Файл: Семинар Предпосылки зарождения цивилизации кочевников в эпоху древней металлургии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 1015

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие гончарства в Центральном Казахстане. На территории Казахстана первые изделия из глины обнаружены на памятниках неолита кельтеминарской, атбасарской, маханджарской культур. В Северном Казахстане керамические сосуды изготавливались по другой технологии: в глину добавлялся песок. А в Притоболье (маханджарская неолитическая культура) древние гончары в качестве добавки использовали шерсть или шамот. Сосуды имеют оригинальную форму удлиненных пропорций с шейкой, резко отогнутой наружу, и острым дном. А в технике нанесения орнамента превалирует зубчатый штамп. На становление гончарного ремесла большое влияние оказывали предметы, попадающие в страну по Шелковому пути. Поэтому многие казахские лепные изделия того времени имеют общие черты с предметами иранского, китайского и даже японского производства. Изделия стали стараться делать не только практичными, но и красивыми. Их начали окрашивать в разные цвета и покрывать глазурью. В истории Центральной Азии своеобразна роль Отрарского оазиса – компактной зоны двух культур – кочевой и земледельческой. Отрарский оазис служил воротами не только на восток-запад, но также и на север-юг. Отрар известен как место рождения в 870 году великого ученого Востока Аль-Фараби и место смерти в 1405 году «Великого Хромца» эмира Тимура. В ходе раскопок позднесредневекового Отрара обнаружено немало чаш, тарелок, блюд, покрытых прозрачной и окрашенных в голубой и зеленый цвета глазурями. Собрана целая коллекция высокохудожественных чаш, орнаментированных растительным и геометрическим орнаментами.

Общественное устройство и духовная культура. К духовной культуре мы относим продукты деятельности человека в сфере сознания - язык, письменность, устное творчество и литературу, науку и искусство, религию. Язык и письменность. В середине первого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовали языки тюркской группы, разделившиеся в V в. на две большие ветви - западную и восточную. Западную группу представляли кангарский, хазарский, древнебулгарский, гуннский языки. На них говорили потомки гуннов и кангаров от Ертиса на востоке до Карпатских гор на западе. Усуни ТяньШаня пользовались языком, близким к кангарскому. Часть Жетысу, Алтайские горы, степи Джунгарии и Монголии занимали теле, кыргызы, остатки хунну, говорящие на восточно-тюркских языках. Бурные политические процессы VI в., приведшие к расцвету, а затем и упадку Тюркского каганата, изменили лингвистическую карту Казахстана. В VIII-X вв. ираноязычные кочевники Средней Азии и Южного Казахстана под влиянием тюркских племен Жетысу перешли на огузский язык, выделившийся из восточной группы. На базе кангарского языка начинает складываться кыпчакский (древнеказахский) язык, а булгарский распадается на два диалекта - камских и азовских булгар. К XII в. основным языком на всей территории Казахстана становится кыпчакский. кроме части Жетысу, где продолжают сохраняться карлыкский и монголо-киданский языки. Наряду с тюркскими языками в Южном Казахстане и Жетысу продолжали говорить на согдийском языке иранской языковой группы. Часть населения говорила на языках семитской семьи - сирийском и арабском. Письменность. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы пользовались собственной системой письма - рунической письменностью. Первые сведения о рунических надписях появились в России в конце XVIII в. В 1889 г. Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-Орхон (в 400 км. западнее Улан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честь Кюль-Тегина и Билге Кагана. Они были изучены финскими и русскими учеными. Финскую экспедицию возглавил известный 72 ученый Аксель Олай Гейкель, русскую - В. Радлов. В результате были составлены два атласа и шесть сборников трудов экспедиций. Долгое время в научных кругах шел спор о языковой принадлежности надписей, пока в 1893 году датский филолог В.Томсен не дешифровал руническое письмо и не доказал, что рунические надписи оставлены тюрками. Традицию изучения рунических тюркских письмен продолжили П.Мелиоранский, С.Малов, Н.Айдаров, М. Жолдасбеков и др. Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В I11-V в. н.э. было два варианта рунического письма-гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-V1I вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная также орхоно-енисейской. Гуннское письмо послужило основой для булгарского и хазарского, а также письменности кангаров и кыпчаков. Основным материалом для письма у тюркоязычных народов были деревянные дощечки, широко пракгиковались монументальные надписи на каменных стелах, сохранились документы, написанные руническим письмом на бумаге. 11аряду с использованием согдийского языка тюрки применяли согдийский алфавит, названный позднее «уйгурским», так как древние уйгуры пользовались им особенно широко в IX-XV вв. Устное творчество- В VI-VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстана развивалось устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к завоевателям. Представляет интерес поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергене-Конг. Долина рисуется местом мирного обитания племен, недоступным для врага. Она окружена со всех сторон неприступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта легенда отражала мечту народа о мирной жизни. Раннюю форму народного творчества представляли бытовые песни, связанные со свадебными и похоронными обрядами,' народный календарь, исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. В многочисленных пословицах и поговорках отражены мудрость, культура и жизненный опыт трудовою народа, даны назидания и советы, высмеиваются людские пороки. В VI-VI11 вв. зарождались
древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Эпическое искусство. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркских языках - «Крркыт ата» и «Огыз-наме». Эпос Коркыт ата возник в кыпчако-огузской среде бассейна Сырдарьи в VIII-X вв. и распространялся изустно. Только в XIV-XVI вв. 7 3 он был записан в виде прозаического произведения «Книга деда Коркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Именно благодаря этому нам известен огузский вариант эпоса. Эпос состоит из 12 поэм и рассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. События происходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки (в эпосе Сардала). В эпосе упоминаются племена усуней и канглы, говорится о разделении огузов на внутренних и внешних. Сам Коркут, от имени которого ведется повествование, был реальной личностью, беком огузо-кыпчакского племени Кият. Казахи считают его основоположником музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания. Эпос Огыз-нама впервые был записан в XIII в. Рашид ад Дином, затем в XVIII в. Абулгазы, однако появился он задолго до этого времени. Некоторые ученые считают, что этот эпос был составлен в Жетысу или Кашгарии племенами карлыков. Основное действующее лицо эпоса - Огыз-каган, которому приписываются сверхъестественные силы. Поэма посвящена детству Огыз-кагана, его подвигам, победе над одноглазым великаном Киятом, его женитьбе и рождению сыновей, носящим имена Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море. Став правителем народа уйгур, Огыз-каган ведет войны с соседями, правителями Алтыном (Китай) и Урумом (Рум-Византия). В эпосе рассказывается о происхождении славян (Урусбек-оглы Саклаб), карлыков (Кагарлык-бек), кангаров (Биллик Кангалук), кыпчаков (Упыг Орду-бек Кыпчак). Письменная литература в данный период прошла два этапа развития - доисламский и тюрко-мусульманский. Уже в древнетюркскую эпох>' были созданы мемориально-исторические тексты, авторами которых были Йоллыг-тегин и Тоньюкок, первые писатели, создавшие произведения на тюркском языке. В период распространения ислама письменная литература развивалась преимущественно в городах. Однако литературный язык оставался пестрым, неоднородным. Стремясь приобрести славу просвещенных правителей, караханиды держали при дворе поэтов, ученых, архитекторов-строителей и астрологов, внесших огромный вклад в развитие культуры. В XI-XII вв. появляются крупные литературные произведения, одно из которых - поэма «Кутатгу билик» (Благодатное знание) Юсуфа Баласагуни. Отец Юсуфа был известный музыкант и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза «Дарди Хусани». Юсуф, родившийся в 1015 г., воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. 74 Около 1069 г. Юсуф написал свою поэму, обессмертившую его имя, материал для нее автор собирал более 30 лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года. Общий объем произведения - 13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашгарией, действующие лица - исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание - единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф. Религиозная литература. Важное значение в культурной жизни городского населения имели произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих поэтов наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XI! вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов религиозно-мистического содержания «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости). Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). Отец Ахмета Ибрагим был степным музыкантом и поэтом и передал сыну свою любовь к поэтическому слову. В Испиджабе Ахмет учился у имама Арстан-баба, продолжил

обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии. После смерти учителя Ахмет занял его место, затем переехал в Яссы. Умер Яссави в 1167 г. Гробница, воздвигнутая на его могиле по приказу Караханидов, была разрушена в XIII в. Лишь спустя столетие на этом месте был построен по приказу Тимура целый религиозный комплекс. Дивани Хикмет - сборник стихов, прежде всего, религиозно-мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла, жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине, по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического, этнографического и социальнобытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени. 75 Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Сулеймен родился в г. Яссы в 1104 г. По совету Ахмета Яссави он едет учиться в Самарканд, Бухару, Хорезм, Дамаск и другие крупные культурные центры Востока. В конце своей долгой жизни Сулеймен уезжает в Хорезм и живет на зимовке Бакырган. Умер в 1186 г. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «Замму назир китабы» (Книга о конце света). Оба сборника в течение столетий служили учебным пособием во всех медресе Средней Азии и Казахстана. Их использовало мусульманское духовенство в целях пропаганды идей ислама. «Хибат ул-Хакайк» (Подарок истины) - единственная книга Азиб Ахмета Мухмуд-улы Югнеки, дошедшая до нас. Ахмет родился в конце XII в. в местечке Жуйнек, недалеко от Яссы. С детства изучал богословие, арабский и персидский языки. Его книга состоит из 14 глав, 235 стихов. Основные ее мысли - польза знания, основы морали, человечности. Люди должны работать, не покладая рук, не злословить, достойно прожить жизнь, которая достается лишь один раз. Таким образом, в книге Югнаки отразились черты морали, существовавшие в то время среди населения Южного Казахстана. Наука. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых Казахстана. Особое место среди них занимает Абу Насыр Аль-Фараби. Аль-Фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал в Шаше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане, Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде - столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов, личную неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад и переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный 76 вклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретические (логика, естествознание, математика) и практические (этика, политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука, под его влиянием складывалось мировоззрение Ибн Рушида, Ибн Сины, Омара Хайяма, Роджера Бэкона, Леонардо да Винчи и других мыслителей. Кроме Аль-Фараби земля Отрара воспитала еще двух знаменитых ученых того времени. Аббас Жаухари, также родившийся в Отраре, занимался астрономией и математикой, вместе с Ал-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц, и сегодня поражающих своей точностью. Лингвистикой и
географией занимался Исхак Аль-Фараби, другой земляк Абу Насыра. Известным географом был Жанак ибн Хакан-ал-Кимеки, родившийся на берегах Ертиса. Ал-Кашгари. Но особое место в этом списке по праву принадлежит прекрасному лингвисту и географу Махмуду ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари, автору «Диуани лугат ат-тюрк» (Словарь тюркских языков). Махмуд родился на берегу Иссык-Куля, в городе Барсхане, большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь в 1072-1074 гг. он и написал свой труд. По его собственному выражению, для написания книги он исколесил все земли, населенные тюрками. Записывал живую речь карлыков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов. их песни, поговорки, легенды и обычаи. «Диуани лугат ат-тюрк» - своеобразная энциклопедия жизни тюркских народов, единственный источник, из которого можно почерпнуть сведения о культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах, народном календаре, географической терминологии и многом другом. Таким образом, средневековый Казахстан был одним из научных центров тогдашнего мира. И хотя Баласагун и Отрар уступали Дамаску и Багдаду, их значение в развитии научных знаний очень велико. К сожалению, немногое сохранилось, погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана. Религиозные представления. Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии - тенгрианства. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей 77 эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу. Тюрки различали видимое небо Кок и небо - бога Тенгри. Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. «Тюрки говорят «бир Тенгри», - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим - «един господь», «Если постигнет одного из них несправедливость или случится с ним какое-либо дело, неприятное ему, он поднимает голову к небу и говорит «бир Тенгри», - свидетельствует ибнФадлан. Именно по воле Тенгри, считали тюрки, правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: «Тенгри тег, Тенгри йаратмыш» (Подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки почитали священные Тюркские Земли и Воду - «Турк ыдук йерсубу». Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонный к ним. Тенгри, Земля-Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена. Следующими по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей и божество земли и воды - ЙерСуб. Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов тюрок говорится: «TeHrpi, Умай, ыдук Иер-Суб басы берд1 ерши» (Тенгри, Умай священная Земля-Вода они даровали победу). Культ Умай сохранился у некоторых тюрко-язычных народностей Алтая до конца XIX в. Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор ыдык баш, бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали «Священную Отюкенскую чернь» (Хантайские горы), дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков», где по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрок. Раз в год здесь проводилось жертвоприношение. По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горы населяло множество духов, которых время от времени необходимо было умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик. Многие арабские авторы пишут о тюркских колдунах, якобы способных вызывать холод и дождь путем магических манипуляций. О вере тюрок в магию, шаманские заклинания пишут и персидские историки и географы. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди населения Центральной Азии и Восточного Туркестана были распространены 7 8 религиозные системы других цивилизаций — буддизм, манихейство, христианство. Из всех «великих религий» наиболее популярен в аристократической среде Тюркского каганата был буддизм. В нем правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать идеологическую общность в разнородной по своему составу державе. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимеков. Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль «Великого Шелкового пути». В «Священной книге двух основ» (VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране «десяти стрел», то есть в Западно-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам. В конце IX-начале X вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху. Таким образом, в VI-XIII веках в результате симбиоза кочевой и оседло-земледельческой культур на территории Казахстана сложилась культура, создававшая прочный фундамент для дальнейшего развития цивилизации на территории Казахстана.

Ямная культура (вторая половина III – начало II тысячелетия до н.э.)

 

Ямная культура сформировалась в Поволжье в конце IV в. до н.э. Постепенно она распространяется на запад, вплоть до Днепра. С юга ареал ямной культуры ограничен Каспийским  и Черным морями и Кавказскими горами, с севера – зоной лесостепи. Ямные племена были первыми, кто стал насыпать над захоронениями курганные насыпи. Это связано с тем, что основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство. В условиях постоянной смены кочевий, чтобы найти захоронения своих предков на обширных степных пространствах, нужен был хорошо отличимый ориентир, которым и служил курган.

В Крыму кочевники-скотоводы, хоронившие под курганами, появились во второй половине III тыс. до н.э. Они заселили всю степную часть полуострова, иногда проникали в предгорья.

Поселения на территории ямной культуры малочисленны. Они известны в долинах Дона и Днепра, где некоторые племена переходили к оседлости. На таких поселениях жили в долговременных жилищах, иногда сооружали оборонительные стены. В Крыму ямные поселения не известны. Единственным типом памятников, по которым можно судить о присутствии представителей ямной культуры в Крыму – это подкурганные погребения.

Хоронили в больших прямоугольных ямах. Погребенных клали в вытянутом положении на спине с согнутыми в ногах коленями, иногда в скорченном положении на боку. Умерших часто посыпали красной охрой. Погребение перекрывали каменной плитой или деревянным настилом. Инвентарь в захоронениях ямной культуры однообразен, часто он отсутствует вовсе. Малочисленность инвентаря в погребениях, по всей видимости, связан с особенностями идеологических представлений, в соответствии с которыми в потусторонний мир умершего должны были сопровождать только определенные вещи. Чаще всего в погребениях находят керамическую лепную посуду, в основном, это горшки, иногда встречаются миски. Бронзовые изделия клали редко, и только двух видов – ножи и шилья. Встречаются полированные каменные топоры и круглые плоские терочки. Кремневые изделия представлены ножами, ретушированными отщепами, наконечниками стрел и копий. Из кости делали шилья, проколки, «молоточковидные» булавки. Иногда в погребениях находят остатки деревянных повозок. Подобная традиция характерна почти для всех индоевропейских народов. Некоторые исследователи предполагают, что носитель ямной культуры также принадлежали к индоевропейской языковой семьи. Иногда на курганах ставили каменные стелы. Они имеют вид плоских плит, заостренных в нижней части. Сверху плита обычно заканчивалась выступом, имитирующим голову. Иногда гравировкой или рельефом изображали черты лица, руки и пояс.