Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 516

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Демократический государственно-правовой режим – это такой режим, при котором высшей ценностью провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; закрепляется обеспечивается выборность и сменяемость органов государственной власти; закрепляется и обеспечивается политический плюрализм, гласность, свободные СМИ; государственная власть способствует развитию гражданского общества.

Признаки демократического государственно-правового режима.

  1. Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

  2. Решения государственной властью принимаются большинством с учётом интересов меньшинства.

  3. Выборность и сменяемость органов государственной власти.

  4. Народ – единственный источник власти.

  5. Контроль населения за принятием политических решений.

  6. Реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; всей полнотой власти в государстве не обладает ни один орган.

  7. При осуществлении государственного управления доминируют методы убеждения, поощрения и компромисса.

  8. Силовые структуры находятся под демократическим контролем общества.

  9. Свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообразных общественных организаций.

  10. Политический плюрализм – свободное выражение интересов всех социальных групп общества (а его показатели – деятельность различных политических партий и общественных организаций).

  11. Гласность; средства массовой информации свободны от цензуры.

  12. Наличие гражданского общества.

Авторитарный государственно-правовой режим – это специфический механизм осуществления государственной власти, где полнота государственной власти сосредоточивается в руках узкого круга лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности) и сочетающих жёсткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики.
Признаки авторитарного государственно-правового режима.



  1. Это государство, в котором власть не имеет непосредственного мандата народа, хотя и определяется законом.

  2. Государственная власть произвольно осуществляется ограниченным количеством органов и лиц.

  3. Прямо используются управленческий административный аппарат, вооружённые силы и карательные учреждения.

  4. Права человека не имеют независимого статуса и верховенства в обществе.

  5. Существует формальное требование соблюдения законов.

  6. Сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты).

  7. Бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти.

  8. Юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения.

  9. Введение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой. При помощи первой регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных.

  10. Допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т.д.).

  11. Определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении гражданского общества.

  12. Жёсткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции.

  13. Активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов воздействие (административный и судебный произвол, политический террор).


Тоталитарный государственно-правовой режим – это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической духовной), которая полностью поглощает гражданское общество.
Признаки тоталитарного государственно-правового режима.

  1. Управление в обществе строится на началах всевластия административного аппарата или отдельных его лиц.

  2. Это всевластие не определяется законом.

  3. Из жизни общества исключается независимое правосудие.

  4. Права и свободы игнорируются.

  5. Общество находится под тотальным контролем административного аппарата, а также вооружённых сил и карательных учреждений.

  6. Беспрепятственно подавляется личность.

  7. Внеэкономическое принуждение к труду.

  8. Политическое, экономическое, военное и идеологическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии).

  9. Политизированная иерархическая социальная структура (положение человека в обществе определяется его местом в структуре власти, отношением к власти).

  10. Венчающая пирамиду тоталитарной бюрократии харизматическая фигура вождя, сосредоточивающего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть.

  11. Псевдодемократизм, имитация «народовластия» и заботы о благосостоянии народа (рабочих, трудящихся).

  12. Мощные следящая и карательная система, способные обеспечить тотальный контроль; периодический массовый террор; псевдоправосудие как элемент карательной системы; фиктивность законодательства.

  13. Милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика.

  14. Принудительная идеология, открытое отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия.

  15. Нагнетание путём репрессий атмосферы страха, что обеспечивает тотальное повиновение; насаждение в обществе образа врага, что позволяет убедить часть населения в необходимости тотального контроля, репрессий, уничтожения некоторых социальных групп («врагов народа»).



Особенности государственно-правового режима в РФ.
Конституция 1993 года, характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический (государственный) режим.

  1. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  2. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

  3. Каждые 4 года в России проходят выборы главы государства – Президента РФ; выборы депутатов Государственной Думы – нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция РФ была принята на референдуме – всеобщем голосовании – в 1993 году.

  4. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

  5. В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе.

  6. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

  7. Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

  8. В России существует местное самоуправление.

  9. Важнейший признак демократии как государственного режима – учёт мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

  10. Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

  11. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.


21. Термин и понятие «государство»: их многозначность. Подходы к понятию государства
Термин «государство» употребляется в трёх значениях:

  1. Государством называют совокупность людей, проживающих на определённой территории и объединённых публичной властью (страна, т.е. политико-географическое значение). Государство-страна включает в себя три элемента: 1) население (народ); 2) территорию; 3) власть.

  2. Государством называют людей, осуществляющих государственную власть, составляющих государственный аппарат, т.е. совокупность государственных органов и должностных лиц, обладающих публично-властными полномочиями (охватывает форму организации политической власти аппарат, механизм власти в обществе, т.е. система институтов власти).

  3. Государство рассматривают как совокупность политических, публично-властных отношений повеления и подчинения.



Во всех трёх случаях речь идёт об организации и функционировании публичной политической власти как власти государственной, но о её разных аспектах. Однако существующие разные понятия государства учитывают все три значения термина «государство». Так что три значения термина «государство» – это ещё не три разных понятия государства. Разные понятия государства возникают тогда, когда сущность государственной власти понимают по-разному.
Различные подходы к пониманию государства.

1. Теологический подход. Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от Бога», - сказано в послании римского папы Льва XI. Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев. Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которому глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может.

2. Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен – подразумевает под государством оформленный законом аппарат публичной политической власти, его организацию и функционирование, его законные полномочия. Фактически государство отождествляется с совокупностью законов о власти, с содержание конституционного и административного законодательства, законодательства о судоустройстве и т.д. Государством считается то, что предписывают законы о монархе, президенте, правительстве, суде, прокуратуре, полиции и должностных лицах, причём независимо от того, что именно предписывают эти законы. Государственная жизнь рассматривается как осуществление законных полномочий власти и выполнение подвластными законных обязанностей и предписаний власти, как законопорядок. Итак, государством здесь называется содержание законов об организации, полномочиях и осуществлении суверенной принудительной власти. Действительность государства объясняется как реализация этих законов.