Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


      • превосходная квартира (1 карточка)/новый автомобиль на выбор (1 карточка);

      • полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом (2 карточки)/полная гарантия того, что человек, с которым тебе хотелось бы быть, обязательно женится на тебе (выйдет замуж за тебя) (2 карточки);

      • на два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей (1 карточка)/иметь одного настоящего друга (2 карточки);

      • закончить престижный университет (2 карточки)/учредить прибыльную компанию (2 карточки);

      • иметь здоровую семью (3 карточки)/получить всемирную славу (3 карточки); после завершения выбора из этой пары объявить: тем, кто выбрал семью, возвращаются 2 карточки обратно как вознаграждение;

      • возможность изменить какую-то одну черту внешности (1 карточка)/удовольствие на протяжении всей жизни (2 карточки);

      • пять лет наслаждения жизнью (2 карточки)/любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 карточки); те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну карточку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала);

      • чистая совесть (2 карточки)/способность достичь успеха в той сфере, где больше всего этого хочешь (2 карточки);

      • создать чудо для того, кого любишь (2 карточки)/возможность прожить заново (или повторять) одно действие из собственной жизни (2 карточки);

      • семь дополнительных лет жизни (3 карточки)/безболезненная смерть, когда придет время (3 карточки).

Наши торги завершены, рассмотрите еще раз свои покупки и скажите:

Какая покупка вам нравится вам больше всего?

Или вы жалеете, что не купили что-то еще?

Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?

Творческая деятельность. Упражнение «Дерево семейных ценностей». Каждый получает заготовку «дерева» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – распределить ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях;

– в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться;

– в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что-то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей: уважение, семейное проведение праздников, развлечения, забота о каждом члене семьи
, любовь, взаимопонимание, финансовая обеспеченность, здоровье, общие цели, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, семейные традиции, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, физическая сила, совместный труд, принципы, верность, карьерный рост, доверие.

Завершение. Упражнение «Печатная машинка». Участникам выдаются карточки с буквами из какого-нибудь слова. Задача группы –собрать слово, расставив буквы в нужном порядке. Объяснить значение слова (пример: забота, лидер, свобода, счастье, касание, молчание, доверие).

Занятие 9 «Жизненные планы»

Цель: формирование представлений о себе как об активном социальном субъекте.

Задачи:

– активизация познавательного интереса;

– расширение кругозора;

– формирование навыков продуктивной деятельности;

– развитие навыков рефлексии;

– формирование навыков самоанализа;

– формирование навыков долговременного планирования;

– активизация потребности субъектного поведения;

– расширение активного словаря.

Приветствие. Игра «Телеграф». Игра проводится в круге. Один ведущий. Нужно получить «сигнал» от ведущего и передать его дальше точно так же. «Сигнал» к ведущему должен вернуться без изменений. «Сигналом» может быть пожатие (одинарное или двойное) или др. Упражнение выполняется с открытыми и затем с закрытыми глазами.

Основной модуль. Упражнение «Резюме». Участникам предлагается заполнить таблицу. Обсуждение: для чего нужно резюме и как его правильно заполнить?

1

Имя

2

Возраст

3

Где учусь

4

Черты характера

5

Увлечения

6

Что умею делать

Тематическая беседа «Будущее. Жизненные планы. Цели». Притча «Оазис». Два путника долго брели по пустыне в поисках оазиса. Изнемогая от жары и жажды, они вышли к оазису. У дерева сидел старец, рядом с ним лежал бурдюк с водой. Путники попросили у старца воды. Он налил каждому по половине кубка. Первый сказал: «Мой кубок наполовину полон, я благодарен тебе за это, старец». Второй сказал: «Мой кубок наполовину пуст, я чувствую себя обманутым».

Обсуждение: в чем разница между двумя странниками?

Школа общения. Упражнение «Социальные роли». Участники вытягивают по две карточки с различными социальными ролями. Им предлагается высказать свое мнение о плюсах и минусах каждой роли в следующей форме: «Быть … хорошо, потому что…»; «Быть ... плохо, потому что… (примеры: «Быть младшим ребенком хорошо, потому что…»/«Быть младшим ребенком плохо, потому что…»; «Быть старшим ребенком хорошо, потому что…»/«Быть старшим ребенком плохо, потому что…»; «Быть взрослым хорошо, потому что…»/«Быть взрослым плохо, потому что…»; «Быть отличником хорошо, потому что…»/«Быть отличником плохо, потому что…»).

Завершение. Релаксация «Представьте себе…». Педагог предлагает: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно. Осмотрите это место. Какое оно? А теперь постарайтесь запомнить это чувство комфорта, безопасности или радости. Поблагодарите это место. Нам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три. Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться».


Занятие 10 «Моя семья в настоящем и будущем»

Цель: формирование понимания особенностей взаимоотношений в семье.

Задачи:

– формирование навыков самонаблюдения;

– развитие самосознания;

– раскрытие сущности природы семьи;

– формирование представлений о динамике отношений в семье;

– определение возможности для изменения в себе и в своих семьях.

Приветствие. Игра «Самая-самая». Участникам предлагается назвать, что бывает: самым зеленым, самым сладким, самым денежным, самым общительным, самым красивым.

Основной модуль. Тематическая беседа «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой). В Древнем Китае жила удивительная семья из ста человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Как вы думаете, какое? (Ответ: терпение.) Обсуждение.

Упражнение «Код «Семья». Участникам предлагается расшифровать слово «семья» – на каждую букву назвать слова, подходящие для этого понятия. Например, С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, светлая, справедливая, смелая, совершенная, сообразительная, спортивная; Е – единственная, единая; М – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодежная, модная; Я – яркая, ясная.

Упражнение «Ассоциации». Педагог на доске записывает ассоциации, которые традиционно соотносят со словом «семья». Затем подростки индивидуально выбирают для себя пять самых важных слов, характеризующих семью, записывают на листочках бумаги свои мысли. Затем работа продолжается в группе. Выбираются пять самых важных слов групповым решением.

Упражнение «Волшебное зеркало». Педагог предлагает участникам представить, что они могут заглянуть в свое будущее с помощью «волшебного зеркала», в котором они смогут себя увидеть через несколько лет. «Зеркало» передают по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел». Обсуждение: насколько трудно было представить себя взрослыми?

Творческая деятельность. Коллаж «Моя семья в настоящем и будущем». Каждому участнику предлагают создать два коллажа на одном листе, разделенном пополам. Первая половина: коллаж «Моя семья в настоящем», вторая половина: коллаж «Моя семья в будущем». Для работы с коллажем понадобятся листы картона или ватмана и различная бумага (цветная, гофрированная, оберточная), вырезки из газет, журналов, открыток, рекламных проспектов. Иногда предложенные темы вызывают трудности. Подросток может чувствовать себя одиноким, ощущать, что только он один представляет свою семью. В этом случае педагог должен поддержать подростка, обратить его внимание на других близких людей. Когда все закончат свои коллажи, можно провести выставку или вернисаж и обсудить то, что получилось.

Завершение. Упражнение «Мишень». На листе бумаги нарисована мишень, разделенная на четыре сектора: 1) неформальное общение с друзьями; 2) организованный досуг и веселое времяпрепровождение; 3) школа, учителя, одноклассники; 4) семья. Все участники должны подойти и «выстрелить» (приклеить круг, на котором написана первая буква имени) в тот сектор, который он считает самым важным на данном этапе жизни.
Приложение Г

Рекомендации по развитию субъективной активности и коммуникативных навыков старшеклассников

Педагогам:

  1. В работе по профессиональному самоопределению необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности учащегося, его способности, желания, профессиональные и личные интересы.

  2. Стимулируйте интерес учащихся к самопознанию. Для учащихся, неопределившихся в своём профессиональном выборе, будут полезны профдиагностика и профконсультирование с профориентологом или педагогом-психологом.

  3. Для развития профессионального самосознания полезно знакомство учащихся с описательной характеристикой профессий, их спецификой, а также беседы с представителями той или иной профессии, «профессиональное погружение» с возможностью проживания и примерки профессиональной роли. Данные мероприятия могут значительно облегчить выбор будущей специальности.

  4. Необходимо развивать у учащихся уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения.

  5. Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы учащийся получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.

  6. Старайтесь избегать навязывания подросткам своих профессиональных взглядов и убеждений. Очень важно, чтобы молодые люди сами сделали свой выбор, он должен быть осознанным и соответствовать их интересам и способностям.

  7. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации общения с детьми, испытывающими трудности социально-психологической адаптации.

  8. Будьте последовательны в своих действиях и словах.

  9. Поощряйте в учащемся инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.

Родителям:

  1. Необходимо формировать у учащихся потребность в труде, в общественно полезной деятельности. Если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы в реализации своего «Я» и часто находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

  2. Больше внимания уделяйте базовым потребностям, без которых не может сформироваться способность адаптироваться к новым условиям и адекватная самооценка.

  3. Старайтесь избегать упрёков и натиска в своих советах.

  4. Необходимо развивать в детях уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения. Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно. Поэтому, ребёнку очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.

  5. Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы ребёнок получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.

  6. Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения - уверенная. Внимательное, уважительное отношение родителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.

  7. Сравнивайте ребёнка с самим собой, но не с другими.

  8. Поощряйте в ребёнке инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.

  9. Если ваш ребёнок выбрал профессию, проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий.

  10. Поддерживайте связь с классным руководителем и специалистами СППС. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации эффективного общения с детьми.

  11. Будьте последовательны в своих начинаниях!

Подросткам:

Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам.

Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу. Поэтому развивайте эмпатию. Бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.

Умейте не обращать внимания на психологические барьеры.

Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения. Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.

Умейте руководить процессом общения.

Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то, чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили. Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.

Умейте быть обаятельным.

Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.

Умейте убирать психофизические зажимы.

Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.


Приложение Д

Уровни развития субъективной активности старшеклассников на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таблица 1 – Результаты констатирующего этапа исследования


ФИО

«Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В. В. Столина и С. Р. Пантелеева

Общий уровень

«Диагностика субъектности» Е. Н. Волковой

Общий уровень

Шкала S Глобальное Самоотношение

Шкала I Самоуважение

Шкала II Аутосимпатия

Шкала III Ожидаемое отношение от других

Шкала IV Самоинтерес

Активность

Способность к рефлексии

Свобода выбора и ответственность за него

Осознание собственной уникальности

Понимание и принятие другого

Саморазвитие

Александр А.

С

Н

Н

С

Н

Н

Н

В

С

Н

Н

Н

Н

Анастасия З.

В

В

С

С

Н

С

Н

В

В

В

В

В

В

Андрей К.

С

С

Н

С

Н

С

С

Н

С

В

С

С

С

Антон К.

С

Н

С

Н

В

С

С

С

В

В

С

В

В

Арина Ш.

В

С

С

В

С

С

С

Н

С

Н

С

Н

С

Виктория В.

С

В

С

В

Н

С

В

С

С

С

Н

В

С

Владимир Ч.

Н

В

В

В

В

В

С

Н

В

В

С

С

С

Владислав П.

В

С

С

С

Н

С

Н

В

В

С

В

С

С

Дмитрий С.

В

В

С

Н

С

С

В

В

С

В

Н

Н

С

Елизавета Ш.

Н

Н

Н

В

В

С

Н

В

С

С

В

С

С

Мария К.

Н

В

Н

В

С

С

Н

В

С

С

В

Н

С

Самира А.

С

Н

С

В

В

С

С

Н

С

Н

Н

Н

Н

Снежана П.

В

В

В

С

В

В

С

С

Н

С

В

С

С

Яна М.

С

Н

С

С

Н

С

Н

С

Н

Н

Н

В

Н

В – высокий, С – средний, Н – низкий.