Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Действие - это всегда активное поведение (например, хулиганство). Бездействие, напротив, состоит в несовершении действий, хотя их совершение было необходимо (например, неоказание помощи больному, оставление в опасности). Правонарушением не могут быть мысли человека, если они не проявились в поведении.

2. Правонарушение выражается в поведении, противоречащим принципам и нормам права, т.е. это противоправное поведение. Данный признак означает, что правонарушением признаётся отклонение не от любого правила (образца), а лишь от такого правила (образца), который указан в праве.

3. Правонарушение наносит вред личности, обществу, государству. Вред может быть материальным, физическим, моральным, измеримым и неизмеримым, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым.

4. Правонарушение представляет собой виновное действие (бездействие). Вина - это психическое отношение лица, совершившего правонарушение, к своему противоправному действию (бездействию) и наступившим, в результате совершения правонарушения, последствиям. Наиболее основательно вопросы вины разработаны в уголовном праве. Принято выделять две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел бывает прямой и косвенный. Неосторожность тоже проявляется двояко: в легкомыслии и небрежности.

Прямой умысел - если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Косвенный умысел - если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Легкомыслие - если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Небрежность - если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Состав правонарушения - это совокупность объективных и субъективных элементов характеризующих противоправное поведение в качестве того или иного вида правонарушения.


  1. Субъект правонарушения - это деликтоспособный индивид или организация.

  2. Субъективная сторона правонарушения - вина, мотив, цель, т.е. всё то, что характеризует психическое отношение субъекта к действию (бездействию) и его последствиям.

  3. Объективная сторона правонарушения - это само противоправное действие (бездействие), его общественно опасные последствия и причинно-следственная связь между действием (бездействием) и насупившими последствиями.

  4. Объект правонарушения - это общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

Виды правонарушений.

В зависимости от степени вреда правонарушения делятся на две группы: преступления и проступки.

Преступления - это самые вредные и опасные правонарушения. Они предусмотрены уголовным законом и влекут меры уголовного наказания.

Проступки - это все другие правонарушения, не признанные законом преступлениями. Проступки могут быть гражданскими, дисциплинарными и административными.

Гражданские проступки - это нарушение принципов и норм гражданского, семейного права. К гражданским правонарушениям относят причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договоров, нарушение авторских прав и др.

Дисциплинарные проступки - это нарушение принципов и норм трудовой, учебной дисциплины на предприятии, в учебном заведении.

Административные правонарушения - это нарушение принципов и норм административного права. К ним относят, например, мелкое хулиганство, нарушение правил торговли, нарушение правил содержания собак и кошек, нарушение таможенных правил и т.д.


  1. Систематизация в праве.


Систематизация нормативных актов - это деятельность по упорядочению нормативных документов, в целях приведения их в единую согласованную систему.
Способы систематизации нормативных актов.

  1. Сбор, хранение нормативных актов (учёт).

  2. Создание различных сборников нормативных актов (инкорпорация).

  3. Создание укрупнённого нормативного акта посредством объединения мелких нормативных актов по сходным вопросам в один (консолидация).

  4. Создание нового единого нормативного акта (кодификация).

Формы систематизации нормативных актов.

  1. Учёт нормативных актов - это деятельность по сбору, накоплению и хранению нормативных актов (учётом могут заниматься все субъекты, заинтересованные в этом).

  2. Инкорпорация нормативных актов - это деятельность по объединению нормативных актов, результатом которой являются сборники или собрания нормативных актов.

  3. Консолидация нормативных актов - это деятельность субъектов правотворчества по укрупнению, т.е. сведению нескольких мелких нормативных актов, близких по содержанию, в один нормативный акт в целях единого регулирования общественных отношений (результат - сводный нормативный акт)

  4. Кодификация - это деятельность субъектов правотворчества, направленная на глубокую и качественную переработку действующего законодательства, в целях создания нового нормативного акта (создание новых правил поведения).




Учёт нормативных актов.

Учёт нормативных актов - это деятельность по сбору, накоплению и хранению нормативных актов (учётом могут заниматься все субъекты, заинтересованные в этом).

Признаки учёта.

  1. Это деятельность всех субъектов права, которые в этом заинтересованы.

  2. Учёт необходим для целей правотворчества (чтобы подготовить новый законопроект, надо знать состояние действующего законодательства по соответствующему вопросу; это необходимо и для подготовки перечня актов, подлежащих отмене в связи с принятием новых актов).

  3. Учёт необходим для целей систематизации (инкорпорации, консолидации, кодификации) - без учёта законодательства невозможна и его систематизация, ибо надо знать, что систематизировать.

  4. Учёт необходим для целей правильного применения права (компетентными органами) - ибо необходимо знать, что должно применяться.

  5. Учёт нормативных актов ведётся как в правотворческих органах, так и в органах, применяющих право: в органах управления, суда, прокуратуры, на предприятиях и юридических учебных заведениях.

  6. Учёт нормативных актов проводится в одном из трёх видов: журнальный, картотечный, автоматизированный.

  7. Деятельность по сбору, накоплению и хранению основывается на принципах организации учёта нормативных актов.

Принципы организации учёта.

  1. Полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объёма справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве.

  2. Достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесённых изменений, включённых в информационный фонд.

  3. удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Виды учёта нормативных актов.

1. Журнальный учёт - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах.

Он состоит в том, что в организации ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту в журнале присваивается особый номер, в порядке этих номеров хранятся и сами нормативные акты.

При хронологическом учёте все поступающие акты учитываются в журнале (или в нескольких журналах) отдельно по видам актов (законы, постановления, приказы министра и т.д.) в хронологической последовательности в зависимости от даты их принятия.


При предметно-системной регистрации журнал подразделяется на разделы, подразделы, соответствующие системе права (отрасли, подотрасли, институты).

2. Картотечный учёт - это создание разного рода карточек, т.е. системы карточек, расположенных по определённой системе.

Такой учёт применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объёму правовой информации.

В этом случае на каждый нормативный акт заводится отдельная карточка, в которой фиксируются реквизиты, составляющие титул нормативного акта: наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дату принятия, полное название акта, отражающее его содержание, а также источник, в котором он опубликован.

В карточке могут быть другие отметки: об отмене, изменении, дополнении акта, об издании других актов, изданных в его развитие и т.д. Карточки хранятся в картотеке, могут размещаться в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке.

Во втором случае предмет регулирования обозначается словами-терминами (например, «Банк»), размещёнными в алфавитном порядке и обозначающими раздел картотеки.

3. Автоматизированный учёт - на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по нормативным актам имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учёта нормативных актов. Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически неограниченный объём правовой информации (все нормативные правовые акты страны). Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учёте по любому интересующему абонента вопросу. Наконец, компьютер создаёт возможность получить юридическую справку максимально быстро, сразу же её напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.
Инкорпорация нормативных актов.
Инкорпорация нормативных актов- это деятельность по объединению нормативных актов, результатом которой являются сборники или собрания нормативных актов.

Признаки инкорпорации нормативных актов.