Файл: Программа и методика исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для нас актуальным является второе направление, так как работа по обучению элементарной грамоте проводится с детьми младшего школьного возраста, у которых имеются речевые и интеллектуальные возможности необходимые для того, чтобы овладевать знаково-символическими средствами. Поэтому рассмотрим второе направление, которое включает четыре этапа развития.

На первом этапе (первый год обучения) проводится работа с детьми по развитию ручной моторики, согласованности движений обеих рук (кистевых и тонких пальцевых движений), зрительно-двигательной координации. Для этого используют разнообразный материал, необходимый для упражнения по развитию ручной моторики: мозаики, различный мелкий раздаточный материал, различные предметы для сортировки и нанизывания, природный материал.

Задачами второго этапа развития графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского являются: формирование специфического навыка - захвата различных предметов; развитие зрительно-двигательной координации; формирование умения выполнять задания с различными мелкими предметами по подражанию действиям учителя, по образцу и по словесной инструкции; формирование графических навыков; воспитание оценочного отношения детей к результатам упражнений и графических заданий; пальчиковая гимнастика.

Задачами третьего этапа развитие графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка являются: обучение детей составлению целого предмета из частей; действия выполняются по подражанию и образцу; обучение детей, проведению непрерывной линии между двумя волнистыми линиями (ширина между которыми от 2,5 до 1,5 см), повторяя изгибы; обучение детей проведению непрерывных линий между двумя ломаными линиями, повторяя их изгибы; обучение детей обведению по контуру простых предметов; обучение детей штриховке простых предметов (воздушного шарика, яблока) в одном направлении (сверху вниз); формирование у детей индивидуальных предпочтений при выборе цвета карандаша при раскрашивании различных контурных сюжетных рисунков.

Задачами четвертого этапа и обучения детей младшего школьного возраста с УО являются: совершенствование умения детей штриховать простые предметы в различных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево); совершенствование умения детей ориентироваться на листе бумаги, верно, располагать графические изображения, ориентируясь на заданные линии; обучение ориентированию в тетради в клетку , обучение выполнению графических заданий в совместной работе
со сверстниками, умению начинать работу вместе и заканчивать так же, ориентируясь на других; обучение выполнению графических заданий на листе бумаги по образцу; воспитание оценочного отношения детей к собственным графическим работам, к результатам работ сверстников.

В соответствии с особенностями детей с УО следует обратить внимание на то, что изолированные двигательные затруднения, не сочетающиеся с недостаточностью других компонентов функциональной системы письма, у них встречаются редко. Поэтому развитие двигательного компонента процесса письма у большей части детей следует осуществлять параллельно с совершенствованием других (вербальных и невербальных) функций и операций письма, в частности, устранением возможных дефектов звукопроизношения, формирования самоконтроля при записи [30,с.194].

В процессе занятий по развитию графомоторных навыков дети усваивают систему сенсорных эталонов, расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности, укрепляют мышцы пальцев и кистей рук. Так же у них развиваются общие интеллектуальные умения: понимание и принятие цели нашей деятельности, анализ условий задания, выделение способа её решения, поэтапное выполнение умственных действий. Занятия позволят нам заложить в каждого ребенка основы важных личностных черт и поведения: целеустремленность детей, умение подчинять свою деятельность ситуации занятия и требованиям учителя.

В процессе графомоторных действий у детей по ходу наших занятий, мы должны особое внимание уделять таким категориям как: ведущая рука; способ держания графического орудия; положение ведущей руки; движение ведущей руки; вспомогательная рука; положение листа; осанка сидящего; темп работы. Благодаря вниманию на эти категории, мы можем выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, которые могут влиять на процесс развития графомоторных навыков.Это поможет нам выстроить правильную, работу по развитию графомоторных навыков у младших школьников с УО.

В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.

Формирование графических навыков письма на уровне буквы средствами игры.


Подбор и использование разнообразных методических приёмов в коррекционно-развивающей работе с детьми с УО по таким направлениям, как развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза, развитие сенсомоторной координации, развитие зрительного восприятия, коррекция моторного развития, будут способствовать развития графомоторного навыка.

Таким образом, развитие графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского должен включать такие приёмы как: игровые приемы (дидактические игры, игровые упражнения, игры-задания), указание, показ (показ образца, способов действия, последовательности), демонстрация, повторение и т.д.

В работе по развитию графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка следует уделять особое внимание развитию у детей вращательных движений, координации движений пальцев, кисти и предплечья при письме. Если ребенок сидит правильно, то от этого будет зависеть его осанка и держание ручки, осознание направленности движений, т.е. правильные условия записи.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
Таким образом можно сделать вывод, что:

1. Графомоторный навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). 2. Развитие графомоторных навыков обучающихся с умственной отсталостью осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития.

3.Особенности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью заключаются в неточной координации и общей недостаточностью движений.Это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных навыков у учащихся с нарушением интеллекта умеренной степени.

4.Основные методы развития графомоторных навыков у детей с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка:

-Воображаемое письмо, письмо в воздухе (по написанному на доске образцу или без него);

      - Анализ формы букв (по зрительным или по двигательным элементам буквы);

      - Конструирование буквы из элементов-шаблонов;


     -  Обведение букв по шаблону, штриховки;

      - Усвоение правил письма (дети пишут по правилам для каждого вида работы);

      - Письмо под счет (движения ручки вверх на "раз", вниз


Глава 2. Эмпирическое обоснование проблемы развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка
2.1 Программа и методика исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ «ст.Старица» В исследовании приняли участие 5 обучающихся 2 класса. Все дети имеют заключение ПМПК.

Цель исследования: практически изучить проблему развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.

Задачи исследования:

  1. подобрать диагностический инструментарий;

  2. провести диагностику детей на предмет развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.

  3. на основе результатов диагностики подобрать и апробировать серию упражнений по развитию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

  4. проанализировать результаты диагностики.

Методы исследования:

  1. Эмпирические (диагностические задания)

  2. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов диагностики).

В исследовании развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии использовались методики обследования Н.В.Нижегородцевой, Д.Элтон, Д.Тейлор, а также качественная и количественная обработка результатов.

Методики исследования:

1.Развитие графического навыка (Н.В. Нижегородцева)

Цель – исследовать состояние развития графического навыка.

Таблица 2

Анализ результатов исследования графомоторного навыка

Анализ результатов

балл

1

Характер линий

ровная, прямая, нажим сильный

1







неровная, дрожащая, искривленная, нажим слабый

0

2

Размер элементов

соответствует эталону

1







не соответствует эталону

0

3

Форма элементов

соответствует эталону

1







не соответствует эталону

0

4

Наклон


соответствует эталону

1







не соответствует эталону

0

5

Отклонение от строчки


Незначительное

1







значительное

0

6

Последовательность элементов

правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов

1







неверно воспроизведена последовательность элементов

0



2. Методика «Исследование уровня состояния графических навыков» (Д.Элтон, Д.Тейлор)

Цель исследования – определить состояние пространственной

ориентировки, состояние графических навыков и зрительно-моторной координации.
Полный текст методик представлен в (приложении 1)

2.2 Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе
После проведения констатирующего этапа эмпирического исследования, направленного на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, были проанализированы результаты.

По результатам диагностики «Исследование графомоторных навыков» с помощью методики Н. В. Нижегородцевой [20]. было установлено что никто из испытуемых набрать максимальное количество баллов и достичь высокого уровня не смог. (Олег Ф, Мансур И.) достигли среднего уровня сформированности графомоторного навыка. У данной группы школьников мы отметили незначительные отклонения от строчки, правильную последовательность элементов.Дети правильно воспроизводили форму. Однако у школьников данной группы были неровные искривленные дрожащие линии, размер и наклон элементов не соответствовали образцу.

Остальные испытуемые достигли низкого уровня сформированности графомоторного уровня. Практически все задания у школьников данной группы вызвали значительные трудности. Мы отметили неровные дрожащие линии; не соответствие образцу размера и наклона элементов предложенного узора; значительное отклонение линий от строчки; неправильную последовательность элементов. У большинства детей форма элементов соответствуют эталону.

В процессе выполнения заданий на исследование сформированности графомоторного навыка, мы выявили, что все дети допускали ошибки, которые самостоятельно не замечали. Стимулирующая помощь экспериментатора не помогала исправить ситуацию, дети продолжали выполнять задания с ошибками. Все дети при возникающих сложностях старались помогать себе другой рукой.

Для наглядности результаты представим в таблице 3.

Таблица 3

Имя, фамилия ребенка

Качественный анализ выполненного узор

Баллы

Уровень

Саефудин Д.

Линия неровная, дрожащая, нажим слабый, размер линии не соответствует эталону, отклонение от строчки незначительное, правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов, наклон элементов не соответствует эталону

2

Н

Мария К.

Линия неровная, искривленная, размер элементов не соответствует эталону, форма соответствует образцу, отклонение от строчки значительное, неверно воспроизведена последовательность элементов.

2

Н

Олег Ф.

Линия ровная, размер элементов соответствует эталону, форма соответствует образцу, отклонение от строчки незначительное, правильно воспроизведена последовательность элементов.

3

с

Мансур И.

Линия ровная, нажим сильный, размер и форма элементов соответствуют эталону, не правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов, имеется отклонение от строчки, наклон не соответствует образцу

3

С

Николай М.

Линия неровная, дрожащая, искривленная; размер, форма и наклон не соответствуют эталону, последовательность элементов воспроизведена неверно

2

Н