Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 2639
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- функциональное;
- информационное;
- коммуникационное;
- морфологическое (структурное).
1>1>2>2>1>1>1>1>1>1>2>2>
Глава 13. СИСТЕМНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Все случайности - закономерны,
если не смотреть на них случайным взглядом.
Л. Сухоруков <1>
--------------------------------
<1> Леонид Сухоруков - советский и украинский писатель, мастер афоризма.
- Понятие системного закона организации
- Основные системные законы организации
- Специфические законы социальной организации
- Принципы организации
13.1. Понятие системного закона организации
Все события, происходящие внутри организации и в ее внешнем окружении, так или иначе взаимосвязаны. Каждое явление обусловлено другими явлениями или событиями. Зная особенности каких-то событий, а также характер их влияния друг на друга, можно определить структуру и особенности зависимых событий. Или наоборот, понимание свойств зависимых событий позволяет восстановить порождающие их события.
Данная логика используется при изучении свойств организаций, а также в процессе управления ими. Рассмотрим, например, процесс формирования управленческого решения (рис. 13.1).
Упрощенная схема процесса формирования
управленческого решения
│ Q │ S
\│/ \│/
C ┌────────┴────────┐ U ┌───────┴───────┐ R
────>│Лицо, принимающее├───>│ Подразделение ├──────о──────>
│ решение │ │ организации │ │
└────────┬────────┘ └───────────────┘ │
/│\ │
│ │ K Обратная связь │
I │ \│/ по результатам │
│ ┌─────┴───────┐ работы │
└─┤ Контрольный │<───────────────────┘
│ орган │
└─────────────┘
C - цели управления;
U - управленческое решение;
R - результаты работы;
Q - опыт, мнение, личные установки лица, принимающего решения;
S - случайные факторы;
I - информация о результатах работы;
K - структура и параметры контрольных функций
Рис. 13.1
Как видно из рис. 13.1, характер и особенности конкретного управленческого решения U, формируемого руководителем, зависят от целей управления (C), опыта, мнения и личных установок лица, принимающего решение (Q), а также от информации о результатах работы организации (I). Если по имеющейся у руководителя информации результаты работы соответствуют требованиям, то управленческое решение будет направлено на поддержание существующего положения. При появлении отклонений результатов от требований руководитель окажет на подразделение какое-либо корректирующее воздействие. Характер этого воздействия будет зависеть как от величины отклонения, так и от мнения и опыта руководителя. Таким образом, управленческое решение
U представляет собой некоторую функциональную зависимость (или просто - функцию) U от C, Q и I:
U = f(C, Q, I).
Конкретный вид этой функции <1> (т.е. содержание управленческого воздействия и особенности его разработки) зависит от большого числа факторов, наиболее важными из которых являются: знание руководителем форм и методов управления, принятые в организации правила формирования решений, особенности ситуации и т.п.
--------------------------------
<1> Здесь и далее все функциональные зависимости для упрощения обозначаются одной и той же буквой f. Однако строгая математическая запись предполагает использование разных обозначений для разных зависимостей (например, , и т.д.).
При этом такой аргумент, как "информация о результатах работы" (I), сам является функцией. Информация о реальных результатах (R) может иметь различную степень точности, так как она зависит от структуры и параметров контрольных процедур (K), принятых в организации:
I = f(R, K).
Данная зависимость указывает на то, что информация о результатах работы, используемая руководителем при принятии решения, может содержать неточности, погрешности, неверные обобщения и т.п.
Результаты работы подразделения (R) зависят как от характера управленческого решения (U), так и от различных случайных факторов (S) внутренней и внешней среды:
R = f(U, S).
Подставив зависимости I и R в функцию U, получим:
U = f(C, Q, K, U, S).
Аргумент U говорит о том, что управленческое решение зависит от предыдущего управленческого решения. С учетом фактора времени (t) данную зависимость можно записать следующим образом:
U(t) = f[C(t), Q(t), K(t), U(t - 1), S(t - 1)]
или упрощенно:
U(t) = f[C(t), Q(t), K(t), R(t - 1)],
где аргумент t - 1 указывает на то, что управленческое решение зависит от результатов работы организации в предыдущем периоде.
Примечание. Зависимость - это связь выходных переменных (ресурсов, информации и т.п.) с входными.
Зависимости могут включать в себя как прямые, так и обратные связи.
Различают линейные и нелинейные зависимости <1>. Линейными называют такие зависимости, при которых приращения входной величины вызывают пропорциональные приращения выходной (рис. 13.2, а). При нелинейных зависимостях одинаковые по величине приращения входной величины приводят к различным приращениям выходной (рис. 13.2, б). Как правило, реальные зависимости, наблюдаемые в организационных системах, являются нелинейными, но позволяющими выделить линейный участок (рис. 13.2, в).
--------------------------------
<1> Вспомните рассмотренные выше понятия "линейная система" и "нелинейная система".
Графические интерпретации зависимостей
а - линейная зависимость;
б - нелинейная зависимость;
в - участки сложной зависимости
Рис. 13.2
Кроме того, зависимости могут быть:
- объективными и субъективными. Объективные зависимости отражают взаимосвязи процессов и явлений, не зависящие от мнения и воли людей. Например: зависимость объема и качества урожая сельскохозяйственных культур от погоды; зависимость объема выпуска продукции от исправности производственного оборудования и т.п. Субъективные - создаются людьми для достижения их целей. Например: зависимость производительности труда работника от его отношения к работе;
- временными (краткосрочными) и постоянными (долгосрочными). Строго говоря, к постоянным зависимостям можно относить только некоторые объективные (природные) зависимости, все субъективные зависимости имеют определенный период существования. Тем не менее в теории организации к временным относят зависимости, период существования которых существенно меньше времени жизненного цикла организации. Например, зависимость размера оплаты труда от результатов труда каждого работника. При смене руководства ранее существовавшая зависимость может измениться. Зависимость прибыли организации от качества продукции, как правило, является более долговременной.
Длительное наблюдение за имеющимися зависимостями с последующим их формальным описанием приводит к выявлению закономерностей (рис. 13.3).
Методологическая взаимосвязь понятий в теории организации
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Зависимость - связь выходных переменных с входными │
└───────────────────────────────────────────────┬─┬───┘
\┘ └/
\ /
┌──────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Закономерность - устойчивая, долговременная зависимость │
└──────────────────────────────────────────────────┬─┬─────┘
\┘ └/
\ /
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Закон - закономерность, характерная для всех организаций (как систем) │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 13.3
Примечание. Закономерности - это объективные, устойчивые, долгосрочные и существенные зависимости, определяющие функционирование и развитие организации.
Несмотря на то что закономерности представляют собой объективные взаимосвязи явлений и процессов, воспринимаются они субъективно, т.е. через осознание людьми повторяемости и систематичности таких взаимосвязей.
Законами принято называть наиболее общие связи явлений, изучаемые той или иной наукой.
Примечание. Законами (системными законами) организации называют такие закономерности функционирования и развития организаций, которые отражают наиболее важные свойства и черты, характерные для всех организаций с точки зрения системного подхода.
Можно выделить два аспекта любого закона организации:
- аспект проявления закона;
- аспект практического использования закона.
Аспект проявления указывает на действие закона, т.е. механизм закономерных зависимостей тех или иных явлений. Он предполагает выявление и осознание менеджментом тех или иных законов организаций.
Аспект использования состоит в том, что грамотное практическое применение законов в управлении организациями приводит к повышению эффективности их работы. Этот аспект находит отражение в инструкциях, методах и методиках управления, распределении прав и полномочий управленческого аппарата организации.
Выявление закономерностей и законов развития организаций может происходить как в результате наблюдения и анализа работы организаций, так и путем научно обоснованного переноса законов и закономерностей сложных систем на функционирование организаций.
К наиболее важным системным законам, распространяемым на функционирование организаций, относятся следующие законы:
- необходимого разнообразия;
- синергии;
- самосохранения;
- развития;
- информированности-упорядоченности;
- единства анализа и синтеза;
- композиции и пропорциональности (гармонии).
Кроме того, выделяются специфические законы организаций различных типов, например специфические законы социальных организаций.
Знание закономерностей и законов функционирования и развития организаций позволяет адекватно оценивать происходящие в них явления и эффективно управлять ими для достижения поставленных целей.
13.2. Основные системные законы организации