Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 520

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды союзов России с другими государствами. СНГ. Союз России и Беларуси. СНГ.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 08 декабря 1991 года между: Республикой Беларусь, Украиной и РСФСР. Статья 14: “Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества прекращается”.

Статья 4: “Высокие договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства”.

Статья 7: “Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

  • координация внешнеполитической деятельности;

  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

  • сотрудничество в области окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

  • вопросы миграционной политики;

  • борьба с организованной преступностью”.

Статья 14 “Официальным местом пребывания координирующих органов содружества является город Минск”.
Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года - в СНГ вошли: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года: “Независимые Государства - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.


С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает своё существование”.

Грузия подписала Алма-Атинскую Декларацию 09 декабря 1993 года.

Соглашение о координационных институтах Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года: “1. Для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - “Совет глав государств”, а также “Совет глав правительств”.

Устав Содружества Независимых государств от 22 января 1993 года.

Статья 1.

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Органы содружества.

Высшим органом СНГ является Совет глав государств. Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены, обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов (собирается на заседания 4 раза в год).

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Совет Министров иностранных дел на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов.

Координационно-консультативный комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества. Во исполнение решений Совета глав государств и Совета глав правительств Комитет: 1) вырабатывает и вносит предложения по вопросам сотрудничества в рамках Содружества, развития социально-экономических связей; 2) способствует реализации договорённостей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений; 3) организует совещания представителей и экспертов для подготовки проектов документов, вносимых на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств; 4) обеспечивает проведение заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств; 5) содействует работе других органов СНГ. Комитет состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Местом пребывания Комитета является город Минск.



Совет Министров обороны является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов.

Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабильного положения в них.

Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ. К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств.

Комиссия по правам человека является консультативным органом СНГ и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках СНГ (место пребывания г. Минск).

Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках СНГ, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов (разрабатывает рекомендательные нормативные акты). Состоит из парламентских делегаций (Место пребывания г. Санкт-Петербург).
Устав СНГ является по существу рамочным соглашением, практическая реализация положений которого перекладывается на двусторонние и многосторонние соглашения в различных областях взаимоотношений между государствами-членами СНГ.

Именно невозможность принятия органами СНГ обязательных решений и отсутствие механизма реализации принятых решений следует считать основным недостатком организационно-правовой основы, на которой строятся отношения в рамках СНГ, а также причиной неопределённости статуса самого СНГ. Нельзя создать эффективную организацию, подобную Европейскому Союзу, не наделив её хоть частью полномочий, которыми обладают суверенные государства, входящие в СНГ.
Союз России и Беларуси.

Организационно-правовую основу Союза России и Беларуси составляют несколько документов. Это - Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года и Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года (опубликован в РГ 29 января 2000 года).

Договор о создании Союзного государства.

Статья 3 - Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности. П. 3 ст. 2 - по мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции. Статья 6 - Каждое государство-участник сохраняет с учётом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности (сохраняют своё членство в ООН).


Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников.

Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности

Местопребывание органов Союзного государства определяется Высшим Государственным Советом.

Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.

Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства.

Предметы ведения разделены: 1) исключительное ведение Союзного государства; 2) совместное сведение Союзного государства и государств-участников; 3) вне пределов исключительного ведения Союзного государства и предметов совместного ведения Союзного государства и государств-участников последние сохраняют всю полноту государственной власти.

Бюджет Союзного государства формируется за счёт ежегодных согласованных отчислений государств-участников.
Органы Союзного государства.

Высший Государственный Совет - является высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. В заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Высший Государственный Совет : 1) решает важнейшие вопросы развития Союзного государства; 2) образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера; 3) назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства; 4) утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчёты о его исполнении; 5) утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом; 6) утверждает государственную символику Союзного государства; 7) определяет место пребывания органов Союзного государства; 8) заслушивает ежегодный отчёт Председателя Совета Министров о реализации принятых решений.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.

Парламент Союзного государства - является представительным и законодательным органом Союзного государства. Парламент состоит из двух палат
- Палаты Союза и Палаты Представителей.

Палата Союза состоит из 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального Собрания РФ, и 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.

Палата Представителей состоит из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.

Палата Представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года.

Парламент Союзного государства: 1) принимает законы и Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесённым настоящим Договором к компетенции Союзного государства; 2) содействует унификации законодательства государств-участников; 3) принимает бюджет Союзного государства; 4) ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства; 5) назначает по представлению Высшего Государственного Совета судей Суда Союзного государства и т.д.

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства. В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава правительства одного из государств-участников на ротационной основе.

Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом.

Суд Союзного государства - является органом Союзного государства, который призван обеспечить единообразное толкование и применение настоящего Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

В состав Суда входит 9 судей назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета (в составе суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства). Судьи назначаются сроком на 6 лет. Допускается их назначение ещё на один срок. Каждые 2 года происходит обновление трети состава членов Суда.