Файл: психологопедагогические условия развития у старшеклассников субъектной активности в инновационной образовательной среде.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субъективная активность учащегося как система его отношений к себе, к обществу, к своему положению в нем, в качестве формы проявления активности задает внутреннюю структуру организации учебно-познавательной деятельности и жизнедеятельности человека в процессе его обучения и образования. Субъективной позиции присущи такие сущностные характеристики как осознанность; ценностный характер, формирующийся во взаимодействии педагога и воспитанника; связь с поверхностным (нормативно-поведенческим) и глубинным (смысловым) слоями деятельности [18, c. 223].

Через личностные характеристики: самопонимание (рефлексивная мыследеятельность субъекта, «произведение» личностного смысла), самореализацию (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил), самоутверждение (осознание себя и отношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта), саморазвитие (самосозидание человека, обеспечивающее неповторимость и открытость его индивидуальности) и самооценку (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей учебно-познавательной деятельности и деятельности других) субъективная активность старшеклассника обеспечивает целостность процесса его социально-личностного становления [8].

Субъективная активность старшеклассника - сложная целостная система, структурно объединяющая в себе выделенные личностные характеристики и способы взаимодействия между ними. На наш взгляд, структуру субъектной позиции можно представить через ценностно-эмоциональный (эмоционально-личностное отношение к получаемой информации, морально-этические представления, связанные со способом удовлетворения фундаментальных потребностей, потребность в развитии, общении), деятельностный (способность к целеполаганию, к ответственному выбору способов достижения поставленной цели, осмысленность деятельности, проявление познавательной и творческой активности) и поведенческий компоненты (адаптация к социокультурным условиям, регуляция своей деятельности и поведения, участие в межличностном взаимодействии).

Теоретический анализ критериев субъективности, заложенных различными авторами в рамках субъектно-деятельностного подхода, а также отраженных в существующих на сегодняшний день определения понятия «субъект», позволил нам выделить ряд основных качеств личности, характеризующих ее как субъекта.

К наиболее общим из упоминаемых критериев субъекта и показателей уровня развития субъективности можно отнести следующие качества [31, c. 64]:


  • рефлексия: рефлексивная оценка содержания для собственного внутреннего мира, информации, поступающей из внешнего мира, условий и обстоятельств, в которых разворачивается та или иная деятельность, временных перспектив;

  • внутренняя свобода выбора: независимость, устойчивость к внешним воздействиям;

  • уровень самоактуализации и самореализации, самопознании в деятельности: эти показатели отражают целостность и направленность личности (мотивационную определенность), а также уровень активности и инициативности по отношению к различным аспектам жизнедеятельности, реализации себя в деятельности (социализация);

  • уровень субъективного контроля: осознание источником активности, первопричиной всех значимых событий в собственной жизни, взятие на себя ответственности за собственную жизнь, волевая регуляция;

  • общее интеллектуальное развитие.

Обобщая вышесказанное, развитие субъективной активности в старшем школьном возрасте совершается при опоре на эмоциональное развитие. Также существует определенная связь причинно-следственного характера между развитием субъективной активности и эмоционально-личностными особенностями человека в ранней юности. Субъективная активность как отношение включает в себя характер эмоционального отклика как на то, что преобразуется (а этим может выступать и окружающая природная и социальная действительность, и другой человек, и сам субъект преобразований), так и на сами преобразования. Ценностное отношение к другому человеку возможно только на фоне эмоционально положительного отношения к нему.

Таким образом, субъективная активность как важнейшее личностное образование активно развивается в старшем школьном возрасте в нескольких направлениях: в деятельности, общении и сознании. Субъективная активность старшеклассника имеет большую вариативность развития, опосредованного процессами самоопределения в профессиональном и личностном (жизненном) планах. Во многом становление субъективности старшеклассника определяется особенностями осознанного самоконтроля и саморегуляции, позволяющими личности становиться и быть подлинным субъектом деятельности и общения в среде других субъектов. Субъективная активность в старшем школьном возрасте выражается в осознанных усилиях человека по самосовершенствованию, является основной и источником развития субъекта, поэтому субъективная активность обучающихся характеризуется: самостоятельностью, инициативностью, креативностью, целеустремленностью, рефлексивностью и стремлением к саморазвитию и самопознанию, социализации.



    1. Особенность инновационной образовательной среды и ее влияние на развитие субъективной активности старшеклассников посредством психолого-педагогических условий

  1. Параграф не раскрыт

  2. Где психолого-педагогические условия?


Современное состояние общества предполагает развитие школы как открытой образовательной системы, которая отвергает единообразие в программном и идейном отношении. Гуманизация и гуманитаризация в образовании являются наиболее мощными тенденциями как основополагающие принципы, определяющие его обновление и модернизацию. Сегодня школа перестраивается на основе личностно ориентированного подхода, субъектно- личностной и личностно-средовой парадигмы.

Образовательная практика меняется постоянно, иначе она не будет соответствовать требованиям, которые предъявляет школе общество. Эти изменения осуществляются за счет создания, освоения и внедрения различного вида новшеств, которые определяются как инновационный процесс. В системе российского образования появилась новая категория учреждений – инновационные школы [15, c. 32].

В педагогике накоплен достаточный теоретический материал, позволяющий решать проблему организации образовательной среды учебного заведения. Вопросы определения содержания образовательной среды и её развития освещаются в работах ученых, исследующих методологический аспект образовательной среды (М.М. Бахтин, С.И. Гессен, Э.Н. Гусинский, С.П. Капица, К.И. Князева, С.П. Курдюмов, Н.С. Крылов, Г.Г. Малинецкий, А.Б. Потапов, П.А. Флоренский, Е.А. Ямбург). С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, Д.Ж. Маркович, Г.П. Щедровицккй, В.А. Левин исследуют возможности развития личности, предоставляемые средой. Рядом авторов изучаются проблемы поиска исследовательских и технологических аспектов образовательной среды (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, О.К. Филатов, А.В. Хуторской) [38, c. 58].

Под инновационной образовательной средой понимается весь комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением и создающих профессиональную компетенцию. Понимание инновационной образовательной среды необходимо дополнить таким феноменом, как «взаимодействие». Именно взаимодействие множества компонентов, которые составляют эту среду, делают ее полноценной и инновационной [35, c. 214].

Чтобы понять сущность инноваций, нужно раскрыть их функции. К числу основных функций можно отнести следующие [59, 32]:


      • инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости;

      • с помощью инноваций расширяется круг производимых продукций и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей;

      • инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, реализовать услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;

      • концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды.

Сущность инноваций раскрывается также через их свойства [13, c. 22]:

      • длительность инновационного процесса;

      • неопределенность и риски инновационного процесса;

      • способность инициировать структурные изменения: успешная инновация существенным образом влияет на положение, в данном случае – образовательно учреждения, его организацию и иерархию;

      • «человекоемкость» инновационной деятельности: основным и решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать новые идеи. От прочих видов деятельности инновационная активность отличается максимальной степенью самомотивированности. Речь идет о необходимости гибкой самоорганизации, размытости и подвижности ролей в инновационном процессе, стимулировании субстанциональной конфликтности в инновационных коллективах;

      • характер инновационного целеполагания: неприменимость жесткого целеполагания; недостижение первоначально поставленных целей, в отличие от всех остальных сфер, не всегда означает провал инновационного проекта, а их достижение еще не равносильно успеху инновации;

      • неформализуемые механизмы в инновационном процессе: будучи выведенной на образовательный рынок, инновация не только сталкивается с его фундаментальными неопределенностями, но и с неизбежностью изменяя структуру рынка, сама инициирует изменения – эффекты, которые слабо или вовсе не поддаются формализации, т.е. имеют во многом неопределенный характер.

Виды инноваций в образовании можно классифицировать по трем группам [23, c. 41]:

      • инновация-процесс – это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса;

      • инновация-продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации.

      • инновация-услуга – это комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей.


Компонентами инновационной образовательной среды являются: современные образовательные технологии, сотрудничество, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компетентностно-деятельностный подход (КДП), учебно-методический комплект (УМК), разноуровневое содержание образования, урок. Для того чтобы понять, как компоненты взаимодействуют между собой и как каждый из них работает на создание инновационной образовательной среды, рассмотрим их подробнее [53].

Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем, способствуют решению принципиально новых задач и непрерывному обновлению образовательного процесса. Инновационные школы – такие образовательные учреждения, сущность которых заключается в поиске, эксперименте, движении, они – лидеры в развитии и реализации нововведений в образовательном процессе.

Инновационное образование сегодня – это процесс и результат такой учебной и воспитательной деятельности, которые стимулируют и проектируют новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В инновационных образовательных учреждениях учебная и развивающая деятельность имеет свою специфику (по целеполаганию, содержанию, технологиям, методам, способам управления и другим компонентам). Реализация новых педагогических технологий немыслима без привлечения в школу новейших психолого-педагогических знаний, базирующихся на специальных экспериментальных исследованиях, а также новых психолого-педагогических технологиях [10, c. 34].

В основе инновационной образовательной деятельности лежат идеи о субъективной позиции личности и активной роли среды в ее развитии. Под личностно ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости, учитываются его ценностные ориентации и структура убеждений, на основе которых формируется «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель – ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Проблема субъективности личности школьника и технологий ее развития сформулирована в соответствии с современной образовательной и социокультурной ситуацией. По содержанию данная проблема включает разработку научно обоснованных способов развития у всех субъектов образовательного процесса ценностного самоотношения к себе как к личности, культуры достоинства, способов развития их субъективности и формирования гуманитарной позиции, ответственности и самоорганизации [34, c. 296].