Файл: Учебник" (2е издание, переработанное и дополненное) (Михненко П. А.) ("Московский финансовопромышленный университет ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2622

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(i).

--------------------------------

<1> Образное название стадии "Salem City" Адизес использует в своих поздних работах. Салем Сити - город, в котором велась активная "охота на ведьм" (описан в пьесе "The Crucible" американского драматурга А. Миллера).
9. Бюрократизация (Bureaucracy): -A--. На этой стадии организация фактически изолируется от внешнего окружения, оставляя для контактов лишь "узкие каналы": одно окно для клиентов, одна телефонная линия и т.п. Используется большое количество инструкций, правил, процедур, многие из которых уже не имеют практического значения. Клиенты компании вынуждены приобретать навыки, позволяющие обходить бюрократические препоны.
Почти серьезно... Административное здание может достичь совершенства только к тому времени, когда учреждение приходит в упадок.

С.Паркинсон <1>

--------------------------------

<1> Сирил Норткот Паркинсон (англ. Cyril Northcote Parkinson, 1909-1993) - британский военный историк, писатель, драматург, журналист, автор сатирических работ по проблемам бизнеса, менеджмента и политологии. Мировую известность получил как автор законов Паркинсона.
10. Смерть (Death): ----. На этой стадии организация не демонстрирует ни результативности, ни навыков администрирования, ни предпринимательства, ни командной работы. Организация прекращает свою деятельность.

Таким образом, любая организация проходит через несколько стадий жизненного цикла, характеризующихся специфическими чертами структуры, поведения, управления и т.п. Модель ЖЦО позволяет анализировать проблемы и принимать своевременные меры для обеспечения развития организации.

Изучение модели Адизеса может вызвать вопрос: "Неужели любая организация обречена на исчезновение в результате старения?" Действительно, практика существования целого ряда организаций на первый взгляд противоречит выводам о неизбежности постепенного ухудшения экономических и иных характеристик их деятельности и неминуемой "смерти". История знает немало примеров, когда не только крупные социальные институты, общественные и государственные организации, но и коммерческие компании успешно работают годы, десятилетия и даже столетия, не проявляя признаков "смертельно опасной бюрократизации" и распада в результате ошибочных действий менеджмента.


Например, историю компании Nokia принято отсчитывать с 12 мая 1865 г., когда финский горный инженер Фредрик Идестам получил разрешение на строительство фабрики для выпуска древесной массы у реки Нокия. Так было положено начало будущей Nokia Corporation, известной сегодня (по прошествии ста сорока девяти лет) в качестве одного из крупнейших производителей средств мобильной связи.

История Nestle, крупнейшей в мире компании - производителя продуктов питания и напитков, уходит корнями в 1866 г. Именно в этом году Генри Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел Farine Lactee - первую в мире молочную смесь для грудных детей - и приступил к ее производству.

История компании Motorola начинается в 1928 г., когда братья Пол и Джозеф Галвины приобрели обанкротившееся предприятие по производству выпрямителей переменного тока и 25 сентября 1928 г. создали компанию "Галвин Маньюфакчуринг Корпорейшн" по производству радиоприемников. А в 2000 г. компания создает первый в мире коммерческий сотовый телефон на основе стандарта GPRS.

Следующая таблица просто не может не вызывать удивление (табл. 14.5) <1>.

--------------------------------

<1> По материалам РБК Рейтинг http:/rating.rbc.ru - рейтинг ста компаний-"долгожителей", составленный британским журналом Family Business. В приведенной здесь таблице указаны первые 15 компаний.
Таблица 14.5
Рейтинг старейших компаний мира


N п/п

Компания

Вид деятельности

Страна

Год основания

1

Kongo Gumi <2>

Строительство

Япония

578

2

Hoshi

Гостиничный бизнес

Япония

718

3

Chateau de Goulaine

Виноделие

Франция

1000

4

Barone Ricasoli

Виноделие, оливки

Италия

1141

5

Barovier&Toso

Стеклоделие

Италия

1295

6

Hotel Pilgrim Haus

Гостиничный бизнес

Германия

1304

7

Richard de Bas

Бумажное производство

Франция

1326

8

Torrini Firenze

Ювелирное дело

Италия

1369

9

Antinori

Виноделие, оливки

Италия

1385

10

Camuffo

Судостроение

Италия

1438

11

Baronnie de Coussergues

Виноделие

Франция

1495

12

Grazia Deruta

Керамическое производство

Италия

1500

13

Fabbrica D'Armi Pietro Beretta S. p. A.

Вооружение

Италия

1526

14

John Brooke & Sons

Производство тканей

Великобритания

1541

15

Codorniu

Виноделие

Испания

1551



--------------------------------

<2> Справедливости ради следует заметить, что компания Kongo Gumi являлась старейшей промышленной компанией в мире и непрерывно функционировала в Японии под управлением семейного клана с 578 по 2006 г. Однако в 2006 г. она была поглощена корпорацией Takamatsu и в 2007 г. обанкротилась.
В чем же секрет долгожительства этих и других подобных им организаций? Как удавалось им и удается сегодня обходить предначертанные учеными старение и смерть? Очевидно, что причины столь длительного существования организаций различны: сохранение семейных традиций, отказ от акционирования, благоприятные рыночные условия и т.п. Кроме того, одной из причин сохранения эффективности организаций является способность вовремя сформировать новую бизнес-идею (стратегию, продукт, услугу и т.п.). Иными словами, условием долговременного успеха организации является не только умение балансировать на гребне кривой жизненного цикла, стараясь удержаться на стадии расцвета или стабильности, но и способность вовремя создать новую ветвь жизненного цикла, продолжив успешное существование в новых условиях в новом облике (см. рис. 14.3).
Создание новой ветви жизненного цикла организации

Рис. 14.3
Контрольные вопросы
1. Объясните смысл понятия "жизненный цикл организации".

2. Какая аналогия лежит в основе концепции жизненного цикла организации?

3. Какие стадии включает в себя модель ЖЦО Л. Грейнера?

4. Что в модели ЖЦО Л. Грейнера понимается под терминами "эволюция" и "революция"?

5. Объясните смысл PAEI-кода организации на стадиях ее развития в соответствии с моделью И. Адизеса.

6. Какие стадии включает в себя модель ЖЦО И. Адизеса?
Практикум к главе 14
Задание 1. Сравнение модели организационного развития Л. Грейнера и И. Адизеса

Сравните модели организационного развития Л. Грейнера и И. Адизеса. Заполните таблицу.


Характеристика

Модель Л. Грейнера

Модель И. Адизеса

1. Завершенность модели







2. Наличие "оптимальной точки" развития







4. Детализация стадий







5. Возможность и удобство применения для анализа стадий жизненного цикла современных организаций







6. Собственные комментарии и выводы









Задание 2. Оценка стадии жизненного цикла организации

Прочитайте кейс "История компании Adidas". Объясните, какие стадии жизненного цикла прошла компания. По каким признакам вы определили это? Укажите ошибки и успехи владельцев и менеджеров компании на разных этапах ее развития.

Постройте диаграмму, иллюстрирующую стадии развития, указав на оси абсцисс годы жизни компании. На какой стадии, на ваш взгляд, компания Adidas находится сегодня? Спрогнозируйте будущее компании. Предложите свои пути ее развития.
История компании Adidas
Третьего ноября 1900 г. в баварском городке Герцогенаурах (Германия) родился Адольф (Ади) Дасслер. Его мать работала прачкой, а отец был пекарем. Страстью Ади был футбол, который только набирал популярность в Европе. В 1918 г. закончилась Первая мировая война, страна погрязла в разрухе, инфляции и безработице.

Семью Дасслер тоже затронули последствия войны. Перепробовав разные способы найти работу, в начале 1920 г. семья Дасслеров открывает свое дело - пошив обуви. Под обувную мастерскую была отдана прачечная матери. Ади, проявив изобретательность, переделал свой велосипед в машинку для разделки кожи. Его мать и сестра занимались выкройкой, а Ади с отцом и старшим братом Рудольфом (Руди) кроили обувь. Первой продукцией стали тапочки, сшитые из списанного военного обмундирования и старых автомобильных покрышек. Сбытом этой "конверсионной" продукции занимался Руди, в то время как Ади взял на себя организацию производства и создание новых моделей.

Спустя четыре года в мастерской Дасслеров уже двенадцать работников выпускают по 50 пар обуви в день, а в 1924 г. создается компания под названием "Обувная фабрика братьев Дасслер". К 1925 г. фирма выросла до таких размеров, что Ади смог реализовать свою давнюю мечту: будучи заядлым футболистом, он придумал и сшил футбольные бутсы с шипами. Эта футбольная обувь оказалась настолько удобной, что Дасслеры решили пополнить ею линейку продукции своей фабрики.

Вскоре производство выросло и уже не помещалось во дворе дома. Поэтому в 1927 г. Дасслеры арендовали для своей фабрики отдельное здание. При этом штат увеличился до 25 человек, а производство - до 100 пар обуви в день. Спустя некоторое время семья Дасслеров выкупила арендованное здание и переехала жить в стоящий неподалеку от фабрики небольшой особняк.

Благодаря успеху шипованных бутс появилась специальная обувь для сильнейших участников олимпиад. Впервые спортсмены выступили в обуви "Дасслер" на Олимпиаде 1928 г., которая проходила в Амстердаме. На Олимпиаде 1932 г. в Лос-Анджелесе немец Артур Йонат становится третьим в забеге на 100 метров. А в 1936 г. на берлинской Олимпиаде американский бегун Джесси Оуэн в обуви "Дасслер" завоевал четыре золотые медали и установил пять мировых рекордов. С этого момента обувь "Дасслер" становится стандартом спортивной обуви. В год берлинской Олимпиады компания Дасслеров продала обуви более чем на 400 000 немецких марок.


В 1938 г. производство расширяется и открывается новая фабрика Дасслеров. Уже в это время их предприятие производит 1000 пар обуви в день. Однако в 1939 г. началась Вторая мировая война, и фабрики Дасслеров были конфискованы нацистами, а братья были вынуждены идти на фронт. На одной из фабрик была предпринята попытка наладить производство противотанковых гранатометов, но она оказалась безуспешной из-за неприспособленности фабричного оборудования. Поэтому через год Ади отзывают со службы для того, чтобы он начал производить тренировочную обувь для немецких солдат.

В 1945 г. после поражения нацистов г. Герцогенаурах был оккупирован американскими войсками, а фабрика Дасслеров была вынуждена поставлять в США хоккейные коньки. После снятия оккупации Руди вернулся из лагеря для военнопленных, и братьям пришлось практически заново создавать семейное дело.

Весной 1948 г., спустя некоторое время после кончины отца, между братьями возник серьезный конфликт, и они решили разделить компанию - каждому досталось по фабрике. Ади назвал свою фирму Addas, а Руди свою - Ruda. Однако уже через несколько месяцев Addas превращается в Adidas, а Ruda - в компанию Puma. После развала семейного бизнеса компании Puma и Adidas стали ожесточенными конкурентами.

Ади продолжает свое любимое дело - изобретательство, и в 1949 г. появляются первые бутсы со съемными резиновыми шипами. В 1950 г. Adidas выпускает футбольные бутсы для игры в плохих погодных условиях: на снегу и на мерзлой земле. Попутно он налаживает старые связи с национальными олимпийскими комитетами, и на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки большинство спортсменов участвует в обуви от Adidas. Ади задумывается о расширении спортивной продукции. Первой попыткой разнообразить ассортимент стало производство спортивных сумок.

Хотя кроссовки и бутсы долгое время остаются основной продукцией фабрики Adidas, Ади начинает поиск партнера для производства спортивной одежды. Таким партнером становится Вилли Зельтенрайх - хозяин текстильной фабрики. Ади заказывает ему тысячу спортивных костюмов с тремя полосками вдоль рукавов. Товар был хорошо принят рынком, и вскоре Зельтенрайх начинает шить одежду только для Adidas.

Из года в год обувь от Ади Дасслера становится все более технологически сложной. В 1952 г. на Олимпиаде в Хельсинки спортсмен Эмиль Затопек в обуви от Adidas завоевывает в течение недели соревнований три золотые медали на дистанциях 5000 м, 10 000 м и в марафоне. В 1954 г. технологичная обувь Adidas оказывается вне конкуренции на Чемпионате мира по футболу - сборная Германии, играющая в бутсах Adidas, становится чемпионом мира по футболу.