Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2641
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- грядущие повышения или понижения сотрудников;
- изменения организационной структуры;
- информация о личных пристрастиях руководителей и т.д.
Принято считать, что слухи - это неточная и недостоверная информация, однако такая информация в ряде случаев может оказаться важным сигналом для менеджеров компании.
Эффективность коммуникационных процессов зависит от многих факторов.
1. Определение потребности в информации. Все сотрудники организации должны понимать, как будет использоваться имеющаяся и поступающая информация, а также какие направления информационных потоков (в том числе способы запроса информации) будут для компании наилучшими.
2. Осведомленность персонала о наличии необходимой информации. Коммуникационная система организации должна включать в себя указатели, каталоги, телефонные справочники, навигаторы и т.д., а также возможность обращения к профессионалам для получения сведений о накопленных в организации знаниях. Содействие в поиске информации должно обеспечиваться введением в организации новых должностей, предназначенных для оказания помощи сотрудникам, занятым поиском информации. Большое значение имеет возможность привлечения экспертов для обработки (фильтрации) информации.
3. Обеспечение возможности доступа персонала к необходимой информации. Создание системы, предполагающей возможность использования pull- и push-методов поиска информации.
Для совершенствования организационных коммуникаций менеджмент компании должен <1>:
- обеспечить управление информационными потоками в организации, т.е. четко представлять потребность в информации для всех уровней управления и организовать потоки информации в соответствии с этими потребностями;
- параллельно использовать при передаче сообщений несколько каналов связи (например, письменную и устную речь);
- проявлять постоянное внимание к процессам обмена информацией (встречи с подчиненными, обсуждение предстоящих перемен, отчеты по результатам контроля);
- организовать системы обратной связи (опрос работников, система сбора предложений от работников, ротация кадров);
- практиковать выпуск информационных бюллетеней;
- обеспечить повышение квалификации работников управления;
- использовать современные информационные технологии (видеоконференции и т.д.).
--------------------------------
<1> Шеметов П.В. Организационные коммуникации: совершенствование и управление ими. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/05/15/organizacionnye_kommunikacii.html.
Итак, вы познакомились с понятием коммуникации, поняли, как строится коммуникационный процесс, познакомились с видами коммуникаций, узнали, какое значение для менеджера имеет информация.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой коммуникация в организации?
2. Перечислите основные элементы коммуникационного процесса.
3. Перечислите основные свойства информации.
4. Дайте характеристику вертикальной и горизонтальной коммуникации.
Практикум к главе 9
Задание 1. Свойства информации
Проанализируйте качество приведенных ниже информационных сообщений.
Дайте характеристику каждому сообщению, оценив в баллах (от 0 до 10) каждое из семи изученных свойств информации. Подсчитайте общий балл. Укажите, какие свойства являются наиболее важными в каждом из рассмотренных случаев. Почему? (см. пример оформления ответа).
Пример оформления ответа:
Задание 2. Коммуникационные потоки
Приведите примеры коммуникационных потоков для различных организаций. В примерах укажите:
а) отправителя и получателя, например: директор завода (начальник цеха; завуч школы; классные руководители);
б) конкретное содержание информации (техническая, экономическая, управленческая и т.п.), например: технические параметры изделий (техническая), отчет о прибыли (финансовая);
в) канал (носитель) информации (документ, электронная почта, устное сообщение, телефонная связь, совещание и т.п.).
Пример оформления ответа:
Коммуникация в организациях
1>1>1>1>1>1>1>1>
Глава 10. ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Одинаково опасно и безумному вручать меч,
и бесчестному власть.
Пифагор
- Понятие власти и лидерства
- Личностный подход к лидерству
- Поведенческий подход к лидерству
- Ситуационный подход к лидерству
- Коды лидерства по И. Адизесу
10.1. Понятие власти и лидерства
Главная задача менеджера - направление усилий коллектива на достижение целей организации. Для решения этой задачи менеджер наделяется определенными полномочиями <1>, однако помимо формальных полномочий ему приходится использовать такие инструменты, как власть и влияние.
--------------------------------
<1> Определение понятия "полномочие" см. в параграфе 5.3.
Примечание. Власть - это возможность оказывать влияние на поведение других людей для достижения целей организации.
Примечание. Влияние - это поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение или мысли других людей.
При этом важно помнить, что обладание властью всегда влечет за собой ответственность. Давая указания подчиненным, побуждая их действовать определенным образом, менеджер берет на себя ответственность как за результат работы, так и за безопасность сотрудников, их моральное состояние и т.п. Применяя власть, менеджер может нести различные виды ответственности: моральную, материальную, административную, уголовную.
В менеджменте, как правило, выделяют пять форм власти:
1) традиционная власть;
2) власть, основанная на принуждении;
3) власть, основанная на вознаграждении;
4) власть примера;
5) экспертная власть.
Традиционная власть заключается в том, что исполнитель знает, что подчинение руководителю - это его долг. Другими словами, эта форма власти порождает влияние, основанное на уверенности исполнителя в том, что руководитель имеет право отдавать ему приказания. Традиционная власть, как правило, оказывается эффективной лишь в условиях жесткой и устоявшейся иерархии власти в организации, т.е. в организациях бюрократического типа.
Власть, основанная на принуждении, основывается на вере исполнителя в то, что руководитель может наказать его, лишить возможности удовлетворить какие-то потребности или причинить неприятности. В качестве основного инструмента в этом случае используется влияние через
- изменения организационной структуры;
- информация о личных пристрастиях руководителей и т.д.
Принято считать, что слухи - это неточная и недостоверная информация, однако такая информация в ряде случаев может оказаться важным сигналом для менеджеров компании.
Эффективность коммуникационных процессов зависит от многих факторов.
1. Определение потребности в информации. Все сотрудники организации должны понимать, как будет использоваться имеющаяся и поступающая информация, а также какие направления информационных потоков (в том числе способы запроса информации) будут для компании наилучшими.
2. Осведомленность персонала о наличии необходимой информации. Коммуникационная система организации должна включать в себя указатели, каталоги, телефонные справочники, навигаторы и т.д., а также возможность обращения к профессионалам для получения сведений о накопленных в организации знаниях. Содействие в поиске информации должно обеспечиваться введением в организации новых должностей, предназначенных для оказания помощи сотрудникам, занятым поиском информации. Большое значение имеет возможность привлечения экспертов для обработки (фильтрации) информации.
3. Обеспечение возможности доступа персонала к необходимой информации. Создание системы, предполагающей возможность использования pull- и push-методов поиска информации.
Для совершенствования организационных коммуникаций менеджмент компании должен <1>:
- обеспечить управление информационными потоками в организации, т.е. четко представлять потребность в информации для всех уровней управления и организовать потоки информации в соответствии с этими потребностями;
- параллельно использовать при передаче сообщений несколько каналов связи (например, письменную и устную речь);
- проявлять постоянное внимание к процессам обмена информацией (встречи с подчиненными, обсуждение предстоящих перемен, отчеты по результатам контроля);
- организовать системы обратной связи (опрос работников, система сбора предложений от работников, ротация кадров);
- практиковать выпуск информационных бюллетеней;
- обеспечить повышение квалификации работников управления;
- использовать современные информационные технологии (видеоконференции и т.д.).
--------------------------------
<1> Шеметов П.В. Организационные коммуникации: совершенствование и управление ими. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/05/15/organizacionnye_kommunikacii.html.
Итак, вы познакомились с понятием коммуникации, поняли, как строится коммуникационный процесс, познакомились с видами коммуникаций, узнали, какое значение для менеджера имеет информация.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой коммуникация в организации?
2. Перечислите основные элементы коммуникационного процесса.
3. Перечислите основные свойства информации.
4. Дайте характеристику вертикальной и горизонтальной коммуникации.
Практикум к главе 9
Задание 1. Свойства информации
Проанализируйте качество приведенных ниже информационных сообщений.
Сообщения | Условия передачи | Содержание сообщения |
Сообщение 1 | Отправитель - вице-президент компании. Получатель - начальник отдела продаж. Время получения - середина рабочего дня. Форма сообщения - устно (по телефону) | "Сергей Иванович! Сегодня мы запускаем новую программу продаж. Она была утверждена руководством компании в прошлом месяце. Вы уже завтра должны выполнить первые пять пунктов программы. Сегодня же изучите ее основные параметры. Сейчас я их вам зачитаю..." Далее вице-президент зачитывает параметры программы |
Сообщение 2 | Отправитель - преподаватель менеджмента. Получатель - студенты факультета менеджмента (80 чел.). Время получения - лекция. Форма сообщения - устно | "Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там друг невинных наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали селы; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад" |
Сообщение 3 | Отправитель - инженер. Получатель - рабочие сборочного цеха (30 чел.). Время получения - конец рабочего дня. Форма сообщения - устно и письменно (на маркерной доске) | "Завтра приступаем к внедрению новой технологии... Маршрутная технология включает установление последовательности и содержания технологических и вспомогательных операций сборки. Последовательность сборки определяется на основе технологических схем. Содержание операций устанавливают в зависимости от выбранного типа производства и темпа сборки. При серийном производстве содержание операции принимают таким, чтобы на отдельных рабочих местах выполняемая узловая и общая сборка данного и других изделий периодически сменяемыми партиями обеспечивала достаточно высокую загрузку рабочих мест. Для общей сборки характерно (пишет на доске): , где ... - время общей сборки первого, второго... изделия; - подготовительно-заключительное время для первого, второго ... изделия; k - число партий и год; - действительный годовой фонд рабочего времени; - годовая программа выпуска первого, второго ... изделия; m - число стендов общей сборки. Остальное вы прочитаете самостоятельно..." Инженер выдает бригадиру один буклет объемом 120 страниц |
Дайте характеристику каждому сообщению, оценив в баллах (от 0 до 10) каждое из семи изученных свойств информации. Подсчитайте общий балл. Укажите, какие свойства являются наиболее важными в каждом из рассмотренных случаев. Почему? (см. пример оформления ответа).
Пример оформления ответа:
Свойства информации | Сообщения | ||
N 1 | N 2 | N 3 | |
1. Релевантность | | | |
2. Полнота | | | |
3. Достоверность | | | |
4. Своевременность | | | |
5. Доступность | | | |
6. Защищенность | | | |
7. Эргономичность | | | |
Общий балл: | | | |
Пояснения: | ______________ ______________ ______________ | ______________ ______________ ______________ | ______________ ______________ ______________ |
Задание 2. Коммуникационные потоки
Приведите примеры коммуникационных потоков для различных организаций. В примерах укажите:
а) отправителя и получателя, например: директор завода (начальник цеха; завуч школы; классные руководители);
б) конкретное содержание информации (техническая, экономическая, управленческая и т.п.), например: технические параметры изделий (техническая), отчет о прибыли (финансовая);
в) канал (носитель) информации (документ, электронная почта, устное сообщение, телефонная связь, совещание и т.п.).
Пример оформления ответа:
Коммуникация в организациях
N п/п | Организация | Вертикальная | Горизонтальная | |
восходящая | нисходящая | |||
1 | Сеть магазинов | | | |
2 | Автомобильный завод | | | |
3 | Школа (университет) | | | |
4 | Другое | | | |
1>1>1>1>1>1>1>1>
Глава 10. ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Одинаково опасно и безумному вручать меч,
и бесчестному власть.
Пифагор
- Понятие власти и лидерства
- Личностный подход к лидерству
- Поведенческий подход к лидерству
- Ситуационный подход к лидерству
- Коды лидерства по И. Адизесу
10.1. Понятие власти и лидерства
Главная задача менеджера - направление усилий коллектива на достижение целей организации. Для решения этой задачи менеджер наделяется определенными полномочиями <1>, однако помимо формальных полномочий ему приходится использовать такие инструменты, как власть и влияние.
--------------------------------
<1> Определение понятия "полномочие" см. в параграфе 5.3.
Примечание. Власть - это возможность оказывать влияние на поведение других людей для достижения целей организации.
Примечание. Влияние - это поведение одного человека, которое вносит изменение в поведение или мысли других людей.
При этом важно помнить, что обладание властью всегда влечет за собой ответственность. Давая указания подчиненным, побуждая их действовать определенным образом, менеджер берет на себя ответственность как за результат работы, так и за безопасность сотрудников, их моральное состояние и т.п. Применяя власть, менеджер может нести различные виды ответственности: моральную, материальную, административную, уголовную.
В менеджменте, как правило, выделяют пять форм власти:
1) традиционная власть;
2) власть, основанная на принуждении;
3) власть, основанная на вознаграждении;
4) власть примера;
5) экспертная власть.
Традиционная власть заключается в том, что исполнитель знает, что подчинение руководителю - это его долг. Другими словами, эта форма власти порождает влияние, основанное на уверенности исполнителя в том, что руководитель имеет право отдавать ему приказания. Традиционная власть, как правило, оказывается эффективной лишь в условиях жесткой и устоявшейся иерархии власти в организации, т.е. в организациях бюрократического типа.
Власть, основанная на принуждении, основывается на вере исполнителя в то, что руководитель может наказать его, лишить возможности удовлетворить какие-то потребности или причинить неприятности. В качестве основного инструмента в этом случае используется влияние через