Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «субъект» было отражено в работах классиков психологии и исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.) [28, c. 175].
Рубинштейн С.Л. определил такие важные характеристики субъекта, как активность, способность к развитию и интеграции, саморегуляции, самодетерминации, самовыдвижению и самосовершенствованию [5, c. 20]. Белых Т. В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем выраженности коммуникативной самоэффективности. Монография – М.: Мир науки, 2016 – 70 с.
Субъект в работах у К. А. Абульхановой-Славской обладает определенным способом самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, он является центром координации всех психических процессов, состояний, свойств, способностей, возможностей (и ограничений) личности соотносительно с объективными и субъективными условиями деятельности, общения и т.д. Субъект жизнедеятельности, по её мнению, является основой дифференциации субъектов, таких как субъект познания, общения, деятельности [41, c. 68]. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие – Ярославль: ЯрГУ, 2016 – 112 с.
По выражению Б.Г. Ананьева, «человек — субъект прежде всего основных социальных деятельностей — труда, общения, познания» [36, c. 34].
По мнению А.В. Брушлинского, «субъект — всеохватывающее, широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, индивидуальных, социальных, общественных» [30].
Чтобы стать субъектом определенной деятельности, надо освоить и выполнять ее. Что касается субъективности, то она проявляется в способности человека планировать способы выполнения своих действий и управлять ими, реализовывать намеченные задачи и цели, контролировать ход их выполнения, оценивать результаты своих действий.
Категория субъективности рассматривается с точки зрения различных подходов и концепций как свойство, специфическая характеристика личности (Е. Н. Волкова, С. Д. Дерябо, В. А. Петровский, И. А. Серегина и др.), как функция личности по осуществлению определенного характера активности (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, С. З. Гончаров, Н. В. Попова и др.), как высший уровень проявления способности к регуляции поведения (М. В. Ермолаева, П. В. Кондратьева, С. З. Гончаров, Н. В. Попова, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. О. Татенко и др.), как предпосылка и способ развития личности (А. А. Бодалев). Общим для всех трактовок так или иначе является представление о субъективности как характеристике, присущей личности как социальному продукту и реализуемой исключительно в социальном пространстве в процессе проявления активности [18, c. 243].
Рассмотрим далее определения понятия и структуры субъектности и субъективности, представленные в различных исследованиях.
Субъектность есть центральное образование человеческой реальности, центральная категория личности человека. Субъектность как характеристика личности человека выражает отношение человека к себе как деятелю, преобразователю, творцу своей жизни. Субъектные свойства человека проявляются на определенном уровне развития личности. Субъектность существует как внутренняя инстанция, а представленность свою имеет во внешних проявлениях человека. По мнению Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной, атрибутивными характеристиками субъектности являются [54, c. 25]:
-
осознание собственной активности. Представление человека о себе, как активном, инициативном существе, творце собственной деятельности, жизни и судьбы. -
способность к рефлексии как факт осознания происходящего с самим собой, который проявляется в самообладании, самоконтроле в процессе деятельности. -
осознание свободы выбора и ответственности за него. Осознанная активность, обусловленная целеполаганием и самосознанием, осуществляется свободно. Ощущение свободы является необходимым признаком субъектности. -
осознание собственной уникальности. Она проявляется в чувстве симпатии к себе, отношении к себе как уверенному, самостоятельному, надежному человеку, которому есть за что себя уважать. -
понимание и принятие другого. В основе характеристики лежит признание неповторимости, уникальности другого человека, в то же смысле, который мы относим к собственной уникальности. -
способность к саморазвитию. Человек, осознавая возможность саморазвития и принимая это в качестве необходимого условия своей жизни, оказывается «открытым» для внешних воздействий.
Здесь также можно видеть существование акцента на значимости субъективности другого. Помимо этого, И. А. Серегиной на первый план выносится осознанность, присущая всем компонентам и являющаяся определяющим атрибутом существования субъективности. Мы считаем, что осознанность действительно должна быть присуща субъекту, т. к. без данной характеристики целенаправленная преобразующая активность представляется невозможной.
Богданович Н. В., проводя категориальный анализ, приходит к выводу, что субъективность представляет собой особое качество личности, связанное с активно-преобразующими способностями и свойствами. Автором подчеркивается процессуальный характер феномена, так как его структура определяется через категории процессов самости: субъектификация, саморегуляция, самосознание, самоопределение и пр. Связь субъективности с данными процессами представляется нам непротиворечивой, однако сама субъективность не сводится к их совокупности. Если бы это было так, то не существовало бы необходимости разделения в теоретическом плане категорий «личность» и «субъективность». Процессы самости, на наш взгляд, отражают лишь отдельные аспекты субъективности и являются системообразующими характеристиками личности, не всегда проявляемыми в активности и не всегда осознаваемыми, субъективность же –
свойство деятельной, активной личности [22, c. 156].
Пригожиным А.И. выделены следующие характеристики субъекта: это «автор выбора»; «единство целеполагания и целеосуществления»; «суверенность, то есть возможность и желание самому определять свою судьбу, образ жизни»; «стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности». Кроме того, А.И. Пригожий считает, что субъективность – это свойство, свойство приобретаемое и развиваемое [2, c. 124].
В концепции В.А. Петровского субъективность определяется через описание пространственно-временных характеристик субъекта в их единстве. Он определяет субъективность в человеческой деятельности через проявление четырех сфер: витальной сферы, предметной деятельности, деятельности общения, деятельности самосознания [43, c. 71].
Также стоит отметить исследования А.С. Огневого, который выделяет следующие стадии процесса формирования субъективности человека [25]:
-
стадия принятия человеком на себя ответственности за непредрешенный заранее исход своих действий; -
стадия переживания возможности реализации различных вариантов будущего, своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать; -
стадия реализации открывающихся новых возможностей в совершаемых по собственной воле действиях; -
стадия самостоятельного принятия ответственного решения о завершении действия; -
стадия оценки результата как личностно значимого новообразования, детерминированного собственной активностью.
Остроушко М. Г. предлагает также интересный подход к рассмотрению субъективности и ее структуры. По мнению автора, субъективность – это изначально присущая человеку способность к взаимодействию с миром. Структура субъективности выстраивается исходя не из форм и характера активности (многообразие которых чрезвычайно велико), а из ее направленности на объект. М. Г. Остроушко описывает два базовых вектора субъективности: «вовнутрь» и «вовне». В первом случае в качестве объекта выступает сама личность, а во втором – содержание внешнего по отношению к ней мира (другие люди, предметы, внешняя деятельность и пр.). Оценка успешности взаимодействия с объектом основана на специфической внутренней системе отсчета (элемент целостной Я-концепции), которая задает субъективные критерии целесообразности активности и ее оценки, а также пределы ответственности самого субъекта. Исходя из данных представлений, автор в структуре субъективности выделяет два элемента: направленность (внутренняя – на себя и внешняя – на объекты внешнего мира) и уровни развития субъективности в онтогенезе [24].
Формы взаимодействия субъекта с действительностью и собственным «Я», по мнению М. Г. Остроушко, могут быть различны и включают саморегуляцию, осознанность активности (в познании, деятельности, общении и пр.), самоактуализацию, самоопределение и т. д. Несмотря на то, что подход М. Г. Остроушко является достаточно интересным в плане выделения оснований для понимания субъективности (внешняя и внутренняя направленность), само структурирование кажется нам чрезмерно упрощенным. Автором не рассматривается содержание отдельных уровней развития субъективности, которое, на наш взгляд, и должно быть раскрыто через определение более широкой структуры самого феномена [41, c. 86].
Шадриков В. Д. рассматривает субъективность как качество личности, заключающееся в способности противостоять внешним и внутренним условиям, препятствующим реализации ее интересов (достижению целей, самореализации, проявлению индивидуальности), при сохранении субъективности поведения [29].
Щукина М. А. предлагает более четкую модель субъективности, понимаемой автором как способность личности к осуществлению самоуправления в социальном контексте своего бытия. Само определение субъективности здесь сужено, т. к. в соответствии со многими другими, в частности, рассмотренными выше, подходами, субъективность реализуется не только во внешнем плане (социальное взаимодействие), но и во внутреннем (саморазвитие, самопознание и др.). Теоретическая модель субъективности личности по М. А. Щукиной включает шесть атрибутов: активность, автономность, целостность, опосредствованность, креативность, самоценностность. Активность рассматривается автором как способность к инициации активности самим субъектом, что проявляется в нададаптивном поведении. Автономность понимается через отдельные проявления самости: самостоятельность, самодетерминация, самодеятельность; самоответственность. Важным в модели является понимание атрибута целостности как единства элементов, имеющих определенные границы, не подверженные влиянию обстоятельств и способствующие взаимодействию с другими при принятии существования их границ. Опосредствованность проявляется в активности с использованием психологических средств и дополнительных функциональных звеньев в самоуправлении. Креативность – это потребность в новом опыте; способность осуществлять преобразования в себе и других. Самоценностность трактуется как безусловное отношение к себе как к ценности, как доверие к себе [16, с. 242].
Модель М. А. Щукиной интересна в теоретическом плане ввиду включения атрибутов автономности и целостности. На наш взгляд, данные атрибуты отражают такое понимание субъективности, при котором сам субъект продолжает выступать в качестве исключительно социального продукта, обладая при этом качествами уникальности и способности к выделению себя из социума [16, с. 347].
Обобщение различных подходов позволило выделить следующие показатели субъективности:
-
активность, самоорганизация (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков, Н.И. Дунаева, М.А. Щукина); -
способность к рефлексии (Д.В. Зубов, С.С. Кашлев, Н.И. Дунаева); -
сознательность, осознанность мотивов и потенциалов (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков); -
свобода выбора и ответственность за него (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков, Д.В. Зубова, Н.И. Дунаева); -
саморазвитие (Е.Н. Волкова, С.В. Мазова, Д.В. Зубов, Н.И. Дунаев).