Файл: Совершенствование техникотактической подготовки дзюдоистов 1214 лет на тренировочном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целях определения исходного уровня показателей соревновательной деятельности в июне 2022 года было проведено первенство МАУ «КСШ «Лидер» по борьбе дзюдо среди юношей, на которое были в качестве судей и экспертов были приглашены опытные и квалифицированные тренеры из других спортивных школ Краснодарского края. Так же по окончанию эксперимента был проведен турнир МАУ «КСШ «Лидер» по борьбе дзюдо среди юношей с приглашением тренеров по дзюдо из других спортивных школ Краснодарского края, с целью экспертного оценивания проведенных схваток.

В ходе соревнований перед судьями стояла дополнительная задача провести оценку следующих показателей борцов дзюдо участвующих в схватках: «Активность», «Результативность», «Эффективность технических действий». Оценка данных показателей производилась следующим образом:

1) активность — количество попыток выполнения технико-тактических действий, выполняемых борцом дзюдо за время схватки (или в единицу времени). Расчет показателя производится по формуле:

(5)

где N — количество попыток (приемов, защит),

Т — количество поединков (или время поединков).
Можно установить активность атакующих и защитных действий, общую активность (количество классификационных групп приемов, используемых дзюдоистом).

2) эффективность — соотношение удачных попыток проведения технико-тактических действий к общему их количеству. Расчет показателя производится по формуле:
(6)

где П — количество оцененных приемов,

N — общее количество приемов.

Подобной формулой определяется эффективность защитных действий, основываясь на данных о количестве положительных попыток выполнения защитных действий и количество попыток атакующих действий противника.

3) результативность - это показатель качества применения атакующих действий, определяется количеством оценок, полученным в среднем за схватку.

Учитывая, что оценки в дзюдо не суммируются, чистую победу «иппон» условно приравнивают к 10 условным единицам, «ваза-ари» — к 7 единицам, «юко» — к 5, «кока» — к 3.

Показатель высчитывают по формуле:

(7)

где  И— количество оценок «иппон»,


В— количество оценок «ваза-ари»,

Ю— количество оценок «юко»,

К— количество оценок «кока»,

n— сумма поединков.

Оценивание технико-тактической подготовленности борцов дзюдо производилось согласно правилам борьбы дзюдо.

3 Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Особенности экспериментальной методики
Педагогический эксперимент проводился с целью проверки эффективности разработанной методики технико-тактической подготовки дзюдоистов в МАУ «КСШ «Лидер», суть эксперимента в сравнении показателей соревновательной деятельности борцов дзюдо контрольной и экспериментальной групп. По сути, эти показатели являются ведущими внешними критериями.

Разработанная методика была, разделила на три этапа. Первый этап предусматривает собой ознакомление с техническими действиями в игровом формате с игровыми задачами, изучение и совершенствование приемов.

На втором этапе основными задачами стали совершенствование ранее изученных технических действий, на уровне двигательных навыков, а также изучение и проработка контратак, комбинаций и бросков с переходом на болевой прием.

Ко второму этапу тренировочного процесса спортсменами уже был накоплен достаточный двигательный опыт, в связи, с чем выполнение новых технических действий было воспринято как уже знакомое, а нечто совершенно новое, что в свою очередь более положительно сказалось на усвоении программы.

Ha третьем этапе предусматривается закрепление уже изученных технико-тактических действий в виде навыка, и способность борцов дзюдо приспосабливаться изменениям внешних факторов. Внимание борцов дзюдо во время третьего этапа было направлено на своевременность действий, взаиморасположение борцов во время схватки и самое главное на нахождение путей решения тактических задач путем применения уже изученных технических приемов.

На третьем этапе тренировочного процесса производилась адаптация технических действий к ситуациям, возникающим во время реальной схватки, в данном случае целью стала отработка каждого действия в разных динамических ситуациях поединка. На этом этапе использовалась главная идея – не предлагать готовых решений ситуаций, а, поставить задачу, побуждающую спортсмена к самостоятельному поиску решения. Предпосылкой к этому явилось, то, что технические действия проводятся при активном противодействии соперника

, в то время как техника приемов и тактика тесно связаны, техника – это способ выполнения приемов и комбинаций, а вот тактика определяет способы применения техники.

Реализация принципа сознательности и активности предусматривает создание тренером ситуаций для более полного понимания борцом своих действий, того, что он делает, как и почему. В связи с этим каждом этапе тренировок демонстрировался эффект от выполненного действия, затем объяснялась причина этого эффекта; объяснялся принцип проведения этого действия; акцентировалось внимание на более весомых компонентах двигательного действия; дзюдоисты побуждались к самоанализу выполнения упражнения, разбору ошибок, поиску путей их устранения.

В ходе исследования тренировки обеих группах проходили пять раз в неделю по 90 минут. В два дня в неделю преимущественно развивали специальные технико-тактические способности, используя тренировочные схватки.

В нашей экспериментальной группе характерной особенностью поведения поединка стало сокращение его продолжительности до 30-60 секунд. В ходе этого поединка каждому спортсмену была дана установка в самые кратчайшие сроки осуществить атаку из арсенала изученной техники. После осуществления одним из борцов удачного броска, поединок прекращался. Время отдыха между поединками составляла около трех минут. За одну тренировку проводилось от 10 до 15 схваток. Во время тренировочных поединков происходила смена партнеров так, чтобы все поединки проходили с партнерами равной весовой категории.

По понедельникам и пятницам в контрольной группе проходила особая скоростно-силовая тренировка с применением тренировочных поединков. Однако в контрольной группе продолжительность поединков составляла от двух до трех минут, а количество проводимых боев от трех до пяти, время отдыха между поединками составляло около пяти минут.

По окончанию освоения и совершенствования техники действий, которые предусматривает собой программа тренировочного занятия, проводились тренировочные поединки в основной части тренировки.

Особое внимание было направлено обще силовую подготовку во время тренировок, которые проходили по вторникам и по субботам

В экспериментальной группе применялась методика упражнений, включающая в себя динамические усилия, эта методика представляет собой создание максимального силового напряжения по средствам работы с непредельным отягощением при максимально возможной скорости. Такая методика используется для развития скоростно-силовых качеств – «взрывной» силы. Упражнения экспериментальной группой выполнялись в три подхода с повторением от 10 до 15 раз и перерывом между подходами около 3–4 минут. При этом количество повторений и вес отягощения на каждое упражнение подбирались так, чтобы не было нарушения техники движения и снижения скорости осуществления движения.


А в контрольной группе для выполнения силовых упражнений использовался методика непредельных усилий, которая представляет собой применение непредельных отягощений с предельным числом повторений. Каждое упражнение выполнялось в три подхода, перерыв между подходами составлял три минуты. Стоит отметить, что борцы контрольной группы выбирали вес отягощения так, чтобы число повторений находилось в диапазоне от 8 до 12 раз.

Наши педагогические наблюдения показали, что спортсмены создают благоприятные условия и проводят атакующие действия, используя ошибки соперника, при этом, не уходя в полную защиту.

Суть экспериментальной методики заключается во включении в программу подготовки дзюдоистов максимально возможного количества эффективных технико-тактических действий, которые будут использоваться борцами дзюдо в реальных условиях соревновательной деятельности. Основная схема экспериментальной методики совершенствования технико-тактической подготовки представлена в таблице 2.

Таблица 2 Характеристика экспериментальной методики совершенствования технико-тактической подготовки

Вид подготовки

Содержание изучаемого учебного материала

Время в %, затрачиваемое в процессе УТЗ, в зависимости от этапа подготовки

Подготовительный

Соревновательный

Техническая

Изучение и совершенствование ударных технических приемов

40

20

Технико- тактическая

Совершенствование ударных технических приемов в комбинациях с другими приемами

20

40

Тактическая

Выполнение тактических заданий с преимущественной направленностью на подготовку к проведению ударного приема

20

40


Из таблицы 2 видно, что экспериментальная методика условно делит содержание тренировки борцов дзюдоистов на три составляющие: техническую подготовку, технико-тактическую подготовку и тактическую подготовку.

Техническая подготовка, ее основным содержанием является целенаправленное изучение и совершенствование наиболее эффективных технических действий, применяемых высококвалифицированными дзюдоистами, наряду с общепринятыми приемами дзюдо.


Технико-тактическая подготовка основным содержанием, которой является изучение и совершенствование комбинаций технических действий, состоящих из общепринятых технических действий приемов дзюдо и не менее одного ударного технического действия.

Тактическая подготовка основным содержанием, которой является самостоятельное создание выгодных тактических ситуаций для выполнения ударных технических действий.

Экспериментальная методика предусматривала разделение объема средств на указанные виды подготовки при проведении тренировочных занятий в зависимости от этапа подготовки. На техническую подготовку в период подготовительного этапа в ходе одного тренировочного занятия нами отводилось 40 % времени, а в соревновательном периоде – 20 %.

На технико-тактическую подготовку отводилось на подготовительном этапе 20 % времени, в соревновательном этапе 40 %. Кроме уже указанных отличий экспериментальной методики, мы широко использовали следующие инструменты и методы технико-тактического совершенствования в экспериментальной группе на тренировочных занятиях дзюдоистов. С нашей точки зрения, этот процесс должен был быть максимально адаптирован к условиям соревновательной деятельности борцов дзюдо:

– создание партнером выгодных условий для выполнения технико-тактических действий, отрабатываемых в типовых положениях по дзюдо;

– увеличение сопротивления спарринг-партнера при совершенствовании техники приемов в тренировочных поединках, затрудняющее выполнение намеченного действия, но упрощающее выполнение другого;

– оценка высокоэффективных (ударных) бросковых тренировочных схватках;

– удваивание оценки за выполнение ударного броска в тренировочных схватках;

В связи с чем предполагается, что использование экспериментальных методов обучения в тренировочном процессе борцов дзюдо позволит применять наиболее реальные методы оптимизации тренировочного процесса с целью совершенствования технико-тактической подготовки борцов дзюдо.
3.2 Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Педагогический эксперимент проводился с целью проверки эффективности разработанной нами методики совершенствования технико-тактической подготовки дзюдоистов МАУ «КСШ «Лидер».