Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2646
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. Методы исследования в теории организации
Описание объекта исследования (организации):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Предмет исследования:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Цель исследования:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задачи и инструменты (методы) исследования:
N | Задачи | Методы | Ресурсы | Время | Результаты и выводы |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Примечания и дополнения (если необходимо):
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 3. Формальные и неформальные организации
1. Выберите в качестве примера какую-либо организацию. Приведите ее краткое описание.
2. Смоделируйте ситуацию появления внутри формальной организации неформальной группы. Конкретными примерами опишите особенности группы и характер ее влияния на деятельность формальной организации.
3. Охарактеризуйте необходимые действия руководителя в отношении неформальной организации. Приведите конкретные примеры.
1>1>1>1>2>1>2>1>2>2>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>1>
Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
...И в самой совершенной иерархии,
в самой безупречной организации мы видим вовсе не механизм,
составленный из мертвых и в отдельности
безличных частей, а живое тело, образуемое частями
и живущее органами, каждый из которых, обладая
своей самобытностью и свободой, участвует в чуде жизни.
Г.Гессе
- Понятие и основные свойства организации как системы
- Классификация организационных систем
- Организация как открытая система
12.1. Понятие и основные свойства организации как системы
Общее понятие системы. Многообразие типов и форм современных организаций, сложность протекающих в них социально-экономических, организационных и технологических процессов, а также влияние внешнего окружения заставляют подходить к исследованию организаций с точки зрения системного представления.
Примечание. Системное представление (системный подход) - одна из основополагающих концепций теории организации и современного менеджмента. Она заключается в изучении свойств любой организации как системы - единого целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
Слово "система" имеет греческие корни и означает "строй", "сочетание", "организм".
Примечание. Система - это целенаправленно упорядоченная совокупность взаимосвязанных и влияющих друг на друга элементов, образующая устойчивое единство и обладающая как минимум одним новым свойством, отсутствующим у ее элементов.
Элементы, составляющие систему, часто называют компонентами, или подсистемами. Подсистемой называется такая часть системы, которая сама обладает системными свойствами. Элементы системы оказывают друг на друга воздействие, подчиненное общей цели системы. Именно полезный результат (ожидаемый эффект) является основным системообразующим фактором, определяющим структуру, особенности и принципы функционирования любой системы. Причиной появления системы (или, как еще говорят, причинным системообразующим фактором) является исходная потребность существования системы.
Примечание. Системообразующий фактор - ожидаемый эффект (полезный результат), определяющий структуру, особенности и принципы функционирования любой системы.
Отсюда можно сделать важный вывод: возникновение и развитие системы невозможно без появления потребности и определенной цели ее существования. Так, например, целями существования хозяйственной организации могут являться выпуск общественно полезной продукции и получение прибыли. Причинами же создания организации являются необходимость скоординированной совместной работы большого количества людей, привлечения техники, технологий и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное достижение этих целей.
В настоящее время понятие "система" широко используется в различных областях знания и практики. Существуют описания социально-экономических, технических, биологических и иных систем. В основе системной концепции лежит общая теория систем, самостоятельным разделом которой, по мнению ряда ученых, и является теория организации. Ключевыми понятиями системного подхода являются: состояние системы, взаимные связи, взаимное влияние элементов и др.
Системный подход к изучению организаций базируется на следующих принципах:
Принцип 1. Исследуемая организационная система рассматривается как часть (подсистема) более общей системы.
Принцип 2. Более общая система (надсистема) по отношению к исследуемой системе рассматривается в качестве внешней среды.
Принцип 3. Исследуемая система представляется совокупностью взаимосвязанных элементов (подсистем).
Принцип 4. Система имеет особые свойства, которые могут отсутствовать у образующих ее элементов.
Пример. Опираясь на принципы системного представления, проанализируем промышленное предприятие.
Принципы | Описание |
Принцип 1. Исследуемая организационная система рассматривается как часть (подсистема) более общей системы | Промышленное предприятие представляет собой часть (подсистему) более общей системы - отрасли экономики <1> (промышленности <2>). Кроме этого, в других системных исследованиях под более общей системой может пониматься конкретный рынок, на котором работает данное предприятие (рынок товаров и услуг или региональный рынок) |
Принцип 2. Более общая система (надсистема) по отношению к исследуемой системе рассматривается в качестве внешней среды | Внешняя среда промышленного предприятия также является сложной системой и представляет собой совокупность большого числа разнообразных элементов (факторов): предприятия - поставщики сырья, партнеры, предприятия-конкуренты, государственные органы, регламентирующие деятельность промышленных предприятий, покупатели производимой продукции (другие предприятия, торговые компании и т.п.) и др. Элементы внешней среды влияют не только на исследуемое предприятие, но и друг на друга, порождая сложные связи и новые свойства. Поэтому совокупность факторов внешней среды любого предприятия может рассматриваться в качестве надсистемы |
Принцип 3. Исследуемая система представляется совокупностью взаимосвязанных элементов (подсистем) | Исследуемое промышленное предприятие, являясь системой, включает в себя большое количество взаимосвязанных элементов: департаментов, подразделений, цехов, служб и т.п. Большинство этих элементов сами имеют сложную структуру и внутренние связи, что позволяет рассматривать их в качестве подсистем. При этом каждая такая подсистема обладает системными свойствами, и для нее характерны системные принципы |
Принцип 4. Система имеет особые свойства, которые могут отсутствовать у образующих ее элементов | Каждое подразделение предприятия способно решать свои задачи. Например: департамент маркетинга исследует рынок и делает выводы о необходимости производства того или иного вида продукции определенного качества, назначения, количества и т.п.; сборочный цех осуществляет сборку изделий из закупленных или ранее произведенных комплектующих; отдел логистики отвечает за хранение произведенной продукции на складе предприятия и доставку ее покупателям. Однако произвести необходимое количество конкурентоспособной, востребованной потребителями продукции, продать ее покупателю, получить прибыль и т.п. способно только предприятие в целом. Следовательно, предприятие как система обладает свойством (точнее - комплексом свойств), которых нет у ее отдельных элементов, даже если они сами являются подсистемами |
--------------------------------
<1> Отрасль экономики - совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
<2> Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, шахт, электростанций и др.), занятых производством орудий труда как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведенных в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.
Структура и состояние системы. Как следует из первых двух принципов системного подхода, выбор границ системы заключается в условном разделении некоторой области материального мира на две части: собственно систему и ее внешнюю среду - набор объектов и факторов, действующих на систему извне. Определение границ между системой и ее внешней средой зависит от постановки задачи исследования и практических целей.
Одним из основных свойств любой системы, характеризующих ее внутреннее строение, является структура.
Примечание. Структурой системы называется совокупность ее элементов и связей между ними.
На рис. 12.1 показана структура системы.
Схема структуры системы
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐
┌───────────────────────────────────────────────────────┐
│ │ S X│ │
│ i │
│ │ 2 │ │
│ ┌─────────────────┐ <────┐ │
│ │ x │ x │x │x │ │
│ 1 S \│/ 2 │ i │ n │
│┌───┘\ │┌────┐ 12 ┌─┴──┐ ┌─┴──┐ ┌─┴──┐│┌───┘\ │
│ V \ ││ A ├───────>│ A ├──> ... ───>│ A ├──> ... ──>│ A │││ V \
││ BC / ││ 1 │<───────┤ 2 │<── <───┤ i │<── <──┤ n │││ CB / │
└───┐/ │└┬──┬┘ S └─┬──┘ S └┬──┬┘ └─┬──┘│└───┐/
│ │ │ │ 21 │ 2 /│\/│\ /│\ │ │
│ │ │ S │ i │ │ │ │
│ │ │ │ 1 └────────────────┘ │ S │ │ │
│ │ │ i │ 1 │ │
│ │ │ └───────────────────────────────┘ n │ │ │
│ └─────────────────────────────────────────────────┘ │
│ │ Система│ │
└───────────────────────────────────────────────────────┘
│ Внешняя среда│
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
, , ..., , ..., - элементы системы (где n - общее число элементов в системе);
, , ..., и т.д. - взаимовлияние элементов (например, - влияние элемента на элемент );
, , ..., , ..., - состояния элементов;
X - состояние системы;
- воздействие внешней среды на систему;
- воздействие системы на внешнюю среду
Рис. 12.1
Элементом системы называется ее неделимая часть, обладающая самостоятельностью по отношению к другим элементам. Под неделимостью элемента понимается нецелесообразность учета в данной модели системы внутреннего строения этого элемента. Элемент характеризуется только своими внешними проявлениями в виде связей и взаимодействия с другими элементами.
Каждый элемент системы характеризуется набором свойств, которые однозначно определяют его роль и место в данной системе. Мгновенное значение свойств элемента называется его состоянием оно может описываться различными параметрами. Например, состояние отдела фирмы как элемента системы можно описать укомплектованностью персоналом, производительностью труда, количеством обслуживаемых за день клиентов и т.п.