Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 448
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.Развитие пространственной и социально-бытовой ориентации у детей.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).
Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
В развитии полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в формировании у него навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит ему быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях) огромную роль играют специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке.
В процессе реализации программы по ориентировке дефектолог ставит перед собой следующие цели:
-
Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. -
Помочь детям адаптироваться к условиям лечебно-восстановительного процесса. -
Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами. -
Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения.
Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:
-
тренировать и активизировать зрение вблизи; -
облегчать ориентировку, тренировка глазодвигательных мышц; -
стимулировать зрение и активно использовать сохранных зрительных функций; -
выделять цветность, объемность предмета, что способствует формированию бинокулярного зрения; -
стимулировать интерес к ориентировке в мире, осязательному и зрительно-осязательному обследованию; -
развивать и совершенствовать психические процессы: устойчивости произвольного внимания, памяти и логического мышления; -
компенсировать ослабленное зрение за счет сочетания коррекции речи, тактильных и двигательных ощущений; -
закреплять связи между вербальным и зрительным представлением; -
стимулировать и активизировать познавательную деятельность; -
формировать вторичные нестереоскопические факторы восприятия пространства, являющихся подготовительным этапом для формирования бинокулярного зрения.
В МБОУ работает 5 учителей-дефектологов.
Работа учителя-дефектолога направлена на коррекцию зрения, развитие зрительного восприятия. Наряду с коррекционными мероприятиями дефектологи проводят профилактическую работу в МБОУ по предупреждению нарушений зрения детей.
Учитель-дефектолог работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы – 20).
Дефектолог проводит ООД только с детьми, имеющими зрительную патологию.
Зачисление и выпуск воспитанников в МБОУ проводится на основании решения районной психолого-медико-педагогической комиссии (ТМППК), которая проходит в апреле - мае каждого года.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В МБОУ
Участники образовательного процесса
Учитель-дефектолог МБОУ
оказывает консультативную помощь
Учителя -дефектологи МБОУ работают в тесном контакте с:
-
Управлением образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района; -
УМЦО управления образования; -
Администрацией МБОУ; -
Воспитателями; -
Музыкальным руководителем; -
Врачами-специалистами, учителями-логопедами Детской поликлиники; -
Медицинской сестрой МБОУ;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА МБОУ
В МБОУ созданы все необходимые современные условия для проведения коррекционно-развивающей, образовательной деятельности учителей-дефектологов, имеется изолированный логопедический кабинет, отвечающий СанПиН. Кабинеты учителей-дефектологов полностью оборудованы всеми необходимыми методическими, дидактическими пособиями.
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТОВ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
в кабинете учителя-дефектолога МБОУ представлено следующее оборудование:
-
Парты — столы по количеству детей (для подгруппового занятия). Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным материалом. -
Классная доска, расположенная на уровне роста детей. -
Шкафы, полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы. -
Фланелеграф, наборное полотно. -
Технические средства (магнитофон, проигрыватель и т.д.). -
Настенная касса букв, слоговая таблица. -
Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка, стандартная таблица букв. -
Наглядный материал, используемый при обследовании детей. -
Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах и папках. -
Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением. -
Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка. -
Методическая литература. -
Настенные часы. -
Песок в «песочнице».
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ЕЕ ВЕДЕНИЕ
В МБОУ для фиксирования и учета коррекционно-развивающего процесса, у учителя-дефектолога, имеется следующий вид документации:
-
Журнал учета посещаемости детьми образовательной деятельности с логопедом. -
Журнал обследования детей, посещающих МБОУ -
Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной помощи. -
Карта обследования на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных зрительных нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания образовательной деятельности. -
Общий план методической работы на год, план мероприятий, направленных на профилактику зрительных нарушений у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов МБОУ, родителей или лиц их заменяющих). -
Календарный план подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности с детьми. -
Тетради-дневники для индивидуальной образовательной деятельности по коррекции речи детей. -
Расписание непосредственной образовательной деятельности учителя-дефектолога, заверенное директором МБОУ. -
График работы учителя-дефектолога, утвержденный директором МБОУ. -
Копии отчетов об эффективности коррекционной (тифлопедагогической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Л.Б. Баряева, М.А. Витковская, Л.В. Фомичева, Н.Н. Яковлева, Санкт-Петербург 2016г.
Примерная АООП предназначена для специалистов дошкольных образовательных организаций для детей с нарушениями зрения от 3 – 7 (8 лет). Программа рассчитана на 4 года обучения и соответствует ФГОС.
Цель программы – организация условий развития ребенка с нарушениями зрения, позволяющих обеспечить возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности.
Программа для специалистов (коррекционных) образовательных учреждений
IV вида для детей с нарушением зрения.
«Программа воспитания и обучения в детском саду для детей с нарушением зрения», «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной. Издание Москва 2003 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях и уроках. В процессе изучения различных дисциплин имеются благоприятные условия для закрепления, автоматизации и совершенствования умений и навыков, приобретаемых учащимися на коррекционных занятиях.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы
-
пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
Среди учащихся с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть корригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.
При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства, физического воспитания и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах
предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.
Содержание программы включает перечень таких предметно-практических действий.
Перечисленные в программе виды деятельности являются основой при планировании содержания коррекционных занятий по развитию осязания и моторики рук. Тифлопедагог по своему усмотрению может некоторые темы исключить, заменить или дополнить перечисленные виды деятельности другими в зависимости от своего педагогического опыта и уровня развития у ребенка осязания и мелкой моторики.
При этом следует помнить о том, что для формирования навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приемы. Это связано с тем, что одни упражнения и виды предметно-практической деятельности легче усваиваются абсолютно слепым ребенком, а другие — ребенком с остаточным зрением, слабовидящим или страдающим косоглазием и амблиопией.
Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях, учащихся необходимо познакомить с некоторыми приемами опосредованного, т.е. инструментального, осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки).
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
-
Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.) необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.