Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Само понимание категории «субъективность» может рассматриваться и как свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и осознанной активности.

Активность является одной из важнейших характеристик субъекта, она характеризует не только его систему организации, но и способ связи субъекта с действительностью. Благодаря категории субъекта может быть раскрыто качество активности человека, выявлена его роль в мире, способность к деятельности, самодеятельности, самоопределению и развитию.

В широком смысле активность понимают как любое проявление психики, выходящее за пределы адаптивной приспособительной деятельности индивида. В узком смысле, активность – это мера деятельности, «более содержательная, более качественная характеристика психических явлений», приобретающая смысл лишь в сопоставлении «со своей противоположностью – пассивностью».

Волочков А. А. считал, что одной из основных проблем в психологии субъекта активности является проблема соотнесения таких категорий, как «активность» и «деятельность». В зарубежной психологии довольно сложно определить разницу между ними в силу отсутствия языковой разницы. Однако отечественная психология, взяв за основу труды немецких психологов, всерьёз берётся за выявление этой разницы. А.А. Волочков в своем исследовании выделяет в отечественной психологии две основные «линии» изучения проблемы соотношения активности и деятельности – «линия А. Н. Леонтьева – В.А. Петровского» и «линия С. Л. Рубинштейна – А. В. Брушлинского». Эти «линии» имеют тесную связь, но их объединение невозможно из-за расхождения в теории, в частности в её исходных аспектах. При этом данные подходы не противоречат друг другу, как можно было бы предположить, но рассматривают психическую реальность с разных сторон [11, с. 147].

В системе А.Н. Леонтьева активность формируется материальным процессом развития общественного производства и системы общественных отношений. А психолог В. А. Петровский включил в деятельностную теорию А.Н. Леонтьева индивидуально-своеобразную меру активности, которая в его работах понимается как «совокупность обособленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности» [14, с. 152].

Таким образом, в «линии А.Н. Леонтьева – В.А. Петровского» активность рассматривается в узком смысле, а категория деятельности занимает приоритетное положение по отношению к категории активности, при этом можно говорить о том, что активность определяется через деятельность. В дальнейшем с данной «линией» связан ряд теоретических и эмпирических исследований активности как меры той или иной деятельности – учебной, познавательной, коммуникативной и т.д.


Советский и российский психолог К.А. Абульханова-Славская понимает активность как «формирование личностью себя как субъекта деятельности». Характер активности, таким образом, определяется общественными отношениями, социальной позицией личности, а также требованиями и нормами, обращенными к ней. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, активность определяется системным характером самой личности и проявляется в становлении человека субъектом своей деятельности, когда у него возникает собственное отношение к ней, создаются свой стиль и характер ее осуществления [33, с. 261].

Ломов Б. Ф. определяет активность как «особое качество субъекта деятельности, состоящее в интеграции его психологических возможностей, способностей, знаний и их направленности на достижение цели». В обеспечении развития личности он придает особое значение активности. При этом активность может рассматриваться как осуществление всех личностных потребностей, в том числе и такие, как стремление занять определенную позицию в обществе и получить общественное признание [60, c. 11].

Согласно теории Э. Шпрангера, активность личности может быть охарактеризована в зависимости от личностной доминирующей жизненной ценности, которая формирует и определяет личность человека. Им было выделено шесть ценностных типов: теоретический, экономический, эстетический, общественный, политический, религиозный [21, с. 182].

Также необходимо отметить следующие определения понятия «субъективная активность».

Субъективная активность представляет собой качество личности, которое выражается в осознанных усилиях и целенаправленных актах по самосовершенствованию и утверждению собственной позиции (О.Г. Гужва, Г.К. Селевко, Д.В. Тырсиков). Субъективная активность понимается как источник и важное средство развития субъектности и формирования субъективной позиции (Н.М. Борытко, С.А. Нелюбов, Е.Ю. Рослякова, В.И. Слободчиков). Направленность активности в значительной степени определяется общественными отношениями, социальной позицией личности, обращенными к ней общественными требованиями и нормами (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Л. Хайкин) [50, c. 68].

Изучению субъективной активности посвящено исследование доктора психологических наук А. К. Осницкого. Согласно данному исследованию, выраженность субъективной активности можно обнаружить при определении степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом деятельности, в которую он вовлечен в силу обстоятельств своей жизни. Субъективная активность проявляется «в тех видах жизнедеятельности, в которых человек сам определяет для себя степень субъектной включенности и меру собственного творчества при достижении своих целей [39, c. 67].



Рослякова Е. Ю. определяет субъективную активность как «интегральное образование, которое характеризует способ существования и форму взаимодействия, самосуществования и самоосуществления субъекта, выступающее как основа для раскрытия потенциала субъекта на определенном возрастном этапе». Согласно ее работе, совокупность различных видов активности есть симптомокомплекс субъектной активности [4].

Вместе с тем стоит упомянуть исследования Б. А. Вяткина, в которых было доказано, что в каждом возрастном периоде развития какой-то один или несколько видов активности выступают как ведущая активность, обладая при этом системообразующей функцией в структуре интегральной индивидуальности [12, c. 130].

Гужва О. Г. в своей работе определяет субъективную активность как качество личности, обусловливающее ее становление как целостного, автономного, саморазвивающегося субъекта на основе потребности в самоактуализации. Согласно её исследованиям, субъективная активность представляет собой целостное психологическое образование, состоящее из таких компонентов, как мотивационное, операциональное и результативное. Также она рассматривает структуру субъективной активности как единство трех компонентов: мотивационного, операционального и результативного [15, c. 91].

Мотивационный компонент – самоотношение, в основе которого лежит процесс, в котором качества и черты личности оцениваются ею по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации.

Операциональный компонент включает в себя саморегуляцию – системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение поставленных субъектом целей.

Результативный компонент – достижение индивидом определенного уровня самоактуализации как всестороннего и непрерывного развития творческого и духовного потенциала человека.

Данная структура субъектной активности одновременно как помогает определить мотивы и цели деятельности, так и характеризует способы их достижения и является констатацией достигнутой результативности.

Таким образом, концептуальными отсылками в определении понятия «субъективная активность» выступают такие категории как субъект, самосознание, сознательная деятельность и активность. Важность субъективной активности для человека заключается в том, что обладание этим качеством способствует познанию личностью как окружающего мира, так и других людей. Что выражается в социализации личности.


Обобщая результаты проведенного теоретического исследования, мы приходим к выводу, что субъективная активность – это системообразующее центральное свойство личности, возникающее на определенном этапе ее развития и проявляющееся в специфически человеческом осознанном и активном отношении к окружающей действительности и самому себе. Структура субъективности включает: осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях, самоуважение и социализацию.

В ряде исследований, выполненных по проблеме изучения развития субъективной активности на разных стадиях онтогенеза и профессиогенеза (Н И Дунаева, Н В Карпушкина, М А Пыжьянова, И А Серегина), показано, что необходимым условием развития субъективной активности является сбалансированность ее структуры, то есть выраженность компонентов субъективности в оптимальной для того или иного возраста зоне. Известно, что развитие личностных структур человека отличается определенной диссинхронией в различные возрастные периоды те или иные личностные образования получают интенсивный импульс развития, то же и в развитии субъективности. Развертывание субъективной активности во времени неоднородно. Оптимально сбалансированная структура субъектной активности будет определять возможность развития целостного отношения человека к себе как к деятелю [49, с. 33].

Говоря о старшекласснике как субъекте деятельности, мы прежде всего выделяем сознание и самосознание индивидуальности, то есть внутренний мир человека, который, по выражению Б Г Ананьева, постоянно работает. Результат работы этого внутреннего мира влияет на познанное человеком во внешнем мире и в самом себе, на возникшие при этом переживания, опосредует деятельность и поведение в заданных ему или созданных им самим обстоятельствах [37, c. 276].

В старшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие самосознания и зависит от культурного содержания среды. Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным уже JI.С. Выготским, – интегрированию образа самого себя, «перемещению» его «извне вовнутрь» В 15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я. По мнению И С Кона, это несовпадение - следствие когнитивного развития.

В старшем школьном возрасте формируется сложный механизм целеполагания, выражающийся в «замысле», плане собственной жизни (JI. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Толстых, В. А. Ядов, Д. И. Фельдштейн) и связанный со способностью и стремлением молодого человека осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование, то есть целостное перенесение себя в будущее [57].


Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся, по мнению Л. И. Божович, мотивационным центром жизненной ситуации. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, высшим уровнем и оптимальным качеством субъекта жизни является способность личности регулировать и организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное собственным целям, ценностям, смыслу. В ранней юности задачи смыслообразования становятся центральными. Основное качество субъекта состоит в способности взять на себя ответственность за осуществление действий с непредрешенным исходом, стать субъектом избрания целей, результат достижения которых непредрешен, сделать осознанный личностный выбор и быть готовым отвечать за него [17].

Таким образом, способность совершать осознанный личностный выбор и нести ответственность за него возможны в случае, когда уровень осмысленности жизни у старшеклассников высок, когда он не только понимает смысл собственного существования, но и получает удовлетворение от самого процесса жизни и доволен результативностью жизни. Эмоциональное принятие себя, значимых людей, позитивное отношение к ситуациям выбора и принятия решений оказывает существенное влияние на формирующуюся субъективную активность старшеклассника. Развитие субъективной активности в ранней юности имеет значительное опосредованное не только когнитивными процессами, но и процессами эмоциональными, причем важным оказывается фактор сбалансированности этих составляющих.

Для полноценного проживания юности человек опирается на достижения предыдущего периода онтогенеза способность к сознательной регуляции своих поступков, умение учитывать чувства и интересы других людей, ориентироваться на них в своем поведении, рефлексивные процессы в этом возрасте также обусловлены содержанием и модальностью самооценки, эмоционального отношения к происходящему [37, c. 312].

Субъективная активность – это многоаспектная характеристика человека, выстроенная в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального, социального и психологического, и выражающая внутреннюю позицию личности, которая основана на системе активного отношения человека к миру, другим людям и самому себе и позволяет ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы при наличии адекватной самооценки на основе рефлексивной деятельности [26, c. 94].