Файл: Программа и методика исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Методика «Развитие графического навыка» (Н.В. Нижегородцева), «Исследование уровня состояния графических навыков» (Д.Элтон, Д.Тейлор).

По результатам диагностики исследования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с УО на констатирующем этапе эмпирического исследования было установлено, что нарисованные линии были неровные и искривленные, дрожащие, прерывистые, размер элементов не соответствовал образцу.

На формирующем этапе был составлен календарно-тематический план коррекционных занятий для развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с УО (Таблица 6), разработаны конспекты занятий (приложение3), включающие графо-моторные упражнения, предложенные Астаховой.

Применение данных методик работе с обучающимися с умственной отсталостью возможно, так как они не требуют адаптации, с их помощью можно достаточно точно определить уровень сформированности графомоторных навыков и на основании полученных результатов выстроить коррекционную работу.

Таким образом, своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью позволит правильно выстроить обучение, сгладить дефект. Если проведение коррекционной работы в области графомоторной деятельности будет игнорироваться еще на начальном уровне образования, то в дальнейшем это приведет к трудностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова, Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова. – М. : Просвещение, 1987. – 129 с.

  2. Аксенова, А. К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст] / А. К. Аксенова. – М. : Владос, 2002. – 106 с.

  3. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогическая академия, 2016. – С.94-100.

  4. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского, - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. - 479 с.

  5. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет [Текст] : практическое пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

  6. Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. – М.: АРКТИ, 2016. – 88с.

  7. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И. М. Бгажнокова. – М. : Просвещение, 1987. – 96 с.

  8. Безбородова, М. А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности [Текст] / М. А. Безбородова. – М. : Флинта : Наука, 2012. – 189 с.

  9. Безруких, М. М. Как писать буквы [Текст] / М. М. Безруких, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 1993. – 13 с

  10. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: методическое пособие к прописям / М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2018. – 13с.

  11. Бернштейн, Н. А. Построение движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1990. – 174 с.

  12. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В. М. Бехтерев. – М. : Наука, 1994. – 400 с.

  13. Буцыкина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова // Логопед. – 2018. –№3. – С.7-9.

  14. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Академия, 2002. – 207 с. 91

  15. Габова, М.А. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет: практическое пособие / М.А. Габова. – М.: АРКТИ, 2018. – 135 с.

  16. Гаврина, С. Е. Развиваем моторику [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль, 2007. – 45 с.

  17. Граборов, А. И. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А. И. Граборов. – М. : Классик Стиль, - 2005. – 248 с

  18. Добровинский Е. Человек без почерка // Деловой Петербург. – № 235 от 17.12.2007.

  19. Домагала, А. Типология нарушений графомоторики и ее использования в дифференциальной диагностике / А. Домагала, У. Мирэцка // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. – М.: Школьная Пресса, 2015. – С.57-63.

  20. Нижегородцева Н.В.Комплексная диагностика готовности к началу обучения в школе: Учебно-методическое пособие; изд. 2-е, доп. и перераб.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

  21. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2015. – 129 с.

  22. Желтовская, Л. Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] / Л. Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. – М. : Просвещение, 1987. – 225 с.

  23. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л. В. Занков. – М. : Просвещение, 1988. – 228 с.

  24. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2016. – 112с.

  25. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет / Н.В. Квач. – М.: ВЛАДОС, 2018. –159 с

  26. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 193 с.

  27. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / сост. Н. В. Новоторцева. - 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : КАРО, 2006. – 144 с.

  28. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие / Г.Ф. Кумарина. – М.: Академия, 2017. – 320с.

  29. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов Н/Д: Феникс.– СПБ: Союз, 2016. –224

  30. Лурия, А. Р. Мозг человека психические процессы [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : Педагогика, 1970. – 495 с.

  31. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2000. – 345 с.

  32. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] : практическое пособие / А. Р. Маллер. – М. : Аркти, 2000. – 124 с. 93

  33. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2016. – 220с.

  34. Морозова, Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1987. – 280 с.

  35. Назарова Н.М. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. - Т. 3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с

  36. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Школьное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 60-64.

  37. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е. Н. Российская – М. : Айрис – пресс, 2004. – 230 с

  38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2018. – С.477-500.

  39. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 282 с.

  40. Сальникова, Т. П. Методика обучения грамоте [Текст] / Т. П. Сальникова. – М. ; Воронеж, 1996. – 190 с. 94

  41. Соколова Е. В. Тренируем пальчики [Текст] / Е. В. Соколова, Н. Н. Нянковская. – Ярославль, 2008. – 120 с.

  42. Соловьев, И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / И. М. Соловьев. – М. : АПН РСФСР, – 1953. – 320 с.

  43. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер, и др.; Под ред. Е. А. Стребелевой. М. : 2001. – 312 с.

  44. Чугунова, И.В. Формирование графической культуры школьников/ И.В. Чугунова // Наука. Культура. Образование. – 2018. – 78с.

  45. Шаграева, О. А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] : учеб. пособие / О. А. Шаграева. – М. : Владос, 2001. – 368 с.



Приложение 1

Методика исследования «Развитие графического навыка»

(разработана Н.В Нижегородцевой)
Задание. Ребенку дают лист бумаги в клеточку, на котором пишут с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких и т.д., и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Анализ результатов теста проводится по 6 параметрам, представленным в таблице 2.


Критерии оценок:

· 6-5 баллов - графические навыки у ребенка сформированы хорошо;

· 3-4 балла -некоторые трудности в выполнении графических движений;

· 2-0 баллов – графические навыки развиты слабо, возможны трудности.

Методика «Исследование уровня состояния графических навыков»

(разработана Д.Элтон, Д.Тейлор )
1. Исследование состояния пространственной ориентировки на плоскости листа.

1. «Рисуем узор».

Обучающемуся даётся чистый лист нелинованной бумаги и ряд

инструкций, которые он должен выполнить.

Установка: «Нарисуй, пожалуйста, посередине этого листа квадрат, затем над квадратом и под квадратом на равном расстоянии от него круги одинакового размера. Слева от квадрата нарисуй треугольник, а справа –прямоугольник. Под прямоугольником нарисуй овал».

Оценка результатов:

 обучающийся правильно выполняет инструкции, расположение

предметов верное, затруднений нет (2 балла);

 обучающийся выполняет инструкции с помощью взрослого,

путается в расположении предметов (1 балл);

 инструкции практически не выполняются (0 баллов).

2. Графический диктант.

Обучающемуся предлагается листок бумаги в клетку с точкой.

Установка: «Поставь ручку на точку. Проведи линию на 6 клеточек вниз, 6 клеточек влево, 6 клеточек вверх, 6 клеточек вправо, 3 клеточки налево вверх по диагонали, 3 клеточки налево вниз по диагонали».

Должен получиться домик.

Оценка результатов:

 рисунок получился, обучающийся действовал самостоятельно, без ошибок (2);

 задание выполнялось с помощью взрослого, обучающийся

затруднялся в определении диагональных направлений (1);

 рисунок не получился, направления движений не верные (0).

Полученные результаты суммируются:

3 – 4 балла – ориентировка на плоскости бумаги сформирована;

2 балла – сформирована недостаточна;

0 – 1 баллоов – не сформирована.

2. Исследование состояния двигательных графических навыков.

Определение уровня развития двигательных навыков.

1. Установка: «Возьми большим, указательным и средним пальцами руки

карандаш, и покрутить его, но сначала посмотри, как это делаю я»



(Рис. 1).

Рис. 1. Правильное удерживание карандаша


Оценка результатов:

 получается, карандаш не падает (2 балла);

 получается, но очень медленно с трудом (1 балл);

 не получается – карандаш падает (0 баллов).

2. Обучающемуся даётся лист не линованной бумаги с

нарисованным заранее кругом диаметром 10см.

Установка: «Возьми в руку карандаш и поставь руку на локоть,

приготовься и на счет «три» («раз-два-три»), не отрывая локоть от стола,

поставь в центре круга три точки» (Рис. 2).



Рис. 2. Правильная постановка руки

Оценка результатов:

 движения выполняются четко, точно (2);

 движения выполняются нечетко, с ошибками (1);

 движения практически не выполняются по инструкции (0).

3. Обучающемуся дается листок нелинованной бумаги нарисованными точками и крестиками на разных расстояниях друг от друга.

Установка: «Постарайся провести прямые линии (от точки до крестика), не отрывая руки» (Рис. 3).



Рис. 3. Провести прямые линии от точки до крестика

Оценка результатов:

 линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок (2);

 линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор (1);

 движения очень медленные, линии неровные, разорванные,

сильный тремор (0).

4. Обучающемуся дается лист бумаги, на котором нарисован лабиринт.

Установка: «Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не

касаясь линий и не отрывая руки» (Рис. 4).



Рис. 4. Провести путь по лабиринту

Оценка результатов:

 линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний

ограничительных линий (2);

 линия неровная, с разрывами, большое число касаний. (1)

 очень медленное движение, линия неровная, разорванная,(0)

5. Обучающемуся дается лист бумаги, на котором нарисованы

фигуры и начало штриховки, а ребенку нужно продолжить штриховать.

Установка: «Заштрихуй фигуры» (Рис. 5).





Рис. 5. Заштрихуй фигуры

Оценка результатов:

 штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры(2);

 штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие


нарушения ограничительных линий (1);

 штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм (0).

Полученные результаты суммируются:

8 – 10 баллов – двигательные графические навыки сформированы;

5 – 7 баллов – сформированы недостаточно;

0 – 4 балла – низкий уровень навыков.

3. Исследование состояния зрительно-моторной координации.

1. Обучающемуся дается листок бумаги в клеточку, на котором

предварительно нарисована с левой стороны последовательность

графических элементов и предлагается продолжить этот «узор» до конца строчки.

Установка: «Продолжи узор» (Рис. 6).



Рис. 6. Продолжи узор

Оценка результатов:

 линии ровные, нажим на ручку ровный, размер, форма, наклон и последовательность элементов соответствуют эталону – 2 балла;

 линии ровные, нажим неравномерный, элементы воспроизведены неточно – 1 балл;

 Линии неровные, множественные, элементы воспроизведены неправильно – 0 баллов.

2. Обучающемуся дается готовый рисунок с геометрическими фигурами.

Установка: «Скопируй фигуры (нарисуй точно такие же) (Рис.7)



Рис.7.Скопируй фигуры

Оценка результатов:

 линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов,

выдержаны пропорции и размеры (2);

 линии «дрожащие», но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения (1);

 линии «дрожащие», с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление фигур(0).

3.«Зеркало»

Обучающемуся предлагается рисунок. На одной его половине рисунок нарисован полностью, на другой половине – его неполное зеркальное отображение.

Установка: «Дорисуй фигуру» (Рис. 8).



Рис. 8. Дорисуй фигуру

Оценка результатов:

 рисунок точный, все элементы расположены пространственно верно (2)

 некоторые элементы не соответствуют заданному размеру, их форма искажена (1);

 задание не выполнено, симметрия не выдержана (0).

Полученные баллы суммируются: