Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 4. Внешний вид логопеда.
5. Речь учителя-дефектолога: доступность, логичность, эмоциональность, краткость, дикция; сила голоса, его модули- рованность и интонационная выразительность.
Качество работы учителя-дефектолога
1. Контроль над речью детей (произношение, словарный запас, грамматический строй).
2. Выявление ошибок и трудностей, умение успешно выве- сти ребенка из затруднительного положения и оказание помощи, ее эффективность.
3. Достижение целей, выполнение плана занятия.
4. Коррекционно-воспитательное и коррекционно-развива- ющее значение занятия.
Вывод, предложения
Что ценного из данного занятия вы можете использовать в собственной практике?
4.3. Комплект документов по итогам диагностического
обследования дошкольников с нарушениями интеллекта
Структура написания
психолого-педагогической характеристики
1. Общие сведения о ребенке.
2. Заключение по итогам ПМПк.
3. Качественные показатели, характеризующие эмоцио- нальную сферу и поведение ребенка:
 особенности контакта ребенка;
 эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
 реакция на одобрение;
 реакция на неудачи;
 эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
 эмоциональная подвижность;

30
 особенности общения;
 реакция на результат.
4. Качественные показатели, характеризующие деятель- ность ребенка:
 наличие и стойкость интереса к заданию;
 понимание инструкции;
 самостоятельность выполнения задания;
 характер деятельности (целенаправленность и актив- ность);
 темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
 работоспособность;
 организация помощи.
5. Качественные показатели, характеризующие особенно- сти познавательной сферы и моторной функции ребенка:
 особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
 особенности моторной функции.
6. Заключение.
7. Рекомендации.
Педагогическое заключение
По результатам диагностического изучения и наблюдений за деятельностью можно отметить, что у (Ф.И. ребенка) незна- чительный познавательный интерес к окружающему простран- ству. Проявляет слабый интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Рекомендации
1. Обучение по «Программе воспитания и обучения до- школьников с нарушениями интеллекта» / под ред. Е.А. Стребе- левой.
2. Индивидуальные занятия 3 раза в неделю.


31 3. Коррекционно-развивающая работа по основным на- правлениям:
– развитие моторной сферы;
– развитие внимания, памяти;
– развитие восприятия всех модальностей;
– формирование наглядно-образного мышления;
– обогащение знаний и представлений об окружающем.
Учитель-дефектолог: ______________ (Ф.И.О.)
« ____ » _____________ 2017 г.
Перспективный план индивидуальной работы
с (Ф.И. ребенка) на 20172018 учебный год
Направления коррекционной работы
Срок
Динамика по полугодиям
I-е
II-е
Развитие общей и мелкой моторики:
 развивать движение кистей и пальцев рук, учить произвольно регулировать скорость движений, действуя по подражанию одной рукой, одновременно двумя руками;
 развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действуя по подражанию взрослому, самостоятельно застегивая и расстегивая пуговицы, работая со шнурком в теч. года
Развитие внимания, памяти:
 работать над развитием кратковременной и долговременной памяти;
 учить запоминать предметы, предметные картинки, начиная с 4–5 картинок;
 учить выразительно передавать содержание потешек, стихов, песенок;
 развивать процессы внимания (концентра- цию и устойчивость) в теч. года

32
1
2
3
4
Сенсорное воспитание.
Формировать образы восприятия, учить запоми- нать и называть предметы и их свойства:
 зрительное восприятие и внимание;
 уточнять представление о предметах, о про- странственном соотношении частей;
 учить выделять части и соединять их в целое;
 учить складывать разрезную картинку из 4 ча- стей;
 учить различать формы в процессе конструи- рования в теч. года в теч. года
Формирование мышления:
 продолжать знакомить с проблемно-практи- ческими ситуациями, учить анализировать эти ситуации, формировать практические способы их решения;
 формировать целостное восприятие ситуаций, изображенных на картинках;
 обучать детей выявлять связи между персона- жами и объектами, изображенными на картин- ках;
 формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение;
 учить детей соотносить текст с соответствую- щей иллюстрацией в теч. года
Ориентировка в окружающем пространстве:
 формировать восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориен- тировку в пространстве знакомого помещения;
 учить находить и располагать игрушки в груп- повой комнате по словесной инструкции педа- гога, продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения;
 способствовать появлению обобщений: иг- рушка, посуда, мебель, одежда, обувь;
 формировать умение ориентироваться в бли- жайшем окружении;
 формировать интерес к изучению объектов живой и неживой природы;
 формировать временные представления: зима
– лето – осень – весна в теч. года
Учитель-дефектолог ________________ (Ф.И.О.)


33
Календарно-тематическое планирование работы
с (Ф.И. ребенка) на ________________ 2017–2018 уч. год

Направление коррекци- онной работы
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя число число число число
1
Развитие внимания, памяти
Назва- ние игр
2
Развитие общей и мел- кой моторики
3 Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Тактильно-двигательное восприятие
4
Наглядно-образное мышление
5
Ознакомление с окру- жающим пространством
6 ФЭМП
Заключение об эффективности коррекционного воздействия:
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_________________________________
Учитель-дефектолог ___________ (Ф.И.О.)

34
4.4. Схема анализа занятия учителя-дефектолога
(воспитателя, обучающегося практиканта)
в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
Анализ посещенных занятий проводится на основе «фото- графии» занятия (подробной записи хода занятия).
Анализ занятия
Возраст детей: __________________________________________
Вид: ___________________________________________________
Тема: __________________________________________________
Цель: __________________________________________________
Задачи: ________________________________________________
Оборудование: __________________________________________

Вид дея- тельности
Краткая инструкция
Организация
(расположение) и содержание деятельности детей
Методы и приемы
Пособия
Примерная схема анализа занятия в ДОО
1. Соответствие темы, целей и содержания занятия реализу- емой образовательной программе, перспективному плану рабо- ты воспитателя, возрасту детей группы. Единство коррекцион- ных, образовательных и воспитательных задач.
2. Организация учебного занятия:
 внешний вид детей;
 подготовка детей к предстоящей работе, мобилизация их внимания;
 эстетика обстановки и оборудования занятия;
 качество дидактического материала.
3. Методы и приемы обучения:
 разнообразие приемов, их взаимосвязь и обоснованность;

35
 приемы привлечения внимания, обеспечения эмоциональ- ности и интереса;
 приемы активизации познавательной деятельности (ис- пользование средств наглядности, наводящие и подсказываю- щие вопросы, применение метода сравнения на занятии);
 сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
4. Характеристика педагога:
 умение установить контакт с детьми;
 педагогический такт;
 внешний вид педагога;
 особенности использования методических приемов разви- тия зрительного восприятия и качество наглядных пособий.
5. Качество работы педагога:
 отступления от конспектов, их причины, контроль за дея- тельностью детей;
 выявление ошибок и трудностей у детей и оказание педа- гогической помощи, ее эффективность;
 адекватность предъявленных требований с учетом инди- видуальных и типологических возможностей и особенностей личности каждого ребенка;
 включение элементов рациональной психотерапии;
 настойчивость в достижении целей;
 умение дозировать новый материал, связать его с преды- дущим.
6. Структура занятия:
 основные этапы, их логическая последовательность;
 продолжительность всего занятия;
 четкость перехода от одного этапа занятия к другому.
7. Результаты занятия: выполнение плана, достижение цели; эффективность использованных приемов, качество умений, зна- ний, навыков, полученных детьми.
8. Педагогические выводы и предложения. Положительные стороны и недостатки занятия. Рекомендации.


36
4.5. Конспекты зачетных занятий в ДОО
для детей с нарушениями интеллекта
Занятие № 1
Тема: __________________________________________________
Цель: _________________________________________________
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: ________________________
2. Коррекционно-развивающая: ___________________________
3. Коррекционно-воспитательная: _________________________
Оборудование: _________________________________________
План занятия: __________________________________________
Ход занятия
Этап
Содержание
Деятельность педагога
Предположительные ответы детей
Общие требования к написанию конспекта:
1. Конспект занятия должен быть связан с изучением новой для детей темы.
2. Во вступлении необходимо кратко пояснить специфику обучаемых, возраст, указать программу и материально-техни- ческое обеспечение образовательного процесса на занятии. Кон- спект учителя-дефектолога предполагает отражение способно- сти учителя-дефектолога формулировать и планировать задачи, ориентированные на ожидаемые результаты развития и коррек- ции сенсорной, двигательной, интеллектуальной сфер ребенка; умение отбирать и структурировать содержание занятия в соот- ветствии с задачами, уровнем психофизического развития ре- бенка; использовать способы достижения поставленных задач.

37 3. Основные составляющие конспекта коррекционно-раз- вивающего занятия:
 тема занятия;
 тип занятия: групповое, подгрупповое, индивидуальное;
 перечень источников информации и оборудования, ис- пользуемых педагогом при подготовке к занятию;
 задачи педагогической деятельности на занятии (коррек- ционно-обучающие, коррекционно-развивающие, коррекцион- но-воспитательные);
 описание содержания учебного занятия и способов орга- низации достижения дошкольниками планируемых результатов.
4.6. Примерный самоанализ прохождения практики
Структура самоанализа обучающегося
по результатам прохождения педагогической практики
Студент (ка) Ф.И.О. ____________________________________ группы _________ факультета _____________________________
Период практики с ___ по ___ 201_ г.
1. Довольны ли Вы выполнением программы практики и индивидуального плана педагогической практики? Ваши пред- ложения по прохождению педагогической практики. Что не удалось выполнить из намеченного? Почему?
2. Какие формы организации коррекционной работы Вы увидели в образовательном учреждении? Какие новые формы проведения воспитательной работы в образовательном учре- ждении Вы отметили? Как Вы считаете, применение каких форм организации коррекционно-образовательного процесса наиболее удачно?
3. Сравните календарный план учителя-дефектолога и вос- питателей. Прослеживается ли взаимосвязь специалистов?


38
В чем она выражается? Как Вы представляете взаимосвязь меж- ду педагогами группы?
4. Как продвинулись в знаниях дети за время прохождения
Вами практики? Что нового они узнали? Чему научили их Вы?
Какие трудности возникли в обучении детей в ходе прохожде- ния педагогической практики?
5. Выскажите свое мнение о Вашей теоретической и прак- тической подготовке к прохождению практики. Каких знаний
Вам недостаточно? Почему?
6. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
С
АМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ
СТУДЕНТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1. Ф.И.О. студента, группа ________________________________
2. Название практики ____________________________________
3. Сроки практики _______________________________________
4. База практики (учреждение)
5. Оцените своей интерес к практике:
 высокий;
 хороший;
 недостаточный.
6. Какие теоретические знания удалось закрепить на практике
(перечислите), что из профессиональной деятельности специа- листа увидели на практике впервые ________________________
_______________________________________________________
7. В чем испытывали трудности в период практики (можно ука- зать несколько ответов):
 большой объем информации;
 теоретическая неготовность (мало знаний);
 установление коммуникативного и психологического кон- такта с детьми;

39
 установление продуктивного контакта с педагогами и ад- министрацией ОУ;
 другое (укажите что именно).
8. Оцените готовность ОУ к работе со студентами в период практики:
 высокий;
 средний;
 низкий.
9. Следует ли сохранить данное ОУ в качестве базы практики:
 да (почему);
 нет (почему).
10. Общая удовлетворенность практикой ____________________
11. Пожелания по улучшению организации практики _________
_______________________________________________________
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15