Файл: Классовый подход к возникновению права и государства.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Действие - это всегда активное поведение (например, хулиганство). Бездействие, напротив, состоит в несовершении действий, хотя их совершение было необходимо (например, неоказание помощи больному, оставление в опасности). Правонарушением не могут быть мысли человека, если они не проявились в поведении.
2. Правонарушение выражается в поведении, противоречащим принципам и нормам права, т.е. это противоправное поведение. Данный признак означает, что правонарушением признаётся отклонение не от любого правила (образца), а лишь от такого правила (образца), который указан в праве.
3. Правонарушение наносит вред личности, обществу, государству. Вред может быть материальным, физическим, моральным, измеримым и неизмеримым, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым.
4. Правонарушение представляет собой виновное действие (бездействие). Вина - это психическое отношение лица, совершившего правонарушение, к своему противоправному действию (бездействию) и наступившим, в результате совершения правонарушения, последствиям. Наиболее основательно вопросы вины разработаны в уголовном праве. Принято выделять две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел бывает прямой и косвенный. Неосторожность тоже проявляется двояко: в легкомыслии и небрежности.
Прямой умысел - если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Косвенный умысел - если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Легкомыслие - если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Небрежность - если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Состав правонарушения - это совокупность объективных и субъективных элементов характеризующих противоправное поведение в качестве того или иного вида правонарушения.
Виды правонарушений.
В зависимости от степени вреда правонарушения делятся на две группы: преступления и проступки.
Преступления - это самые вредные и опасные правонарушения. Они предусмотрены уголовным законом и влекут меры уголовного наказания.
Проступки - это все другие правонарушения, не признанные законом преступлениями. Проступки могут быть гражданскими, дисциплинарными и административными.
Гражданские проступки - это нарушение принципов и норм гражданского, семейного права. К гражданским правонарушениям относят причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договоров, нарушение авторских прав и др.
Дисциплинарные проступки - это нарушение принципов и норм трудовой, учебной дисциплины на предприятии, в учебном заведении.
Административные правонарушения - это нарушение принципов и норм административного права. К ним относят, например, мелкое хулиганство, нарушение правил торговли, нарушение правил содержания собак и кошек, нарушение таможенных правил и т.д.
Систематизация нормативных актов - это деятельность по упорядочению нормативных документов, в целях приведения их в единую согласованную систему.
Способы систематизации нормативных актов.
Формы систематизации нормативных актов.
Учёт нормативных актов.
Учёт нормативных актов - это деятельность по сбору, накоплению и хранению нормативных актов (учётом могут заниматься все субъекты, заинтересованные в этом).
Признаки учёта.
Принципы организации учёта.
Виды учёта нормативных актов.
1. Журнальный учёт - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах.
Он состоит в том, что в организации ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту в журнале присваивается особый номер, в порядке этих номеров хранятся и сами нормативные акты.
При хронологическом учёте все поступающие акты учитываются в журнале (или в нескольких журналах) отдельно по видам актов (законы, постановления, приказы министра и т.д.) в хронологической последовательности в зависимости от даты их принятия.
При предметно-системной регистрации журнал подразделяется на разделы, подразделы, соответствующие системе права (отрасли, подотрасли, институты).
2. Картотечный учёт - это создание разного рода карточек, т.е. системы карточек, расположенных по определённой системе.
Такой учёт применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объёму правовой информации.
В этом случае на каждый нормативный акт заводится отдельная карточка, в которой фиксируются реквизиты, составляющие титул нормативного акта: наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дату принятия, полное название акта, отражающее его содержание, а также источник, в котором он опубликован.
В карточке могут быть другие отметки: об отмене, изменении, дополнении акта, об издании других актов, изданных в его развитие и т.д. Карточки хранятся в картотеке, могут размещаться в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке.
Во втором случае предмет регулирования обозначается словами-терминами (например, «Банк»), размещёнными в алфавитном порядке и обозначающими раздел картотеки.
3. Автоматизированный учёт - на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.
Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по нормативным актам имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учёта нормативных актов. Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически неограниченный объём правовой информации (все нормативные правовые акты страны). Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учёте по любому интересующему абонента вопросу. Наконец, компьютер создаёт возможность получить юридическую справку максимально быстро, сразу же её напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.
Инкорпорация нормативных актов.
Инкорпорация нормативных актов- это деятельность по объединению нормативных актов, результатом которой являются сборники или собрания нормативных актов.
Признаки инкорпорации нормативных актов.
2. Правонарушение выражается в поведении, противоречащим принципам и нормам права, т.е. это противоправное поведение. Данный признак означает, что правонарушением признаётся отклонение не от любого правила (образца), а лишь от такого правила (образца), который указан в праве.
3. Правонарушение наносит вред личности, обществу, государству. Вред может быть материальным, физическим, моральным, измеримым и неизмеримым, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым.
4. Правонарушение представляет собой виновное действие (бездействие). Вина - это психическое отношение лица, совершившего правонарушение, к своему противоправному действию (бездействию) и наступившим, в результате совершения правонарушения, последствиям. Наиболее основательно вопросы вины разработаны в уголовном праве. Принято выделять две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел бывает прямой и косвенный. Неосторожность тоже проявляется двояко: в легкомыслии и небрежности.
Прямой умысел - если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Косвенный умысел - если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Легкомыслие - если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Небрежность - если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Состав правонарушения - это совокупность объективных и субъективных элементов характеризующих противоправное поведение в качестве того или иного вида правонарушения.
-
Субъект правонарушения - это деликтоспособный индивид или организация. -
Субъективная сторона правонарушения - вина, мотив, цель, т.е. всё то, что характеризует психическое отношение субъекта к действию (бездействию) и его последствиям. -
Объективная сторона правонарушения - это само противоправное действие (бездействие), его общественно опасные последствия и причинно-следственная связь между действием (бездействием) и насупившими последствиями. -
Объект правонарушения - это общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.
Виды правонарушений.
В зависимости от степени вреда правонарушения делятся на две группы: преступления и проступки.
Преступления - это самые вредные и опасные правонарушения. Они предусмотрены уголовным законом и влекут меры уголовного наказания.
Проступки - это все другие правонарушения, не признанные законом преступлениями. Проступки могут быть гражданскими, дисциплинарными и административными.
Гражданские проступки - это нарушение принципов и норм гражданского, семейного права. К гражданским правонарушениям относят причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договоров, нарушение авторских прав и др.
Дисциплинарные проступки - это нарушение принципов и норм трудовой, учебной дисциплины на предприятии, в учебном заведении.
Административные правонарушения - это нарушение принципов и норм административного права. К ним относят, например, мелкое хулиганство, нарушение правил торговли, нарушение правил содержания собак и кошек, нарушение таможенных правил и т.д.
-
Систематизация в праве.
Систематизация нормативных актов - это деятельность по упорядочению нормативных документов, в целях приведения их в единую согласованную систему.
Способы систематизации нормативных актов.
-
Сбор, хранение нормативных актов (учёт). -
Создание различных сборников нормативных актов (инкорпорация). -
Создание укрупнённого нормативного акта посредством объединения мелких нормативных актов по сходным вопросам в один (консолидация). -
Создание нового единого нормативного акта (кодификация).
Формы систематизации нормативных актов.
-
Учёт нормативных актов - это деятельность по сбору, накоплению и хранению нормативных актов (учётом могут заниматься все субъекты, заинтересованные в этом). -
Инкорпорация нормативных актов - это деятельность по объединению нормативных актов, результатом которой являются сборники или собрания нормативных актов. -
Консолидация нормативных актов - это деятельность субъектов правотворчества по укрупнению, т.е. сведению нескольких мелких нормативных актов, близких по содержанию, в один нормативный акт в целях единого регулирования общественных отношений (результат - сводный нормативный акт) -
Кодификация - это деятельность субъектов правотворчества, направленная на глубокую и качественную переработку действующего законодательства, в целях создания нового нормативного акта (создание новых правил поведения).
Учёт нормативных актов.
Учёт нормативных актов - это деятельность по сбору, накоплению и хранению нормативных актов (учётом могут заниматься все субъекты, заинтересованные в этом).
Признаки учёта.
-
Это деятельность всех субъектов права, которые в этом заинтересованы. -
Учёт необходим для целей правотворчества (чтобы подготовить новый законопроект, надо знать состояние действующего законодательства по соответствующему вопросу; это необходимо и для подготовки перечня актов, подлежащих отмене в связи с принятием новых актов). -
Учёт необходим для целей систематизации (инкорпорации, консолидации, кодификации) - без учёта законодательства невозможна и его систематизация, ибо надо знать, что систематизировать. -
Учёт необходим для целей правильного применения права (компетентными органами) - ибо необходимо знать, что должно применяться. -
Учёт нормативных актов ведётся как в правотворческих органах, так и в органах, применяющих право: в органах управления, суда, прокуратуры, на предприятиях и юридических учебных заведениях. -
Учёт нормативных актов проводится в одном из трёх видов: журнальный, картотечный, автоматизированный. -
Деятельность по сбору, накоплению и хранению основывается на принципах организации учёта нормативных актов.
Принципы организации учёта.
-
Полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объёма справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве. -
Достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесённых изменений, включённых в информационный фонд. -
удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.
Виды учёта нормативных актов.
1. Журнальный учёт - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах.
Он состоит в том, что в организации ведутся журналы, в которых регистрируются все поступающие нормативные акты в хронологическом или предметно-системном порядке. Каждому акту в журнале присваивается особый номер, в порядке этих номеров хранятся и сами нормативные акты.
При хронологическом учёте все поступающие акты учитываются в журнале (или в нескольких журналах) отдельно по видам актов (законы, постановления, приказы министра и т.д.) в хронологической последовательности в зависимости от даты их принятия.
При предметно-системной регистрации журнал подразделяется на разделы, подразделы, соответствующие системе права (отрасли, подотрасли, институты).
2. Картотечный учёт - это создание разного рода карточек, т.е. системы карточек, расположенных по определённой системе.
Такой учёт применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объёму правовой информации.
В этом случае на каждый нормативный акт заводится отдельная карточка, в которой фиксируются реквизиты, составляющие титул нормативного акта: наименование органа, издавшего акт, вид акта, номер и дату принятия, полное название акта, отражающее его содержание, а также источник, в котором он опубликован.
В карточке могут быть другие отметки: об отмене, изменении, дополнении акта, об издании других актов, изданных в его развитие и т.д. Карточки хранятся в картотеке, могут размещаться в хронологическом, алфавитно-предметном или системно-предметном порядке.
Во втором случае предмет регулирования обозначается словами-терминами (например, «Банк»), размещёнными в алфавитном порядке и обозначающими раздел картотеки.
3. Автоматизированный учёт - на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.
Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по нормативным актам имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учёта нормативных актов. Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически неограниченный объём правовой информации (все нормативные правовые акты страны). Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учёте по любому интересующему абонента вопросу. Наконец, компьютер создаёт возможность получить юридическую справку максимально быстро, сразу же её напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.
Инкорпорация нормативных актов.
Инкорпорация нормативных актов- это деятельность по объединению нормативных актов, результатом которой являются сборники или собрания нормативных актов.
Признаки инкорпорации нормативных актов.