Файл: Образования администрации сергиевопосадского городского округа московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 507
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.).
По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материалом программы.
Предлагаемая программа рассчитана в основном на дошкольников и учащихся 1-го класса. Однако ее материал можно использовать и в последующих классах, в частности при работе над развитием осязания у учащихся, потерявших зрение в школьном возрасте и пришедших в школу для детей с нарушением зрения из массовой школы. Кроме того, предлагаемая программа поможет в организации занятий с воспитанниками дошкольных групп при школах для детей с нарушением зрения, слепыми и слабовидящими учащимися начальных классов.
Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыками осязательного восприятия или приемами конкретной предметно-практической деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Важнейшим условием реализации АООП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
-
обеспечение эмоционального благополучия детей; -
создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям; -
развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности); -
развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
-
проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами; -
создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям; -
обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу; -
обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка; -
обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение; -
обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Система дошкольного образования в ДОУ должна быть нацелена то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. В ДОУ должны быть созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Адекватная организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку,
формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности.
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому образовательная программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Все ситуации повседневной жизни, в которых оказывается ребенок в детском саду, имеют образовательное значение: на прогулке и во время режимных моментов ребенок выстраивает отношение к себе и другим, учится быть инициативным и принимать решения, использовать свое мышление и воображение.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В ДОУ педагоги создают атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
-
общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; -
внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями; -
помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения; -
создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду; -
обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения ДОУ, предназначенные для детей, оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ, ВНИМАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует:
-
устанавливать понятные для детей правила взаимодействия; -
создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла; -
поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом
, чтобы дети могли:
-
учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями; -
изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регулярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:
-
при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; -
совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора); -
предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); -
планировать собственные действия индивидуально и в малой группе, команде; -
оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой группе, команде.
Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом детской инициативы и включали импровизации и презентации детских произведений.
Особенности организации пространственной предметно-развивающей среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
-
создавать в течение дня условия для свободной игры детей; -
определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; -
наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре; -
отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; -
косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).