ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У р о к 4. Пары по твердости - мягкости
Кроме пар по звонкости - глухости, согласные образуют пары по твердости - мягкости. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком «'». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [г'], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф'].
Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч'] всегда мягкий, а звук [1] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение звука осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее приближения к передней части неба. А при произношении звука [1] язык дополнительно не выгибается.)
Глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'] не имеют звонких пар.
Согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [1] не имеют глухих пар. Они в любой позиции - даже в конце слова — звучат звонко и называются сонорными.
Ошибки взрослых. Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвечает: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [г'], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, ю, е, служащих для обозначения мягкости согласных на письме.
23
Урок 5. Позиционные чередования
Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке мы говорили, что звонкие парные согласные не могут стоять на конце слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [п]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове «проявится» звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным.
Возьмем другое слово - «кружок». В середине отчетливо слышится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму слова, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому — [ш].
В этом случае имеет место позиционное чередование звуков.
Урок 6. Фонемы
Главное назначение звуков -различать слова. Но внутри позиционных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими: «< >».
Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуковую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередующихся звуков. В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки -соответственно [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема <б>, которая определяется по сильной позиции звука.
А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>.
Понятие фонемы - одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно не предназначена для детей, обучающихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимающийся с детьми фонетическим анализом слов.
С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развивающего обучения Давыдова-Эльконина, где представления о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте1 детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв и усвоить представления, что
' Подробнее об этом см.: ГраникГ. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991; Русский язык: Учеб. для средней школы. 5 класс / Под ред. М. В. Панова. — М.: Коммерческий вестник, 1995; Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, 1991.
24
буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема - это обобщенное понятие звука.
Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита?
Письмо древнейших цивилизаций было пиктографическим -рисуночным, чуть позже - иероглифическим, когда знак мог обозна
чать и звук, и слог, и понятие. Новая эпоха в развитии письменности была открыта с появлением финикийского алфавита, который заимствовали и усовершенствовали греки. В греческом алфавите буква соответствовала звуку. Таким алфавитом, безусловно, гораздо удобнее пользоваться. На этот принцип соответствия буквы и звука ориентировался и создатель старославянской азбуки, прародительницы современного русского алфавита, солунский просветитель Константин (в монашестве Кирилл).
Но русское письмо не фонетическое, не звуковое, а фонематическое. Иными словами, буква передает не звук, а фонему. Ту самую, которая определяется в результате позиционных чередований звуков. Если бы буква передавала звук, мы бы писали то, что слышим. Слышим [дуп] - и писали бы «дуп». Но мы пишем «дуб», потому что звук [п] на конце слова имеет «слабую» позицию, «верить» ему нельзя. Стоит только изменить форму слова, изменится и звук: был [дуп], не стало [дуба].
Число фонем не равно числу звуков. Лингвисты выделяют 39 фонем, из них 34 согласных и 5 гласных.
Согласные фонемы - <п>, <п'>, <б>, <б'>, <м>, <м'>, <ф>, <ф'>,
Не являются фонемами мягкие согласные [г'], [х'], [к']. Звуки [г'], [х'], [к'] бывают мягкими только перед гласными [и] и [э]. Считается, что мягкость у них не самостоятельная, а возникает под воздействием позиции.
Гласные фонемы - <а>, <о>, <э>, <у>, <и>.
Не является фонемой гласный звук [ы] . Он «не справляется» со всеми нагрузками, выпадающими надолго гласных фонем: не может стоять в начале слова.
Урок 8. Особенности русского алфавита
В русском алфавите 33 буквы: Аа [а], Бб [бэ], Вв [вэ], Гг [гэ], Дд [дэ], Ее [е], Её [ю], Жж [жэ], Зз [зэ], Ии [и], Йй (и краткое), Кк [ка], Лл [эль], Мм [эм], Нн [эн], Оо [о], Пп [пэ], Рр [эр], Сс [эс], Тт [тэ], УУ [У], Фф [эф], Хх [ха], Цц [цэ], Чч [чэ], Шш [ша], Щщ [ща], ъ (твердый знак)], ы [ы], ь (мягкий знак), Ээ (э оборотное) [э], Юю [ю], Яя [я].
25
А фонем, как мы уже знаем, 39. Между числом букв и числом фонем также наблюдается некоторое несоответствие. С одной стороны, существуют буквы, которые не обозначают фонемы: ь, ъ, ы. Есть еще я, ё, ю, е. Это буквы-слоги. С другой - некоторым фонемам вообще не повезло, например, мягким. Только две мягкие фонемы -<ч'> и <ш'> — изображаются специальными буквами ч и щ.
Для изображения остальных мягких фонем приходится использовать сочетания букв: мь, нь, рь или мя, ни, ре и т. п. Для этого и служат специальная буква ь и так называемые йотированные буквы я, ё, е, ю, и.
Наличие йотированных букв создает некоторую избыточность для изображения гласных звуков на письме. Звуки [а], [о], [э], [у] в одних случаях можно изобразить буквами а, о, э, у, в других - я, ё, е, ю.
Йотированные буквы могут читаться как слоги, например в начале слова или после разделительных знаков, а иногда могут произноситься как звуки [а], [о], [э], [у] и обозначать мягкость предшествующего согласного.
Ошибки взрослых. Каждая буква в алфавите имеет свое название. Необходимо добиться, чтобы дети, знакомясь с буквами, запоминали их «правильное» название: не «мэ», а «эм», не «фэ», а «эф» и т. п. Не менее важно объяснить детям, что звучание буквы не совпадает с ее названием. Так, буква м (эм) в одних случаях будет звучать как [м], а в других — как [м1].
Урок 9. Немного истории
Некоторое несоответствие в русском языках между фонемами, звуками и существующими для их обозначения буквами объясняется историческими причинами. Русский алфавит произошел от старославянской азбуки - кириллицы. Однако звуковая система старославянского языка хотя и родственна русскому, все же не тождественна ему. Поэтому некоторые буквы (например, соответствующие носовым звукам, отсутствующим в русском языке, а также буквы очень трудные для письма) постепенно перестали употребляться, но из алфавита исчезли не сразу.
Реформирование письменности, как показывает история, дело непростое: алфавит и буквы наделялись особым, священным характером. Существенные изменения в характере письменности, несмотря на их очевидную актуальность, приходились на периоды глобального реформирования в стране, причем отмеченного своей антиклерикальной1 направленностью: в это время не боялись поднять руку на все, что раньше считалось незыблемым и священным.
Первая реформа орфографии была осуществлена во времена Петра I, и царь принимал в ней активное участие. Вторая реформа /1 о 17-1918) совпала с приходом к власти большевиков и была инициирована новой властью и новыми культурными установками.
Обе реформы были связаны с упразднением букв и с изменением начертания некоторых знаков. В общей сложности из 43 букв кириллицы 12 были исключены, а две новые (и, ё) добавлены.
В результате, считают историки языка, русский алфавит приобрел «высшую степень абстракции и чистоты» (А. Зиновьев).
1 Антиклёрикаризм — движение, направленное против привилегий церкви и духовенства, их господствующей роли в обществе (но не против самой религии).
26
Гл а ва 2 ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1
Сказка про то, как придумали буквы
Беседа с детьми
Педагог спрашивает детей, кто из них уже знает буквы; проси
всех желающих нарисовать на большом листе бумаги или на доси,
те буквы, которые им известны и ответить на следующий вопрос)
«Для чего нужны буквы и откуда они взялись?» '
Педагог выслушивает версии детей и предлагает свою, сказочную;
Текст для чтения или рассказывания
Жил-был...
- Принц?
- Нет, не принц. Жил-был...
- Король?
- Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он тогда, когда ни королей и тем более принцев еще и в помине не было, а поэты уже был; Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние времена все важны! слова обязательно пели!) Когда над вершинами зеленых холмов поднималось красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел ему песн И все понимали: только так можно приветствовать восходящее солнц* заставить его сиять теплым радостным светом, обогреть людей и ж» вотных. Когда спускалась ночь, Поэт пел нежную песню затихающа земле, чтобы она отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни, которые устраивали на ней днем живые существа. Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в которой малышу дарилось имя, ведущее его по жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню отваги и мужества, вселяя ярость в сердца мужчин и надежду в сердца женщин. Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен. Но как-то раз при-] шел Насмешник.
- Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.
- Пою, - ответил Поэт.
- Ты уже не молод, - сказал Насмешник.
- Да, — согласился Поэт.
- Ты скоро состаришься еще больше, - сказал Насмешник.
28
- Состарюсь, - опять согласился Поэт.
- И петь тебе будет все труднее.
- Да, - вздохнул Поэт.
- А потом ты умрешь, - сказал Насмешник.
- Умру.
- И тогда люди забудут слова песен. И песни исчезнут.
Тут Насмешник сказал свое привычное: «Ха-ха!» - и быстро-быстро
ушел.
Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с сего говорят: «Ха-ха!» Поэту стало так обидно! Он пошел на берег реки, сел на заросший мхом
большой камень и обратился к той, к кому всегда обращал свои просьбы - к Повелительнице звуков:
- Повелительница весенней капели,
Песни зяблика и соловьиной трели,
Всех полночных и дневных голосов,
Всех коротких и длинных человеческих слов!
Ты всех мудрее, ты всех чудесней!
Как сохранить для людей мои песни?
И услышал Поэт, как вздохнула Повелительница звуков. Увидеть ее он не мог, потому что она, как и все ее подданные — жители звучащего мира - была невидима.
- Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно?
-Да.
- Ты хочешь сохранить невидимые звуки?
-Да.
- Но потом тебе никто не поверит!
- Может быть...
- Над тобой будут смеяться!
- Наверное.
- То, что ты увидишь, вызовет в тебе страстное желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не исполнится.
- Пусть будет так.
- Тогда закрой глаза, пой песню и смотри внимательно. Поэт закрыл глаза, и привиделась ему странная поляна. По поляне, взмахивая причудливыми крылышками, порхали бабочки необыкновенной красоты. Бабочки рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его песни. Они радостно вылетали наружу, кружились и таяли в воздухе. Каждая бабочка жила ровно столько времени, сколько длился родивший ее звук. Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем растаять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им приходилось преодолевать разные препятствия, и порхали они совсем недолго — мгновение, не больше. Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт открыл глаза.
29
- Как красиво! - воскликнул он.
- Эти бабочки - звуки, - пояснила Повелительница звучащего мира. Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор, пока их слышат. А га том умирают: тают в воздухе. Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть. Чтобы люди могли говорить, все время должны рождаться новые звуки. Но их можно заколдовать и уложить спать. Для звуков нужно создать такие сонные домики - знаки, глядя на которые ты всегда будешь вспоминать бабочку с теми или иными крыльями. Внутри такого домика-знака звук будет спать до тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни. Но создать такие домики, такие знаки очень непросто!