Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У р о к 4. Пары по твердости - мягкости

Кроме пар по звонкости - глухости, согласные образуют пары по твердости - мягкости. Мягкость согласного в фонетической за­писи передается значком «'». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [г'], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф'].

Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звук [ч'] всегда мягкий, а звук [1] вообще не считается ни мягким, ни твердым. (Мягкое произношение зву­ка осуществляется за счет приподнятости спинки языка и ее при­ближения к передней части неба. А при произношении звука [1] язык дополнительно не выгибается.)

Глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'] не имеют звонких пар.

Согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [1] не имеют глу­хих пар. Они в любой позиции - даже в конце слова — звучат звонко и называются сонорными.

Ошибки взрослых. Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвеча­ет: «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышит­ся мягкий звук [г'], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно на­учить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, ю, е, служащих для обозначе­ния мягкости согласных на письме.

23

Урок 5. Позиционные чередования

Положение звука в слове называется позицией. Позиция может определять употребление того или иного звука. На предыдущем уроке мы говорили, что звонкие парные согласные не могут стоять на кон­це слова. В слове «дуб» на конце слышен глухой звук [п]. Но стоит изменить форму слова и сказать: «Мы встретились у дуба», - как тут же в слове «проявится» звонкий парный звук [б]. Его проявлению будет способствовать позиция перед гласным.

Возьмем другое слово - «кружок». В середине отчетливо слы­шится звонкий парный согласный [ж]. Но стоит изменить форму сло­ва, произнести «кружки», как звонкий согласный уступает место парному глухому — [ш].

В этом случае имеет место позиционное чередование звуков.

Урок 6. Фонемы


Главное назначение звуков -различать слова. Но внутри позицион­ных чередований они не являются полноценными смыслоразличителями. Поэтому ученым пришлось ввести еще одно понятие - «фонема». Обозначается она треугольными скобками, вот такими: «< >».

Фонема представляет собой своеобразную «обобщенную» звуко­вую единицу и может быть представлена рядом позиционно чередую­щихся звуков. В словах «дуб» и «дубы» слышатся разные звуки -соответственно [б] и [п], но они представляют одну и ту же фонему. В данном случае это фонема <б>, которая определяется по сильной позиции звука.

А вот в формах слова «потоп» второй звук [п] чередуется «сам с собой»: он слышится и на конце слова, и перед гласным («потопы»). В данном случае мы имеем дело с фонемой <п>.

Понятие фонемы - одно из самых сложных в русском языке. Но эта информация безусловно не предназначена для детей, обуча­ющихся грамоте. Достаточно, если ею владеет взрослый, занимаю­щийся с детьми фонетическим анализом слов.

С фонемами и с фонематическим принципом русской орфографии дети в соответствии с государственной программой по русскому языку знакомятся в 5 классе. (Исключение составляют программы развиваю­щего обучения Давыдова-Эльконина, где представления о сильных и слабых позициях, а также о позиционных чередованиях, вводятся в начальной школе.) На этапе обучения грамоте1 детям достаточно оперировать понятиями звуков, букв и усвоить представления, что

' Подробнее об этом см.: ГраникГ. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991; Русский язык: Учеб. для средней школы. 5 класс / Под ред. М. В. Панова. — М.: Коммерческий вестник, 1995; Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, 1991.

24

буквы служат для обозначения звуков речи. Конечно, с точки зрения науки, в формулировках возникают некоторые неточности. Но ими, пожалуй, можно пренебречь. Ведь фонема - это обобщенное поня­тие звука.

Урок 7. Что обозначают буквы русского алфавита?

Письмо древнейших цивилизаций было пиктографическим -рисуночным, чуть позже - иероглифическим, когда знак мог обозна­

чать и звук, и слог, и понятие. Новая эпоха в развитии письменности была открыта с появлением финикийского алфавита, который заим­ствовали и усовершенствовали греки. В греческом алфавите буква соответствовала звуку. Таким алфавитом, безусловно, гораздо удоб­нее пользоваться. На этот принцип соответствия буквы и звука ори­ентировался и создатель старославянской азбуки, прародительницы современного русского алфавита, солунский просветитель Констан­тин (в монашестве Кирилл).

Но русское письмо не фонетическое, не звуковое, а фонемати­ческое. Иными словами, буква передает не звук, а фонему. Ту са­мую, которая определяется в результате позиционных чередований звуков. Если бы буква передавала звук, мы бы писали то, что слы­шим. Слышим [дуп] - и писали бы «дуп». Но мы пишем «дуб», по­тому что звук [п] на конце слова имеет «слабую» позицию, «верить» ему нельзя. Стоит только изменить форму слова, изменится и звук: был [дуп], не стало [дуба].

Число фонем не равно числу звуков. Лингвисты выделяют 39 фо­нем, из них 34 согласных и 5 гласных.

Согласные фонемы - <п>, <п'>, <б>, <б'>, <м>, <м'>, <ф>, <ф'>,

Не являются фонемами мягкие согласные [г'], [х'], [к']. Звуки [г'], [х'], [к'] бывают мягкими только перед гласными [и] и [э]. Счи­тается, что мягкость у них не самостоятельная, а возникает под воз­действием позиции.

Гласные фонемы - <а>, <о>, <э>, <у>, <и>.

Не является фонемой гласный звук [ы] . Он «не справляется» со всеми нагрузками, выпадающими надолго гласных фонем: не мо­жет стоять в начале слова.

Урок 8. Особенности русского алфавита

В русском алфавите 33 буквы: Аа [а], Бб [бэ], Вв [вэ], Гг [гэ], Дд [дэ], Ее [е], Её [ю], Жж [жэ], Зз [зэ], Ии [и], Йй (и краткое), Кк [ка], Лл [эль], Мм [эм], Нн [эн], Оо [о], Пп [пэ], Рр [эр], Сс [эс], Тт [тэ], УУ [У], Фф [эф], Хх [ха], Цц [цэ], Чч [чэ], Шш [ша], Щщ [ща], ъ (твер­дый знак)], ы [ы], ь (мягкий знак), Ээ (э оборотное) [э], Юю [ю], Яя [я].

25

А фонем, как мы уже знаем, 39. Между числом букв и числом фонем также наблюдается некоторое несоответствие. С одной сто­роны, существуют буквы, которые не обозначают фонемы: ь, ъ, ы. Есть еще я, ё, ю, е. Это буквы-слоги. С другой - некоторым фонемам вообще не повезло, например, мягким. Только две мягкие фонемы -<ч'> и <ш'> — изображаются специальными буквами ч и щ.

Для изображения остальных мягких фонем приходится исполь­зовать сочетания букв: мь, нь, рь или мя, ни, ре и т. п. Для этого и служат специальная буква ь и так называемые йотированные бук­вы я, ё, е, ю, и.

Наличие йотированных букв создает некоторую избыточность для изображения гласных звуков на письме. Звуки [а], [о], [э], [у] в од­них случаях можно изобразить буквами а, о, э, у, в других - я, ё, е, ю.

Йотированные буквы могут читаться как слоги, например в на­чале слова или после разделительных знаков, а иногда могут произ­носиться как звуки [а], [о], [э], [у] и обозначать мягкость предше­ствующего согласного.

Ошибки взрослых. Каждая буква в алфавите имеет свое название. Необ­ходимо добиться, чтобы дети, знакомясь с буквами, запоминали их «пра­вильное» название: не «мэ», а «эм», не «фэ», а «эф» и т. п. Не менее важно объяснить детям, что звучание буквы не совпадает с ее названием. Так, буква м (эм) в одних случаях будет звучать как [м], а в других — как [м1].

Урок 9. Немного истории

Некоторое несоответствие в русском языках между фонемами, звуками и существующими для их обозначения буквами объясняет­ся историческими причинами. Русский алфавит произошел от ста­рославянской азбуки - кириллицы. Однако звуковая система старо­славянского языка хотя и родственна русскому, все же не тождест­венна ему. Поэтому некоторые буквы (например, соответствующие носовым звукам, отсутствующим в русском языке, а также буквы очень трудные для письма) постепенно перестали употребляться, но из алфавита исчезли не сразу.

Реформирование письменности, как показывает история, дело не­простое: алфавит и буквы наделялись особым, священным характе­ром. Существенные изменения в характере письменности, несмотря на их очевидную актуальность, приходились на периоды глобального реформирования в стране, причем отмеченного своей антиклерикаль­ной1 направленностью: в это время не боялись поднять руку на все, что раньше считалось незыблемым и священным.

Первая реформа орфографии была осуществлена во времена Петра I, и царь принимал в ней активное участие. Вторая реформа /1 о 17-1918) совпала с приходом к власти большевиков и была ини­циирована новой властью и новыми культурными установками.

Обе реформы были связаны с упразднением букв и с изменением начертания некоторых знаков. В общей сложности из 43 букв кирил­лицы 12 были исключены, а две новые (и, ё) добавлены.

В результате, считают историки языка, русский алфавит приоб­рел «высшую степень абстракции и чистоты» (А. Зиновьев).


1 Антиклёрикаризм — движение, направленное против привилегий цер­кви и духовенства, их господствующей роли в обществе (но не против са­мой религии).

26


Гл а ва 2 ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Сказка про то, как придумали буквы

Беседа с детьми

Педагог спрашивает детей, кто из них уже знает буквы; проси
всех желающих нарисовать на большом листе бумаги или на доси,
те буквы, которые им известны и ответить на следующий вопрос)
«Для чего нужны буквы и откуда они взялись?» '

Педагог выслушивает версии детей и предлагает свою, сказочную;

Текст для чтения или рассказывания

Жил-был...

- Принц?

- Нет, не принц. Жил-был...

- Король?

- Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он тогда, когда ни королей и тем более принцев еще и в помине не было, а поэты уже был; Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние времена все важны! слова обязательно пели!) Когда над вершинами зеленых холмов под­нималось красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел ему песн И все понимали: только так можно приветствовать восходящее солнц* заставить его сиять теплым радостным светом, обогреть людей и ж» вотных. Когда спускалась ночь, Поэт пел нежную песню затихающа земле, чтобы она отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни, кото­рые устраивали на ней днем живые существа. Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в которой малышу дарилось имя, ведущее его по жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню отваги и муже­ства, вселяя ярость в сердца мужчин и надежду в сердца женщин. Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен. Но как-то раз при-] шел Насмешник.

- Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.

- Пою, - ответил Поэт.

- Ты уже не молод, - сказал Насмешник.

- Да, — согласился Поэт.

- Ты скоро состаришься еще больше, - сказал Насмешник.

28

- Состарюсь, - опять согласился Поэт.

- И петь тебе будет все труднее.

- Да, - вздохнул Поэт.

- А потом ты умрешь, - сказал Насмешник.

- Умру.

- И тогда люди забудут слова песен. И песни исчезнут.

Тут Насмешник сказал свое привычное: «Ха-ха!» - и быстро-быстро

ушел.

Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с сего говорят: «Ха-ха!» Поэту стало так обидно! Он пошел на берег реки, сел на заросший мхом
большой камень и обратился к той, к кому всегда обращал свои прось­бы - к Повелительнице звуков:

- Повелительница весенней капели,

Песни зяблика и соловьиной трели,

Всех полночных и дневных голосов,

Всех коротких и длинных человеческих слов!

Ты всех мудрее, ты всех чудесней!

Как сохранить для людей мои песни?

И услышал Поэт, как вздохнула Повелительница звуков. Увидеть ее он не мог, потому что она, как и все ее подданные — жители звучащего мира - была невидима.

- Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно?

-Да.

- Ты хочешь сохранить невидимые звуки?

-Да.

- Но потом тебе никто не поверит!

- Может быть...

- Над тобой будут смеяться!

- Наверное.

- То, что ты увидишь, вызовет в тебе страстное желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока оно не исполнится.

- Пусть будет так.

- Тогда закрой глаза, пой песню и смотри внимательно. Поэт закрыл глаза, и привиделась ему странная поляна. По поляне, взма­хивая причудливыми крылышками, порхали бабочки необыкновенной красоты. Бабочки рождались в груди Поэта с каждым новым звуком его песни. Они радостно вылетали наружу, кружились и таяли в воздухе. Каж­дая бабочка жила ровно столько времени, сколько длился родивший ее звук. Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем растаять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им приходилось преодолевать разные препятствия, и порхали они совсем недолго — мгновение, не больше. Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт открыл глаза.

29

- Как красиво! - воскликнул он.

- Эти бабочки - звуки, - пояснила Повелительница звучащего мира. Жизнь их очень коротка. Они живут до тех пор, пока их слышат. А га том умирают: тают в воздухе. Не бойся, им совсем не больно. Так должно быть. Чтобы люди могли говорить, все время должны рождаться новые звуки. Но их можно заколдовать и уложить спать. Для звуков нужно создать такие сонные домики - знаки, глядя на которые ты всегда будешь вспоминать бабочку с теми или иными крыльями. Внутри такого домика-знака звук будет спать до тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни. Но создать такие домики, такие знаки очень непросто!