Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Кибернетический подход. Государство рассматривается как определённая система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями. Ибо осуществление власти в определённой мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных нормативно-правовых актов, обращённых к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов.

4. Социологический подход. Общей чертой социологического понятия государства является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально-юридических, а фактических социальных явлений, а именно явлений властвования. Иначе говоря, в социологическом понятии государство отождествляется с организацией публичной политической власти независимо от содержания власти. И поскольку публичная политическая власть – это всегда принуждение, и к тому же в круг объектов, описываемых понятием государства, попадает и деспотия, то сущность государства объясняется как сила, организованное насилие. Общее определение социологического понятия государства сводится к следующему: государство – это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения, проживающего в пределах определённой территории. Сущность власти – это сила, не связанная никакой законной формой. Сила может соблюдать форму, но может и не соблюдать. Разновидностью социологического понятия является марксистко-ленинское понятие государство. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.

5. Либеральный подход. Государство – это концепция «государства – ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические, социальные и духовные отношения, не управляет экономикой, культурой, а только устанавливает «правила игры» – нормы права, охраняет в обществе порядок. Основоположник немецкого либерализма, великий философ И. Кант определял государство как множество людей, подчинённых правовым законам. Гениальный мыслитель Г. Гегель видел в государстве правовую форму политического принуждения, в истории государства – прогресс свободы.

6. «Государство – социальный арбитр». Общество социально неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать разного рода конфликты. В таких случаях государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия. М. Вебер определяет государство как организованное принуждение. Государство есть союз, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное принуждение.

Классовый подход к пониманию государства.

  1. Появление государства – регрессивное событие, шаг назад в истории человечества, нарушающее его естественно-природное существование и развитие. Первобытное общество называлось обществом равных возможностей и даже «первобытным коммунизмом».

  2. Замена родового строя государством было вызвано прежде всего экономическими причинами, а именно, разделением общественного труда, появлением прибавочного продукта и частной собственности.

  3. Перемена в экономических условиях жизни общества расколола общество на непримиримые классы, который создал государство с мощным аппаратом подавления и принуждения эксплуатируемого класса.

  4. Общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса.

  5. Сущность государства – это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов.

  6. Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и может не считаться с интересами других классов. «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников» (И.В. Сталин).

  7. По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав.

  8. Фактическая (экономическая) сила членов общества даёт им большую или меньшую фактическую свободу произвола.

  9. Диктатура класса означает несвязанность власти какими бы то ни было законами. «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами» (В.И. Ленин).

  10. Таким образом, классовый подход объясняет государство как антиправовую организацию публичной политической власти, природа которой такова, что она не может быть фактически ограничена даже законом.

  11. Судьба государства как орудия насилия и угнетения исторически предрешена: оно должно отмереть, исчезнуть и быть заменено органами самоуправления народа.


Цивилизационный подход к пониманию государства.

  1. Возникновение государства – это переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. обретение им качеств самостоятельной, саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Первобытное общество полностью зависимо от природы, базируется на природно-естественном укладе жизни людей племени, союза племён.

  2. Движение к цивилизации, т.е. к государству, связано с выделением из однородной массы, коллектива (каким и были род, племя) автономной, свободной, независимой личности. Чему способствовали такие факторы, как избыточный продукт, частная собственность, экономическая свобода, осознание человеком своего «Я», своих личных потребностей и интересов, несовпадающих с общественными, а также исторические, национальные, географические и другие факторы.

  3. Самостоятельными, независимыми или правовыми личностями в условиях перехода от первобытного общества к цивилизации в силу объективных и субъективных причин могли стать не многие люди, а только наиболее активные, зрелые, подготовленные к обособленной, самостоятельной жизни. Поэтому естественно, что разрыв с родовой общиной, её распад проходили в тяжёлой, жестокой борьбе, но это была борьба и за личную свободу, и за свои права. Причём, чтобы стать реальными, права и свободы должны были обязательно получать закрепление и защиту. Это могла сделать только новая организация власти – государство.

  4. Государство явилось результатом соглашения, компромисса объединённых в класс свободных, правовых личностей – собственников. Их свобода утверждалась с помощью силы и вопреки общему равенству, при наличии несвободы других людей. И всё же это был огромный шаг вперёд.

  5. По мере продвижения человечества по ступеням цивилизации государство превращается из орудия преимущественно подавления в средство реализации общественных дел, инструмент согласия и поиска компромисса. Его основная обязанность – защищать права и свободы.

  6. Государство есть фактор общечеловеческой культуры, общецивилизационное достояние, это прежде всего общесоциальная ценность.

  7. Государство, его органы, общественные объединения – короче, все социальные институты, играют служебную по отношению к личности и гражданину роль, ответственны перед ним.

  8. Государство служит обществу в целом и поэтому выражает такой всеобщий интерес, который состоит в обеспечении целостности и стабильности социальной системы. Но государство выражает ещё и общие интересы частных лиц – обеспечение прав и свобод личности.

  9. Сила государства заключается не в том, что власть способна ограничивать свободу подвластных, а в том, что она способна эффективно обеспечивать их права и свободы, действуя в пределах, установленных правовыми законами.

  10. Государственные институты власти рассчитаны на то, что граждане, как автономные субъекты, способны самостоятельно решать свои частные дела, и поэтому государство приходит им на помощь лишь тогда, когда они требуют административной или судебной защиты своих прав и свобод.

  11. Государственная организация, возникнув на определённой ступени зрелости социального организма, становится вечной, неотъемлемой принадлежностью человеческой цивилизации.




21. Закономерности развития государства.

Закономерности развития государства - это основные тенденции, т.е. основные направления, в которых происходит развитие государства.

1. Одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации, роста и упрочнения демократии оно превращается из “просто” организации политической власти, из примитивного, “варварского” принудительно-репрессивного образования в политически организованное общество, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами государства в соответствии с принципом разделения властей.

2. Исторический процесс идёт от несовершенного, неразвитого государства, выступающего преимущественно в виде диктаторской государственной власти, к развитому государству, где реализуются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

3. Обращаясь к прошлому, надо видеть, что итог существования государства в условиях теократически-азиатского и рабовладельческого, феодального обществ - это историческая бесперспективность, обречённость государственного самовластия, монархической диктатуры и постепенное вхождение всего общества в развитое государство, в институты демократии - парламентаризма, разделения властей, независимого суда, прав и свобод человека. Такого рода процесс особо чётко обозначился в Европе, Северной Америке в 18 - 19 веках в результате победы буржуазных демократических сил.

4. Наряду с этой основной закономерностью в развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций:

а) возвышение личности, превращение личности с её прирождёнными правами в центр политико-общественной жизни;

б) “уход” государства из экономики, всё больше его отделение от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

в) развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих, “обуздывающих” политическую власть, вводящих её в чётко очерченные рамки, в строгий правовой режим (разрешительный порядок);

г) всё большее преобладание республиканской формы правления;

д) эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их всё большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

В передовых демократических странах в области политико-государственной жизни всё большее значение приобретают такие тенденции:


1. Государство всё более становится “государством человека”, в котором человек, его прирождённые, неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные, гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место.

2. Всё общество - а не только государственная власть - выступают в качестве правового.

3. Утверждаются как незыблемые и получают всё более широкое развитие институты либеральной демократии - парламентаризм, свободные выборы, муниципальное самоуправление, федерализм.

4. Усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в частно-правовые отношения социальная ориентация в его деятельности (“мягкое” регулирование отношений рынка, блокирование его теневых сторон для ряда категорий населения - детей, престарелых, инвалидов).

5. Возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него всесторонняя, “предельная защита человека, его прирождённых прав и свобод.

6. Признание правового государства стало характерной чертой большинства конституций второй половины 20 века.

7. Наиболее типичные закономерности развития государств в 20 веке: 1) изменение соотношения государства и гражданского общества; 2) функциональная роль государства; 3) приоритет прав над государством; саморазвитие государства как системы со своими элементами.

Очевидной и всё более нарастающей доминантой развития государств становится влияние на них международной среды. 20 век и особенно его последние десятилетия со всей очевидностью выявили:

  1. усиление взаимозависимости государств в решении общепланетарных проблем;

  2. расширение их многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере экономики и торговли, транспорта, информации и связи, культуры и науки, в гуманитарной области в целом;

  3. всё большую “включённость” государств в орбиту деятельности межгосударственных объединений типа ООН, ЕС, СЕ, СНГ и международных организаций, “переплетённость” публичных институтов;

  4. признание приоритета норм международного права над внутренним правом.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым (фашизм в Германии, тоталитарные режимы в “социалистических” странах).