Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение «Качества успешного человека». Что, с вашей точки зрения, значит «успешный человек»? Чтобы разобраться в этом, надо сначала обсудить и выбрать пять наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества; если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его (каждому выдана карточка с перечнем качеств).
Список качеств:
– дух соперничества;
– чувство товарищества;
– способность к творчеству;
– любознательность;
– порядочность;
– честность;
– доброта;
– независимость;
– интеллектуальная развитость;
– послушание;
– предприимчивость;
– открытость;
– наличие собственных убеждений;
– уравновешенность;
– организованность;
– чувство юмора;
– эмоциональность;
– искренность;
– способность адаптироваться;
– воспитанность;
– настойчивость.
Школа общения. Упражнение «Сказочная история». Я предлагаю вам самим сочинить сказочную историю. Она должна быть о том, как увлечения меняют жизнь человека. Но сделать это надо будет необычным способом. Наша сказочная история будет создаваться совместно. Кто-то из вас начнет повествование. Первый рассказчик произнесет несколько фраз, потом я хлопаю в ладоши, и продолжение истории должен будет придумать его сосед слева. И так далее.
Вместо «Сказочной истории» можно использовать упражнение «Катастрофа в пустыне». Представьте себе, что вы пассажиры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета вспыхнул пожар, и авиалайнер совершил вынужденную посадку в пустыне, в результате которой спаслись только вы (указывается число участников группы). Вы точно не знаете, на каком расстоянии от вас находится ближайший населенный пункт, с какой стороны и когда придет помощь. Под обломками самолета вам удалось обнаружить только 15 неповрежденных предметов, которые находятся в зоне сыпучих песков, и вы успеете спасти только три предмета. Первая задача: выберите только три наиболее значимых предмета, по вашему мнению, в данной ситуации. Вторая задача: общий выбор трех предметов. Время, предназначенное для задания: 20 минут.
Список предметов: полтора литра воды на каждого; пачка соли; магнитный компас; летная карта окрестностей; легкое полупальто на каждого; солнечные очки на каждого; литр сладкого сиропа на каждого; карманный фонарь; полиэтиленовый плащ; охотничий нож; ружье с патронами; карманное зеркало; определитель съедобных животных и растений; парашют красно-белого цвета; переносная газовая плита с баллоном.
Завершение. Закончить нашу встречу мне бы хотелось легендой о жизни. Задумались люди: «Что есть жизнь?» Одни говорят: «Это ожидание: родители ожидают детей, дети ждут каникул, праздников...» Другие говорят: «Это путешествие. Ежедневно мы осуществляем много путешествий: в школу, на работу, к друзьям, на отдых в лес…» Пришли к мудрецу, чтобы их рассудил. А он говорит: «Жизнь – это путешествие в ожидании цели». Так пусть у каждого из вас будет цель! Прикладывайте как можно больше усилий, чтобы ее осуществить!
Обсуждение
Занятие 7 «Список дел»
Цель: расширить представления подростков о ценности понятия «время» как возможности человека осуществить задуманное.
Задачи:
– развитие способности управления временем;
– определение сущности взаимоотношений человека и времени;
– развитие навыков планирования и контроля личного времени;
– развитие умений рационально использовать личное время.
Приветствие. Упражнение «Звонки». Педагог предлагает участникам постараться определить, сколько времени прошло от первого звонка до второго. Это нужно сделать, опираясь только на свои собственные ощущения времени. (1-й интервал – 10 сек; 2-й интервал – 20 сек; 3-й интервал – 30 сек).
Основной модуль. Тематическая беседа «Куда уходит наше время?». Притча «Ценность времени». Один бизнесмен накопил состояние – три миллиона долларов. Он решил, что возьмет себе год отдыха от работы и поживет в роскоши, которую мог себе позволить благодаря своему богатству. Но не успел он принять это решение, как к нему спустился Ангел Смерти. Будучи профессиональным торговцем, бизнесмен решил любым способом уговорить Ангела Смерти, чтобы тот продал ему немного времени. Отчаявшись, богач сделал Ангелу предложение: «Дай мне еще три дня жизни, и я отдам тебе треть моего состояния, один миллион долларов золотом!» Ангел отказался. «Хорошо, оставь мне еще два дня жизни, и я отдам тебе две трети своих денег, два миллиона долларов!» Ангел снова отказался. «Дай мне всего один день, чтобы еще раз насладиться красотой этой земли и провести немного времени с семьей, которую я так долго не видел, и я отдам тебе все, что имею! Три миллиона долларов!!!» Но Ангел был непоколебим. Наконец, человек спросил, может ли Ангел дать ему немного времени, чтобы написать прощальную записку? Это желание было удовлетворено. Бизнесмен написал: «Правильно используйте время, которое отведено вам для жизни. Я не смог купить даже часа жизни за три миллиона долларов. Проверьте, прислушавшись к своему сердцу, все ли вещи, окружающие вас, обладают действительной ценностью». Обсуждение.
Время трудно контролировать. Оно бесформенно – течет непрерывной рекой. Люди делят время на части: годы, месяцы, сутки, часы, минуты. Деление это в какой-то степени условно: в самом времени никаких делений нет. Можно было бы всем людям договориться, чтобы в сутках было не 24 часа, а, скажем, 48 часов. Мы искусственно делим время на равные отрезки лишь с одной целью – чтобы как-то управлять им. Иначе с ним не справишься. Представим себе, что время, которое мы проводим в школе, не было бы разделено на уроки. Нет расписания, нет звонков. Начался урок немецкого языка – и никак не кончится. Учитель говорит: «Еще немножко позанимаемся». Началась перемена, но и она не кончается: «Еще немножко побегаем», – говорят ребята. Занятия в такой школе были бы немыслимы: мы ничего не успевали бы сделать. Знаменитый английский адмирал Нельсон сделал однажды убийственное для лентяев всего мира заявление: «Я обязан своими успехами тому, что никогда в жизни не тратил даром и четверти часа».
Очень хорошие хозяйки, получив зарплату, заранее определяют, на какие нужды сколько денег отложить. Но есть просто хорошие хозяйки – они записывают на бумажке, на что потратили деньги. И это помогает им тратить бережно! Плохие же хозяйки тратят деньги как попало и даже приблизительно не представляют себе, куда же они девались. Со временем – как с деньгами. Планировать и думать нужно всегда на бумаге. Если цели нет на бумаге, то она не существует. Перечень задач – это своего рода карта, которая не даст вам сбиться с пути к намеченной цели. Выполнив очередную задачу из списка, обязательно вычеркивайте ее. Это даст вам ощущение удовлетворенности своей работой. Самое главное — определить главное!
Моцарт мог работать над тремя композициями сразу и создавать настоящие шедевры. Но это скорее исключение, чем правило. Бах, Гайдн или Верди могли работать только над одним произведением в какой-то период времени. Они не начинали работать над следующим произведением, не закончив предыдущее.
Упражнение «Жесткие и гибкие». Определение гибких и жестких дел. Для того чтобы эффективно спланировать свой день, нужно познакомиться еще с такими понятиями, как «жесткие» и «гибкие дела». Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют гибкими. У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по одному делу. Если это жесткое дело, поднимайте синий квадрат, а если гибкое – зеленый круг (например, школьные уроки, компьютерные игры, классные часы, чтение книги, кружки и секции, прогулка с друзьями, начало сеанса в кино, разговор по телефону, просмотр любимой передачи по телевидению, рисование).
Школа общения. Упражнение «Верно – неверно». Педагог читает утверждение, написанное на карточке. Участники рассуждают и определяют, верно это утверждение или нет.
Мы не можем управлять временем | Правильно, временем мы управлять не можем. Мы можем управлять тем, как мы расходуем свое время |
Чтобы добиться успеха, нужно вкалывать 24 часа/семь дней в неделю | Давайте подумаем об авто. Согласитесь, вы не сможете проехать тысячу километров без заправки. Также вы вряд ли сможете выполнить большой проект без отдыха. Работать можно много и с радостью, но отдых непременно необходим |
Учитывать свое время – это сложно | А кто сказал, что это будет легко? Как долго, например, нужно маленькому ребенку, чтобы научиться ходить, а разговаривать? Вспомните все те вещи, которые вы хорошо делаете, которые получаются почти на автомате. Сколько времени вам потребовалось, чтобы этому всему научиться? |
Если я всегда буду учитывать свое время, то мне все в жизни придется делать по расписанию, я буду менее свободен | Ни в коем случае! Вы всегда можете поменять свои планы или от них отказаться. Учет времени (или как его называют «тайм-менеджмент»), наоборот, позволяет быть вам более свободным: вы выбрали что-то сделать – запланировали и сделали. А те люди, которые с этим не согласны, скорее всего, просто неорганизованные |
Завершение. Упражнение «Фотография сегодняшнего занятия». Это фиксация времени, которое мы потратили на разные задания (или впустую) в ходе нашего занятия. Предлагаю вам «создать» такую фотографию (например, приветствие – 5 мин., обсуждение – 10 мин., разговоры и препирательства – 5 мин. и т.д.).
Занятие 8 «Семейные ценности и традиции»
Цель: формирование представлений о ценностях людей.
Задачи:
– раскрытие понятия ценности и формирование понимания, что по -настоящему ценно;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– формирование навыков самоанализа;
– формирование навыков планирования;
– активизация потребности субъектного поведения;
– развитие навыков бережного отношения к окружающим;
– расширение активного словаря.
Ход занятия
Приветствие.
Основной модуль. Тематическая беседа «Ценности». К ценностям могут относиться:
– здоровье;
– любовь, семья, дети, дом;
– близкие, друзья, общение;
– самореализация в работе, получение удовольствия от работы;
– материальное благополучие;
– духовные ценности, духовный рост, религия;
– досуг, удовольствия, хобби, развлечения;
– творческая самореализация;
– самообразование;
– социальный статус и положение в обществе;
– свобода (свобода выбора, слова и т.д.);
– стабильность.
Упражнение «Мир моих ценностей». Запишите на листочках пять самых важных вещей в вашей жизни (расставьте около них цифры от 1 до 5 по степени важности. Зачитывание происходит поочередно. Вопросы для обсуждения: «Какие ценности были общими?»; «Почему именно они были определены?»; «С какой целью мы выполняли это упражнение?»; «Почему важно иметь в жизни собственные ценности?».
Упражнение «Моя жизнь». Каждому участнику раздают по 10 карточек. Напишите на каждой карточке свое имя. На следующие несколько минут эти 10 карточек будут олицетворять вас и играть роль символических денег, за которые можно купить определенный товар. Сейчас перед каждым встанет выбор: потратить или сэкономить свои карточки, то есть себя самого, часть себя? На продажу будут выставлены разнообразные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что, когда ваши карточки закончатся, уже ничего нельзя будет купить. Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» предлагают на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлена следующая («товары» написаны на отдельных листах. Цена каждого товара указана в «карточках»):