Файл: Программа и методика исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


I этап – аналитический – овладение отдельными элементами действия, понимание содержания. Данный этап содержит сложную структуру и специфику, отличающую его от последующих этапов обучения и сформированного навыка. На этом этапе обучающийся обязательно должен осознавать как все это делать в соответствии с требованиями.

На начальном этапе необходимо сконцентрировать свое внимание на графике (постоянный контроль над своими действиями). Действия глаз и руки является важным условием для успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе. Пальцы рук должны воспринимать необходимую информацию, которая им поступает от зрительного анализатора. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложно координированных движений ведущей руки. Необходимо обратить внимание на то, что первый этап обучения может значительно увеличиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям обучающегося.

II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. Главными составляющими данного этапа являются формирование двигательного и зрительного контроля при письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученику необходимо постоянно следить за тем, как он пишет, как ведет руку при письме, на каком расстоянии ставит буквы друг от друга, пишет ли их на строке.

Обучающийся зрительно воспринимает написанное и тем самым контролирует слова которые написал. Если зрительный образ не соответствует тому, что получено на письме, обучающемуся необходимо внести поправки.

III этап – автоматизация – образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Основными чертами этого этапа являются быстрота, характеризующаяся естественным результатом совершенствования движений, плавность, возникающая как естественный результат формирования навыка, а также легкость выполнения задания. Сформировать навык можно только при помощи упражнений и повторений. Но это эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность. Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения зависит от того, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе.

Для этого необходимо наличие благоприятных внешних условий и руководство взрослых. В период раннего детства, обучающийся при благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в школе. Он
овладевает движениями, необходимыми для лёгкого скольжения ручки по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Также обучающийся учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование относящихся к письму слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей.

А. Р. Лурия в своих исследованиях отмечал, что при усвоении графического навыка письма для обучающихся на уровне начального образования, особенно первоклассников, свойственна огромная затрата энергии, неадекватная затратам сил, неэкономное вовлечение в осуществление лишних движений мышц [41].

На первочанальном этапе развития навыка письма движения обучающихся крайне раздроблены, одно усилие рассчитано на небольшой отрезок письма. Остановка движения при этом вероятна в любой части буквы, так как еще нет ритма в движении, указывает Т. П. Сальникова.

Раздробленность обусловлена огромным усилием, которое прилагает обучающийся во время письма со сложностью осуществления движений, с отсутствием согласованности всех необходимых звеньев руки в ходе письма вдоль строки, с отсутствием предвосхищения дальнейшего движения [50].

Н. Г. Агаркова указывает на наличие таких проблем развития графического навыка, как колебания наклона, разная ширина букв, прерывистость букв, отдаление друг от друга, несоответствие в соотношениях и так далее. Одна и та же буква в одном и том же слове, предложении порой оказывается осуществленной по-разному [1].

Таким образом, можно сказать, что у детей с УО страдает зрительная координация, произвольное внимание, также отмечается нарушения зрительно пространственной координации. Все это негативно сказывается на обучении в начальной школе. Дети могут испытывать негативное отношение к обучению, может наблюдаться тревожность состояния ребенка в школе, и еще, нарушения письменной речи. Поэтому работа по развитию графомоторных навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.



1.2.Особенности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
Графомоторные навыки неразрывно связаны с функционированием всей психики в целом и с различными психическими процессами в частности. Такие ученые, как Г. Н. Рахмакова, Е. И. Скиотис, Р. Д. Тригер выделяют основные трудности в формировании графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, такие как неумение писать буквы связно, на основе двигательных элементов, по определенному алгоритму, а также невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах. М. М. Кольцова отмечает, что у некоторых обучающихся с умственной отсталостью трудности могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что обучающихся ранее пытались переучивать. Таким обучающимся необходимо выполнять задания той рукой, которой им легче работать. По мнению Л. В. Занкова, обучающиеся с умственной отсталостью, приступая к новому заданию, долго не могут сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Их движения неловки, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений [22]. По данным И. А Грошенкова, особенности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью включает нарушение моторики при выполнении работы требует от них ловких действий. Если вначале движения рук неточны, то в процессе работы, рука приобретает уверенность и точность. Все это способствует благоприятному развитию руки для письма, и соответственно к учебной деятельности [16].

Как считает С. Д. Забрамная, при поступлении в специальное учебное заведение у обучающихся с умственной отсталостью обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений [20].

Особенности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью во многом объясняются тем, что им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без помощи учителя, обучающиеся не могут себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки. Обучающиеся с умственной отсталостью проявляют слабость самоконтроля во время письма, для них характерно несовершенство зрительного и двигательного контроля движений.


Слабый контроль графической стороны письма обучающихся проявляется в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены неравномерно, наклон нарушен, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме. Одним из следствий этого может быть забывание начертания редко встречающихся букв, смешение их между собой (ч и ц; ф. и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что затрудняет обучение и требует оказания коррекционной помощи обучающимся с умственной отсталостью [17]. Причиной дефектов восприятия при интеллектуальных нарушениях является несформированность ориентировочной деятельности.

Обучающиеся с умственной отсталостью, по мнению В. А. Насоновой проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями. Слабый контроль за графической стороной письма обучающихся проявляется в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки.

На процесс овладения письменной речью существенно влияет состояние двигательной сферы. У обучающихся с недостаточностью моторных систем и плохо развитым чувством ритма одним из необходимых условий успешного перехода с этапа обучения письму на этап реализации письменной речи является полная сформированность графомоторной компетенции [11].

Таким образом, особенности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью заключаются в неточной координации и общей недостаточностью движений.Это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных навыков у учащихся с нарушением интеллекта умеренной степени.

У данной категории детей уровень графомоторных навыков зачастую оказывается несформированным или сформированным недостаточно. Данная категория детей, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно этим обуславливается необходимость отслеживания динамики уровня сформированности графомоторных навыков, а также использование специальных упражнений для развития данного навыка.


1.3. Развитие графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка



Развитие графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка включает несколько классификаций методов. В нашем случае, наиболее приемлемой представляется классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским .

Эта классификация для развития графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка представлена тремя группами методов, одна группа которую мы рассмотрим включает в себя :

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

-практические (упражнения, трудовые действия и др.);

- словесные (рассказ, лекция, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

-репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Такие методы как, практические, наглядные и словесные используются в комплексе, что позволяет детям с УО полноценно воспринимать, удерживать и перерабатывать информацию.

Основные методы развития графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка:

-Воображаемое письмо, письмо в воздухе (по написанному на доске образцу или без него);

      - Анализ формы букв (по зрительным или по двигательным элементам буквы);

      - Конструирование буквы из элементов-шаблонов;

     -  Обведение букв по шаблону, штриховки;

      - Усвоение правил письма (дети пишут по правилам для каждого вида работы);

      - Письмо под счет (движения ручки вверх на "раз", вниз ).

Развитие графомоторных навыков у детей с УО в подготовки к обучению грамоте включает в себя два направления:

  1. направление – развитие ручной моторики и подготовка руки ребенка к письму;

  2. направление – обучение элементарной грамоте.