Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные черты сталинского тоталитарного режима.

1. Неограниченная и бесконтрольная высшая власть была сосредоточена в руках диктатора, который осуществлял её через принудительно-репрессивный аппарат, милитаризованный чиновничье-бюрократический аппарат.

2. Власть реализовывалась методами насилия, массового жестокого террора, произвола и беззакония. Личность оказалась ничем и никем не защищённой.

3. Официальные конституционные органы государства – система Советов – проводили в жизнь указания диктатора и директивы партийной номенклатуры. Территориально-государственная власть осуществлялась по принципу строгого сверхцентрализма.

4. Произошло огосударствление общества, которое всеобъемлюще (тотально) контролировалось административно-карательным аппаратом. Политическая власть распространилась на экономику, на всё народное хозяйство.

5. В стране существовала одна строго централизованная партия, верхушка которой стояла над государством и обществом.

6. Массовые репрессии.
Модификация государства в годы правления Хрущёва и Брежнева не затронули его сути. Обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после XX съезда КПСС (1956 г. – осуждение сталинского режима), несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет прав человека, его права и свободы. В стране действовали «правовые механизмы», которые начисто перечёркивали свободу слова, печати, вероисповедания, политической деятельности, многие личные права граждан. Репрессии, вплоть до массовых расстрелов (1962 г. в Новочеркасске), ссылки и высылки по-прежнему применялись для расправы над инакомыслием и свободолюбием.

В 1977 году была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную ещё Сталиным, и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. В Конституцию, красочно расписывающую достижения «развитого социализма», была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни.


Исчерпав все свои идеологические ресурсы, социалистическая демократия так и не смогла уйти от тоталитаризма, дать народу права и свободы, которые давно имели граждане «загнивающего» капитализма.
С конца 80-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка). Этот процесс был связан с именем М.С. Горбачёва. Наиболее важным шагом было разрушение монополии КПСС на руководство обществом и государством – отмена ст. 6 Конституции СССР.

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезд народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР).Эта двухзвенная система на первом этапе имела прогрессивное значение, ибо позволила создать начала свободного парламентаризма. Съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М.С. Горбачёва.

Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 года был провозглашён суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 года впервые всенародно избран Президент РСФСР – Б.Н. Ельцин. Августовский путч (19-21) 1991 года, организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, но он дал толчок суверенизации всех республик, сорвав подписание подготовленного проекта договора о конфедеративном союзе этих республик. Произошёл распад СССР на пятнадцать независимых государств. Двенадцать из них, включая Россию, позже образовали Содружество Независимых Государств (СНГ).
27. Разделение властей: теория и практика осуществления.
Разделение властей это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных демократических государствах. Его теоретическое обоснование связано прежде всего с учёнными Нового времени Дж. Локком и Ш. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществление – с периодом буржуазных революций.

Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.


1. Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.
2. Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнения законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство. Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учётом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.
3. Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой
Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента.


  1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создаётся механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

  2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.


Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жёсткая юридическая процедура законодательного процесса,
которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать законодательные акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определённый срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определённые сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
Таким образом, можно выделить ряд общепризнанных основных положений принципа разделения властей.

  1. В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти – законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.

  2. Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нём пониманием сущности демократии как народовластия.

  3. Все три ветви власти должны находится во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

  4. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.



Принцип разделения властей впервые и наиболее последовательно воплощён в Конституции США 1787 года, где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через так называемую «систему сдержек и противовесов». Менее последовательно принцип разделения властей проведён в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти.

Российские государствоведы обоснованно отмечают в конституционной модели разделения властей российского государства ряд недостатков: дисбаланс полномочий Федерального Собрания и Президента; отсутствие надлежащей эффективно действующей системы «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях различных властей, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от Федерального Собрания; наличие органов, которые не вписываются в схему разделения властей на три группы (Президент РФ, Центральный банк РФ, Центральная Избирательная комиссия, Счётная палата, Прокуратура); отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между РФ в цело и её субъектами.

28. Политическая система общества: понятие, структура, принципы, типы (виды).
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, общественные и политические движения и союзы, общественные организации, органы и организации самоуправления и самодеятельности населения и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
Признаки политической системы общества.
1. Во-первых, это институциональная система (государство, партии, общественные организации, средства массовой информации и т.д.).

2. Во-вторых, это нормативная система (политические, правовые, моральные, нормы; обычаи, традиции,, символы).

3. В-третьих, это коммуникативная система (формы взаимодействия власти, общества и индивида – пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению и т.д.).

4. В-четвёртых, это культурная система ( система ценностей, религия, ментальность – совокупность устойчивых представлений об обществе, характер и способ мышления).

5. В-пятых, это функциональная система (средства и способы реализации власти – согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.д.).

6. В политическую систему входят не только те органы и организации, которые ставят своей целью участие в осуществлении политической власти и в политической жизни страны, но и те из них, которые служат для достижения культурных, религиозных, просветительских или других гуманистических целей. Главное условие: эти организации должны быть легальными.