной деятельности:
 труд в уголке природы;
 поисково-исследовательская деятельность;
 наблюдения из окна;
 чтение художественной литературы;
 беседы;
 решение проблемных задач;
 самостоятельная творческая деятельность детей;
 индивидуальная работа с детьми;
 познавательно-речевая деятельность с использованием мультимедийной аппаратуры;
 экскурсии по детскому саду;
 мини-представления и др.
Сквозное проветривание проводится не менее 10 минут че- рез каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях обес- печивается естественное сквозное или угловое проветривание.
Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В при- сутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопи- тельной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное сниже- ние температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2–
4°С. В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать. В холодное время года фрамуги, фор- точки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъ-


145 ема. В теплое время года сон организуют при открытых окнах
(избегая сквозняка).
Учебный план
Учебный план разработан в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях (СанПин 2.4.1.3049-13) и утверждается приказом заведующего ДОО.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность не- прерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин. Продолжительность непрерывной непосред- ственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут, а для де- тей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Максимально допу- стимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соот- ветственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и
1,5 часа соответственно.
Расписание непрерывной образовательной деятельности
Расписание непрерывной образовательной деятельности воспитанников ДОО обеспечивает построение целостного педа- гогического процесса, направленного на полноценное всесто- роннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Расписа- ние непрерывной образовательной деятельности воспитанников построено в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26 (далее по тексту СанПиН).
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю для каждой возрастной группы соответствует требова- ниям СанПин. Перерывы между НОД – не менее 10 минут. Про- должительность НОД соответствует возрасту. Непрерывная об-

146 разовательная деятельность детей групп младшего (дети от 3 до
4 лет) и среднего дошкольного возраста (дети от 4 до 5 лет) про- водится только в первой половине дня. Длительность непрерыв- ной образовательной деятельности составляет 15 минут и
20 минут соответственно. В группах старшего дошкольного воз- раста (от 5 до 6 лет) длительность непрерывной образователь- ной деятельности составляет не более 25 минут (музыка, физи- ческая культура – 25 мин.; чтение художественной литературы, рисование, лепка, аппликация – в первую половину дня
20 мин.), во вторую половину дня НОД осуществляется 3 раза в неделю, длительностью 25 мин. В группах старшего дошкольно- го возраста (от 6 до 7 лет) длительность непрерывной образова- тельной деятельности составляет не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в группах младшего и среднего до- школьного возраста не превышает 30 и 40 минут соответствен- но, а в группах старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) и
(от 6 до 7 лет) – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную дея- тельность, проводят физкультурные минутки.
Непрерывная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напря- жения детей, проводится в первую половину дня и в дни наибо- лее высокой работоспособности детей. Для профилактики утом- ления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной дея- тельностью, направленной на физическое и художественно- эстетическое развитие детей.
Занятия по физическому развитию основной образователь- ной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются
3 раза в неделю. В теплое время года при благоприятных метео- рологических условиях НОД по физическому развитию во всех возрастных группах максимально организуется на открытом


147 воздухе. Для детей в возрасте 5–7 лет круглогодично, один раз в неделю, занятия по физическому развитию проводятся на улице.
Комплексно-тематическое планирование
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучаю- щих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточ- ном материале, максимально приближаясь к разумному «мини- муму». Построение образовательного процесса на комплексно- тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития де- тей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные воз- можности для практики, экспериментирования, развития основ- ных навыков, понятийного мышления.
Выделение основной темы периода не означает, что абсо- лютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой те- ме. Цель введения основной темы периода – интегрировать об- разовательную деятельность и избежать неоправданного дроб- ления детской деятельности по образовательным областям
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего до- школьного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения образовательного про- цесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный пе- риод – 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе мате-

148 риалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития.
Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каж- дый проект – это тема, которой объединены все виды деятель- ности детей.
Физкультурно-оздоровительная работа
В дошкольном учреждении проводится постоянная работа по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и со- вершенствованию его функций. Под руководством медицинско- го персонала осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При про- ведении закаливающих мероприятий осуществляется диффе- ренцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности. Обращается внимание на выработку у детей пра- вильной осанки.
В помещении обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; дети находятся в помещении в облегченной одежде.
В ДОО обеспечивается пребывание детей на воздухе в со- ответствии с режимом дня. Также обеспечивается оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных ви- дов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не ме- нее 60% от всего времени бодрствования.
Поощряется участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Педагоги развивают инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощряют самостоятельное ис- пользование детьми имеющегося физкультурного и спортивно- игрового оборудования. Воспитывается интерес к физическим упражнениям, пользованию физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).


149
Ежедневно проводится с детьми утренняя гимнастика.
В процессе образовательной деятельности, требующей вы- сокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки длительностью 1–3 минуты.
Особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий
Программа направлена на формирование у детей с ОВЗ умения участвовать в различных видах творческой деятельности
(пении, танцах, музыкальных играх, игре на инструментах, теат- рализованной деятельности и т.п.), поэтому в ДОО проходит большое количество различных мероприятий с детьми.
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
Праздники. Новый год, «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник».
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солныш- ко-ведрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые иг- рушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка»,
«Музыкальные игрушки».
Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик
Бубенчик и его друзья» Т. Караманенко; инсценирование рус- ских народных сказок: «Веселые зайчата» Л. Феоктистова; «Ла- душки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе» Л. Исаева.
Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички»
Г. Фрида; «Праздничная прогулка» Ан. Александрова.
Игры с пением. «Игра с мишкой» Г. Финаровского; «Кошка»
Ан. Александрова, Н. Френкель; «Кто у нас хороший?» русская народная песня.
Инсценирование песен. «Кошка и котенок» М. Красева,
О. Высотской; «Неваляшки» З. Левиной; «Посреди двора ледя- ная гора» Е. Соковниной; «Веселый поезд» Э. Компанейца.
Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые».

150
Забавы. «Из-за леса, из-за гор» Т. Казакова; «Лягушка», русская народная песня, обработка Ю. Слонова; «Котик и козлик»
Ц. Кюи.
Группа младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)
Праздники. Новогодняя елка, «Мамин праздник», День защит- ника Отечества, «Осень», «Весна», «Лето».
Тематические праздники и развлечения. «Здравствуй, осень!», «В весеннем лесу», «Здравствуй, лето!», «Ой, бежит ручьем вода», «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде»,
«На птичьем дворе».
Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Тере- мок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус- ских народных сказок); «Потешки да шутки», «Были-небы- лицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора).
Музыкально-литературные развлечения. Концерт для кукол, представление «Мы любим петь и танцевать».
Спортивные развлечения. «Кто быстрее?», «Зимние радости»,
«Мы растем сильными и смелыми».
Забавы. «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные мо- менты»; забавы с красками, карандашами и т.д.
Фокусы. «Цветная водичка», «Волшебная коробочка».
Группа среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)
Праздники. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта,
«Осень», «Весна», «Лето»; праздники, традиционные для груп- пы и детского сада; дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения. «Приметы осени»,
«Русская народная сказка», «Зимушка-зима», «Весна пришла»,
«Город, в котором ты живешь», «Наступило лето».
Театрализованные представления. По сюжетам русских на- родных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавич- ка», «Бычок – смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.