Файл: Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.7. Задания для самостоятельной работы обучающихся
практикантов в период прохождения практики
1. Опишите свои наблюдения за поведением детей, кото-
рых обследовали в процессе учебных занятий, самостоятель-
ной деятельности, режимных моментов, что поможет не
только лучше понять сущность индивидуального подхода
в коррекционно-педагогическом процессе, но и станет частью
исследовательской работы (курсовой или квалификационной).
№ Дата
Содержание деятельности
Особенности поведения ре- бенка
Анализ воспитатель- ных приемов
1 9.04.
2016
Отказ Светы В. самостоятель- но одеваться на прогулку
Кричит, пла- чет, требует, чтобы ее одели
Педагог предложил де- вочке совместную дея- тельность и подбадри- вающую инструкцию

40
2. В период прохождения практики опишите свои
наблюдения за игровой деятельностью детей, обследованных
в процессе прохождения практики.
Схема изучения игровой деятельности
1. Наличие интереса к игрушкам и действиям с ними; ха- рактер этого интереса: развитый, избирательный.
2. Устойчивость интереса.
3. Адекватно ли употребление игрушек (использование предмета в соответствии с его назначением). Есть ли неадекват- ные действия, перечислить.
4. Характер игровых действий:
 манипуляции (не являются специфически игровыми, это действия, в ходе которых узнаются свойства предметов): специ- фические – направлены на выявление свойства предмета (двига- ет машину взад и вперед, рассматривает колеса), неспецифиче- ские – постукивание, покусывание, бросание (колотит куклу, нагромождает кубики и бросает);
 процессуальные (действия не направлены на конечный ре- зультат, ребенок получает удовольствие от самого процесса действия);
 сюжетные (действия, связанные между собой логикой сюжета).
5. Пользуется ли ребенок каким-то изобразительным дей- ствием с воображаемыми предметами.
6. Использует ли в игре предметы-заместители, понимает ли их роль.
7. Как ребенок сопровождает свою игру речью, составляет ли она с игровыми действиями единое целое, какими видами ре- чи пользуется: фиксирующей, регулирующей, планирующей.
8. Продолжительность игры.

41 9. Особенности эмоционально-волевой сферы: активен или пассивен ребенок, возбудим или вял, играет с удовольствием или только подчиняясь предложению.
10. С кем вступает в контакт в процессе игры: со взрослыми, с детьми.
3. Составьте характеристику на ребенка на основании
проведенной ниже беседы и наблюдения за ребенком.
Схема беседы с ребенком
Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склон- ности и интересы
1. С кем ты живешь?
2. Есть ли у тебя брат, сестра? Они старше или младше те- бя? Есть у тебя дедушка, бабушка? Где они живут?
3. Какие игрушки есть у тебя дома, где они лежат?
4. С кем ты ходишь гулять, с кем играешь? Кто тебе поку- пает книги, игрушки, гостинцы?
5. Как ты себя ведешь дома – хорошо или плохо? Когда ты плохо себя ведешь, что ты делаешь?
6. Что тебе не разрешает дома делать папа? Если ты что-то плохо делаешь, что скажет папа, за что и как он тебя наказыва- ет? А мама? А другие (бабушка, дедушка)?
7. Кого ты дома больше всех слушаешься, а с кем чаще ка- призничаешь?
8. Кому больше всех жалуешься, если тебя обидят?
9. Кому больше всех рассказываешь о своих делах?
10. Помогаешь ли дома маме, папе, младшему брату, сестре и т.д.? Чем помогаешь (убираешь свою постель, убираешь за со- бой игрушки)?
11. Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?
12. Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?


42 13. Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?
14. Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?
15. Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?
16. Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танце- вать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?
17. Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?
4. Проанализируйте особенности взаимодействия вра-
ча-невролога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педа-
гога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя и
инструктора по лечебной физической культуре (при наличии
данных специалистов в ДОО) в рамках реализации коррекци-
онно-образовательного процесса. Результаты оформить в
виде таблицы.
№ Дата
Содержание деятельности
Формы взаимодействия
1 12.04.
2016
Учет особенностей интеллектуального развития Саши Б. при проведении занятий
Консультация с врачом-невро- логом специалистов ДОО (учите- ля-дефектолога, учителя-лого- педа, педагога-психолога, воспи- тателя, музыкального руководи- теля и инструктора по лечебной физической культуре) по вопро- сам особенностей двигательной сферы Саши Б. и учета этих дан- ных в процессе индивидуальной работы с мальчиком

43
5. Выделите, какие формы и методы работы с семьей
используются педагогами ДОО (интервьюирование, анкети-
рование, опрос, посещение на дому детей, консультирование,
проведение родительских собраний, предоставление инфор-
мации на сайте и в блоге ДОО, оформление и предоставление
информации в уголке для родителей). Оформить результаты
своего исследования в виде таблицы.

Формы и методы работы
Содержание работы
Участие специалистов
Комментарии
1
Проведе- ние ро- дитель- ского со- брания
Информиро- вание родите- лей о специ- фике реализа- ции охрани- тельных ре- жимов в до- школьной ор- ганизации и необходимо- сти их выпол- нения дома
Выступление спе- циалистов ДОО
(учителя-дефек- толога, учителя- логопеда, педаго- га-психолога, вос- питателя, музы- кального руково- дителя и инструк- тора по лечебной физической куль- туре) и предо- ставление инфор- мации родителям с ее дублировани- ем на сайте ДОО
Данная форма ра- боты помогает повысить уровень реабилитацион- ной компетенции родителей и предоставляет им возможности по- лучения система- тизированной ин- формации по во- просам учета осо- бенностей психо- физического раз- вития детей в процессе их вос- питания
6. Проанализируйте современные научно-методические
разработки по вопросам особенностей психофизического раз-
вития детей дошкольного возраста с нарушениями интел-
лекта, и вопросам их обучения и воспитания. Для этого вам
необходимо изучить содержание подписки одного из журна-
лов за текущий учебный год и представить систематизиро-
ванный материал с учетом представленного ниже образца.
Список журналов прилагается.


44
№ п/п
Наиме- нование журнала
Год изда- ния, но- мер
Стра- ницы
Автор статьи
Наиме- нование статьи
Аннотация
1 Воспи- тание и обуче- ние де- тей с наруше- ниями разви- тия
2014,
№7 39–46 Шали- манова
С.В.
Опыт органи- зации надом- ного обуче- ния де- тей до- школь- ного возраста с комп- лексны- ми наруше- ниями в развитии
В статье представлен опыт организации коррекционно- педагогической ра- боты с дошкольни- ками, имеющими комплексные нару- шения в развитии, в условиях надомного обучения. Раскрыва- ются структура и направления коррек- ционной работы с детьми, обсуждается организации работы дефектолога с роди- телями по их вклю- чению в процесс воспитания и обуче- ния детей
Список периодических изданий:
1. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями раз- вития».
2. Журнал «Воспитатель ДОО».
3. Журнал «Детский сад от А до Я».
4. Журнал «Дефектология».
5. Журнал «Дошкольник. Младший школьник».
6. Журнал «Дошкольное воспитание».
7. Журнал «Здоровье дошкольника».
8. Журнал «Логопед».
9. Журнал «Обруч».
10. Журнал «Ребенок в детском саду».

45 11. Журнал «Современный детский сад».
12. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».
13. Журнал «Управление дошкольным образовательным учре- ждением».
Материалы по итогам выполнения самостоятельной работы представляются обучающимся практикантом в папке отчетных документов по прохождению педагогической практики.
4.8. План-презентации итогов практики
1. Название и краткая информация об образовательной ор- ганизации, на базе которой проходила практика.
2. Состав педагогических и административных работников, курирующих практику в организации.
3. Краткая характеристика контингента воспитанников, участвующих в практике (группа, возраст, диагноз, структура дефекта).
4. Перечень видов работ, освоенных в период практики.
5. Перечень выполненных заданий.
Требования к оформлению презентации: наличие иллюстра- ций, текст на слайде в небольшом объеме, размер и цвет – опти- мально воспринимаемый при просмотре. На титульном слайде обозначить Ф.И.О. студентов, выполнивших презентацию.

46
4.9. Анализ уровня сформированности профессиональных
компетенций, продемонстрированных студентом
в период практики
Ф.И.О. студента, группа __________________________________
Название практики ______________________________________
Сроки практики _________________________________________
База практики (учреждение) _______________________________
Обучающийся (студент) в период практики проявил следу- ющий уровень профессиональных компетенций:
1. Способность использовать нормативные правовые доку- менты в своей деятельности:
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий
2. Способность к рациональному выбору и реализации кор- рекционно-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного под- ходов к лицам с ОВЗ
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий
3. Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекци- онно-компенсаторной работы в сферах образования, здраво- охранения и социальной защиты с целью успешной социализа- ции лиц с ОВЗ:
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий
4. Способность организовывать и осуществлять психолого- педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора рациональной индивидуаль- ной образовательной траектории:
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий


47 5. Способность к анализу данных медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использова- ния различных (клинико-психолого-педагогических) классифи- каций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики:
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий
6. Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности:
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий
7. Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с
ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессиональ- ного самоопределения:
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий
8. Общая готовность к осуществлению профессиональной деятельности:
 высокий  хороший  удовлетворительный  низкий
Руководитель практики в ОУ / ____________________
Ф
И
О

48
5. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Отчетная документация по практике
№ п/п
Перечень отчетной документации (форма предоставления отчета)
Требования к содержанию
Сроки отчета
1
2
3
4
1
Индивидуальный план рабо- ты на период практики за- полняется на три недели практики и дополняется в случае необходимости
Заполняется в первый день практики на все дни по форме
Дни недели
1-я нед.
2-я нед.
3-я нед.
Пн содержание работы на день
Вт
(и т.д.)
1-й день практики
2
Дневник практики
Разделы дневника:
1. Место проведения практики.
2. Перспективный план работы на период практики по полу- чению первичных профессиональных умений и навыков в
ДОО для детей с нарушениями интеллекта.
3. Сетка занятий в группе детей.
4. Список детей группы с заключениями ПМПк по итогам психолого-педагогического обследования.
5. Клинико-психолого-педагогическая характеристика группы.
6. Содержание деятельности обучающегося в период практики по получению профессиональных умений и опыта професси- ональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями ин- теллекта
Первые три дня после оконча- ния прак- тики

49
1
2
3
4
7. Нормативно-правовая документация учителя-дефектолога.
8. Оборудование кабинета учителя-дефектолога.
9. Документация учителя-дефектолога.
10. Посещенные занятия.
11. Перспективный план работы на период практики по полу- чению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями интеллекта.
12. Список детей группы, с которыми проводились занятия
13. Содержание деятельности обучающегося в период практи- ки по получению профессиональных умений и опыта профес- сиональной деятельности в ДОО для детей с нарушениями интеллекта.
14. Индивидуальный план деятельности (зачетные занятия).
15. Итоги работы (практики) в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
3
Детальное конспектирование и анализ 3-х занятий учителя-дефектолога
Образцы конспектирования занятий учителя-дефектолога представлены на стр. 25.
Необходимо представить документы по одному фронтальному одному подгрупповому и одному индивидуальному занятиям, которые посещал обучающийся практикант
5-й день практики
4
Анализ занятий воспитателя
Образец анализа занятия воспитателя представлен на стр. 34 5-й день практики


50
1
2
3
4
5
Комплект материалов, по итогам обследования 3 детей
В комплект материалов, по итогам обследования 3 детей вхо- дят: психолого-педагогическая характеристика; педагогиче- ское заключение; перспективный план индивидуальной рабо- ты с детьми; календарно-тематическое планирование работы с детьми
5-й день практики
6
Материалы, подтверждаю- щие выполнение заданий са- мостоятельной работы
Материалы, подтверждающие выполнение заданий самостоя- тельной работы, представляются обучающимся практикантом в свободной форме
5-й день практики
7
Отчет студента о результатах прохождения практики по получению первичных про- фессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
Образец отчета студента о результатах прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навы- ков в ДОО для детей с нарушениями интеллекта представляет- ся в свободной форме, с указанием количества занятий, кото- рые были проведены, их тематики, с перечислением всех ви- дов деятельности, выполненных обучающимся практикантом
5-й день практики
8
Данные самоанализа студен- та результатов прохождения практики по получению пер- вичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями интел- лекта
Структура самоанализа студента результатов прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в ДОО для детей с нарушениями интеллекта пред- ставлена на стр. 37. Самоанализ представляется в свободной форме, в соответствии с представленной структурой и в виде заполненного бланка ответов на вопросы
5-й день практики

51
1
2
3
4
9
Характеристика на обучаю- щегося практиканта по ито- гам практики по получению первичных профессиональ- ных умений и навыков в
ДОО для детей с нарушения- ми интеллекта
Характеристика должна содержать следующие структурные компоненты.
Обучающийся (Ф.И.О.)
Курс ________________ группа___________
Образовательная организация № _______ района
Адрес ОО ______________________________________
Телефон ______________________________________
Сроки прохождения практики с _______ по _________
Оценка работы практиканта (представляется характерис- тика на студента, в которой отмечается его профессиональная деятельность в период прохождения педагогической практики, полученные знания, сформированные умения, овладение навыками)
Учитель-дефектолог _________________________ (Ф.И.О.)
Отметка учителя-дефектолога: _____ подпись __________
Руководитель практики _______________________ (Ф.И.О.
Отметка руководителя практики _____ подпись _________
Печать образовательного учреждения
Отметка руководителя практики _____ подпись _________
Печать образовательного учреждения
5-й день практики
10
Анализ одного из занятий группы другого обучающего- ся практиканта с подробной записью наблюдений за хо- дом этого занятия
Образец анализа представлен на стр. 34 3-я неде- ля прак- тики