Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 448

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.Развитие пространственной и социально-бытовой ориентации у детей.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практиче­ской микро- и макроориентировки, словесные обозначения про­странственных отношений.

Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространст­венного расположения предметов.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе тре­бует специального обучения детей активному использованию нарушен­ного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).

Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

На решение этой задачи направлены дидактические игры и упраж­нения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

В развитии полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в формировании у него навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит ему быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях) огромную роль играют специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке.

В процессе реализации программы по ориентировке дефектолог ставит перед собой следующие цели:

  • Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  • Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-вос­становительного процесса.

  • Научить детей строить свое поведение в элементарных жиз­ненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со свер­стниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами.

  • Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.

Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:

  • тренировать и активизировать зрение вблизи;

  • облегчать ориентировку, тренировка глазодвигательных мышц;

  • стимулировать зрение и активно использовать сохранных зрительных функций;

  • выделять цветность, объемность предмета, что способствует формированию бинокулярного зрения;

  • стимулировать интерес к ориентировке в мире, осязательному и зрительно-осязательному обследованию;

  • развивать и совершенствовать психические процессы: устойчивости произвольного внимания, памяти и логического мышления;

  • компенсировать ослабленное зрение за счет сочетания коррекции речи, тактильных и двигательных ощущений;

  • закреплять связи между вербальным и зрительным представлением;

  • стимулировать и активизировать познавательную деятельность;

  • формировать вторичные нестереоскопические факторы восприятия пространства, являющихся подготовительным этапом для формирования бинокулярного зрения.



В МБОУ работает 5 учителей-дефектологов.

Работа учителя-дефектолога направлена на коррекцию зрения, развитие зрительного восприятия. Наряду с коррекционными мероприятиями дефектологи проводят профилактическую работу в МБОУ по предупреждению нарушений зрения детей.

Учитель-дефектолог работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы – 20).

Дефектолог проводит ООД только с детьми, имеющими зрительную патологию.

Зачисление и выпуск воспитанников в МБОУ проводится на основании решения районной психолого-медико-педагогической комиссии (ТМППК), которая проходит в апреле - мае каждого года.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В МБОУ





Участники образовательного процесса


Учитель-дефектолог МБОУ

оказывает консультативную помощь



Учителя -дефектологи МБОУ работают в тесном контакте с:

  • Управлением образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района;

  • УМЦО управления образования;

  • Администрацией МБОУ;

  • Воспитателями;

  • Музыкальным руководителем;

  • Врачами-специалистами, учителями-логопедами Детской поликлиники;

  • Медицинской сестрой МБОУ;


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА МБОУ
В МБОУ созданы все необходимые современные условия для проведения коррекционно-развивающей, образовательной деятельности учителей-дефектологов, имеется изолированный логопедический кабинет, отвечающий СанПиН. Кабинеты учителей-дефектологов полностью оборудованы всеми необходимыми методическими, дидактическими пособиями.
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТОВ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
в кабинете учителя-дефектолога МБОУ представлено следующее оборудование:

  1. Парты — столы по количеству детей (для подгруппового занятия). Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным материалом.

  2. Классная доска, расположенная на уровне роста детей.

  3. Шкафы, полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.

  4. Фланелеграф, наборное полотно.

  5. Технические средства (магнитофон, проигрыватель и т.д.).

  6. Настенная касса букв, слоговая таблица.

  7. Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка, стандартная таблица букв.

  8. Наглядный материал, используемый при обследовании детей.

  9. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах и папках.

  10. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

  11. Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка.

  12. Методическая литература.

  13. Настенные часы.

  14. Песок в «песочнице».



ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ЕЕ ВЕДЕНИЕ
В МБОУ для фиксирования и учета коррекционно-развивающего процесса, у учителя-дефектолога, имеется следующий вид документации:

  1. Журнал учета посещаемости детьми образовательной деятельности с логопедом.

  2. Журнал обследования детей, посещающих МБОУ

  3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

  4. Карта обследования на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных зрительных нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания образовательной деятельности.

  5. Общий план методической работы на год, план мероприятий, направленных на профилактику зрительных нарушений у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов МБОУ, родителей или лиц их заменяющих).

  6. Календарный план подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности с детьми.

  7. Тетради-дневники для индивидуальной образовательной деятельности по коррекции речи детей.

  8. Расписание непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога, заверенное директором МБОУ.

  9. График работы учителя-дефектолога, утвержденный директором МБОУ.

  10. Копии отчетов об эффективности коррекционной (тифлопедагогической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).



«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Л.Б. Баряева, М.А. Витковская, Л.В. Фомичева, Н.Н. Яковлева, Санкт-Петербург 2016г.

Примерная АООП предназначена для специалистов дошкольных образовательных организаций для детей с нарушениями зрения от 3 – 7 (8 лет). Программа рассчитана на 4 года обучения и соответствует ФГОС.

Цель программы – организация условий развития ребенка с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности.

Программа для специалистов (коррекционных) образовательных учреждений
IV вида для детей с нарушением зрения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду для детей с нарушением зрения», «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной. Издание Москва 2003 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях и уроках. В процессе изучения различных дисциплин имеются благоприятные условия для закрепления, автоматизации и совершенствования умений и навыков, приобретаемых учащимися на коррекционных занятиях.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы


  • пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.


Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
Среди учащихся с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть корригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.
При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства, физического воспитания и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах

предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.

Содержание программы включает перечень таких предметно-практических действий.
Перечисленные в программе виды деятельности являются основой при планировании содержания коррекционных занятий по развитию осязания и моторики рук. Тифлопедагог по своему усмотрению может некоторые темы исключить, заменить или дополнить перечисленные виды деятельности другими в зависимости от своего педагогического опыта и уровня развития у ребенка осязания и мелкой моторики.
При этом следует помнить о том, что для формирования навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приемы. Это связано с тем, что одни упражнения и виды предметно-практической деятельности легче усваиваются абсолютно слепым ребенком, а другие — ребенком с остаточным зрением, слабовидящим или страдающим косоглазием и амблиопией.
Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях, учащихся необходимо познакомить с некоторыми приемами опосредованного, т.е. инструментального, осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки).
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:


  1. Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.) необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.