Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2346

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13.2.1. Закон необходимого разнообразия (закон Эшби)
При целенаправленном создании системы, предназначенной для решения какой-либо задачи, необходимо, чтобы сложность этой системы была не меньше сложности решаемой проблемы. Иначе говоря, система должна обладать большим разнообразием, чем разнообразие решаемой проблемы. Разнообразие возмущений, действующих на систему, требует от нее соответствующего разнообразия ее возможных состояний.

Это требование означает, что система должна быть способна изменять свое состояние в ответ на возможное возмущение, в противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет неэффективной. Недостаточность разнообразия системы может свидетельствовать о нарушении целостности составляющих ее элементов (подсистем).
Примечание. Закон необходимого разнообразия (requisit variety): эффективное управление системой может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управления будет по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой ситуации.
Автором закона необходимого разнообразия является английский психиатр, специалист по кибернетике, исследователь сложных систем Уильям Росс Эшби (англ. William Ross Ashby, 1903 - 1972).

Эшби принадлежит изобретение гомеостата и введение понятия самоорганизации.
Для любознательных... Гомеостат - прибор, моделирующий свойство гомеостаза - саморегуляции системы, ее способности сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

Уильям Эшби в 1948 г. сконструировал гомеостат в виде устройства, состоящего из четырех магнитных систем, имеющих перекрестные обратные связи. Каждая связь регулируется при помощи кольцевого реостата с отводами, которые переключаются при перемещениях магнитов и обеспечивают системе несколько сотен тысяч различных состояний. При неустойчивом состоянии магниты перемещаются, случайно изменяя схему соединений гомеостата, отыскивая новое положение, при котором достигается состояние устойчивого равновесия.

Гомеостат обладает способностью к самоорганизации, т.е. может в известной степени обучаться и приспосабливаться формами своего поведения к устойчивому равновесию с окружающей средой при некоторой случайности во внутреннем строении (например, при изменении параметров, связей с окружающей средой, частичной поломке).

В организационных (социально-экономических) системах закон Эшби проявляется следующим образом. Организации создаются для целенаправленного и эффективного управления сложными и разнообразными социальными, экономическими, технологическими и др. процессами. Системы управления организациями (системы менеджмента) должны быть настолько сложными и разнообразными, чтобы иметь практическую возможность обеспечивать заданное (целенаправленное) управление всеми этими процессами в соответствии с выбранными критериями эффективности. Другими словами, менеджмент организации должен обладать комплексом управляющих воздействий, перекрывающим все возможные состояния управляемой им системы в ее взаимной связи с внешней средой.
Пример. Если организация осуществляет диверсификацию, т.е. расширяет свою производственную, сбытовую, маркетинговую и иную деятельность, но при этом забывает об улучшении системы управления, то это, как правило, приводит к замедлению процессов прохождения информации и распоряжений, несвоевременности реакции на происходящие явления и процессы и т.п. Возникает конфликт между изменяющимся объектом управления и остановившимся в своем развитии субъектом управления.
На практике создать достаточно сложную и разнообразную по функциям систему управления можно лишь путем выделения в ней определенного количества рационально взаимосвязанных подсистем управления, каждая из которых решает свою задачу в условиях определенной самостоятельности на относительно небольших участках системы, т.е. выполняет свою функцию. Таким образом, закон Эшби теоретически обосновывает применение департаментализации <1> и децентрализации, а также создание иерархических организационных структур управления социально-экономическими системами. Строго говоря, достижение необходимого разнообразия и сложности управляемой системы в условиях усложнения внешнего окружения может быть обеспечено не только усложнением иерархии управления, но и переходом на другие, адаптивные формы организационного построения и управления <2>.

--------------------------------

<1> Департаментализация - процесс разделения организации на отдельные и взаимосвязанные подразделения (отделы, департаменты); является одним из этапов разработки организационной структуры.

<2> См. параграф 5.4 данного учебника.
Кроме того, закон требует, чтобы в организационной системе обеспечивалась возможность переработки больших объемов информации, соответствующих объемам и сложности решаемых производственных, сбытовых, исследовательских и иных задач. В современных организациях это достигается, в частности, созданием автоматизированных систем управления.



Возрастание сложности и разнообразия решаемых организацией задач (диверсификация продукции, выход на новые рынки, применение новых технологий, усложнение конкурентной среды и т.п.) требует от нее усложнения ее системы управления. При этом усложнение и разнообразие управленческих функций не всегда означает количественное увеличение аппарата управления. Обеспечить разнообразие и сложность управления можно путем выбора наиболее рациональных (оптимальных) методов, изменения организационной структуры, увеличением компетентности менеджмента и т.п.
13.2.2. Закон синергии
Эффективность деятельности любой организации зависит от сочетания большого количества разнородных факторов. Наиболее общими из них являются: цели, структура, производительность труда, интеллектуальный и профессиональный потенциал, система мотивации, особенности взаимосвязей с внешней средой, социально-психологический климат, техническое и технологическое обеспечение и т.п. Однако потенциал, результативность и эффективность работы организации определяются не только составом и качественным содержанием этих факторов, но и характером их взаимосвязи и взаимоотношений. В силу эмерджентных свойств организация приобретает новое качество - синергию, или синергетический эффект.
Примечание. Синергия (синергетический эффект) (от греч. synergos - действующий вместе, сотрудничающий) представляет собой возрастание потенциала организации в результате рациональной интеграции (объединения) ее отдельных частей в единую систему.
Говорят гуру... Что же такое синергия? Попросту говоря, она означает, что целое больше суммы его частей. Это значит, что связь, существующая между частями целого, сама по себе является частью этого целого. И это не просто часть, а наиболее каталитическая, наиболее стимулирующая, наиболее объединяющая и наиболее удивительная из частей.

Стивен Р. Кови <1>

--------------------------------

<1> Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. М.: Вече, 1998.
Понятие синергии впервые появилось в рамках естественно-научного направления - синергетики, возникшего в начале 1970-х гг. Синергетика представляет собой теорию самоорганизации и развития сложных систем. Проявление синергетического эффекта от согласованного функционирования элементов системы подчиняется следующему закону.

Примечание. Закон синергии:

1) эффект, получаемый в результате соединения двух или более элементов в единую систему, оказывается не равным простому сложению эффектов от обособленной деятельности этих элементов;

2) возможен такой подбор элементов, их иерархии и взаимосвязи, при которых эффект от деятельности системы в данных условиях окажется выше суммы эффектов обособленно функционирующих элементов.
Данный закон означает, что для любой организации возможны такие варианты ее системного построения, при которых ее потенциал будет либо выше, либо ниже простой суммы потенциалов составляющих ее элементов. Очевидно, что задачей менеджмента организации является такое управленческое воздействие на внутреннюю среду организации, которое приведет к возрастанию потенциала организации или, другими словами, к максимальному значению синергетического эффекта.

Распространенной метафорой, иллюстрирующей смысл синергии, является следующее "не вполне арифметическое" выражение:
1 + 1 = 3.
Иногда его записывают немного иначе:
1 + 1 = 2 + synergy,
демонстрируя тем самым, что рациональное, целенаправленное объединение элементов может порождать дополнительный эффект.

Повышение или снижение эффективности работы организации за счет проявления синергетического эффекта хорошо иллюстрируется понятием "приращение ресурсного потенциала". Эффективность работы организации напрямую зависит от ее ресурсного потенциала, однако различные комбинации ресурсов дают различные значения эффективности, вплоть до существенного ее снижения. Например, эффективность работы организации определяется системным взаимодействием таких ресурсов, как производственное оборудование, интеллектуальный и трудовой потенциал работников, финансовые средства, имидж организации и др. Добавление такого ресурса, как новая технология, может значительно повысить совокупный потенциал организации и эффективность ее работы. Приобретение же некондиционного оборудования снизит общую эффективность системы.
Говорят гуру... Синергетические эффекты могут появиться в результате экономии на масштабах, внедрения в объединенной компании самых передовых методов работы, появления новых возможностей, освоения специфических навыков объединившихся предприятий и нередко возникновения стимулирующего эффекта, который оказывает влияние на обе компании по отдельности. Но достаточно небольшой ошибки в оценке этого потенциала - и, несмотря на все усилия, тут же начнутся проблемы.


С. Кристофферсон, Р. Макниш, Д. Сиас <1>

--------------------------------

<1> Кристофферсон С., Макниш Р., Сиас Д. "Проклятие победителя": ошибки слияний // The McKinsey Quarterly. 2004. N 2.
Примером действия закона синергии может служить объединение нескольких организаций в альянс, концерн или холдинг. Суммарная доходность таких объединений, как правило, оказывается выше, чем сумма доходностей предприятий до объединения. Синергетический эффект в данном случае достигается преимущественно за счет реализации объединенными предприятиями единой стратегии инвестирования, производства, диверсификации, выбора рынков и т.п. Синергия также может проявляться и в снижении конкурентного давления в силу того, что предприятия - бывшие конкуренты становятся элементами единой системы.

Синергия реализации товаров возникает в том случае, когда продажи нескольких типов товаров осуществляются через единую торговую сеть и централизованно координируются. Примером синергии может служить развитие системы франчайзинга <1>.

--------------------------------

<1> См. гл. 15 "Основные виды организаций" данного учебника.
Основным условием достижения системой максимальной синергии является рациональная взаимосвязь компонентов. Сущность эффекта выражается в связях и взаимном влиянии элементов системы. Рациональные связи должны обеспечивать оптимальное сочетание элементов организации как системы в различных сферах ее деятельности. Среди них особо выделяются: сфера исследований и опытно-конструкторских разработок, производственная сфера, логистика, инжиниринг, система контроля качества, маркетинг и реклама, менеджмент, финансовая сфера.

На практике бывает достаточно сложно определить количественные значения синергетического эффекта от тех или иных управленческих действий. Чаще всего для оценки эффективности работы организации как системы используются такие экономические показатели, как прибыль, объемы продаж или издержки производства. Однако в ряде случаев источниками синергетического эффекта могут стать факторы, действие которых сложно описать, используя лишь формальные экономические категории. На возрастание эффекта могут оказывать влияние психологические, социальные и другие аспекты. Так, например, появление нового магазина франшизы в одном районе с уже работающим магазином той же сети, как правило, не только не снижает выручку первого магазина, но и увеличивает ее. Это объясняется повышением узнаваемости бренда и доверия к нему со стороны покупателей. Однако необоснованное увеличение плотности расположения на небольшой территории однотипных франчайзи приведет к появлению асинергетического эффекта - снижению доходности каждого из магазинов.