Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чтобы личные права человека не нарушались, они в первую очередь не должны ущемлять права других людей, ведь они есть и у остальных.
Упражнение «Закончи предложение». Группе предлагается закончить следующие предложения: «Я ответственен за...»; «Я ответственен перед…»; «Я не обязан нести ответственность»; «Ответственный человек – это…».
Школа общения. Анализ и решение ситуационной задачи, предложенной педагогом. Например: поздний вечер, в комнате сына гости, очень громко звучит музыка.
Мать: Сколько раз тебе говорить, после 23.00 ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует мне на нервы.
Сын: Но мама! Ты же в 23.00 еще не спишь. Кроме того, по закону я имею право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
Отец: Опять не слушаешь мать. Сколько раз говорить? Ты же соседям мешаешь.
Мать: Разве он понимает? Ему плевать на здоровье матери! Я нужна ему только для того, чтобы денег просить.
Сестра: Пусть повеселиться. Вы привыкли всегда и все нам запрещать, а если ему хочется сейчас слушать музыку?!
Сын: Я вам уже сказал, что вы нарушаете мои права. Если не прекратите, я могу подать на вас в суд, у меня тоже такое право есть, нам в школе говорили.
Дискуссия. Конвенция о правах ребенка и Законы РФ (в Конвенции о правах ребенка имеется статья 15, где утверждается, что ребенок имеет право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний. Однако в данной ситуации поведение сына и его друзей является нарушением общественного порядка, так как ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в данной квартире и по соседству).
Завершение. Упражнение «Алмазы – бриллианты». Педагог раздает участникам листочки с изображением бриллианта и говорит: «Мы все приходим в этот мир как яркие, искрящиеся своими гранями, чистые алмазы, чтобы освещать мир и радовать всех вокруг себя. С годами, обучаясь, набираясь опыта, грани шлифуются, и мы превращаемся в бриллианты, сверкаем и искримся еще ярче. Но проблемы, неурядицы, неудачи действуют отрицательно, и грани тускнеют, время от времени бриллиант необходимо чистить, чтобы он снова сверкал. Подпишите каждый свой листочек и пустите его по кругу. Пусть каждый напишет в одной из граней комплимент или доброе пожелание». Упражнение выполнено, когда листочки вернулись к хозяевам. Ведущий предлагает прочитать комплименты (не вслух). Листочки остаются на память у участников.
Занятие 3 «Я личность!»
Цель: формирование навыков самопознания личных качеств.
Задачи:
– активизация познавательного интереса;
– расширение кругозора;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– формирование навыков самоанализа;
– активизация потребности субъектного поведения;
– расширение активного словаря, развитие понятийного аппарата.
Ход занятия
Приветствие. Упражнение «Животный мир». Каждый участник берет карточку, на которой написано название животного. Необходимо объяснить, что это за животное, не называя его. Остальные должны угадать. Обсуждение повадок и особенностей животных.
Основной модуль. Тематическая беседа. «Слово «личность» берет начало от латинского слова «персона»…». Обсуждение: «Личность – это человек, имеющий собственное «Я». Вопросы: «Кого можно назвать индивидуальностью?»; «Кого можно назвать личностью?»; «Можно ли назвать личностью животное? Почему?».
Кейс-stady «Как стать личностью?» (обсуждение истории Илона Маска).
Упражнение «Рекламный ролик». Каждый участник вытягивает карточку с именем. И «рекламирует» этого человека в группе. Задача группы: отгадать, о ком идет речь.
Школа общения. Упражнение «Ассоциации». Каждый участник говорит, с каким животным ассоциируется он сам. Почему? Остальные участники могут озвучить, с каким животным у них ассоциируется говорящий. Объясняют – почему?
Завершение занятия. Релаксация «Имена-качества». Назвать качество на одну букву со своим именем (например, Татьяна – талантливая).
Занятие 4 «Как твои дела?»
Цель: формирование и развитие представлений о формах продуктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
– закрепление навыков групповой работы;
– расширение кругозора;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– формирование навыков самоанализа;
– формирование навыков самооценки и самоанализа;
– активизация потребности субъектного поведения;
– расширение активного словаря.
Ход занятия
Приветствие. Участники стоят в кругу. По команде ведущего начинают хаотично двигаться, затем по хлопку в ладоши останавливаются и здороваются друг с другом как люди, которые: давно не виделись; куда-то очень спешат; обознались; очень застенчивы.
Основной модуль. Мини-лекция «Окружающие тебя люди». Упражнение (тест) «Каким ты кажешься окружающим и каков ты на самом деле?». Обсуждение. Упражнение «Добро пожаловать». Участникам предлагаются карточки следующего содержания: 1) состояние в данный момент; 2) хобби; 3) недостатки, от которых хотелось бы избавиться. Например:
Участники в течение пяти минут должны заполнить как можно больше карточек участников соответствующим образом. Ведущий предлагает рассказать о каком-то участнике тем, кто заполнил «его карточку». Представление участников по карточкам.
Творческая деятельность. Все участники выбирают наиболее понравившийся им цвет бумаги, обводят свои ладони на листочках и ставят автограф. Ладони на бумаге потом вырезаются и приклеиваются на общий ватман. Этот лист ватмана прикрепляется в аудитории как символ дружеского отношения друг к другу.
Завершение. Педагог по очереди задает один и тот же вопрос участникам: «Как дела?» Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. В конце проводится обсуждение: «А как вы обычно отвечаете на вопрос «Как дела?» в реальной жизни?»
Занятие 5 «Умение решать конфликтные ситуации»
Цель: формирование представлений о конфликтах и выработка наиболее эффективных решений конфликтной ситуации.
Задачи:
– закрепление навыков групповой работы;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– развитие навыков коммуникации;
– формирование навыков самоанализа;
– формирование навыков самооценки;
– активизация потребности субъектного поведения;
– создание благоприятного психологического климата в группе;
– расширение активного словаря.
Приветствие. Игра «Говорим на разных языках». Задача: поприветствовать соседа справа на иностранном языке (используя карточки-подсказки). Приветствие должно быть доброжелательным и искренним, чтобы собеседник, даже не понимая смысла сказанных слов, понял дружелюбный настрой здоровающегося.
Основной модуль. Тематическая беседа «Конфликты». Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.
Упражнение «Ищем достойный выход». Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Вам предоставляются ситуации для обсуждения по следующим правилам.
Примеры конфликтных ситуаций и обсуждение способов решения:
Обсуждение. В чем причины конфликтов? Как можно предотвратить конфликт? Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик? Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
Школа общения. Упражнение «Четыре портрета» (наглый малый, шикарная девушка, «серая мышка», плакса). Необходимо воспроизвести стратегию поведения одного из типов и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации с адекватными эмоциональными реакциями. Подводя итоги, участники заканчивают одну из фраз: «Мне наиболее сложно строить отношения с... (
называется один из четырех типов), потому что...», «Для меня важно, что я умею в общении с... (называется один из четырех типов) делать (чувствовать, прогнозировать)...»
Рефлексия. Продолжить фразу: «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то в первую очередь я вспомню…»
Занятие 6 «Делать было нечего…»
Приветствие. Каждый участник по кругу говорит свое имя и называет свое увлечение. При этом по кругу передается игрушка.
Основной модуль. Тематическая беседа: «То, чем я увлекаюсь. Успешность». Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:
1. Такие люди честолюбивы. Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений.
2. Они храбры. Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага успеха – опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения – ключ к успеху.
3. Они верят в себя и свое дело. Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.
4. Они профессиональны. Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.
5. Они ответственны. Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя.
Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях. Их отличают:
– активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
– креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
– ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
– уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
– коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.
Упражнение «Закончи предложение». Группе предлагается закончить следующие предложения: «Я ответственен за...»; «Я ответственен перед…»; «Я не обязан нести ответственность»; «Ответственный человек – это…».
Школа общения. Анализ и решение ситуационной задачи, предложенной педагогом. Например: поздний вечер, в комнате сына гости, очень громко звучит музыка.
Мать: Сколько раз тебе говорить, после 23.00 ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует мне на нервы.
Сын: Но мама! Ты же в 23.00 еще не спишь. Кроме того, по закону я имею право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
Отец: Опять не слушаешь мать. Сколько раз говорить? Ты же соседям мешаешь.
Мать: Разве он понимает? Ему плевать на здоровье матери! Я нужна ему только для того, чтобы денег просить.
Сестра: Пусть повеселиться. Вы привыкли всегда и все нам запрещать, а если ему хочется сейчас слушать музыку?!
Сын: Я вам уже сказал, что вы нарушаете мои права. Если не прекратите, я могу подать на вас в суд, у меня тоже такое право есть, нам в школе говорили.
Дискуссия. Конвенция о правах ребенка и Законы РФ (в Конвенции о правах ребенка имеется статья 15, где утверждается, что ребенок имеет право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний. Однако в данной ситуации поведение сына и его друзей является нарушением общественного порядка, так как ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в данной квартире и по соседству).
Завершение. Упражнение «Алмазы – бриллианты». Педагог раздает участникам листочки с изображением бриллианта и говорит: «Мы все приходим в этот мир как яркие, искрящиеся своими гранями, чистые алмазы, чтобы освещать мир и радовать всех вокруг себя. С годами, обучаясь, набираясь опыта, грани шлифуются, и мы превращаемся в бриллианты, сверкаем и искримся еще ярче. Но проблемы, неурядицы, неудачи действуют отрицательно, и грани тускнеют, время от времени бриллиант необходимо чистить, чтобы он снова сверкал. Подпишите каждый свой листочек и пустите его по кругу. Пусть каждый напишет в одной из граней комплимент или доброе пожелание». Упражнение выполнено, когда листочки вернулись к хозяевам. Ведущий предлагает прочитать комплименты (не вслух). Листочки остаются на память у участников.
Занятие 3 «Я личность!»
Цель: формирование навыков самопознания личных качеств.
Задачи:
– активизация познавательного интереса;
– расширение кругозора;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– формирование навыков самоанализа;
– активизация потребности субъектного поведения;
– расширение активного словаря, развитие понятийного аппарата.
Ход занятия
Приветствие. Упражнение «Животный мир». Каждый участник берет карточку, на которой написано название животного. Необходимо объяснить, что это за животное, не называя его. Остальные должны угадать. Обсуждение повадок и особенностей животных.
Основной модуль. Тематическая беседа. «Слово «личность» берет начало от латинского слова «персона»…». Обсуждение: «Личность – это человек, имеющий собственное «Я». Вопросы: «Кого можно назвать индивидуальностью?»; «Кого можно назвать личностью?»; «Можно ли назвать личностью животное? Почему?».
Кейс-stady «Как стать личностью?» (обсуждение истории Илона Маска).
Упражнение «Рекламный ролик». Каждый участник вытягивает карточку с именем. И «рекламирует» этого человека в группе. Задача группы: отгадать, о ком идет речь.
Школа общения. Упражнение «Ассоциации». Каждый участник говорит, с каким животным ассоциируется он сам. Почему? Остальные участники могут озвучить, с каким животным у них ассоциируется говорящий. Объясняют – почему?
Завершение занятия. Релаксация «Имена-качества». Назвать качество на одну букву со своим именем (например, Татьяна – талантливая).
Занятие 4 «Как твои дела?»
Цель: формирование и развитие представлений о формах продуктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
– закрепление навыков групповой работы;
– расширение кругозора;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– формирование навыков самоанализа;
– формирование навыков самооценки и самоанализа;
– активизация потребности субъектного поведения;
– расширение активного словаря.
Ход занятия
Приветствие. Участники стоят в кругу. По команде ведущего начинают хаотично двигаться, затем по хлопку в ладоши останавливаются и здороваются друг с другом как люди, которые: давно не виделись; куда-то очень спешат; обознались; очень застенчивы.
Основной модуль. Мини-лекция «Окружающие тебя люди». Упражнение (тест) «Каким ты кажешься окружающим и каков ты на самом деле?». Обсуждение. Упражнение «Добро пожаловать». Участникам предлагаются карточки следующего содержания: 1) состояние в данный момент; 2) хобби; 3) недостатки, от которых хотелось бы избавиться. Например:
Состояние | Хобби | Недостатки |
Хорошее настроение | Любит слушать музыку | Любит поболтать по телефону |
Настороженность | Занимается спортом | Может ответить резко на неудобный вопрос |
Участники в течение пяти минут должны заполнить как можно больше карточек участников соответствующим образом. Ведущий предлагает рассказать о каком-то участнике тем, кто заполнил «его карточку». Представление участников по карточкам.
Творческая деятельность. Все участники выбирают наиболее понравившийся им цвет бумаги, обводят свои ладони на листочках и ставят автограф. Ладони на бумаге потом вырезаются и приклеиваются на общий ватман. Этот лист ватмана прикрепляется в аудитории как символ дружеского отношения друг к другу.
Завершение. Педагог по очереди задает один и тот же вопрос участникам: «Как дела?» Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. В конце проводится обсуждение: «А как вы обычно отвечаете на вопрос «Как дела?» в реальной жизни?»
Занятие 5 «Умение решать конфликтные ситуации»
Цель: формирование представлений о конфликтах и выработка наиболее эффективных решений конфликтной ситуации.
Задачи:
– закрепление навыков групповой работы;
– формирование навыков продуктивной деятельности;
– развитие навыков рефлексии;
– развитие навыков коммуникации;
– формирование навыков самоанализа;
– формирование навыков самооценки;
– активизация потребности субъектного поведения;
– создание благоприятного психологического климата в группе;
– расширение активного словаря.
Приветствие. Игра «Говорим на разных языках». Задача: поприветствовать соседа справа на иностранном языке (используя карточки-подсказки). Приветствие должно быть доброжелательным и искренним, чтобы собеседник, даже не понимая смысла сказанных слов, понял дружелюбный настрой здоровающегося.
Основной модуль. Тематическая беседа «Конфликты». Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.
Упражнение «Ищем достойный выход». Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Вам предоставляются ситуации для обсуждения по следующим правилам.
Примеры конфликтных ситуаций и обсуждение способов решения:
-
Кто-то дразнит или обзывает ребенка. -
Учитель несправедливо обвиняет подростка в списывании во время контрольной. -
Родители на неделю запретили подростку ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом. -
Во время уроков одноклассник, сидящий за ребенком, постоянно колет его в спину ручкой или бросает в него ластик.
Обсуждение. В чем причины конфликтов? Как можно предотвратить конфликт? Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик? Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
Школа общения. Упражнение «Четыре портрета» (наглый малый, шикарная девушка, «серая мышка», плакса). Необходимо воспроизвести стратегию поведения одного из типов и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации с адекватными эмоциональными реакциями. Подводя итоги, участники заканчивают одну из фраз: «Мне наиболее сложно строить отношения с... (
называется один из четырех типов), потому что...», «Для меня важно, что я умею в общении с... (называется один из четырех типов) делать (чувствовать, прогнозировать)...»
Рефлексия. Продолжить фразу: «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то в первую очередь я вспомню…»
Занятие 6 «Делать было нечего…»
Приветствие. Каждый участник по кругу говорит свое имя и называет свое увлечение. При этом по кругу передается игрушка.
Основной модуль. Тематическая беседа: «То, чем я увлекаюсь. Успешность». Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:
1. Такие люди честолюбивы. Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений.
2. Они храбры. Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага успеха – опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения – ключ к успеху.
3. Они верят в себя и свое дело. Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.
4. Они профессиональны. Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.
5. Они ответственны. Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя.
Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях. Их отличают:
– активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
– креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
– ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
– уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
– коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.