Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 515

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Отрасль права - это система принципов и норм права, регулирующих целый комплекс однородных общественных отношений. Отрасль права - это наиболее крупное подразделение системы права.

Каждая отрасль имеет свой предмет правового регулирования - это круг регулируемых общественных отношений.

Другим критерием, позволяющим выделить отрасли в системе права, служит метод правового регулирования - это совокупность приёмов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений. Используются методы: 1) метод координации, т.е. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право); 2) метод субординации, т.е. основанный на подчинении одной стороне отношения другой (административное право).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором чётко выделяются четыре ступени: 1) структура нормы права; 2) структура правового института; 3) структура отрасли права; 4)структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию - систему права.

Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального.

Государственное (конституционное) право - устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Основным источником государственного права является Конституция РФ.

Гражданское право - регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, авторства, наследования и т.д. Основной источник - Гражданский кодекс РФ.

Трудовое право - регулирует правовые отношения всех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Основной источник - Трудовой кодекс РФ (2001 год).


Семейное право - определяет условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновлёнными), а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник - Семейный кодекс РФ.

Административное право - регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделённый властными полномочиями. Источники административного права - ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ФЗ «О милиции», Кодекс об административных правонарушениях (2001 год).

Финансовое право - упорядочивает отношения в области бюджета, налогов, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. Источники - Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.

Земельное право - регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источник - Земельный кодекс РФ.

Уголовное право - устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления. Источник - Уголовный кодекс РФ.

Гражданско-процессуальное право - регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всех участников гражданского процесса. Источники - ГПК РФ, АПК РФ, Основы законодательства о нотариате и др.



Уголовно-процессуальное право - регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел. Источник - УПК РФ (2001 год).
Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.

Публичное право - это совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательства на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.

Частное право - это совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, т.е. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.


  1. Законодательный текст: понятие, реквизиты, структура, виды статей.


Законодательный текст - это официально, словесно выраженное и закреплённое содержание права.

Признаки.

  1. Это письменное официально-деловое письмо.

  2. Излагает содержание права посредством языка, т.е. системы письменных знаков.

  3. Законодательный текст обладает определённой структурой.

  4. Это надлежаще оформленное официальное издание (реквизиты).


Требования, предъявляемые к законодательному тексту.

  1. Ясность и простота изложения законодательного текста (гарантии реализации).

  2. Максимальная точность выражения, т.е. соответствие между идеей субъекта правотворчества и найденной нормативной формулировкой.

  3. Экономичность (лаконичность) предложений. Это требование не направлено против глубины, а должно способствовать для отсутствия повторов в тексте.

  4. Логическая связанность и последовательность изложения. Для законодательного текста недопустим разрыв мысли, противоречия, двусмысленность. Для законодательного текста присуще однозначность мотивировки и выводов.

  5. Экспрессивная (т.е. выразительность) нейтральность изложения, ровность, спокойность, безэмоциональность.

  6. Преобладание понятий, категорий, отражающих динамическую, а не статическую (уголовные нормы) стороны общественной жизни.

  7. Безличный характер изложения текста, т.е. полный отказ от употребления личных местоимений, глаголов, повелительного наклонения).

  8. Выражение одной и той же мысли с помощью одного и того же ряда слов, использованных в одной последовательности - формальность.



Реквизиты законодательного текста - это такие внешние обозначения, «знаки», атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нём всего необходимого для признания за данным нормативным актом надлежащей юридической силы и того, что он вводится в действие.

1. Наименование документа, т.е. полное официальное наименование закона, которое не может быть заменено никаким другим (например, Трудовой кодекс Российской Федерации); всякие иные, в том числе сокращённые наименования - неофициальные.

2. Полное наименование должностного лица, подписавшего закон (например, Президент Российской Федерации В. Путин).

3. Регистрационный номер закона (например, № 197-ФЗ).

4. Дата принятия закона (например, Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года); дата одобрения закона (например, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года); место и дата подписания закона (например, Москва, Кремль 30 декабря 2001 года).

При официальном опубликовании в Собрании законодательства Российской Федерации закона ему присваивается порядковый номер, который обозначает данный закон как «статью».

Реквизиты закона, в том числе его порядковый номер как «статьи», упорядочивают и облегчают учёт и нахождение нормативных актов, справочно-информационную работу. С этой целью принято сокращённое обозначение учётных данных закона. Например, после официального опубликования части первой ГК РФ может быть дана такая ссылка на источник: СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Структура законодательного текста.

1. Преамбула - изложение отправных и общих принципов (в настоящее время встречается редко, например, есть в Конституции РФ, кодекс).

2. Общая часть - закрепляются цели, задачи, принципы, исходные понятия.

3. Особенная часть - подробная регламентация общественных отношений.

4. Разделы.

5. Главы.

6. Статья.

Виды статей законодательного текста.

Термин «статья» используется в двух значениях: во-первых, «статья» - для обозначения всего (целого) документа (см. выше); во-вторых, как элемент внутренней структуры законодательного текста.

Статья (как элемент) - обособленная, обозначенная порядковым номером часть нормативного текста, содержащая одно или несколько правил поведения.

Статьи могут быть простыми, т.е. содержащими одно правило поведения и
сложными, т.е. содержащие сразу несколько правил поведения.
По способу изложения статей.

1. Прямой способ (простые статьи) - имеет место тогда, когда правило поведения в полном объёме непосредственно излагается в статье нормативного документа.

2. Отсылочный способ (отсылочные статьи) - имеет место тогда, когда содержание правила поведения в полном объёме может быть установлено только в процессе использования конкретного, точно указанного положения другой статьи данного нормативного документа.

3. Бланкетный способ (бланкетные статьи) - имеет место тогда, когда содержание правила поведения в полном объёме может быть установлено только при использовании положений (отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права) определённого вида (например, в другом нормативном документе). Например, в ст. 15 Конституции РФ содержится такое нормативное положение: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Какие правила какого международного договора? Об этом конкретно в ст. 15 не сказано. Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права.
По степени абстрактности содержащихся правил поведения.

1. Казуальные - содержащие правила поведения, которые формулируются при помощи перечислений однородных явлений, предметов, и т.д.

2. Абстрактные - содержащие правила поведения, которые излагаются в форме обобщающей формулировки.

3. Смешанные - в которых сочетаются абстрактная формулировка и конкретные перечисления однородных предметов и явлений.

Статьи закона различаются также в зависимости от видов юридических норм, которые в них содержатся. В это отношении можно говорить о статьях регулятивного и правоохранительного содержания.


  1. Правонарушение: понятие, признаки, состав, виды.


Правонарушение - это противоправное, виновное действие либо бездействие, противоречащее принципам и нормам права, наносящее вред личности, обществу, государству (правонарушение противоположно правомерному поведению).

Признаки правонарушения.

1. Правонарушение проявляется в действии либо бездействии.