ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этому могут научить тебя деревья и камни, птицы и насекомые, и ищи!
- Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям.
- Я видел звуки, - сказал он им. Но люди пожали плечами:
- Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.
- Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт.
- С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.
- Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет!
- Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять:
- Ха-ха! Ха-ха-ха!
- Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта...
Задание для детей
Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. (Все ка; тинки размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, они нарисовали и почему решили изобразить именно этот эпизод] истории.)
Занятие 2 Встреча с буквой Ж
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям вспомнить содержание беседы прошлого занятия: они обменивались версиями, откуда могли возникнуть буквы, и педагог рассказал сказку. Затем просит ответить на вопросы: «Кто помнит, о чем шла речь в сказке, и на каком месте она оборвалась?», «Хотят ли дети услышать продолжение истории?»
30
Текст для чтения или рассказывания
Поэт остался совсем один. Никто с ним не разговаривал, никто не хотел с ним дружить — таким странным он казался. Но хуже всего было то, что Поэт потерял покой. Всюду мерещились ему звуки-бабочки. Они шелестели крылышками и просили: «Мы не хотим умирать! Найди для нас домик! Уложи нас спать!» Поэт очень хотел им помочь, но как это сделать, не знал. От этого у него ужасно разболелась голова.
Он прилег на травку, чтобы немного поспать. Да не тут-то было. «Ж-ж-ж!» - раздалось у него над головой. Прилетел толстый черный жук и уселся Поэту прямо на нос. Поэт сморщился и громко чихнул, а жук свалился в траву и давай смешно шевелить лапками. Смотрел Поэт на жука, смотрел и вдруг как подпрыгнет, как засмеется! Даже в ладоши захлопал: «Звук [ж]! Я придумал для тебя домик!» Схватил он уголек и на кусочке коры нарисовал черного жука, как тот лапками дрыгает. Нарисовал и говорит: «Ну, как только я взгляну на этого нарисованного жука, сразу вспомню, как он жужжал!»
И действительно: стоило Поэту взглянуть на свою картинку, как он сразу же вспоминал звук [ж]. Так вот, оказывается, как можно сохранить звуки!..
Задания для детей
1. Педагог просит детей нарисовать жука, затем вспомнить, как он жужжит (громко пожужжать). Какой звук мы произносим, когда показываем, как жужжит жук.
2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ж].
Словарик: жук, жучок, жучишка, жужелица, журавль, жаба; жужжать, жевать, журчать, жалить; живой, жареный, железный.
3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:
Съел жука на ужин Жора. Он ужасный был обжора.
(Проговорите с детьми дразнилку, отчетливо выделяя звук [ж].)
4. После слов: «Вот так Поэт нарисовал домик-знак для звука [ж]», - педагог показывает детям карточку с буквой.
5. Перед детьми - карточки с точечным изображением буквы ж. Педагог дает задание обвести «домик» для звука по точкам (см.
прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак самостоятельно.
6. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на этот знак?» (Звук [ж].)
31
Занятие 3 Встреча с буквой Ч
Беседа с детьми
Педагог предлагает вспомнить детям содержание предшествующего занятия и просит ответить на вопросы: «На каком месте оборвалась сказка?», «Домик для какой буквы отыскал Поэт?», «Сумеете ли вы нарисовать этот домик?», «Какой звук вы вспоминаете, глядя на свои рисунки?»
Текст для чтения или рассказывания
Обрадовался Поэт своему открытию, вскочил и побежал в лес. Ползет ему навстречу червячок - изогнутый бочок. Посмотрел внимательно Поэт на червячка, нарисовал его угольком на кусочке коры и говорит:
- Червячок, червячок! Ты попался на крючок! Удивился, разозлился В букву ч оборотился.
Так Поэт придумал второй домик для звука - букву ч. Как посмотрит на нарисованного червячка, ему сразу хочется сказать: «Ч-ч-ч!» С тех пор целыми днями ходил он по лесам и полям, по болотам и оврагам и искал, искал, искал корешки, щепочки, камушки, ракушки, глядя на которые ему хотелось бы произнести какой-нибудь звук. То остановится у сломанного дерева, то присядет над скорлупкой разбившегося птичьего яйца. Возьмет уголек и рисует на кусочке коры черточки да загогулинки.
И вот в один прекрасный день Поэт разложил свои рисунки на песке у реки. Но это были не просто камушки и веточки, червячки и птички. Это были знаки для звуков! Поэт собрал из них песню - первую песню, которую можно было увидеть глазами (!) - позвал маленького мальчика и научил его узнавать в знаках звуки.
- Глядите! - обратился он к людям. - Сейчас мальчик оживит мои слова!
Мальчик посмотрел на разложенные перед ним знаки и запел песню, которую люди уже успели забыть. Это было поразительно: невидимое превратилось в то, что можно увидеть, а немое заговорило! И все склонили перед Поэтом головы, даже Насмешник. Теперь Поэт мог не бояться, что все забудут слова его песен. Память о них он передал волшебным значкам, которые назвали БУКВАМИ.
Задания для детей
1. Педагог просит детей нарисовать червячка и раскрасить его, ответить на вопрос: «С какого звука начинается слово червячок?»
2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ч'].
Словарик: червяк, червячок, часы, чашка, чертеж, черемуха, чудо; чертить, чистить, чаевничать; черный, чистый, чудесный, чудной, чайный.
3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:
Под черемухой чертенок Пил из чашки чай перченый.
(Проговорите дразнилку, отчетливо выделяя звук [ч'].)
4. Педагог говорит детям: «Поэт придумал для него вот такой домик-знак, или букву», - и показывает карточку с буквой ч. Перед детьми - карточки с точечным изображением буквы ч. Педагог дает задание обвести «домик» для звука по точкам (см. прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак самостоятельно.
5. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?», - объясняет, что произнести звук, глядя на букву, значит, прочитать его, и предлагает прочитать букву ч.
6. Педагог задает следующий вопрос: «А сейчас какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?» Затем показывает детям букву ж и предлагает им прочитать ее хором.
7. Игра «Назови букву». Педагог показывает детям то букву ж, то букву ч. Дети должны прочитать знаки, а педагог постараться их запутать, нарушая последовательность показа букв.
32
Гл а ва 3
ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ БУКВАМ!
(А, О, У, Ы, Э)
Занятие 4
Подготовка к сказочному путешествию
Беседа с детьми
Педагог просит детей вспомнить сказку, которую они услышали на предыдущих занятиях и просит ответить на вопросы: «Что такое буквы?» (специальные значки для обозначения звуков), «Что значит прочитать букву?» (вспомнить и произнести звук, который она оз значает).
Педагог напоминает детям, что бабочки, которых увидел Поэт были разными: «Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем раста- ять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им прихо дилось преодолевать разные препятствия и порхали они совсем не долго - мгновение, не больше».
Он предлагает детям отправиться в воображаемое путешествие и отыскать значки-буквы для звуков, похожих на бабочек с большими крыльями, так, как это сделал Поэт: «В дороге нам понадобятся выдумки в узелке, терпение в коробке, три пучка старания и горше чек внимания; волшебные палочки-рисовалочки и порошок буквенного роста. Волшебными палочками отлично послужат восковые мелки и хорошо наточенные цветные карандаши. Но надо проверь все ли готово к путешествию».
Задания для детей
Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом: «Нужно научиться пользоваться порошком буквенного роста». - Он чертит на доске две расходящиеся прямые. - «Постучим несильно ком между ними: все пространство окажется усеянным цветными крапинками! Это и есть порошок роста. С его помощью можно выращивать любые палочки, закорючки, крючочки и кружочки.
Поместим между прямыми маленькую палочку и произнесем волшебные слова: «Бывшая палочка-крошка скачет на длинной нож ке!» - Он рисует палочки между прямыми, показывая, как под дей
34
ствием порошка «волшебных слов» палочка вырастает, и предлагает детям с помощью карандашей вырастить собственные палочки на листах бумаги.
«Теперь попробуем вырастить крючок:
Был крючок с ноготок. Стал, как дерево, высок!
Последним вырастим колечко:
Было малюсенькое колечко! Теперь не вкатишь его на крылечко!
Всем стало понятно, как можно использовать порошок буквенного роста?
Осталось проверить, готовы ли восковые мелки помогать нам в дороге. Нужно нарисовать знаки-буквы для звуков [ж] и [ч'].
Ну, что ж! Все готово к путешествию».
Занятия 5-6 Встреча с буквой О
Занятие 5
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям вспомнить, к какому путешествию и какие упражнения они выполняли на прошлом занятии. Все вместе повторяют сказочную приговорку: «В дороге нам понадобятся...» Затем педагог читает или рассказывает сказочный текст.
Текст для чтения или рассказывания
Говорящая курица
Увязали мы выдумку в узелок, сложили терпение в коробок, запаслись пучком старания да горшочком внимания, взяли порошок роста, наточили волшебные палочки и отправились в путь. Идем, песенку поем:
- Вьется сказка, как дорожка,
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что-то впереди нас ждет?
Но по сказочной дороге Интересно нам идти. Прочь сомненья и тревоги! Буквы надо нам найти!
35
Откуда ни возьмись, бежит по дороге... курица. Увидела нас, останови лась и давай кудахтать человеческим голосом:
-Ко-ко-ю, ко-ко-ко! Буква о недалеко. Коль меня поймете, Букву о найдете!
«Вот это да! Говорящая курица!» - Мы так удивились, что даже раскрылись:
- О-о-о!
Взглянули друг на друга и вдруг поняли: вот же она, буква для звука [о]
примостилась у нас на губах!
- Да здравствует говорящая курица! После того, как педагог закончит рассказывать или читать сказочный текст, он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение задания:
Делу время, потехе час. Время занятий настало для нас!
Задания для детей
1. Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом «Возьмите маленькое зеркальце и, глядя в него, представьте себе го
- Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям.
- Я видел звуки, - сказал он им. Но люди пожали плечами:
- Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.
- Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт.
- С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.
- Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет!
- Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять:
- Ха-ха! Ха-ха-ха!
- Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта...
Задание для детей
Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. (Все ка; тинки размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, они нарисовали и почему решили изобразить именно этот эпизод] истории.)
Занятие 2 Встреча с буквой Ж
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям вспомнить содержание беседы прошлого занятия: они обменивались версиями, откуда могли возникнуть буквы, и педагог рассказал сказку. Затем просит ответить на вопросы: «Кто помнит, о чем шла речь в сказке, и на каком месте она оборвалась?», «Хотят ли дети услышать продолжение истории?»
30
Текст для чтения или рассказывания
Поэт остался совсем один. Никто с ним не разговаривал, никто не хотел с ним дружить — таким странным он казался. Но хуже всего было то, что Поэт потерял покой. Всюду мерещились ему звуки-бабочки. Они шелестели крылышками и просили: «Мы не хотим умирать! Найди для нас домик! Уложи нас спать!» Поэт очень хотел им помочь, но как это сделать, не знал. От этого у него ужасно разболелась голова.
Он прилег на травку, чтобы немного поспать. Да не тут-то было. «Ж-ж-ж!» - раздалось у него над головой. Прилетел толстый черный жук и уселся Поэту прямо на нос. Поэт сморщился и громко чихнул, а жук свалился в траву и давай смешно шевелить лапками. Смотрел Поэт на жука, смотрел и вдруг как подпрыгнет, как засмеется! Даже в ладоши захлопал: «Звук [ж]! Я придумал для тебя домик!» Схватил он уголек и на кусочке коры нарисовал черного жука, как тот лапками дрыгает. Нарисовал и говорит: «Ну, как только я взгляну на этого нарисованного жука, сразу вспомню, как он жужжал!»
И действительно: стоило Поэту взглянуть на свою картинку, как он сразу же вспоминал звук [ж]. Так вот, оказывается, как можно сохранить звуки!..
Задания для детей
1. Педагог просит детей нарисовать жука, затем вспомнить, как он жужжит (громко пожужжать). Какой звук мы произносим, когда показываем, как жужжит жук.
2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ж].
Словарик: жук, жучок, жучишка, жужелица, журавль, жаба; жужжать, жевать, журчать, жалить; живой, жареный, железный.
3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:
Съел жука на ужин Жора. Он ужасный был обжора.
(Проговорите с детьми дразнилку, отчетливо выделяя звук [ж].)
4. После слов: «Вот так Поэт нарисовал домик-знак для звука [ж]», - педагог показывает детям карточку с буквой.
5. Перед детьми - карточки с точечным изображением буквы ж. Педагог дает задание обвести «домик» для звука по точкам (см.
прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак самостоятельно.
6. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на этот знак?» (Звук [ж].)
31
Занятие 3 Встреча с буквой Ч
Беседа с детьми
Педагог предлагает вспомнить детям содержание предшествующего занятия и просит ответить на вопросы: «На каком месте оборвалась сказка?», «Домик для какой буквы отыскал Поэт?», «Сумеете ли вы нарисовать этот домик?», «Какой звук вы вспоминаете, глядя на свои рисунки?»
Текст для чтения или рассказывания
Обрадовался Поэт своему открытию, вскочил и побежал в лес. Ползет ему навстречу червячок - изогнутый бочок. Посмотрел внимательно Поэт на червячка, нарисовал его угольком на кусочке коры и говорит:
- Червячок, червячок! Ты попался на крючок! Удивился, разозлился В букву ч оборотился.
Так Поэт придумал второй домик для звука - букву ч. Как посмотрит на нарисованного червячка, ему сразу хочется сказать: «Ч-ч-ч!» С тех пор целыми днями ходил он по лесам и полям, по болотам и оврагам и искал, искал, искал корешки, щепочки, камушки, ракушки, глядя на которые ему хотелось бы произнести какой-нибудь звук. То остановится у сломанного дерева, то присядет над скорлупкой разбившегося птичьего яйца. Возьмет уголек и рисует на кусочке коры черточки да загогулинки.
И вот в один прекрасный день Поэт разложил свои рисунки на песке у реки. Но это были не просто камушки и веточки, червячки и птички. Это были знаки для звуков! Поэт собрал из них песню - первую песню, которую можно было увидеть глазами (!) - позвал маленького мальчика и научил его узнавать в знаках звуки.
- Глядите! - обратился он к людям. - Сейчас мальчик оживит мои слова!
Мальчик посмотрел на разложенные перед ним знаки и запел песню, которую люди уже успели забыть. Это было поразительно: невидимое превратилось в то, что можно увидеть, а немое заговорило! И все склонили перед Поэтом головы, даже Насмешник. Теперь Поэт мог не бояться, что все забудут слова его песен. Память о них он передал волшебным значкам, которые назвали БУКВАМИ.
Задания для детей
1. Педагог просит детей нарисовать червячка и раскрасить его, ответить на вопрос: «С какого звука начинается слово червячок?»
2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ч'].
Словарик: червяк, червячок, часы, чашка, чертеж, черемуха, чудо; чертить, чистить, чаевничать; черный, чистый, чудесный, чудной, чайный.
3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:
Под черемухой чертенок Пил из чашки чай перченый.
(Проговорите дразнилку, отчетливо выделяя звук [ч'].)
4. Педагог говорит детям: «Поэт придумал для него вот такой домик-знак, или букву», - и показывает карточку с буквой ч. Перед детьми - карточки с точечным изображением буквы ч. Педагог дает задание обвести «домик» для звука по точкам (см. прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак самостоятельно.
5. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?», - объясняет, что произнести звук, глядя на букву, значит, прочитать его, и предлагает прочитать букву ч.
6. Педагог задает следующий вопрос: «А сейчас какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?» Затем показывает детям букву ж и предлагает им прочитать ее хором.
7. Игра «Назови букву». Педагог показывает детям то букву ж, то букву ч. Дети должны прочитать знаки, а педагог постараться их запутать, нарушая последовательность показа букв.
32
Гл а ва 3
ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ БУКВАМ!
(А, О, У, Ы, Э)
Занятие 4
Подготовка к сказочному путешествию
Беседа с детьми
Педагог просит детей вспомнить сказку, которую они услышали на предыдущих занятиях и просит ответить на вопросы: «Что такое буквы?» (специальные значки для обозначения звуков), «Что значит прочитать букву?» (вспомнить и произнести звук, который она оз значает).
Педагог напоминает детям, что бабочки, которых увидел Поэт были разными: «Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем раста- ять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им прихо дилось преодолевать разные препятствия и порхали они совсем не долго - мгновение, не больше».
Он предлагает детям отправиться в воображаемое путешествие и отыскать значки-буквы для звуков, похожих на бабочек с большими крыльями, так, как это сделал Поэт: «В дороге нам понадобятся выдумки в узелке, терпение в коробке, три пучка старания и горше чек внимания; волшебные палочки-рисовалочки и порошок буквенного роста. Волшебными палочками отлично послужат восковые мелки и хорошо наточенные цветные карандаши. Но надо проверь все ли готово к путешествию».
Задания для детей
Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом: «Нужно научиться пользоваться порошком буквенного роста». - Он чертит на доске две расходящиеся прямые. - «Постучим несильно ком между ними: все пространство окажется усеянным цветными крапинками! Это и есть порошок роста. С его помощью можно выращивать любые палочки, закорючки, крючочки и кружочки.
Поместим между прямыми маленькую палочку и произнесем волшебные слова: «Бывшая палочка-крошка скачет на длинной нож ке!» - Он рисует палочки между прямыми, показывая, как под дей
34
ствием порошка «волшебных слов» палочка вырастает, и предлагает детям с помощью карандашей вырастить собственные палочки на листах бумаги.
«Теперь попробуем вырастить крючок:
Был крючок с ноготок. Стал, как дерево, высок!
Последним вырастим колечко:
Было малюсенькое колечко! Теперь не вкатишь его на крылечко!
Всем стало понятно, как можно использовать порошок буквенного роста?
Осталось проверить, готовы ли восковые мелки помогать нам в дороге. Нужно нарисовать знаки-буквы для звуков [ж] и [ч'].
Ну, что ж! Все готово к путешествию».
Занятия 5-6 Встреча с буквой О
Занятие 5
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям вспомнить, к какому путешествию и какие упражнения они выполняли на прошлом занятии. Все вместе повторяют сказочную приговорку: «В дороге нам понадобятся...» Затем педагог читает или рассказывает сказочный текст.
Текст для чтения или рассказывания
Говорящая курица
Увязали мы выдумку в узелок, сложили терпение в коробок, запаслись пучком старания да горшочком внимания, взяли порошок роста, наточили волшебные палочки и отправились в путь. Идем, песенку поем:
- Вьется сказка, как дорожка,
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что-то впереди нас ждет?
Но по сказочной дороге Интересно нам идти. Прочь сомненья и тревоги! Буквы надо нам найти!
35
Откуда ни возьмись, бежит по дороге... курица. Увидела нас, останови лась и давай кудахтать человеческим голосом:
-Ко-ко-ю, ко-ко-ко! Буква о недалеко. Коль меня поймете, Букву о найдете!
«Вот это да! Говорящая курица!» - Мы так удивились, что даже раскрылись:
- О-о-о!
Взглянули друг на друга и вдруг поняли: вот же она, буква для звука [о]
примостилась у нас на губах!
- Да здравствует говорящая курица! После того, как педагог закончит рассказывать или читать сказочный текст, он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение задания:
Делу время, потехе час. Время занятий настало для нас!
Задания для детей
1. Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом «Возьмите маленькое зеркальце и, глядя в него, представьте себе го