Файл: Н. Смирнов, Ю. М. Чинючин, С. П.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 48 -

бортовой и санитарный журналы;

руководство по летной эксплуатации;

разрешение на бортовую радиостанцию;
2) документы, предусмотренные специально уполномоченным органом в области ГА.
Для каждого экземпляра ВС эксплуатант периодически (раз в квартал) готовит информацию о ресурсном состоянии и особенностях эксплуатации.
Эта информация переводится в электронно-цифровую форму и передается для хранения в автоматизированную систему информационной поддержки процедур сертификации экземпляра ВС.
Организационная документация состоит из двух групп документов: учетная и отчетная. Состав основных документов, входящих в каждую из групп, приведены на рис. 5.
3.3. Материально-техническоеобеспечениевсистеме сохранениялетнойгодностиВС
Одним из условий, обеспечивающих сохранение летной годности ВС, является материально-техническое обеспечение качественными запасными частями и материалами.
В ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сказано «Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закуп- кам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию. Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности по- ставлять продукцию в соответствии с требованиями организации».
Вопрос закупок запчастей и материалов является на сегодняшний день важным, т.к. результаты расследований авиационных инцидентов и катаст- роф, происшедших в РФ с 1999 по 2004г., а также результаты инспекцион- ных проверок, проведенных в эксплуатационных предприятиях ГА, выявили многочисленные факты отказов AT, связанные с использованием в эксплуа- тации компонентов ВС из сомнительных источников. Количество компонен- тов ВС, находящихся в эксплуатации с «неявным жизненным циклом» дости- гает 10-20% от общего количества компонентов, установленных на ВС. Есте- ственно, что такое количество «неявных» компонентов влияет на уровень безопасности полетов (БП).
Следует отметить ещё одну проблему - рост числа Организаций-
Поставщиков авиационно-технического имущества (АТИ), прямо игнори- рующих проблемы БП в угоду своим финансовым интересам.
Рассмотрим деятельность Организации по ТОиР по закупкам запасных частей и материалов как процесс (требование стандарта ИСО 9000) и проана- лизируем, как можно повлиять на улучшение его качества, табл. 1.


- 49 -
Рис. 5. Состав учетной и отчетной документации.
Задачей процесса закупок является:

своевременное обеспечение необходимыми в производстве мате- риалами и запасными частями;

оптимизация выбора поставщиков;

минимизация затрат при проведении закупок за счет исключения избыточных требовании на закупку и организации закупок по оптимальной цене.
Организация по ТОиР разрабатывает Правила проведения закупок зап- частей, материалов, инструмента, в частности, Правила подачи заявок на
Организационная документация
Отчетная
О наличии ВС и АД
По наработке ВС и АД
По надежности
По оформлению работ по
ТО
По планированию ТО и доработок
По восстановлению ВС, списанию, продлению ресурса, приемо-сдаче
ВС
По авиационно- технической подготовке
ВС
По обеспечению ТО
О наличии ВС и АД
О ресурсном состоянии
О поступлении, убытии и списании
Об исправности ВС
О доработках
О ТЭП
О досрочном снятии АД
О сертификации экземп- ляра ВС
Учетная

- 50 -
Таблица 1
Действия, связанные с процессом «Закупки»
Действие (д)
Отв. (участники)
Результат
1. Подготовка заявки
ОС
Проект заявки
2. Визирование заявки
НО (ОС)
Заявка на закупку
3. Утверждение на возможность фи- нансирования
ГД (ОС, НО)
4. Закупка регулярная или разовая?
Закупщик
5. Переговоры о цене и условиях по- ставки
Закупщик
6. Выбор поставщика
Закупщик
7. Установление критериев оценки
Закупщик
Лист оценки
8. Поиск поставщиков
Закупщик
9. Информирование об отказе, измене- ние заявки
ОС
Отметка в заявке на закупку
10. Переговоры о закупке. Оценка по- ставщиков
Закупщик
Лист оценки
11. Выбор поставщика
Закупщик/ОС
Лист оценки
12. Получение и проверка финансовых документов (договор/счет),
Закупщик
Запись в журнале счетов
13. Поставка
НО (ОС) запись в журнале счетов
14. Входной контроль объемов, доку- ментов и соответствия закупочной до- кументации
НО
Журнал входного контроля
15. Лабораторный контроль
НО
Журнал работ
16. Передача товара в производство
(определение места складирования)
НО
17. Информирование ОС о факте не- надлежащего качества товара
НО (ОС)
Акт забраковки
Лист оценки
18. Возможность возврата брака?
НО (ОС)
19. Прием на ответственное хранение ОС
20. Возврат/замена
НО
Примечание: в табл. 1 используются следующие условные обозначе- ния, термины и сокращения:
НО - начальник отдела (службы) снабжения;
ОС - отдел (служба) снабжения Организации;
ГД - генеральный директор Организации;
Закупщик - сотрудник ОС ответственный за организацию проведения закупки в соответствии с разовой заявкой.


- 51 - закупку и их рассмотрения, выбора поставщиков, проведения входного кон- троля.
Основные действия, связанные с процессом «Закупки», ответственные исполнители (участники) и результаты представлены в форме табл.Разовые закупки - закупки, регулярность проведения которых такова, что ситуация на рынке успевает измениться между очередными закупками. Оценка того, ре- гулярная или разовая закупка проводится в отношении заявленных запчастей и материалов, определяется Закупщиком.
Блок — схема процесса «Закупки» представлена на рис. 6. В скобках указаны действия, приведенные в табл. 1.
Некоторые комментарии к действиям, приведенным в табл.1 и на рис.6. д. 2. Начальник отдела проверяет заявку на необходимость приобрете- ния заявленных запчастей и материалов и вычеркивает ненужные позиции или сокращает затребованное количество. ОС оценивает по возможности приблизительную стоимость заявленных запчастей и материалов и/или воз- можную форму оплаты и фиксирует дату принятия заявки. Отвечает за со- гласование сотрудник ОС. д. 3. При утверждении оценивается возможность финансирования за- купки и исключаются избыточные позиции. д. 5, 6. Выбор производится между одобренными поставщиками (графа
Выбор Листа оценки поставщика). Переоценка одобренных поставщиков проводится в соответствии с решением, отмеченным в Листе оценки. По ре- зультатам переоценки проводится выбор одного или нескольких одобренных поставщиков.
Одобренные поставщики рекомендуется вносить в Список одобренных поставщиков (ведется в ОС в электронном виде).
Поставщики признанные негодными по решению ОС вносятся в Чер- ный список (ведется в ОС в электронном виде). д. 10. Критерий «Предыдущий опыт работы» обязателен только при оценке регулярных поставщиков. д. 13. Контролирует поставку НО. После поставки он сообщает ОС о том, что она произошла, факт поставки отмечается в Журнале в виде № на- кладной. д. 14, 17. Контроль проводится по: срокам поставки, качеству, соответ- ствию сопроводительных документов, количеству. Если имеют место какие- либо нарушения необходимо зарегистрировать их и сообщить в ОС. ОС от- мечает имеющиеся нарушения в Листе оценки поставщика.
В случае отсутствия сертификата (если он требуется) необходимо со- общить об этом ОС.
Если зафиксировано ненадлежащее качество, составляется акт забра- ковки, который подписывается НО и представителем поставщика. д. 15. НО отвечает за организацию проведения лабораторного контро- ля. Полученные результаты по испытанию фиксируются в Журнале работ. д. 20. Материалы и инвентарь, поступающие заменой, должны прохо- дить повторный входной контроль (см. пп. 14-20).


- 52 -
Разоваязаявка (1)
Визированиезаявки (2)
Утверждениенавозможность финансирования (3)
Закупкарегулярнаяили разовая? (4)
Установлениекри-
териевоценки (7)
Поискпоставщиков(8)
Переговорыоценеиус-
ловияхпоставки (5)
Информированиеоб отказе, изменение заявки (9)
Информированиеоб отказе, изменение заявки (9)
Выборпостав-
щика (6)
Переговорыозакупке.
Оценкапоставщиков (10)
Выборпоставщика (11)
Поставщиков не найдено
Поставщики определены
Поставщики не устраивают
Получениеипроверкафинансовых документов (договор/Счет) (12)
Поставщики не устраивают
Выбран
Поставка (13)
Выбран
Входнойконтрользапчастейима-
териалов, документовисоответст-
виязакупочнойдокументации (14)
Лабораторныйконтроль (15)
Информиро-
ваниеОСо фактененад-
лежащегока-
честватовара
(17)
Возмож-
ностьвоз-
вратабрака
(18)
Приемнаответственное хранение (19)
Возврат/
замена
(20)
Рис. 6. Блок-схема процесса «Закупки»
+
+


Передачатоваравпроиз-
водствоилинасклад (16)

- 53 -
При входном контроле (позиция 14 на рис. ) осуществляется провер- ка аутентичности (подлинности) запасных частей, материалов и документа- ции.
Эти работы официально начаты с середины 2001г. после катастрофы
Ил-76 авиакомпании «Русь», и выявлении при расследовании фактов экс- плуатации на данном ВС ВСУ ТА-6 с поддельным дубликатом формуляра и колеса КТ-158 с фальсифицированным паспортом, выработавшим назначен- ный ресурс и имевшего трещину по материалу диска 40см., закрашенную краской.
Работы проводятся в соответствии с «Методикой оценки аутентично- сти компонентов ВС», утвержденной …..
Целью проводимых в соответствии с настоящей Методикой работ яв- ляется подтверждение жизненного цикла компонента ВС, включая в т. ч. ус- тановление факта соответствия каждого проверяемого компонента ВС уста- новленным требованиям действующей НТД и подтверждение его поступле- ния из утвержденного источника поставок авиационно-технического имуще- ства (АТИ).
Применение Методики предусматривает два этапа. Первый этап - вне- дрение Методики. Работы по внедрению Методики включают:

проведение подготовительных работ по внедрению Методики
(обеспечение авиапредприятия необходимой нормативно-технической доку- ментацией, подготовка специалистов, формирование электронных каналов связи, анализ выполнения нормативно-распорядительных документов авиа- ционных властей и т.д.);

анализ работы инженерной службы и разработка плана мероприя- тий по формированию эффективной системы авиапредприятия по оценке ау- тентичности компонентов ВС;

занесение информации по аутентичности компонентов ВС авиа- предприятий в отраслевую базу данных ГосНИИ ГА по оценке аутентично- сти;

оценка аутентичности компонентов ВС (по согласованной номенк- латуре);

оформление Акта о внедрении Методики в авиационной организа- ции.
Второй этап - сопровождение работ по оценке аутентичности компо- нентов ВС в соответствии Методикой.
Работы по сопровождению Методики включают:

электронную выверку пономерной документации по запросам авиа- предприятий;

анализ и обобщение материалов по аутентичности при оценке тех- нического состояния воздушных судов при продлении ресурсов и сроков службы ВС, при переводе эксплуатации компонентов ВС на эксплуатацию по техническому состоянию, при сертификации экземпляра ВС, при ремонте ВС


- 54 - и компонентов ВС, а также в других случаях, предусмотренных руководя- щими документами авиационных властей;

поддержание отраслевой базы данных ГосНИИГА по оценке аутен- тичности компонентов ВС;

анализ эффективности проведения работ по оценке аутентичности в авиационных организациях;

организационно-методическое, информационное и нормативно- технологическое обеспечение проведения работ по Методике в авиационных организациях (рекомендации по корректировке технологии проведения работ в целях повышения эффективности оценки аутентичности компонентов ВС, обеспечение нормативными документами, рассылка информационных бюл- летеней и т.д.).
Схема организации работ по оценке аутентичности компонентов ВС выглядит следующим образом:

анализ пономерной документации компонентов ВС;

электронная выверка пономерной документации с заводами - изго- товителями (ремонтными организациями);

анализ источников поставок;

инженерно-технический анализ;

ведение баз данных.
Проверка аутентичности компонентов ВС проводится по 14 парамет- рам таким, как: заводской номер, чертежный номер (шифр), дата изготовле- ния, даты начала отсчета сроков службы, текущие значения ресурсов, теку- щие значения наработок, дата продления ресурса и т.п.
Работы проводятся в рамках работ по оценке технического состояния
ВС при техническом обслуживании, продлении ресурсов и сроков службы
ВС, при переводе эксплуатации компонентов ВС на эксплуатацию по техни- ческому состоянию, при сертификации экземпляра ВС, при ремонте ВС и компонентов ВС, а также в других случаях, предусмотренных руководящими документами авиационных властей.
Методика предусматривает проведение работ, направленных на выяв- ление неутвержденных компонентов ВС в авиационных организациях на ста- диях их приобретения, хранения и эксплуатации, включая в т. ч. установле- ние факта соответствия пономерной документации, оформляемой предпри- ятиями авиационной промышленности, фактическому состоянию каждого проверяемого компонента ВС.
Решение вышеуказанной задачи базируется на формировании в РФ единого информационного пространства по компонентам ВС, неотъемлемой составной частью которого является Система оценки их аутентичности в це- лях сохранения летной годности ВС.