Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для наглядности данных результатов исследования графомоторных навыков младшего школьного возвраста с УО представлены в виде диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1
Результаты исследования графомоторных навыков, показали, что никто из испытуемых набрать максимальное количество баллов и достичь высокого уровня не смог. Обучающиеся (Олег Ф., Мансур И.) достигли среднего уровня сформированности графомоторного навыка, набрав по 3 балла.
Остальные обучающиеся достигли низкого уровня сформированности графомоторного навыка. Из них 3 школьника (Николай М., Мария К., Саефудин Д.) набрали по 2 балла. Практически все задания у школьников с УО вызвали значительные трудности. Нарисованные элементы были неровные и искривленные, размер элементов не соответствовал образцу.
Анализ результатов исследования приводит к следующим выводам:
-
Движения пальцев рук замедленные, неловкие, скованные, недифференцированные, сопровождаются содружественными движениями. Нажим на карандаш сильный, линии неровные, нечеткие. -
Наиболее ярко моторная неловкость проявляется при выполнение сложных двигательных актов. -
У детей недостаточно сформированы графические навыки.
Таким образом, данные результаты исследования позволяют нам утверждать о необходимости разработки и реализации основных направлений логопедической работы по формированию предпосылок к обучению графомоторных навыков младших школьников с УО.
Методика исследования состояния графических навыков. (Д.Элтон, Д.Тейлор)
Цель исследования – определить состояние пространственной ориентировки, состояние графических навыков и зрительно-моторной координации
Представим результаты диагностики :
Таблица №2
Результаты обследования состояния пространственной ориентировки на листе бумаги
Имя ребенка | 1 | 2 | Общий балл |
Олег | 0 | 0 | 0 |
Саефудин | 0 | 1 | 1 |
Николай | 1 | 0 | 1 |
Мансур | 0 | 0 | 0 |
Мария | 1 | 0 | 1 |
По данным таблицы, можно сделать вывод, что у трех обучающихся ориентировка на листе бумаги не сформирована (обучающиеся выполняли задания с помощью взрослого, либо совсем не выполняли инструкции и путались в диагональных направлениях), у двух обучающихся сформирована недостаточно (выполняли неточно инструкции, путались в направлениях).
Таблица 3
Результаты обследования состояния двигательных графических навыков
Имя | Удержание ручки | Постановка руки | Прямые линии | Лабиринт | штриховка | Итого |
Олег | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Саефудин | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Коля | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
Мансур | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 4 |
Мария | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 |
По результатам данной таблицы можно сказать, что двигательные графические навыки у двух обучающихся (Олег, Мансур) не сформированы (наблюдались нарушения в удержании ручки линии были неровные и с разрывами, при штриховке штрихи были неровные, линии разорваны и выходили за пределы фигуры), у трех обучающихся (Саефудин, Коля, Мария) навык сформирован недостаточно.
Таблица 4
Результаты обследования состояния зрительно-моторной координации
Имя | Продолжи узор | Скопируй фигуры | Дорисуй фигуру | Итого |
Олег | 1 | 0 | 2 | 3 |
Саефудин | 1 | 0 | 1 | 2 |
Николай | 1 | 0 | 1 | 2 |
Мансур | 1 | 0 | 2 | 3 |
Мария | 1 | 1 | 1 | 3 |
Полученные данные говорят нам о том, что зрительно-моторная координация у трех обучающихся не сформирована (при дорисовывании цепочки фигур у (Олега, Мансура, Марии) линии были ровные, но наблюдалась неточность воспроизведения элементов, у (Саефудина, Николая) наоборот линии были неровные, неправильно нарисованные фигуры, также все обучающиеся не смогли срисовать фигуры с образца: линии дрожащие, присутствуют разрывы, дополнительные штрихи, нарушены размеры, в задании дорисуй фигуру, не все обучающиеся справились с заданием, была нарушена симметричность), у одного обучающегося - сформирована недостаточно (не справился с копированием геометрических фигур, дрожащие линии, но без разрывов).
Таблица 5
Общий вывод о состоянии графомоторных навыков обучающихся с УО
Имя | Общий балл |
Олег | 7 |
Саефудин | 9 |
Николай | 9 |
Мансур | 7 |
Мария | 9 |
23-28 баллов –графомоторные навыки сформированы;
10-22 баллов- средний уровень;
0-9 баллов –низкий уровень.
В результате исследования состояния графомоторных навыков обучающихся я сделала вывод, что уровень сформированности графомоторных навыков низкий. Всем обучающимся необходимы тренировочные упражнения в этой сфере.
Низкий уровень развития графомоторных навыков является причиной целого ряда трудностей:
- низкий темп;
-быстрая утомляемость;
-неровная дрожащая линия;
- трудности в написании овалов;
-несоблюдение графических элементов;
-нежелание выполнять письменные упражнения
2.3. Формирующий этап эмпирического исследования
Формирующий этап был направлен на организацию коррекционно-развивающей работы по развитию графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с УО в количестве пяти человек 2 класса МБОУ «СОШ ст.Старица» с 24.02.20г. по 12.04.20г.
На формирующем этапе был составлен календарно-тематический план коррекционно-развивающих занятий (Таблица 6), разработаны конспекты коррекционных уроков русского языка (приложении 2).
Во время выполнения детьми графомоторных упражнений использовался простой карандаш. При рисовании младшие школьники обучались новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз).
Большое внимание обращалось на то, чтобы штрихи выполнялись ребенком одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом.
Таблица 6
Календарно-тематический план проведения коррекционных уроков русского языка у детей младшего школьного возраста с УО
Месяц | Занятия | Задачи |
26.02.2020 | «Имя существительное как часть речи» | -развитие зрительного внимания -умение штриховать в разных направлениях |
27.02.2020 | «Имя существительное как часть речи» | -Развивать умение штриховать в различных направлениях -Развивать мелкую моторику рук . |
4.03.2020 | «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» | - Знать, на какой вопрос отвечают слова -Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
5.03.2020 | «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» | -развивать графические навыки -Развивать слухо-моторную координацию. |
11.03.2020 | «Заглавная буква в именах собственных» | - Совершенствовать графические умения и навыки -рисование различных узоров -развивать мелкую моторику рук |
12.03.2020 | «Заглавная буква в именах собственных» | -рисование элементов букв -Совершенствовать графические умения и навыки |
19.03.2020 | «Распознавание имен существительных в единственном и во множественном числе» | -правильно произносить слова -развивать мелкую моторику рук |
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Методики, которые были отобраны в ходе работы, можно применять в работе с обучающимися с умственной отсталостью, так как они не требуют адаптации и с помощью них можно достаточно точно определить уровень сформированности графомоторных навыков и на основании полученных результатов провести коррекционную
работу.
Графомоторные навыки у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в ходе экспериментального исследования были оценены по низкому уровню. Было отмечено, что процесс формирования графомоторного навыка сопровождается трудностями, связанными со спецификой нервно-психического развития обучающихся данной категории.
Своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта. Для повышения уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью требуется коррекционная работа.
Заключение
Актуальность темы исследования была подтверждена тем, что формирование графомоторных навыков вызывает значительные затруднения у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка. Формирование графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью происходит с особенностями, которые связанны с интеллектуальными и психофизическими отклонениями в развитии (недостаточное развитие мелкой пальцевой моторики, низкий уровень развития психических функций, сложности межанализаторного взаимодействия и другое).
В первой главе исследования представлен теоретический анализ развития графомоторных навыков младших школьников с УО. Было изучено понятие графомоторный навык, какие ученые высказываются о графомоторном навыке.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка характерны следующие особенности графомоторных навыков:
-
Низкая способность к анализу и синтезу визуальной информации. -
Сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа; -
Неумение подчинить восприятие поставленной задаче.
У обучающихся с умственной отсталостью слабый контроль за графической стороной письма проявляется в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме.
Во второй главе исследования представлена экспериментальная часть работы по изучению графомоторного навыка детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.
В исследовании участвовали младшие школьники в количестве 5 человек. Для проведения диагностики были использованы методики: