Файл: Совершенствование техникотактической подготовки дзюдоистов 1214 лет на тренировочном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контрмеры так же относят к защитным действиям. В практике имеются успешные попытки сокращения количества контратак, необходимых для проведения боя. Но поскольку контрприемы в своем исполнении являются более сложными, технические действия применяются в качестве ответных приемов защиты.
1.3. Особенности технико-тактической подготовки дзюдоистов 12-14 лет на тренировочном этапе
При тренировочных занятиях борьбой дзюдо используются различные методы чередования работы и отдыха, а также координация двигательной активности.

В дзюдо, как и любом другом виде борьбы, выделяют методы непрерывной, переменной, повторной, интервальной, соревновательной, игровой, контрольной, а также «круговой» тренировки. Но в ходе технико-тактической подготовки большинство из перечисленных методов не применяются [19].

Методами и конкретными средствами тактической подготовки во время тренировочного занятия являются тактические формы специальной подготовки и соревновательных упражнения, отличительные особенности которых от иных тренировочных упражнений заключаются в следующем:

– установка при выполнении упражнений должна быть ориентирована, первостепенно, на разрешение тактических задач;

– упражнения фактически моделируют определенные тактические приемы, а также сложные формы соревновательной тактики;

– при необходимости моделируются внешние условия будущих соревнований.

В тренировочном процессе методика тактических упражнений подчиняется ряду положений, которые рассматриваются при анализе методической основы технической подготовки дзюдоистов. Имеется в виду изучение и совершенствование общих методических правил, входящих в основу тактических приемов в облегченных, усложненных и максимально приближенных к соревновательным условиям [2].

Тактические упражнения, применяемые в облегченных условиях, применяются с целью формирования новых сложных навыков и привычек или модификации ранее сформированных. В большинстве случаев это достигается упрощением изучаемых тактических форм и их разложением на менее сложные операции (например, выбором действий, наступательной или оборонительной тактики). В сочетании с таким подходом или без него, прежде всего, облегчаются и внешние условия проведения упражнений, способствующие точному выполнению тактических задач [1].

Тактические упражнения в сложных условиях, их цель - обеспечение надежности усвоенной тактики и стимулирование развития тактических навыков. Вот некоторые из наиболее распространенных методологических подходов, воплощенных в таких упражнениях:


1) подход, связанный с применением дополнительных тактических средств противодействия со стороны «противника». В данном случае дзюдоист сталкивается с тем, что нужно решать тактические задачи для преодоления более серьезных противодействий, допускаемых правилами борьбы дзюдо. Разумеется, любые дополнительные меры, вводимые для того, чтобы потребовать от дзюдоиста максимальной мобилизации своих тактических способностей, должны в то же время быть осуществимыми и не превосходить меру его реальных возможностей.

2) подход, связанный с пространственно-временными ограничениями поведения. Методологические последствия таких ограничений заключаются в повышении способности решать тактические задачи в строго ограниченных пространстве и времени. Так, к примеру, при ведении тактических действий на весьма ограниченном участке, ведении тактических действий наступательного характера в строго ограниченное время.

3) подход, связанный с повышенными требованиями к тактическому разнообразию. В отличие от предыдущих подходов, этот усложняет саму задачу, а не внешние условия выполнения тактической задачи. Перед дзюдоистом стоит задача изменить тактику во время упражнений по определенной программе или по внезапным (оговоренным) сигналам. Пример: Мгновенная смена оборонительной тактики на наступательную.

4) подход, связанный с «деоптимизацией» условий работы дзюдоистов, повышением требований к надежности технико-тактических навыков и умений. Имеется в виду уже упомянутый подход, но в данном случае его используют «на фоне» утомления и в ситуациях, которые вызывают психическое напряжение (неожиданная замена на другого более сильного соперника, воздействие звука, других помех и т. п.). Тактическая подготовка обычно напрямую взаимодействует со специальной психической подготовкой и воспитанием соревновательной выносливости [3].

Тактическая подготовка в условиях, приближенных к условиям будущих соревнований, способствует, прежде всего, наиболее полному моделированию сложных форм тактики на этапе непосредственной подготовки к предстоящим соревнованиям. Моделирование в данном случае является проверкой разработанных тактических концепций и методов в максимально соответствующих предстоящим соревнованиям условиях, таких как особенности состава участников, расписание соревнований, способ определения победителя и так далее [6].



Тактическая ориентированная соревновательная тренировка является основным методом приобретения соревновательного опыта, который является практической основой тактических способностей дзюдоиста. Применение соревнований для тактической подготовленности заключается в специальной организации соревновательных практик, например:

– разработка тактических указаний по индивидуальным планам подготовки к соревнованиям разного уровня, предусмотренным официальным спортивным календарем;

– проведение дополнительных встреч (к примеру, товарищеских), похожих по времени, по составу участников и по степени ответственности общей логике подготовки к важным соревнованиям;

– проведение тактически ориентированных тренировочных соревнований, для формирования достаточного количества и качества спортивной подготовки, взаимосвязь звеньев соревновательной практики, достаточной по количеству и качеству.

Соревновательная практика в данном случае становится для борцов дзюдо своеобразной школой тактического мастерства только при условии, если каждая соревновательная схватка подвергается осмысленному анализу, включающему беспристрастную оценку тактических ошибок и осознанные выводы относительно очередного задания тактической подготовки [14].


2 Методы и организация исследования



2.1 Организация исследования
Структура организации нашего исследования представлена в следующем виде:

Первый этап исследования – теоретический, задачи этого этапа, это изучение рекомендаций специалистов в области совершенствования технико-тактической подготовки дзюдоистов, также выявление проблем в процессе подготовки. Содержание исследования заключается в анализе правил соревнований по борьбе дзюдо, изучение и анализ литературных источников по организации тренировок борьбы дзюдо, изучение рекомендаций по совершенствованию технико-тактической подготовки.

Второй этап исследования – подготовительный, задачами данного этапа являются определение понятийного аппарата, разработка экспериментальной методологии, а также проведение педагогического наблюдения с экспертным оцениванием. Содержание данного этапа исследования заключается в формировании целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, определение изначального уровня технико-тактической подготовки исследуемых спортсменов, разработка экспериментальной методологии технико-тактической подготовки борцов дзюдо.

Третий этап исследования – основной, задачей этапа стало внедрение экспериментальной методики в проведение тренировочных занятий. Содержание данного этапа исследования: проведение тренировочных занятий с дзюдоистами контрольной и экспериментальной групп по разным методикам.

Четвертый этап исследования – итоговый. Задачей данного этапа является определение уровня технико-тактической подготовки по завершению исследования, обоснование эффективности экспериментальной методологии. Содержанием данного этапа исследования представляется: проведение контрольной апробации, математическая обработка показателей апробации, анализ изменений, произошедших в ходе эксперимента.

Пятый этап исследования – это литературное оформление работы. Задачей этого этапа является представление результатов проведенного исследования в виде выпускной квалификационной работы. Содержание этого этапа представляется в виде литературного оформление работы, формулировки выводов, разработка практических рекомендаций.
2.2. Методы
исследования
В целях решения задач, предусмотренных данной выпускной квалификационной работой, были применены такие методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) педагогическое наблюдение;

3) педагогический эксперимент;

4) метод математической статистики.

Анализ научно-методической литературы показал нам масштаб разработанности данной проблемы, проанализированы источники, общая информация по проблеме, что дало информацию, позволяющую определить задачи, цели, методы проведения исследования и разработка экспериментальной методики совершенствования технико-тактических способностей дзюдоистов в возрастной группе от 12 до 14 лет на тренировочном этапе.

Педагогические наблюдения. Главной целью педагогических наблюдений, применяемых в ходе всего эксперимента, было определение основных технико-тактических приемов борьбы дзюдо, также особенности осуществления дзюдоистами тактических действий в условиях соревновательной схватки. Объектами педагогических наблюдений стала тренировочная и соревновательная деятельность борцов дзюдо.

Педагогический эксперимент проводился для проверки на практике эффективности разработанной методики совершенствования технико-тактической подготовки дзюдоистов 12–14 лет на тренировочном этапе.

Метод математической статистики применялся с целью оценки достоверности результатов исследования.

Вычислялись: среднее арифметическое:
, (1)

где - знак суммирования;

xi - полученные в исследовании значения (варианты);

n - число вариант.
эмпирическая дисперсия:
, (2)
ошибка среднего арифметического:
, (3)

Оценка результатов на достоверность проводилась по критерию Стьюдента для уровня значимости α=0, 05 с вероятностью Р=0, 05.

Для этого рассчитывался расчетный коэффициент:
(4)
Эксперимент проводился с июня по октябрь, на базе муниципального автономного учреждения «Кущевская спортивная школа «Лидер» (МАУ «КСШ «Лидер). В результате отбора были выявлены две группы: экспериментальная группа и контрольная группа. Каждая группа состояла из 12 юношей, борцов дзюдо, в возрастной категории от 12 до 14 лет. В контрольной группе проходили тренировки, направленные на совершенствования технико-тактической подготовки согласно принятым методам, в то же время в экспериментальной группе тренировки проходили согласно разработанной нами методики.