Файл: Удк 373 ббк 74. 102 А79.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этому могут научить тебя деревья и камни, птицы и насекомые, и ищи!

- Я попробую, попробую! - вскричал Поэт и побежал к людям.

- Я видел звуки, - сказал он им. Но люди пожали плечами:

- Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.

- Они порхают, как бабочки, - сказал Поэт.

- С чего ты это взял? Или ты сам - цветочек? Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.

- Я сделаю для них домики - знаки. Для каждой бабочки - свой знак Я сложу из них слова моих песен, и тогда их можно будет не только услышать, но и увидеть. Увидеть - и заставить звучать в нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок. Даже когда меня уже не будет!

- Ха-ха! - рассмеялся Насмешник. И все стали повторять:

- Ха-ха! Ха-ха-ха!

- Разума у тебе уже нет, - сказали люди и отвернулись от Поэта...

Задание для детей

Педагог просит детей нарисовать картинку к сказке. (Все ка; тинки размещаются на выставке. Дети по очереди объясняют, они нарисовали и почему решили изобразить именно этот эпизод] истории.)

Занятие 2 Встреча с буквой Ж

Беседа с детьми

Педагог предлагает детям вспомнить содержание беседы прошло­го занятия: они обменивались версиями, откуда могли возникнуть буквы, и педагог рассказал сказку. Затем просит ответить на вопро­сы: «Кто помнит, о чем шла речь в сказке, и на каком месте она обо­рвалась?», «Хотят ли дети услышать продолжение истории?»


30

Текст для чтения или рассказывания

Поэт остался совсем один. Никто с ним не разговаривал, никто не хотел с ним дружить — таким странным он казался. Но хуже всего было то, что Поэт потерял покой. Всюду мерещились ему звуки-ба­бочки. Они шелестели крылышками и просили: «Мы не хотим уми­рать! Найди для нас домик! Уложи нас спать!» Поэт очень хотел им помочь, но как это сделать, не знал. От этого у него ужасно разболе­лась голова.

Он прилег на травку, чтобы немного поспать. Да не тут-то было. «Ж-ж-ж!» - раздалось у него над головой. Прилетел толстый черный жук и усел­ся Поэту прямо на нос. Поэт сморщился и громко чихнул, а жук свалил­ся в траву и давай смешно шевелить лапками. Смотрел Поэт на жука, смотрел и вдруг как подпрыгнет, как засмеется! Даже в ладоши зах­лопал: «Звук [ж]! Я придумал для тебя домик!» Схватил он уголек и на кусочке коры нарисовал черного жука, как тот лапками дрыгает. Нарисовал и говорит: «Ну, как только я взгляну на этого нарисован­ного жука, сразу вспомню, как он жужжал!»

И действительно: стоило Поэту взглянуть на свою картинку, как он сра­зу же вспоминал звук [ж]. Так вот, оказывается, как можно сохранить звуки!..

Задания для детей

1. Педагог просит детей нарисовать жука, затем вспомнить, как он жужжит (громко пожужжать). Какой звук мы произносим, ког­да показываем, как жужжит жук.

2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ж].

Словарик: жук, жучок, жучишка, жужелица, журавль, жаба; жужжать, жевать, журчать, жалить; живой, жареный, железный.

3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:

Съел жука на ужин Жора. Он ужасный был обжора.

(Проговорите с детьми дразнилку, отчетливо выделяя звук [ж].)

4. После слов: «Вот так Поэт нарисовал домик-знак для звука [ж]», - педагог показывает детям карточку с буквой.

5. Перед детьми - карточки с точечным изображением буквы ж. Педагог дает задание обвести «домик» для звука по точкам (см.

прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак самостоятельно.

6. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на этот знак?» (Звук [ж].)

31

Занятие 3 Встреча с буквой Ч

Беседа с детьми

Педагог предлагает вспомнить детям содержание предшествую­щего занятия и просит ответить на вопросы: «На каком месте обо­рвалась сказка?», «Домик для какой буквы отыскал Поэт?», «Сумее­те ли вы нарисовать этот домик?», «Какой звук вы вспоминаете, гля­дя на свои рисунки?»

Текст для чтения или рассказывания

Обрадовался Поэт своему открытию, вскочил и побежал в лес. Ползет ему навстречу червячок - изогнутый бочок. Посмотрел внимательно Поэт на червячка, нарисовал его угольком на кусочке коры и говорит:

- Червячок, червячок! Ты попался на крючок! Удивился, разозлился В букву ч оборотился.

Так Поэт придумал второй домик для звука - букву ч. Как посмотрит на нарисованного червячка, ему сразу хочется сказать: «Ч-ч-ч!» С тех пор целыми днями ходил он по лесам и полям, по болотам и овра­гам и искал, искал, искал корешки, щепочки, камушки, ракушки, глядя на которые ему хотелось бы произнести какой-нибудь звук. То остановится у сломанного дерева, то присядет над скорлупкой раз­бившегося птичьего яйца. Возьмет уголек и рисует на кусочке коры черточки да загогулинки.

И вот в один прекрасный день Поэт разложил свои рисунки на песке у реки. Но это были не просто камушки и веточки, червячки и птички. Это были знаки для звуков! Поэт собрал из них песню - первую песню, которую можно было увидеть глазами (!) - позвал маленького мальчи­ка и научил его узнавать в знаках звуки.

- Глядите! - обратился он к людям. - Сейчас мальчик оживит мои слова!

Мальчик посмотрел на разложенные перед ним знаки и запел песню, которую люди уже успели забыть. Это было поразительно: невидимое превратилось в то, что можно увидеть, а немое заговорило! И все скло­нили перед Поэтом головы, даже Насмешник. Теперь Поэт мог не бо­яться, что все забудут слова его песен. Память о них он передал вол­шебным значкам, которые назвали БУКВАМИ.

Задания для детей

1. Педагог просит детей нарисовать червячка и раскрасить его, ответить на вопрос: «С какого звука начинается слово червячок?»

2. Педагог дает задание детям придумать как можно больше слов, которые начинаются со звука [ч'].

Словарик: червяк, червячок, часы, чашка, чертеж, черемуха, чудо; чертить, чистить, чаевничать; черный, чистый, чудесный, чуд­ной, чайный.

3. Педагог просит детей ответить на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?»:

Под черемухой чертенок Пил из чашки чай перченый.

(Проговорите дразнилку, отчетливо выделяя звук [ч'].)

4. Педагог говорит детям: «Поэт придумал для него вот такой до­мик-знак, или букву», - и показывает карточку с буквой ч. Перед деть­ми - карточки с точечным изображением буквы ч. Педагог дает зада­ние обвести «домик» для звука по точкам (см. прил. 3), а на другой стороне карточки попробовать нарисовать получившийся знак само­стоятельно.

5. Педагог задает детям вопрос: «Какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?», - объясняет, что произнести звук, глядя на букву, зна­чит, прочитать его, и предлагает прочитать букву ч.

6. Педагог задает следующий вопрос: «А сейчас какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?» Затем показывает детям букву ж и предлагает им прочитать ее хором.

7. Игра «Назови букву». Педагог показывает детям то букву ж, то букву ч. Дети должны прочитать знаки, а педагог постараться их запутать, нарушая последовательность показа букв.



32



Гл а ва 3

ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ БУКВАМ!

(А, О, У, Ы, Э)

Занятие 4

Подготовка к сказочному путешествию

Беседа с детьми

Педагог просит детей вспомнить сказку, которую они услышали на предыдущих занятиях и просит ответить на вопросы: «Что такое буквы?» (специальные значки для обозначения звуков), «Что значит прочитать букву?» (вспомнить и произнести звук, который она оз значает).

Педагог напоминает детям, что бабочки, которых увидел Поэт были разными: «Одни, с большими крыльями, вылетали легко и свободно и успевали сделать большой широкий круг, прежде чем раста- ять. У других крылья были поменьше. На пути к свободе им прихо дилось преодолевать разные препятствия и порхали они совсем не долго - мгновение, не больше».

Он предлагает детям отправиться в воображаемое путешествие и отыскать значки-буквы для звуков, похожих на бабочек с большими крыльями, так, как это сделал Поэт: «В дороге нам понадобятся выдумки в узелке, терпение в коробке, три пучка старания и горше чек внимания; волшебные палочки-рисовалочки и порошок буквенного роста. Волшебными палочками отлично послужат восковые мелки и хорошо наточенные цветные карандаши. Но надо проверь все ли готово к путешествию».

Задания для детей

Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом: «Нужно научиться пользоваться порошком буквенного роста». - Он чертит на доске две расходящиеся прямые. - «Постучим несильно ком между ними: все пространство окажется усеянным цветными крапинками! Это и есть порошок роста. С его помощью можно выращивать любые палочки, закорючки, крючочки и кружочки.

Поместим между прямыми маленькую палочку и произнесем волшебные слова: «Бывшая палочка-крошка скачет на длинной нож ке!» - Он рисует палочки между прямыми, показывая, как под дей


34

ствием порошка «волшебных слов» палочка вырастает, и предлага­ет детям с помощью карандашей вырастить собственные палочки на листах бумаги.

«Теперь попробуем вырастить крючок:

Был крючок с ноготок. Стал, как дерево, высок!

Последним вырастим колечко:

Было малюсенькое колечко! Теперь не вкатишь его на крылечко!

Всем стало понятно, как можно использовать порошок буквен­ного роста?

Осталось проверить, готовы ли восковые мелки помогать нам в дороге. Нужно нарисовать знаки-буквы для звуков [ж] и [ч'].

Ну, что ж! Все готово к путешествию».

Занятия 5-6 Встреча с буквой О

Занятие 5

Беседа с детьми

Педагог предлагает детям вспомнить, к какому путешествию и какие упражнения они выполняли на прошлом занятии. Все вместе повторяют сказочную приговорку: «В дороге нам понадобятся...» Затем педагог читает или рассказывает сказочный текст.

Текст для чтения или рассказывания

Говорящая курица

Увязали мы выдумку в узелок, сложили терпение в коробок, запас­лись пучком старания да горшочком внимания, взяли порошок роста, наточили волшебные палочки и отправились в путь. Идем, песенку поем:

- Вьется сказка, как дорожка,

И куда-то нас ведет.

Даже боязно немножко:

Что-то впереди нас ждет?

Но по сказочной дороге Интересно нам идти. Прочь сомненья и тревоги! Буквы надо нам найти!

35

Откуда ни возьмись, бежит по дороге... курица. Увидела нас, останови лась и давай кудахтать человеческим голосом:

-Ко-ко-ю, ко-ко-ко! Буква о недалеко. Коль меня поймете, Букву о найдете!

«Вот это да! Говорящая курица!» - Мы так удивились, что даже раскрылись:

- О-о-о!

Взглянули друг на друга и вдруг поняли: вот же она, буква для звука [о]

примостилась у нас на губах!

- Да здравствует говорящая курица! После того, как педагог закончит рассказывать или читать сказочный текст, он вместе с детьми произносит слова, настраивающие на выполнение задания:

Делу время, потехе час. Время занятий настало для нас!

Задания для детей

1. Педагог дает задания, комментируя их следующим текстом «Возьмите маленькое зеркальце и, глядя в него, представьте себе го