Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2651
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в целом, с учетом всех ее связей и особенностей.
Итак, первая задача синтеза как научного метода - получение нового знания об изучаемом объекте или явлении. Однако при изучении реальных организаций исследователи (менеджеры, аналитики, собственники предприятия) этим редко ограничиваются. Поэтому второй практической задачей синтеза является внесение каких-либо изменений в структуру и функции организации, повышающих результативность и эффективность ее функционирования. В этом смысле под синтезом часто понимается усовершенствование организации.
Примечание. Синтез - метод исследования, заключающийся в объединении выделенных при анализе частей в единое целое и формировании новых выводов.
Как вы узнаете из параграфа, посвященного закону единства анализа и синтеза, эти методы исследования осуществляются друг за другом, циклически. В процессе совершенствования деятельности организации анализ обычно предшествует синтезу. Так, например, перед тем как объединить несколько организаций в общую организационно-правовую структуру (холдинг, финансово-промышленную группу, консорциум и т.п.) <1>, каждая из организаций исследуется в отдельности. Затем начинается синтез - моделирование вариантов построения общей групповой структуры. После чего оцениваются (или прогнозируются) результаты совместной работы организаций в рамках новой системы. Если эти результаты оказываются неудовлетворительными, то осуществляют формирование новых структурных образований до получения наилучшего результата.
--------------------------------
<1> Эти и другие групповые организационные формы вы будете изучать в гл. 15 "Основные виды организаций" данного учебника.
Наряду с анализом и синтезом одним из эффективных и широко распространенных методов исследования в любой науке, и теории организации в частности, является дедукция - выделение частных суждений из общих положений. Вспомните Шерлока Холмса - персонаж произведений А. Конан Дойла. Этот всемирно известный сыщик сумел построить целую систему анализа информации и формирования выводов на основе дедуктивного метода.
Примечание. Дедукция - метод исследования, заключающийся в выведении частных суждений из общих положений.
Дедуктивное умозаключение применяется главным образом для построения частных версий и объяснения единичных фактов на основе общих представлений. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез следствия, которые можно проверить эмпирически, т.е. опытным путем, и таким образом экспериментально их обосновывать или опровергать. Например, если у исследователя (руководителя) имеются данные о том, что внутренняя среда предприятия характеризуется высоким уровнем профессиональной компетентности и трудовой мотивации специалистов, то у него появляются определенные основания ожидать, что каждый из специалистов, отобранных из разных подразделений для реализации какого-либо проекта, также будет характеризоваться высоким уровнем профессионализма и мотивации.
Индукция, напротив, предусматривает исследование путем перехода от частного к общему. Индуктивные умозаключения применяются в тех случаях, когда приходится обобщать некоторую известную совокупность фактов и устанавливать общие закономерности. Например, для определения качества продукции отдел контроля осуществляет замеры параметров лишь части крупной партии изделий. И на основе этих замеров делает выводы об уровне качества всей партии. Кроме того, вспомните, как в ходе хоторнских экспериментов из первоначально разрозненных результатов родилась новая концепция человеческих отношений <1>.
--------------------------------
<1> См. параграф 1.3 данного учебника.
Примечание. Индукция - метод исследования, заключающийся в формировании выводов путем перехода от частных суждений к общим.
В том случае, когда требуется сопоставить между собой какие-либо явления, факты или события, с успехом применяется метод аналогий. Основным достоинством этого метода является то, что сопоставление чего-то нового проводится с тем, что уже хорошо известно и понятно исследователю.
Пример. Объясняя принцип хранения информации на диске компьютера, преподаватель информатики может сказать: "Представьте себе книжный шкаф. Предположим, что он стоит в вашем офисе и вы храните в нем документы. На полках стоят канцелярские папки, некоторые из них заполнены документами, некоторые пусты. Кроме того, часть документов лежит на полке без папки. Каждая папка имеет свое название, например, "Письма" или "Отчеты". Документы тоже по-разному озаглавлены: "Доклад N 1", "Доклад N 2", "План на месяц" и тому подобное. Точно так же упорядочена информация на диске компьютера. Диск - это шкаф, полки - это виртуальные или логические диски, папка - это некоторая область диска, имеющая свое имя и предназначенная для хранения документов - файлов. Каждый файл - это документ, имеющий уникальное имя. Чтобы найти файл, необходимо знать его имя, папку и диск, на котором он хранится. Некоторые файлы как отдельные документы могут храниться вне папок. О них говорят, что они размещены в корневом каталоге" <1>.
--------------------------------
<1> Михненко П.А. Как я учился деловому общению. М.: НТ Пресс, 2005. С. 62 - 63.
Как видно из приведенного примера, аналогия - это прием, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях. Так, принято считать, что хозяйственные организации сходны с живыми организмами и в своем развитии проходят те же этапы: зарождение, рост, зрелость, старость, смерть. Умозаключение по аналогии формируется в результате сравнения двух объектов и определения сходств и различий между ними.
Примечание. Аналогия - метод исследования, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях.
Часто при исследовании организаций оказывается удачным так называемый исторический метод. Он состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий. В такой же последовательности приводится и анализ изменений, произошедших или происходящих с объектом изучения - организацией.
Примечание. Исторический (хронологический) метод исследования состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий для выявления изменений, тенденций и т.п.
В следующем параграфе мы как раз прибегнем к историческому методу для изучения основных предпосылок и этапов развития теории организации как науки.
11.3. Формальные и неформальные организации
Любую организацию можно охарактеризовать с точки зрения степени ее формализации <1>. Например, организация может быть описана с помощью таких параметров, как:
- цель деятельности;
- используемые ресурсы;
- организационная структура;
- правовые и нормативные основы существования и функционирования;
- принципы разделения труда и распределения ролей;
- характер взаимоотношений с элементами внешней среды и т.п.
--------------------------------
<1> Формализация (от лат. forma - вид, образ) - отображение каких-либо результатов в точных понятиях и утверждениях.
В зависимости от степени формализации этих параметров выделяются:
а) формальные <2> организации - объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях;
б) неформальные организации - объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
--------------------------------
<2> Формальный (здесь) - официальный, законный.
К формальным организациям относят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь или не иметь статус юридического лица. Основной функцией формальных организаций является выполнение нормативно определенных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми в таких организациях регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Примечание. Формальные организации - объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
К неформальным организациям относят институты семьи, дружбы и иных неформальных отношений между людьми. Неформальные организации создаются на основе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. и часто образовываются вокруг одного лица - лидера. Такие организации не регистрируются в государственном органе и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли.
Для любознательных... Семья относится к такому типу организации, который можно трактовать и как неформальную, и как формальную организацию. Семья как неформальная организация - это группа людей, находящихся, как правило, в кровном родстве, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. При этом семья как формальная организация - это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Права и обязанности членов семьи закрепляются законодательно.
Неформальные группы, объединяющие людей разных подразделений, часто появляются и внутри формальных организаций. Они "вырастают" из дружеских отношений и социальных связей, не предполагаемых организационной структурой. Это естественное явление, как правило, свидетельствующее о том, что система формальных коммуникаций и внутренней культуры организации не соответствует запросам сотрудников и требует совершенствования. Неформальные организации могут быть похожими и непохожими на формальные организации.
Примечание. Неформальные организации - объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
Для любой формальной организации важно соблюдать баланс между формальной и неформальной структурами, не допуская доминирования неформальных групп.
Причинами, побуждающими людей вступать в неформальные отношения внутри формальных организаций, являются:
1) потребность в общении - желание получать информацию, недоступную по официальным каналам коммуникации, а также участвовать в обмене этой информацией. Как правило, неофициальная информация имеет форму слухов, предположений и т.п.;
2) симпатия - стремление человека быть ближе к тем людям, которые ему симпатичны;
3) потребность в причастности - желание человека быть причастным к деятельности своего коллектива, коллег, друзей, в том числе и за пределами формальных обязанностей;
4) стремление к взаимопомощи - попытки получить помощь в решении своих производственных задач и личных проблем от коллег и товарищей. Это явление становится особенно актуальным тогда, когда администрация либо уклоняется, либо проявляет неспособность оказать официальную помощь сотрудникам;
5) самозащита - реализация потребности в безопасности за счет единства. Сотрудники полагают (часто справедливо), что объединение в неформальную группу повышает их силу и позволяет оказывать влияние на руководство.
Неформальные организации обладают следующими социально-психологическими особенностями (см. рис. 11.4):
1. Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами путем установления определенных норм - принятых в этой организации групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В ряде случаев социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, оказывает положительное влияние на функционирование формальной организации.
2. Сопротивление переменам. В неформальных организациях часто наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Среди прочих причин это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию этой неформальной организации.
3. Неформальные лидеры. Неформальные организации часто имеют своих лидеров. От формальных лидеров-руководителей их отличает отсутствие официальных полномочий. Однако неформальные лидеры часто имеют больше возможностей проявлять лидерские качества за пределами своих функциональных обязанностей и официальных межличностных контактов, другими словами, сфера влияния неформального лидера часто выходит за административные рамки формальной организации.
Социально-психологические особенности
неформальных организаций
┌───────────────────────────┐
│ Сопротивление переменам │
└───────────────────────────┘
/\
┐┌
┌───────────────┐ ┌─────────────┴┴────────────┐ ┌───────────────┐
│ Социальный │/└────┤ Неформальные ├────┘\│ Неформальные │
Итак, первая задача синтеза как научного метода - получение нового знания об изучаемом объекте или явлении. Однако при изучении реальных организаций исследователи (менеджеры, аналитики, собственники предприятия) этим редко ограничиваются. Поэтому второй практической задачей синтеза является внесение каких-либо изменений в структуру и функции организации, повышающих результативность и эффективность ее функционирования. В этом смысле под синтезом часто понимается усовершенствование организации.
Примечание. Синтез - метод исследования, заключающийся в объединении выделенных при анализе частей в единое целое и формировании новых выводов.
Как вы узнаете из параграфа, посвященного закону единства анализа и синтеза, эти методы исследования осуществляются друг за другом, циклически. В процессе совершенствования деятельности организации анализ обычно предшествует синтезу. Так, например, перед тем как объединить несколько организаций в общую организационно-правовую структуру (холдинг, финансово-промышленную группу, консорциум и т.п.) <1>, каждая из организаций исследуется в отдельности. Затем начинается синтез - моделирование вариантов построения общей групповой структуры. После чего оцениваются (или прогнозируются) результаты совместной работы организаций в рамках новой системы. Если эти результаты оказываются неудовлетворительными, то осуществляют формирование новых структурных образований до получения наилучшего результата.
--------------------------------
<1> Эти и другие групповые организационные формы вы будете изучать в гл. 15 "Основные виды организаций" данного учебника.
Наряду с анализом и синтезом одним из эффективных и широко распространенных методов исследования в любой науке, и теории организации в частности, является дедукция - выделение частных суждений из общих положений. Вспомните Шерлока Холмса - персонаж произведений А. Конан Дойла. Этот всемирно известный сыщик сумел построить целую систему анализа информации и формирования выводов на основе дедуктивного метода.
Примечание. Дедукция - метод исследования, заключающийся в выведении частных суждений из общих положений.
Дедуктивное умозаключение применяется главным образом для построения частных версий и объяснения единичных фактов на основе общих представлений. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез следствия, которые можно проверить эмпирически, т.е. опытным путем, и таким образом экспериментально их обосновывать или опровергать. Например, если у исследователя (руководителя) имеются данные о том, что внутренняя среда предприятия характеризуется высоким уровнем профессиональной компетентности и трудовой мотивации специалистов, то у него появляются определенные основания ожидать, что каждый из специалистов, отобранных из разных подразделений для реализации какого-либо проекта, также будет характеризоваться высоким уровнем профессионализма и мотивации.
Индукция, напротив, предусматривает исследование путем перехода от частного к общему. Индуктивные умозаключения применяются в тех случаях, когда приходится обобщать некоторую известную совокупность фактов и устанавливать общие закономерности. Например, для определения качества продукции отдел контроля осуществляет замеры параметров лишь части крупной партии изделий. И на основе этих замеров делает выводы об уровне качества всей партии. Кроме того, вспомните, как в ходе хоторнских экспериментов из первоначально разрозненных результатов родилась новая концепция человеческих отношений <1>.
--------------------------------
<1> См. параграф 1.3 данного учебника.
Примечание. Индукция - метод исследования, заключающийся в формировании выводов путем перехода от частных суждений к общим.
В том случае, когда требуется сопоставить между собой какие-либо явления, факты или события, с успехом применяется метод аналогий. Основным достоинством этого метода является то, что сопоставление чего-то нового проводится с тем, что уже хорошо известно и понятно исследователю.
Пример. Объясняя принцип хранения информации на диске компьютера, преподаватель информатики может сказать: "Представьте себе книжный шкаф. Предположим, что он стоит в вашем офисе и вы храните в нем документы. На полках стоят канцелярские папки, некоторые из них заполнены документами, некоторые пусты. Кроме того, часть документов лежит на полке без папки. Каждая папка имеет свое название, например, "Письма" или "Отчеты". Документы тоже по-разному озаглавлены: "Доклад N 1", "Доклад N 2", "План на месяц" и тому подобное. Точно так же упорядочена информация на диске компьютера. Диск - это шкаф, полки - это виртуальные или логические диски, папка - это некоторая область диска, имеющая свое имя и предназначенная для хранения документов - файлов. Каждый файл - это документ, имеющий уникальное имя. Чтобы найти файл, необходимо знать его имя, папку и диск, на котором он хранится. Некоторые файлы как отдельные документы могут храниться вне папок. О них говорят, что они размещены в корневом каталоге" <1>.
--------------------------------
<1> Михненко П.А. Как я учился деловому общению. М.: НТ Пресс, 2005. С. 62 - 63.
Как видно из приведенного примера, аналогия - это прием, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях. Так, принято считать, что хозяйственные организации сходны с живыми организмами и в своем развитии проходят те же этапы: зарождение, рост, зрелость, старость, смерть. Умозаключение по аналогии формируется в результате сравнения двух объектов и определения сходств и различий между ними.
Примечание. Аналогия - метод исследования, который на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигает предположение об их сходстве в других отношениях.
Часто при исследовании организаций оказывается удачным так называемый исторический метод. Он состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий. В такой же последовательности приводится и анализ изменений, произошедших или происходящих с объектом изучения - организацией.
Примечание. Исторический (хронологический) метод исследования состоит в том, что материал изучается в хронологической последовательности описываемых событий для выявления изменений, тенденций и т.п.
В следующем параграфе мы как раз прибегнем к историческому методу для изучения основных предпосылок и этапов развития теории организации как науки.
11.3. Формальные и неформальные организации
Любую организацию можно охарактеризовать с точки зрения степени ее формализации <1>. Например, организация может быть описана с помощью таких параметров, как:
- цель деятельности;
- используемые ресурсы;
- организационная структура;
- правовые и нормативные основы существования и функционирования;
- принципы разделения труда и распределения ролей;
- характер взаимоотношений с элементами внешней среды и т.п.
--------------------------------
<1> Формализация (от лат. forma - вид, образ) - отображение каких-либо результатов в точных понятиях и утверждениях.
В зависимости от степени формализации этих параметров выделяются:
а) формальные <2> организации - объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях;
б) неформальные организации - объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
--------------------------------
<2> Формальный (здесь) - официальный, законный.
К формальным организациям относят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Они регистрируются в государственных органах в установленном законом порядке и могут иметь или не иметь статус юридического лица. Основной функцией формальных организаций является выполнение нормативно определенных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми в таких организациях регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Примечание. Формальные организации - объединения людей, связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
К неформальным организациям относят институты семьи, дружбы и иных неформальных отношений между людьми. Неформальные организации создаются на основе общих интересов в области культуры, быта, спорта и др. и часто образовываются вокруг одного лица - лидера. Такие организации не регистрируются в государственном органе и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение материальной прибыли.
Для любознательных... Семья относится к такому типу организации, который можно трактовать и как неформальную, и как формальную организацию. Семья как неформальная организация - это группа людей, находящихся, как правило, в кровном родстве, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. При этом семья как формальная организация - это социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми. Права и обязанности членов семьи закрепляются законодательно.
Неформальные группы, объединяющие людей разных подразделений, часто появляются и внутри формальных организаций. Они "вырастают" из дружеских отношений и социальных связей, не предполагаемых организационной структурой. Это естественное явление, как правило, свидетельствующее о том, что система формальных коммуникаций и внутренней культуры организации не соответствует запросам сотрудников и требует совершенствования. Неформальные организации могут быть похожими и непохожими на формальные организации.
Примечание. Неформальные организации - объединения людей, не связанных между собой официальными договоренностями о правах и обязанностях.
Для любой формальной организации важно соблюдать баланс между формальной и неформальной структурами, не допуская доминирования неформальных групп.
Причинами, побуждающими людей вступать в неформальные отношения внутри формальных организаций, являются:
1) потребность в общении - желание получать информацию, недоступную по официальным каналам коммуникации, а также участвовать в обмене этой информацией. Как правило, неофициальная информация имеет форму слухов, предположений и т.п.;
2) симпатия - стремление человека быть ближе к тем людям, которые ему симпатичны;
3) потребность в причастности - желание человека быть причастным к деятельности своего коллектива, коллег, друзей, в том числе и за пределами формальных обязанностей;
4) стремление к взаимопомощи - попытки получить помощь в решении своих производственных задач и личных проблем от коллег и товарищей. Это явление становится особенно актуальным тогда, когда администрация либо уклоняется, либо проявляет неспособность оказать официальную помощь сотрудникам;
5) самозащита - реализация потребности в безопасности за счет единства. Сотрудники полагают (часто справедливо), что объединение в неформальную группу повышает их силу и позволяет оказывать влияние на руководство.
Неформальные организации обладают следующими социально-психологическими особенностями (см. рис. 11.4):
1. Социальный контроль. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами путем установления определенных норм - принятых в этой организации групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. В ряде случаев социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, оказывает положительное влияние на функционирование формальной организации.
2. Сопротивление переменам. В неформальных организациях часто наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Среди прочих причин это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию этой неформальной организации.
3. Неформальные лидеры. Неформальные организации часто имеют своих лидеров. От формальных лидеров-руководителей их отличает отсутствие официальных полномочий. Однако неформальные лидеры часто имеют больше возможностей проявлять лидерские качества за пределами своих функциональных обязанностей и официальных межличностных контактов, другими словами, сфера влияния неформального лидера часто выходит за административные рамки формальной организации.
Социально-психологические особенности
неформальных организаций
┌───────────────────────────┐
│ Сопротивление переменам │
└───────────────────────────┘
/\
┐┌
┌───────────────┐ ┌─────────────┴┴────────────┐ ┌───────────────┐
│ Социальный │/└────┤ Неформальные ├────┘\│ Неформальные │