Файл: В. А. Ситаров доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Вологодского государственного педагогического университета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
податливости личности социальному окружению. Стремление вести себя и действовать, как все, отсутствие альтернатив в самопостроении личности (такие альтернативы всегда имеются и заложены в глубинном индивидуальном опыте каждой личности) приводят к серии стереотипных реакций, к постоянной оглядке на оценки других значимых и менее значимых людей. А. Маслоу прямо указывает на тот факт, что в качестве препятствий личностному росту выступают негативное влияние прошлого опыта, привычек, которые толкают людей к непродуктивным формам поведения социальное влияние и групповое давление, которому индивид неспособен, не желает и не умеет противостоять (любое противостояние оборачивается, по мнению такого индивида, только неприятностями наличие системы внутренних защит, функционирование которых создает видимость благополучия и адаптированное личности к окружающей действительности. Нельзя обойти вниманием и группу барьеров, которые определяются
несформированностью механизмов саморазвития. Непринятие себя или частичное принятие, как мы уже показывали, приводит к неверной стратегии саморазвития, когда человек начинает тратить свои силы не на то, чтобы открывать что-то новое в себе, а на борьбу со своими отрицательными качествами. На это может тратиться драгоценное время, а результаты как для личности, таки для окружения остаются неудовлетворительными. Необходимо указать и на роль сформированности механизмов самопрогнозирования личности. Можно привести немало примеров, когда человек оказывается неспособным воссоздать желаемый образ собственной личности, выявить свои истинные жизненные цели. Если такой образ и такие цели представляются достаточно четко, это еще не гарантия, что они выражают и отражают глубинные потребности личности. Нередко мы можем быть свидетелями того, что индивид вырисовывает не столько желательный и реальный образ самого себя в будущем, сколько социально-приемлемый и одобряемый, в котором отражаются, в виде тенденций, общепринятые взгляды на благополучную жизнь и деятельность. Такая идеализация образа # характерна для многих молодых людей. Понятно, что никто не желает прогнозировать собственный неуспех, неудачи, трудности (стремление к благополучной жизни и счастью является фундаментальной и всеобщей мечтой, но тем не менее четкое, дифференцированное видение себя в будущем является необходимым атрибутом саморазвития, осуществляемого в различных формах. Только в этом случае, когда прогнозируются на фоне общей позитивной эмоциональной установки и возможные успехи, и возможные неудачи, создается действительно реалистическая перспектива, позволяющая работать над собой в настоящем для того, чтобы достичь реалистического будущего. Наконец, можно выделить особую группу барьеров, которая связана с отсутствием навыков самовоспитания, незнанием и неумением привлекать такие способы, которые позволяли бы строить себя в нужном направлении и реализовать в полной мере. Часто это сопровождается отсутствием волевых импульсов, когда человек, определяя для себя некоторые временные пороги саморазвития и самоизменения, не выдерживает их, продолжая вести себя, действовать по-старому. Нам всем хорошо известна фраза С понедельника возьмусь. Но наступает понедельники все остается по-прежнему. Здесь хочется отметить, что невыполнение самообязательств, конечно, вызывает неудовлетворенность, раскаяние, глубокие сомнения в том, что ты способен сделать задуманное. В тоже время такая постановка проблемы и способ ее разрешения сточки зрения самовоспитания и саморазвития являются далеко не всегда корректными. Отсутствием воли к саморазвитию страдают многие люди. Только люди с действительно очень сильной волей способны враз что-то изменить в себе, начать новую жизнь, а для подавляющегося большинства это способ личностного огорчения и неприятия самого себя. Для того чтобы от чего-то отказаться, необходимо найти этому замену, причем замену непросто равноценную, а лучшую. Желаешь бросить курить — ответь на вопросы что ты хочешь получить взамен (более позитивное Как ты этим воспользуешься Желаешь избавиться от эгоцентризма — не отвергай его, а найди равноценную или лучшую замену попытайся ощутить все радости с позиции оппонента, которая противоположна твоей, и т.д. Только в этих ситуациях проблема воли, волевого усилия над собой снимается сама собой. В любой сфере жизнедеятельности можно найти такие альтернативы прошлым формам поведения и отношения, которые будут восприниматься личностью не только более безболезненно, но и с более глубоким удовлетворением.
несформированностью механизмов саморазвития. Непринятие себя или частичное принятие, как мы уже показывали, приводит к неверной стратегии саморазвития, когда человек начинает тратить свои силы не на то, чтобы открывать что-то новое в себе, а на борьбу со своими отрицательными качествами. На это может тратиться драгоценное время, а результаты как для личности, таки для окружения остаются неудовлетворительными. Необходимо указать и на роль сформированности механизмов самопрогнозирования личности. Можно привести немало примеров, когда человек оказывается неспособным воссоздать желаемый образ собственной личности, выявить свои истинные жизненные цели. Если такой образ и такие цели представляются достаточно четко, это еще не гарантия, что они выражают и отражают глубинные потребности личности. Нередко мы можем быть свидетелями того, что индивид вырисовывает не столько желательный и реальный образ самого себя в будущем, сколько социально-приемлемый и одобряемый, в котором отражаются, в виде тенденций, общепринятые взгляды на благополучную жизнь и деятельность. Такая идеализация образа # характерна для многих молодых людей. Понятно, что никто не желает прогнозировать собственный неуспех, неудачи, трудности (стремление к благополучной жизни и счастью является фундаментальной и всеобщей мечтой, но тем не менее четкое, дифференцированное видение себя в будущем является необходимым атрибутом саморазвития, осуществляемого в различных формах. Только в этом случае, когда прогнозируются на фоне общей позитивной эмоциональной установки и возможные успехи, и возможные неудачи, создается действительно реалистическая перспектива, позволяющая работать над собой в настоящем для того, чтобы достичь реалистического будущего. Наконец, можно выделить особую группу барьеров, которая связана с отсутствием навыков самовоспитания, незнанием и неумением привлекать такие способы, которые позволяли бы строить себя в нужном направлении и реализовать в полной мере. Часто это сопровождается отсутствием волевых импульсов, когда человек, определяя для себя некоторые временные пороги саморазвития и самоизменения, не выдерживает их, продолжая вести себя, действовать по-старому. Нам всем хорошо известна фраза С понедельника возьмусь. Но наступает понедельники все остается по-прежнему. Здесь хочется отметить, что невыполнение самообязательств, конечно, вызывает неудовлетворенность, раскаяние, глубокие сомнения в том, что ты способен сделать задуманное. В тоже время такая постановка проблемы и способ ее разрешения сточки зрения самовоспитания и саморазвития являются далеко не всегда корректными. Отсутствием воли к саморазвитию страдают многие люди. Только люди с действительно очень сильной волей способны враз что-то изменить в себе, начать новую жизнь, а для подавляющегося большинства это способ личностного огорчения и неприятия самого себя. Для того чтобы от чего-то отказаться, необходимо найти этому замену, причем замену непросто равноценную, а лучшую. Желаешь бросить курить — ответь на вопросы что ты хочешь получить взамен (более позитивное Как ты этим воспользуешься Желаешь избавиться от эгоцентризма — не отвергай его, а найди равноценную или лучшую замену попытайся ощутить все радости с позиции оппонента, которая противоположна твоей, и т.д. Только в этих ситуациях проблема воли, волевого усилия над собой снимается сама собой. В любой сфере жизнедеятельности можно найти такие альтернативы прошлым формам поведения и отношения, которые будут восприниматься личностью не только более безболезненно, но и с более глубоким удовлетворением.
В качестве барьеров саморазвития могут выступать и другие люди, которые путем неведения или целенаправленно препятствуют саморазвитию конкретного человека. В силу простой зависти или нежелания того, чтобы кто-то был лучше, совершеннее, они создают преграды, препятствия, нередко даже для своего близкого. И здесь нет ничего удивительного, срабатывают законы конкуренции, законы собственного личностного самоутверждения. Хочешь быть наверху — принизь другого, не дай ему выдвинуться — эта формула простого, обычного обывателя портит жизнь очень многим. Найти в себе силы преодолевать барьеры, выстроенные другими людьми, бывает порой очень сложно, даже сложнее, чем преодолевать собственные барьеры, и здесь на помощь приходит способность к собственной автономии, независимости от других. Важно так выстроить линию собственной жизни и поведения, чтобы собственное стремление к совершенству не ущемляло интересы других, даже их естественную зависть. Такая линия в психологии называется ассертивностью. Только в этом случае самоутверждающийся и самореализующийся индивид обретает в глазах своих недоброжелателей действительный авторитет. Но это уже область, которая выходит за рамки психологии самопознания и саморазвития и входит в компетенцию социальной психологии и психологии ненасильственного взаимодействия. Разумеется, мы не ставили целью обрисовать полную картину барьеров саморазвития, понятно, что они многообразны и определяются не столько общими тенденциями, сколько индивидуальным жизненным путем индивида, своеобразием его индивидуального восприятия себя, своего отношения к другим, своих жизненных целей, в том числе и целей саморазвития и самосовершенствования. Каждый из нас, наверное, действительно, серьезно задумавшись над тем, кто он, как живет, куда продвигается в своем развитии. определит то, что ему мешает быть лучше, совершеннее, самостоятельно. Главное — вовремя поставить перед собой такие проблемы и серьезно подумать над их разрешением. Выводы Развитие — объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях. Психическое развитие может быть адекватно понято путем характеристики социальной ситуации, ведущего вида деятельности и основных новообразований как достижений определенного возраста. Существуют различные периодизации психического развития человека, построенные на разных теориях. В частности, в периодизации ДБ.
Эльконина смена возрастных периодов обусловлена сменой ведущих видов деятельности в периодизации Э. Эриксона рассматриваются две противоположные линии развития, связанные либо с достижением чувства идентичности с собой и окружением, либо с чувством разотождествления с собой и миром. Саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя. Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности имеющего свои пространственно-временные координаты, где осуществляются непрерывные диалоги личности с собой и значимыми другими людьми. Внутренний мирили субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления и развития, объективно проходит стадии оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации. Таким образом, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри ее. При этом важное значение, определяемое для каждого человека индивидуально, приобретает проблема — является ли он субъектом саморазвития или эту роль выполняют другие. В науке установлено, что при благоприятных условиях субъектом саморазвития человек становится в подростковом возрасте. В качестве единицы анализа саморазвития, его кирпичика, является акт самопостроения личности как способность воплощаться в то, что совсем недавно было осознанным или неосознанным проектом самого себя.
Эльконина смена возрастных периодов обусловлена сменой ведущих видов деятельности в периодизации Э. Эриксона рассматриваются две противоположные линии развития, связанные либо с достижением чувства идентичности с собой и окружением, либо с чувством разотождествления с собой и миром. Саморазвитие — это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя. Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности имеющего свои пространственно-временные координаты, где осуществляются непрерывные диалоги личности с собой и значимыми другими людьми. Внутренний мирили субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления и развития, объективно проходит стадии оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации. Таким образом, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри ее. При этом важное значение, определяемое для каждого человека индивидуально, приобретает проблема — является ли он субъектом саморазвития или эту роль выполняют другие. В науке установлено, что при благоприятных условиях субъектом саморазвития человек становится в подростковом возрасте. В качестве единицы анализа саморазвития, его кирпичика, является акт самопостроения личности как способность воплощаться в то, что совсем недавно было осознанным или неосознанным проектом самого себя.
Саморазвитие личности осуществляется в рамках индивидуального жизненного пути. Единицей анализа жизненного пути являются события, к которым относятся события среды, события поведения человека в окружающей среде и события внутренней жизни. Подлинное саморазвитие означает, что человек является не продуктом событий своей жизни, а автором собственной жизнедеятельности, который способен не подчиняться обстоятельствам, а творить их, определять перспективы своего самосуществования. Саморазвитие — непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные Цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Самоутверждение дает возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности. Самосовершенствование — это сознательное управление процессом собственного развития. Самоактуализация — реализация себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования. В качестве механизмов саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование.
Самопринятие, завершая акты самопознания, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, таки негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы сточки зрения их содержания, направленности, определенности
— неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Разнообразная деятельность и сочетание механизмов самопринятия и самопрогнозирования порождают разные стратегии саморазвития. Оптимальной считается ситуация, когда человек принимает в себе как отрицательные, таки положительные свойства и качества, но тем не менее четко, определенно и реалистично ставит проблемы по формированию и переформированию себя (не отрицая себя сегодняшнего, знает, каким он хочет быть завтра) Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много, одни из них человек может преодолеть самостоятельно, если у него есть на это достаточно мотивации и воли, другие — лишь с помощью значимых людей, которые возьмут на себя ответственную роль, миссию по тактичному руководству саморазвитием человека. Наиболее серьезными труднопреодолимым барьером саморазвития является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь (те. стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек неспособен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит. Кроме того, многие трудности определяются неразвитостью способности к самопознанию влиянием сложившихся стереотипов и установок несфор- мированностью механизмов саморазвития препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству. Раздел 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ Глава 1. ОСОБЕННОСТИ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОНТОГЕНЕЗА
Самопринятие, завершая акты самопознания, знаменуется признанием в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, таки негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы сточки зрения их содержания, направленности, определенности
— неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Разнообразная деятельность и сочетание механизмов самопринятия и самопрогнозирования порождают разные стратегии саморазвития. Оптимальной считается ситуация, когда человек принимает в себе как отрицательные, таки положительные свойства и качества, но тем не менее четко, определенно и реалистично ставит проблемы по формированию и переформированию себя (не отрицая себя сегодняшнего, знает, каким он хочет быть завтра) Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много, одни из них человек может преодолеть самостоятельно, если у него есть на это достаточно мотивации и воли, другие — лишь с помощью значимых людей, которые возьмут на себя ответственную роль, миссию по тактичному руководству саморазвитием человека. Наиболее серьезными труднопреодолимым барьером саморазвития является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь (те. стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек неспособен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит. Кроме того, многие трудности определяются неразвитостью способности к самопознанию влиянием сложившихся стереотипов и установок несфор- мированностью механизмов саморазвития препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству. Раздел 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ Глава 1. ОСОБЕННОСТИ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОНТОГЕНЕЗА
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 21
§ 1. Самопознание и саморазвитие в дошкольном возрасте Как человек обретает способность к самопознанию и саморазвитию, до сих пор остается во многом таинственными загадочным процессом. Многие поколения психологов бьются над разрешением этой загадки, выстраивая самые разнообразные теории, подтверждая их наблюдениями, специальными экспериментами, достижениями в выделении стадий, этапов, описаний процессов. Проникновение в глубинные причины, обусловливающие названные способности, остаются еще нередко за пределами досягаемости современной науки, затрагивая
извечную тайну того, как человек становится личностью, человеком со всей глубиной его отличительных признаков от животного мира. Тем не менее имеется немало интересных теорий и наработок, дающих возможность хоть как-то объяснить процессы становления самосознания ив меньшей мере, процессы саморазвития в разных его формах. Дошкольный возраст — целая эпоха в развитии ребенка, включающая стадии младенчество, ранний возраст, собственно до-Школьное детство (по периодизации В. И.
Слободчикова — ступени оживления и одушевления. В этот период закладываются основы личности, возникают и индивидуализируются психические свойства ребенка, которые в последующем определяют лицо человека, формируются многообразные отношения к окружающему миру и себе. Все это происходит в результате взаимодействия со взрослыми и проявления со всех сторон высокого уровня активности. Проблемы возникновения и особенностей самопознания ребенка не могут быть адекватно поняты вне проблем возникновения и развития самосознания в целом. По поводу возникновения самосознания в науке существуют разные точки зрения. Одни ученые считают, что самосознание возникает к 2 — 3 годам, когда ребенок начинает овладевать речью и оказывается способным осознать себя как субъекта деятельности, пользуясь для этого местоимением Я. Другие говорят о возникновении самосознания в более раннем периоде — когда ребенок начинает выделять свое физическое Я из окружающего мира. Существует еще точка зрения — в качестве первоначальной основы самосознания признается положительное самоощущение себя уже в первом полугодии входе интимно-личностного общения со взрослыми. Каждая из перечисленных точек зрения имеет и положительные, и отрицательные стороны. При более глубоком анализе представленные взгляды оказываются не противопоставленными, а сопоставленными и отражают процесс возникновения самосознания на разных уровнях. Самоощущение себя в актах перцепции (восприятия) и движения является основой для развития аналогов самосознания на уровне организма выделение социального Я для развития самосознания на уровне социального индивида осознание себя как субъекта деятельности — начало самосознания личности. Процессуальные проблемы возникновения самосознания описаны в психологии классиком отечественной науки Б.Г.Ананьевым, который показал динамику перехода от выделения себя из окружающей действительности до формирования представлений о себе как субъекте деятельности. Значительную роль в этом процессе играют выделение себя из пространства внешнего мира, связанное с развитием зрительного анализатора и собственного пространства тела ребенка к 11 — 12 месяцам завершаются акты самоотождествления с собственным телом, в результате чего осознается и выделяется из окружающей действительности образ физического Я долгое время ребенок играет своими ручками и ножками также, как и посторонними предметами, и только постепенно, овладевая собственными движениями, начинает пользоваться ручками и ножками по назначению отделение собственных действий, которое происходит параллельно с элементарным осознанием своих мотивов и желаний, от предмета действий под влиянием оценочной деятельности взрослых процесс отделения себя от своих действий, тесно связанный с развитием речи. В период от года до трех лет ребенок объективно становится субъектом своей деятельности и поведения. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально- ценностного компонента самосознания. Завершается этот период поистине эпохальным событием — ребенок переходит к употреблению местоимения Я и начинает впервые утверждаться как личность. Таким образом, к трем годам возникает и осознается система Яте. ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. К выделению из мира физического добавляется выделение социального Я. Это сопряжено с кризисом трех лета саморазвитие осуществляется посредством утверждения заявления о себе Я сам, Я хочу, Я буду, при этом нередко помощь и поддержка взрослых отвергается, а возможности для самостоятельности, естественно, крайне ограниченны. Всем хорошо известны негативные проявления кризиса трех лет упрямство, негативизм, иногда детский деспотизм. Как же преодолевается кризис Ребенок не может сразу стать таким, как взрослый, поэтому
Слободчикова — ступени оживления и одушевления. В этот период закладываются основы личности, возникают и индивидуализируются психические свойства ребенка, которые в последующем определяют лицо человека, формируются многообразные отношения к окружающему миру и себе. Все это происходит в результате взаимодействия со взрослыми и проявления со всех сторон высокого уровня активности. Проблемы возникновения и особенностей самопознания ребенка не могут быть адекватно поняты вне проблем возникновения и развития самосознания в целом. По поводу возникновения самосознания в науке существуют разные точки зрения. Одни ученые считают, что самосознание возникает к 2 — 3 годам, когда ребенок начинает овладевать речью и оказывается способным осознать себя как субъекта деятельности, пользуясь для этого местоимением Я. Другие говорят о возникновении самосознания в более раннем периоде — когда ребенок начинает выделять свое физическое Я из окружающего мира. Существует еще точка зрения — в качестве первоначальной основы самосознания признается положительное самоощущение себя уже в первом полугодии входе интимно-личностного общения со взрослыми. Каждая из перечисленных точек зрения имеет и положительные, и отрицательные стороны. При более глубоком анализе представленные взгляды оказываются не противопоставленными, а сопоставленными и отражают процесс возникновения самосознания на разных уровнях. Самоощущение себя в актах перцепции (восприятия) и движения является основой для развития аналогов самосознания на уровне организма выделение социального Я для развития самосознания на уровне социального индивида осознание себя как субъекта деятельности — начало самосознания личности. Процессуальные проблемы возникновения самосознания описаны в психологии классиком отечественной науки Б.Г.Ананьевым, который показал динамику перехода от выделения себя из окружающей действительности до формирования представлений о себе как субъекте деятельности. Значительную роль в этом процессе играют выделение себя из пространства внешнего мира, связанное с развитием зрительного анализатора и собственного пространства тела ребенка к 11 — 12 месяцам завершаются акты самоотождествления с собственным телом, в результате чего осознается и выделяется из окружающей действительности образ физического Я долгое время ребенок играет своими ручками и ножками также, как и посторонними предметами, и только постепенно, овладевая собственными движениями, начинает пользоваться ручками и ножками по назначению отделение собственных действий, которое происходит параллельно с элементарным осознанием своих мотивов и желаний, от предмета действий под влиянием оценочной деятельности взрослых процесс отделения себя от своих действий, тесно связанный с развитием речи. В период от года до трех лет ребенок объективно становится субъектом своей деятельности и поведения. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально- ценностного компонента самосознания. Завершается этот период поистине эпохальным событием — ребенок переходит к употреблению местоимения Я и начинает впервые утверждаться как личность. Таким образом, к трем годам возникает и осознается система Яте. ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. К выделению из мира физического добавляется выделение социального Я. Это сопряжено с кризисом трех лета саморазвитие осуществляется посредством утверждения заявления о себе Я сам, Я хочу, Я буду, при этом нередко помощь и поддержка взрослых отвергается, а возможности для самостоятельности, естественно, крайне ограниченны. Всем хорошо известны негативные проявления кризиса трех лет упрямство, негативизм, иногда детский деспотизм. Как же преодолевается кризис Ребенок не может сразу стать таким, как взрослый, поэтому
начинает подражать и имитировать действия старших, органически переходит к игровой деятельности, которая позволяет возместить невозможность сразу стать взрослым. Активно начинает формироваться механизм идентификации с другими людьми, а также с игровыми ролями и действиями. Немаловажную роль выполняют элементарная трудовая деятельность, продуктивные виды деятельности рисование, лепка, аппликация, конструирование, а также знакомство с миром человеческой культуры (просмотр фильмов, чтение сказок, рассматривание картинок. Все большее значение приобретают сверстники. У ребенка возникает потребность утвердиться в глазах не только взрослых, но и сверстников, поэтому общение и совместные игры сними стимулы для развития самопознания и собственно саморазвития. К концу дошкольного периода детства формируется не только оценочная деятельность по отношению к другим людям, но и элементарные самооценки своих действий, достижений, моральных поступков, своих собственных переживаний. Таким образом, к началу школьного периода детства ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируются его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний. Справедливости ради следует отметить, что самооценивание развивается быстрее, чем саморегулирование (ребенку еще трудно управлять собой, у него лишь появляются элементы произвольности поведения и деятельности. Произвольность, как известно, является Достоянием уже младшего школьного возраста. Развивается механизм идентификации, а способность к рефлексии отстает, развиваются лишь ее первоначальные основы. Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них — игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, таки со стороны сверстников. В целом следует отметить, что период дошкольного детства — период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, населяющие его. Тем не менее в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.
§ 2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте Согласно периодизации В. И. Слободчикова, данный этап относится к ступени персонализации. Носам по себе он, несомненно, — целая эпоха. Поставьте рядом первоклассника и одиннадцатиклассника — разница впечатляющая один — еще ребенок, другой — практически взрослый человек. Несмотря на то, что и тот и другой ребенок являются школьниками, уровни их миропонимания, объективного личностного развития значительно различаются. Именно на ступени персонализации происходят существенные изменения в овладении искусством быть личностью, происходят новые открытия своего Я, своего внутреннего мира. Уже к концу дошкольного возраста у ребенка появляется неудовлетворенность тем положением, которое он занимает теми видами деятельности, которыми он овладел теми отношениями, которые у него складываются со взрослыми и сверстниками. Возникает стремление занять новое, более взрослое, положение, формируется внутренняя позиция быть школьником. Так возникает кризис семи лет, который разрешается с момента поступления ребенка в школу (с приобретением нового статуса. В младшем школьном возрасте не только расширяются социальные связи ребенка, изменяется отношение к нему со стороны взрослых и сверстников, появляется новая деятельность, которая и становится для него ведущей, — учение. Оно значительно расширяет возможности для самопознания. Изучая предметы, ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и вступает в новые отношения с другими школьниками, учителем как общественным взрослым. Опираясь на оценки других, он учится оценивать себя, свои способности и возможности, анализировать свои переживания по поводу успехов и неудач не только в учебной деятельности, но ив других сферах жизни взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками. К концу младшего школьного возраста наряду с произвольностью деятельности и поведения появляется рефлексия, которая является вторым механизмом, обеспечивающим самопознание индивида.
§ 2. Самопознание и саморазвитие в школьном возрасте Согласно периодизации В. И. Слободчикова, данный этап относится к ступени персонализации. Носам по себе он, несомненно, — целая эпоха. Поставьте рядом первоклассника и одиннадцатиклассника — разница впечатляющая один — еще ребенок, другой — практически взрослый человек. Несмотря на то, что и тот и другой ребенок являются школьниками, уровни их миропонимания, объективного личностного развития значительно различаются. Именно на ступени персонализации происходят существенные изменения в овладении искусством быть личностью, происходят новые открытия своего Я, своего внутреннего мира. Уже к концу дошкольного возраста у ребенка появляется неудовлетворенность тем положением, которое он занимает теми видами деятельности, которыми он овладел теми отношениями, которые у него складываются со взрослыми и сверстниками. Возникает стремление занять новое, более взрослое, положение, формируется внутренняя позиция быть школьником. Так возникает кризис семи лет, который разрешается с момента поступления ребенка в школу (с приобретением нового статуса. В младшем школьном возрасте не только расширяются социальные связи ребенка, изменяется отношение к нему со стороны взрослых и сверстников, появляется новая деятельность, которая и становится для него ведущей, — учение. Оно значительно расширяет возможности для самопознания. Изучая предметы, ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и вступает в новые отношения с другими школьниками, учителем как общественным взрослым. Опираясь на оценки других, он учится оценивать себя, свои способности и возможности, анализировать свои переживания по поводу успехов и неудач не только в учебной деятельности, но ив других сферах жизни взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками. К концу младшего школьного возраста наряду с произвольностью деятельности и поведения появляется рефлексия, которая является вторым механизмом, обеспечивающим самопознание индивида.
Таким образом, к идентификации, возникающей у ребенка в дошкольном возрасте, прибавляется способность к рефлексии, которая значительно расширяет возможности для самопознания и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в подростковом возрасте. Расширяется возможность самооценивания, складывается первичный образ Я. Появляется возможность для более целенаправленной саморегуляции, формируются и осознаются собственные предпочтения, интересы к проявлению (или торможению) новых инициатив в учебе, общении, проведении досуга, те. появляются дополнительные возможности для саморазвития и самоутверждения как его формы. Новое открытие себя происходит в подростковом возрасте в результате преодоления одного из самых сильных кризисов — кризиса подросткового возраста. Под влиянием полового созревания (объективный признак взросления, переориентации с детских норм на взрослые, возникновения чувства взрослости как центрального новообразования (стремление быть и казаться взрослым) происходит открытие внутреннего мира. В силу чего значительно повышается интерес к себе, своим внутренним качествами внешнему облику, к отношениям с окружающими. Общение со сверстниками выдвигается на передний план и объективно становится ведущей деятельностью. Кто я, Какой я, Чем отличаюсь от других — часть вопросов, которые подростки постоянно задают себе и пытаются на них ответить. В тоже время, как отмечают многие психологи, познание себя, связанное с настоящим, чаще всего ограничивается познанием и практической проверкой отдельных своих свойств и качеств. Целостное представление о себе, некоторая завершенная Я-концепция складываются несколько позже. При благоприятных условиях именно в этом возрасте, открывая свое Яна новом уровне, подросток впервые становится субъектом не только жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития, автором и творцом своей биографии. Это открытие он пытается проверить, экспериментально подтвердить, используя различные формы самоутверждения, причем далеко не всегда социально приемлемые, и ради этого он идет на риск. В современной психологии довольно подробно описаны виды риска, которым подвергают себя подростки ради утверждения своего Я. Приведем классификацию видов риска, предложенную отечественным психологом Б. М. Мастеровым физический риск — всем хорошо известны подростковые подвиги спрыгнуть со второго этажа, переплыть широкую реку, пройтись ночью по лесу и т.д., которые взрослых буквально шокируют (ради чего это надо делать Зачем бессмысленно рисковать. Для подростка смысл физического риска, который дает чувство ощущения реальности своего Я Если я могу умереть, значит, Я есть, вполне объясним.
социальный риск — следование групповым ценностям или их неприятие (в каждом конкретном случае) является критерием оценки подростка со стороны как взрослых, таки сверстников, что превращает эту внешнюю оценку в самооценку разновидности — риск несоответствия и риск выбора. Принимая групповые ценности в качестве составной части своего идеального Я и критерия самооценки, подросток рискует оказаться им несоответствующим. Внутренними последствиями ситуации риска несоответствия являются активизация самосознания и работа по приведению своего Я в соответствие этим ценностям, снижение или повышение самооценки. Внешними последствиями соответствия или несоответствия будут укрепление, повышение или понижение статуса в группе (вплоть до вытеснения из нее. Риск выбора состоит в том, что подросток нередко попадает в ситуации, когда он должен осуществлять выбор между разными ценностями. Осуществляя такой выбор, подросток совершает личностный поступок, последствия которого могут либо укреплять его уверенность в себе, либо порождать мучительные переживания неправильно сделанного выбора риск самораскрытия — часто от подростков можно слышать Они меня не понимают. Особенно эта фраза касается родителей, учителей, нередко и сверстников. Если же в ответ спросить А что ты сделал, чтобы тебя поняли — нередко последует молчание. Раскрыться перед другим означает пойти на риск, оказаться перед лицом опасности, что над тобой будут смеяться не раскрываться — другая опасность быть неправильно понятым или вообще непонятым. В подростковом возрасте глубинное Я воспринимается как ценность, как безусловно мое, отличное от других, будь оно плохое или хорошее. Будешь литы открытым или закрытым для других или частично открытым для одних, а частично закрытым для других
социальный риск — следование групповым ценностям или их неприятие (в каждом конкретном случае) является критерием оценки подростка со стороны как взрослых, таки сверстников, что превращает эту внешнюю оценку в самооценку разновидности — риск несоответствия и риск выбора. Принимая групповые ценности в качестве составной части своего идеального Я и критерия самооценки, подросток рискует оказаться им несоответствующим. Внутренними последствиями ситуации риска несоответствия являются активизация самосознания и работа по приведению своего Я в соответствие этим ценностям, снижение или повышение самооценки. Внешними последствиями соответствия или несоответствия будут укрепление, повышение или понижение статуса в группе (вплоть до вытеснения из нее. Риск выбора состоит в том, что подросток нередко попадает в ситуации, когда он должен осуществлять выбор между разными ценностями. Осуществляя такой выбор, подросток совершает личностный поступок, последствия которого могут либо укреплять его уверенность в себе, либо порождать мучительные переживания неправильно сделанного выбора риск самораскрытия — часто от подростков можно слышать Они меня не понимают. Особенно эта фраза касается родителей, учителей, нередко и сверстников. Если же в ответ спросить А что ты сделал, чтобы тебя поняли — нередко последует молчание. Раскрыться перед другим означает пойти на риск, оказаться перед лицом опасности, что над тобой будут смеяться не раскрываться — другая опасность быть неправильно понятым или вообще непонятым. В подростковом возрасте глубинное Я воспринимается как ценность, как безусловно мое, отличное от других, будь оно плохое или хорошее. Будешь литы открытым или закрытым для других или частично открытым для одних, а частично закрытым для других
— решать и делать выбор рано или поздно приходится каждому человеку. Здесь многое зависит от степени, характера и особенностей самопринятия, которое, как мы помним, является одной из завершающих стадий акта самопознания. Прими себя — будет легче пойти на риск разумного самораскрытия. Полное самораскрытие, наверное, невозможно, человек должен оставлять для себя свою тайну, выражающую суть его души, его индивидуальность. Таким образом, личностный риск является одним из необходимых условий развития и саморазвития. Оказываясь в ситуации риска, подросток обеспечивает себе материал для непосредственного опыта, необходимого в процессах самопостроения личности. Более того, ситуации риска активизируют рефлексивные процессы самопознания, позволяющие школьнику целенаправленно выстраивать собственную личность, приобретать черты действительной индивидуальности и автономии вкупе с умением брать на себя ответственность за свои поступки, свою жизнь в целом. Процессы самопознания и саморазвития, начавшиеся в подростковом возрасте, закрепляются, стабилизируются, приобретают новый вектор в период ранней юности. Юность
— завершающая стадия персонализации. Главнейшими новообразованиями этого возраста являются развивающееся мировоззрение, образование целостного представления о себе, или Я-
концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределения. Если в подростковый период происходят только открытие себя в новом качестве, познание отдельных черти свойств своего характера, эксперименты над ними, чтобы убедиться в их существовании, тов период ранней юности идет объединительный процесс, в результате которого возникает ощущение самотождественности, целостности и уникальности собственной личности, своего внутреннего мира. А ориентация на будущее приводит к переосмыслению настоящего и определяет главный вектор саморазвития Чего я добиваюсь, Какую профессию выберу, Какими возможностями и личностными талантами я для этого обладаю. В результате оказываются задействованными все механизмы самопознания и саморазвития. Само саморазвитие осуществляется не только в плане самоутверждения, но и, чаще, в планах самосовершенствования, когда под влиянием будущего переосмысливается настоящее и ставятся цели по самосовершенствованию. Достижение этих целей порождает разные по интенсивности чувства самотождественности, самоидентичности и самоуважения. Правда, и здесь нередки издержки производства — для периода ранней юности свойственны юношеский максимализм, завышенные притязания и самооценки, которые приводят к неадекватным прогнозам как своего будущего, таки своей личности, выражаясь в романтизме и идеализации будущего. В тоже время это лучше, чем пессимизм, неверие в будущее ив самого себя, характеризующие нарушение самоидентичности, снижение уровня самоуважения.
§ 3. Самопознание и саморазвитие взрослого человека К началу самостоятельной трудовой деятельности, разумеется, при благоприятных условиях протекания развития завершаются процессы личностного созревания, оказываются сформированными все психологические механизмы самопознания и саморазвития идентификация и рефлексия способность к самопринятию и самопрогнозированию. Дальнейшие самопознание и саморазвитие индивидуализируются, приобретают черты и особенности, свойственные только данному человеку, определяя его стиль самопознания и стиль саморазвития. Кроме того, принципиально меняются сферы самопознания и саморазвития, на первое место выдвигается познание и совершенствование себя в профессиональной деятельности. При благоприятных условиях, если есть профессия иона воспринимается как сфера самореализации, те. отвечает жизненным притязаниям личности, где воплощаются мотивы смысла жизни, если обнаруживаются достижения и успехи, процесс саморазвития в формах самосовершенствования и самоактуализации проходит интенсивно, эффективно, порождает высокий уровень самоуважения, чувство идентичности с собой и с деятельностью, удовлетворенность собой и своей жизнью. При неблагоприятных условиях — ошибки в выборе профессии, отсутствие работы по душе, разочарование в осуществляемой деятельности — саморазвитие и самопознание могут как блокироваться. таки стимулироваться. Многое зависит от уже сложившихся особенностей личности, ее характера, силы воли, стремления найти и реализовать себя в жизни. В силу этого могут возникать сугубо
индивидуальные кризисы профессионального становления, специфические барьеры, воспринимаемые как испытания, которые даются человеку его судьбой. Готовность к испытаниям, умение преодолевать возникающие барьеры — показатель зрелости личности и ее способности к самореализации и к самоактуализации. Кроме профессиональной сферы имеются и другие, где человек реализует себя в первую очередь — семья, в рамках которой осуществляются уникальные процессы самопостроения личности, развиваются способности к постановке совместных жизненных целей и ценностей, осуществляются процессы рождения и воспитания собственных детей. Быть мужем, женой, отцом, матерью — новые роли, которые полностью отсутствуют на предшествующих этапах развития. А раз это новые роли и новые позиции, то необходимо постоянно познавать себя в этих качествах, совершенствоваться, строить свою личность. Некоторые люди достигают в сфере семейной жизни значимых результатов, другие — терпят фиаско отношение с людьми, друзьями, досуг, спорт, развлечения и т.д. — каждая из этих сфер требует самопознания, определенного отношения к себе, самоутверждения, самосовершенствования, самореализации. Главное — насколько каждый человек ощущает себя автором собственной жизни, своего саморазвития, как он справляется с трудными жизненными ситуациями, выходит из кризисов, какую индивидуальную позицию (по отношению к себе и своей жизни) он занимает оптимистическую или пессимистическую, ориентированную на прогресс или регресс, берет ли на себя ответственность за все, что с ним происходит или плывет по течению, полагаясь на судьбу и обстоятельства. Способы разрешения возможных противоречий, достижение или недостижение жизненных целей порождают в конце жизненного пути удовлетворенность или неудовлетворенность собственной жизнью Зря - или не зря я прожил свою жизнь Если человек полностью реализовался, многого достиг, у него возникает чувство удовлетворенности и полноты жизни и лишь некоторое сожаление о том, что еще не удалось сделать. В случаях, когда самореализации не произошло, а жизнь воспринимается как сочетание случайных событий, возникает острое желание начать все сначала, по-другому выстроить себя и свою жизнь, появляются отчаяние, страх перед смертью либо полное безразличие. В результате человек полностью утрачивает интерес ко всему на свете и к себе самому, а смерть воспринимается как способ избавления даже не столько от страданий, вызванных жизнью, сколько от апатии, возникшей на последних ее этапах. Мы попытались лишь очень коротко, не пересказывая всю возрастную психологию, обрисовать общую картину особенностей самопознания и саморазвития на разных возрастных этапах. В следующем параграфе нам предстоит выделить некоторые общие трудности в становлении данных процессов.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 21
§ 4. Типичные трудности самопознания и саморазвития Несмотря на значительные возрастные и индивидуальные особенности осуществления актов самопознания и саморазвития, можно выделить некоторые общие людские трудности, преодоление которых требует тактичного вмешательства или помощи других взрослых, сверстников, специалистов-педагогов и психологов. К этим трудностям относятся следующие
-несформированность, отсутствие мотивов самопознания и саморазвития, отсутствие желания заниматься самовоспитанием. В результате затруднена постановка целей более глубокого познания себя, самосовершенствования. Это приводит к тому, что процессы самопознания и саморазвития приобретают стихийный характер, подчинены лишь законам адаптации к социуму и деятельности, а любое препятствие воспринимается как трудность, обусловленная обстоятельствами или кознями других людей
-несформированность способов и приемов самопознания и саморазвития, которая приводит к смутному иллюзорному представлению о себе, своей Я-концепции, что переживается личностью как неуверенность или, наоборот, самоуверенность, порождает Функционирование многочисленных психологических защити форм защитного поведения. Следствиями этого являются заниженные или завышенные самооценки, стремление либо к подчинительной, либо к доминантной (стремление к власти) позиции, другими словами, пассивному или агрессивному способу взаимодействия с окружением, выбору неадекватных и социально неприемлемых способов самоутверждения и самореализации
множество проблем, возникающих у людей, которые испытывают низкое самоуважение к себе и не могут в полной мере принять себя. Это выражается в неспособности принимать и пот мать других, порождая защиты, позволяющие скрыть иногда за маской благополучия и уверенности свою растерянность и неуверенность постановка неправильных жизненных целей, выбор профессии, несоответствующей склонностями способностям. В таких условиях человек не может самореализоваться, испытывает личностный дискомфорт, попадает в кризисные ситуации и далеко не всегда самостоятельно может из них выйти
-несформированностъ механизмов самопознания и саморазвития идентификации и особенно рефлексии, способности к самопринятию и самопрогнозированию. Помогая развивать у людей эти способности, можно значительно повысить уровень адекватности и реалистичности самопознания и саморазвития немало людей, которые просто-напросто игнорируют выработанные способы самопознания и саморазвития. Считается, что целенаправленно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием долго и утомительно, а результаты — смутны и иллюзорны. Даже ознакомившись с культурным наследием человечества в этих областях, рекомендациями, которые дает психология, люди отвергают их как неприемлемые для себя. Причина здесь понятна заниматься самопознанием и саморазвитием целенаправленно — тяжелый труд, требующий воли, сосредоточенности, даже самоотверженности. Тем более такая установка срабатывает тогда, когда в жизни все хорошо или, по крайней мере, удовлетворительно. Если в жизни возникают реальные проблемы и коллизии, эмоции и переживания поглощают человека и ему нет дела до самопознания и самосовершенствования. Все это приводит к своеобразному парадоксу целенаправленно саморазвитием и самопознанием может заниматься только психологически зрелая личность, четко знающая, что ей нужно в жизни, ну а для того, чтобы стать личностью психологически зрелой, обязательно нужно заниматься целенаправленным самовоспитанием, быть субъектом не только своей жизнедеятельности, но и самого саморазвития. В тоже время такой парадокс разрешим. Возникающее противоречие можно снять, если люди, общество, образовательные учреждения будут ориентироваться не только на передачу знаний подрастающему поколению, обеспечение условий для полноценного психического развития, но и на создание в раннем детстве предпосылок и специальных условий для самопознания и саморазвития. Вот почему в последнее время со стороны ученых и практиков педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов) значительно усилился интерес не только к проблемами психологическим механизмам самопознания и саморазвития, но и к вопросам организации обучения, воспитания детей и взрослых, оказания максимальной поддержки и сопровождения саморазвития, переориентации всей системы образования с учетом субъектного опыта обучающихся, актуализации способностей к саморазвитию и самопознанию. Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ Долгое время ив теории, и на практике рассматривали ребенка или любого обучающегося в качестве объекта внешнего воздействия со стороны родителей, воспитателей, учителей, преподавателей, те. лиц, воплощающих в себе социальный заказ общества по обучению и воспитанию молодежи. В соответствии с таким подходом и формировалась педагогика. Еще Я. А. Коменским была введена классно-урочная система — занятия в дошкольных учреждениях, совершенствовалась методика обучения и воспитания, открывались психологические закономерности усвоения знаний. Стечением времени развивались идеи управления процессом овладения знаниями, умениями и навыками, разрабатывались и уточнялись формы контроля и оценки. С постоянным ускорением научно-технического прогресса становится понятно, что ориентация только наконечный результат обучения и воспитания (знания, умения, навыки, овладение социально приемлемыми нормами и способами жизнедеятельности) уже не отвечает требованиям времени. Оказывается, человек не может полноценно овладеть всей суммой необходимых
-несформированностъ механизмов самопознания и саморазвития идентификации и особенно рефлексии, способности к самопринятию и самопрогнозированию. Помогая развивать у людей эти способности, можно значительно повысить уровень адекватности и реалистичности самопознания и саморазвития немало людей, которые просто-напросто игнорируют выработанные способы самопознания и саморазвития. Считается, что целенаправленно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием долго и утомительно, а результаты — смутны и иллюзорны. Даже ознакомившись с культурным наследием человечества в этих областях, рекомендациями, которые дает психология, люди отвергают их как неприемлемые для себя. Причина здесь понятна заниматься самопознанием и саморазвитием целенаправленно — тяжелый труд, требующий воли, сосредоточенности, даже самоотверженности. Тем более такая установка срабатывает тогда, когда в жизни все хорошо или, по крайней мере, удовлетворительно. Если в жизни возникают реальные проблемы и коллизии, эмоции и переживания поглощают человека и ему нет дела до самопознания и самосовершенствования. Все это приводит к своеобразному парадоксу целенаправленно саморазвитием и самопознанием может заниматься только психологически зрелая личность, четко знающая, что ей нужно в жизни, ну а для того, чтобы стать личностью психологически зрелой, обязательно нужно заниматься целенаправленным самовоспитанием, быть субъектом не только своей жизнедеятельности, но и самого саморазвития. В тоже время такой парадокс разрешим. Возникающее противоречие можно снять, если люди, общество, образовательные учреждения будут ориентироваться не только на передачу знаний подрастающему поколению, обеспечение условий для полноценного психического развития, но и на создание в раннем детстве предпосылок и специальных условий для самопознания и саморазвития. Вот почему в последнее время со стороны ученых и практиков педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов) значительно усилился интерес не только к проблемами психологическим механизмам самопознания и саморазвития, но и к вопросам организации обучения, воспитания детей и взрослых, оказания максимальной поддержки и сопровождения саморазвития, переориентации всей системы образования с учетом субъектного опыта обучающихся, актуализации способностей к саморазвитию и самопознанию. Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ Долгое время ив теории, и на практике рассматривали ребенка или любого обучающегося в качестве объекта внешнего воздействия со стороны родителей, воспитателей, учителей, преподавателей, те. лиц, воплощающих в себе социальный заказ общества по обучению и воспитанию молодежи. В соответствии с таким подходом и формировалась педагогика. Еще Я. А. Коменским была введена классно-урочная система — занятия в дошкольных учреждениях, совершенствовалась методика обучения и воспитания, открывались психологические закономерности усвоения знаний. Стечением времени развивались идеи управления процессом овладения знаниями, умениями и навыками, разрабатывались и уточнялись формы контроля и оценки. С постоянным ускорением научно-технического прогресса становится понятно, что ориентация только наконечный результат обучения и воспитания (знания, умения, навыки, овладение социально приемлемыми нормами и способами жизнедеятельности) уже не отвечает требованиям времени. Оказывается, человек не может полноценно овладеть всей суммой необходимых
знаний и сведений, неспособен применить их в жизни из-за простых психологических ограничений — память не может быть безразмерной. Вот тогда-то и возникла идея, что любое обучение и воспитание должны не только давать знания, вооружать умениями и навыками, но и быть развивающими, те. обеспечить условия для полно-Ценного раскрытия и реализации потенциала каждой личности. Мысль проста если личность обладает высоким уровнем интеллектуального развития, тов случае необходимости она может вспомнить или добрать все то, что ей требуется для полноценного Функционирования. Это и дало толчок к формулировке и разработке идей развивающего обучения. В отечественной науке теоретические основы развивающего обучения были заложены классиком психологии Л. С. Выготским. Он сформулировал ряд принципиальных и важных положений
• о том, что обучение идет впереди и ведет за собой развитие, а не плетется за ним в хвосте
• о зонах актуального и зонах ближайшего развития личности Зона актуального развития — это все то, что ребенок способен делать самостоятельно, без помощи взрослых. Зона ближайшего развития — это то, что сегодня он делает с помощью взрослых родителей, учителей, воспитателей и др, а завтра будет делать самостоятельно. Отсюда делается важный вывод — обучение (как и воспитание) должно опираться на зону ближайшего развития, те. на завтрашний день ребенка. Только в этом случае оно будет развивающим. Эти и другие идеи Л. С. Выготского были поддержаны и развиты такими корифеями отечественной науки, как А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов,
А.В.Запорожец. Л.В.Занков и многие другие. Родились и воплощены в практику системы развивающего обучения (наиболее известны системы Л. В.Занкова, В. В.Давыдова — ДБ.
Эльконина). Внедрение в практику идей развивающего обучения — прогрессивный и принципиальный шаг в преодолении отношения к ребенку как объекту воздействия. Но время показало, что и этот шаг не является последним. Активное распространение и внедрение в теорию и практику идей гуманизации обучения и воспитания привело ученых и практиков еще к одной замечательной мысли, а именно к мысли о саморазвитии, основанной на признании права ребенка быть субъектом не только учения, не только собственной жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. Следовательно, вновь встал вопрос о смене приоритетов в постановке целей обучения и воспитания. Новая идея стала звучать таким образом ребенок является непросто субъектом учения, которому необходимо создавать условия для полноценного развития, но и субъектом, автором своей жизнедеятельности, поэтому в процессах обучения и воспитания необходимо создавать условия для саморазвития, строить их по принципу психолого-педагогического сопровождения и осуществляемой в его рамках психолого-педагогической поддержки. Отсюда важно что усваивает индивид, обучаясь и воспитываясь как интенсивно он развивается, реализуя имеющийся потенциал как, когда, в какой степени он берет ответственность за свою жизнь, за все промахи и достижения насколько он сам становится способен к развитию, самопознанию и самосовершенствованию, к процессам самопостроения своей жизни и всего, что с ней связано. Общее и различное в технологиях развивающего обучения и технологиях саморазвития личности представлены в таблице 2. Таблица 2 Позиции личности в технологии развивающего обучения ив технологии саморазвития личности по Г. К. Селевко) В технологии обучающего обучения В технологии саморазвития личности Ученик — субъекта не объект обучения Субъектность деятельности не только проявляется при решении учебной задачи, но и охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальнейших жизненных целей
• о том, что обучение идет впереди и ведет за собой развитие, а не плетется за ним в хвосте
• о зонах актуального и зонах ближайшего развития личности Зона актуального развития — это все то, что ребенок способен делать самостоятельно, без помощи взрослых. Зона ближайшего развития — это то, что сегодня он делает с помощью взрослых родителей, учителей, воспитателей и др, а завтра будет делать самостоятельно. Отсюда делается важный вывод — обучение (как и воспитание) должно опираться на зону ближайшего развития, те. на завтрашний день ребенка. Только в этом случае оно будет развивающим. Эти и другие идеи Л. С. Выготского были поддержаны и развиты такими корифеями отечественной науки, как А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов,
А.В.Запорожец. Л.В.Занков и многие другие. Родились и воплощены в практику системы развивающего обучения (наиболее известны системы Л. В.Занкова, В. В.Давыдова — ДБ.
Эльконина). Внедрение в практику идей развивающего обучения — прогрессивный и принципиальный шаг в преодолении отношения к ребенку как объекту воздействия. Но время показало, что и этот шаг не является последним. Активное распространение и внедрение в теорию и практику идей гуманизации обучения и воспитания привело ученых и практиков еще к одной замечательной мысли, а именно к мысли о саморазвитии, основанной на признании права ребенка быть субъектом не только учения, не только собственной жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. Следовательно, вновь встал вопрос о смене приоритетов в постановке целей обучения и воспитания. Новая идея стала звучать таким образом ребенок является непросто субъектом учения, которому необходимо создавать условия для полноценного развития, но и субъектом, автором своей жизнедеятельности, поэтому в процессах обучения и воспитания необходимо создавать условия для саморазвития, строить их по принципу психолого-педагогического сопровождения и осуществляемой в его рамках психолого-педагогической поддержки. Отсюда важно что усваивает индивид, обучаясь и воспитываясь как интенсивно он развивается, реализуя имеющийся потенциал как, когда, в какой степени он берет ответственность за свою жизнь, за все промахи и достижения насколько он сам становится способен к развитию, самопознанию и самосовершенствованию, к процессам самопостроения своей жизни и всего, что с ней связано. Общее и различное в технологиях развивающего обучения и технологиях саморазвития личности представлены в таблице 2. Таблица 2 Позиции личности в технологии развивающего обучения ив технологии саморазвития личности по Г. К. Селевко) В технологии обучающего обучения В технологии саморазвития личности Ученик — субъекта не объект обучения Субъектность деятельности не только проявляется при решении учебной задачи, но и охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальнейших жизненных целей
Обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие Ведущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного, в обучении опыту — как опережающее управление личностью своим развитием построение и реализация программ самосовершенствования) Приоритет формирования способов умственных действий Приоритет формирования самоуправляющего механизма личности Ведущая роль теоретического знания, мышления выражается в дедуктивном структурировании учебного материала Ведущая роль теоретического знания выражается в овладении учащимися методологией своей деятельности (учебной и внеучебной), в осознании ими действия самоуправляющих механизмов личности
Целенаправленнаяучебная деятельность включает все этапы целеполагание, планирование, реализацию целей и анализ результатов (на уровне рефлексии. Однако эта деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта учения — познания, те. представляет собой на внутриличностном уровне процесс самообучения Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы целеполагание, планирование, реализацию целей и рефлексивный анализ результатов, развертывается не только в процессе учения, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство Мотивация — познавательная. Делается ставка на активизацию, раскручивание познавательного интереса, познавательной потребности Мотивация — совершенствование себя. Наряду с познавательными мотивами широко используются, стимулируются, раскручиваются внутренние, социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности Таким образом, технологии саморазвития не противоречат, а расширяют и дополняют технологии, ориентированные на развитие личности, идет смещение акцентов в пользу самопостроения личности, которой необходимо создать для этого условия за счет задействования самоуправляющего механизма индивида и расширения сфер жизнедеятельности при актуализации не только познавательной мотивации, но и мотивации саморазвития во всех ее формах и видах. Тем не менее такой подход требует переосмысления не только традиционных способов и методов руководства деятельностью ребенка, но и способов, методов, принятых в рамках развивающего обучения. Мысль опоры на саморазвитие, создания условий для его полноценного развертывания породила и новые идеи организации учебно-воспитательного процесса на всех его уровнях. В последнее время все чаще в педагогической и психологической литературе поддержку получает идея психолого-педагогического сопровождения саморазвития. Впервые эта идея была высказана в отечественной науке и практике Г.Бардиер,
И.Розман, Т.Чередниковой в книге Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, развита и обоснована М. Р. Битяновой — относительно деятельности школьного психолога, конкретизирована Т.И.Чирковой — относительно деятельности психолога дошкольного учреждения. Но затем понятие сопровождение стало использоваться ив более широком контексте, особенно когда речь заходит о проблемах психолого- педагогического сопровождения процессов самопознания и саморазвития личности. Наряду с термином сопровождение используется понятие психологическая поддержка - следует отметить, что смысл этих понятий различен в одних случаях поддержка отождествляется с сопровождением, в других — идея сопровождения рассматривается как более прогрессивная, чем идея поддержки.
Целенаправленнаяучебная деятельность включает все этапы целеполагание, планирование, реализацию целей и анализ результатов (на уровне рефлексии. Однако эта деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта учения — познания, те. представляет собой на внутриличностном уровне процесс самообучения Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы целеполагание, планирование, реализацию целей и рефлексивный анализ результатов, развертывается не только в процессе учения, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство Мотивация — познавательная. Делается ставка на активизацию, раскручивание познавательного интереса, познавательной потребности Мотивация — совершенствование себя. Наряду с познавательными мотивами широко используются, стимулируются, раскручиваются внутренние, социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности Таким образом, технологии саморазвития не противоречат, а расширяют и дополняют технологии, ориентированные на развитие личности, идет смещение акцентов в пользу самопостроения личности, которой необходимо создать для этого условия за счет задействования самоуправляющего механизма индивида и расширения сфер жизнедеятельности при актуализации не только познавательной мотивации, но и мотивации саморазвития во всех ее формах и видах. Тем не менее такой подход требует переосмысления не только традиционных способов и методов руководства деятельностью ребенка, но и способов, методов, принятых в рамках развивающего обучения. Мысль опоры на саморазвитие, создания условий для его полноценного развертывания породила и новые идеи организации учебно-воспитательного процесса на всех его уровнях. В последнее время все чаще в педагогической и психологической литературе поддержку получает идея психолого-педагогического сопровождения саморазвития. Впервые эта идея была высказана в отечественной науке и практике Г.Бардиер,
И.Розман, Т.Чередниковой в книге Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей, развита и обоснована М. Р. Битяновой — относительно деятельности школьного психолога, конкретизирована Т.И.Чирковой — относительно деятельности психолога дошкольного учреждения. Но затем понятие сопровождение стало использоваться ив более широком контексте, особенно когда речь заходит о проблемах психолого- педагогического сопровождения процессов самопознания и саморазвития личности. Наряду с термином сопровождение используется понятие психологическая поддержка - следует отметить, что смысл этих понятий различен в одних случаях поддержка отождествляется с сопровождением, в других — идея сопровождения рассматривается как более прогрессивная, чем идея поддержки.
Что же такое психолого-педагогическое сопровождение и как оно связано с проблемами самопознания и саморазвития Попытаемся разобраться в этих вопросах. Пожалуй, наиболее развернутое и образное определение сопровождения дала отечественный психолог М. Р. Битянова. Не имея возможности сказать лучше, обоснованнее и проще, приведем ее определение описательного характера полностью сопровождать ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, — это большая удача. Автор именно в таком сопровождении видит основную цель психологической практики и психологической службы в школе. Как следует из описательного определения, если любой значимый взрослый будет способен стать в позицию сопровождения, то процесс самопознания и саморазвития дошкольника, школьника, взрослого, нуждающихся в сопровождении, будет гораздо эффективнее, осознаннее и целенаправленнее. Преимущества психолого-педагогического сопровождения саморазвития личности
• оно дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед
• признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития
• взрослый не является опорой, простым костылем, на который в случае необходимости может всегда опереться ребенок (некоторые дети вообще привыкают к костылями не могут сделать ни шагу без них некоторые школьники до последнего класса учат уроки вместе с родителями, каждый день отчитываются передними что они сделали, а что — нет. Взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, те. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов. Как мы уже отметили, идея сопровождения разрабатывалась и разрабатывается прежде всего относительно деятельности психолога в сфере народного образования. Воспитателю, учителю (в силу их загруженности другими проблемами) трудно создавать условия и отслеживать результаты саморазвития каждого дошкольника или учащегося (хотя именно таков перспективный путь развития современной практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Психологу, в соответствии сего статусом, это легче сделать. Тем не менее и психолог может строить свою деятельность, руководствуясь различными моделями. Отечественный психолог Т. И.Чиркова выделяет две модели психологической службы применительно к дошкольным учреждениям модель психологической службы поддержки и модель психологической службы сопровождения (табл. 3). Не касаясь напрямую проблем организации психологической службы, поговорим о проблемах самопознания и саморазвития в целом и о том, как педагог может создавать условия для данных процессов, приведем отличительные признаки функционирования названных моделей с целью более глубокого понимания предмета. Таблица 3 Сопоставление моделей дошкольной психологической службы по Т.И.Чирковой) Компоненты деятельности психолога Модель психологической службы поддержки Модель психологической службы сопровождения
• оно дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед
• признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития
• взрослый не является опорой, простым костылем, на который в случае необходимости может всегда опереться ребенок (некоторые дети вообще привыкают к костылями не могут сделать ни шагу без них некоторые школьники до последнего класса учат уроки вместе с родителями, каждый день отчитываются передними что они сделали, а что — нет. Взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, те. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов. Как мы уже отметили, идея сопровождения разрабатывалась и разрабатывается прежде всего относительно деятельности психолога в сфере народного образования. Воспитателю, учителю (в силу их загруженности другими проблемами) трудно создавать условия и отслеживать результаты саморазвития каждого дошкольника или учащегося (хотя именно таков перспективный путь развития современной практики обучения и воспитания подрастающего поколения. Психологу, в соответствии сего статусом, это легче сделать. Тем не менее и психолог может строить свою деятельность, руководствуясь различными моделями. Отечественный психолог Т. И.Чиркова выделяет две модели психологической службы применительно к дошкольным учреждениям модель психологической службы поддержки и модель психологической службы сопровождения (табл. 3). Не касаясь напрямую проблем организации психологической службы, поговорим о проблемах самопознания и саморазвития в целом и о том, как педагог может создавать условия для данных процессов, приведем отличительные признаки функционирования названных моделей с целью более глубокого понимания предмета. Таблица 3 Сопоставление моделей дошкольной психологической службы по Т.И.Чирковой) Компоненты деятельности психолога Модель психологической службы поддержки Модель психологической службы сопровождения
Доминирующий предмет деятельности Неблагополучия в педагогическом процессе, дефекты в развитии ребенка Позитивные аспекты развития ребенка и педагогического процесса Приоритетное целеполагание Поиск причин дефекта в целях его устранения Модуляция учебно- воспитательного процесса, создание условий для позитивного развития Ожидаемый результат деятельности Полноценность развития и успешность учебно- воспитательного процесса на основе помощи и поддержки со стороны психолога Полноценность развития и успешность учебно- воспитательного процесса на основе саморегуляции и самодвижения Компоненты деятельности психолога Модель психологической службы поддержки Модель психологической службы сопровождения Ролевые позиции психологов во взаимодействии с участниками педагогического процесса Сверху, рядом, сотрудничество, источник информации, советчик, помощник, распорядитель, эксперт, диагност, обучающий, контролирующий, соучастник Сотрудничество, участие, рядом, партии сопровождения главные, связующие, дополняющие Приоритеты в видах деятельности, их этапность Психодиагностика, коррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, пропедевтика, профилактика Просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, консультирование, коррекция, экспертиза
Центрация в деятельности На условиях, устраняющих дефект, неблагополучие На условиях, обеспечивающих позитивность развития ребенка Стратегия планирования содержания работы Выполнение заказов, запросов, собственная инициатива в поиске содержания деятельности Собственная инициатива в определении содержания работы, согласованность с нуждами других субъектов взаимодействия Приведенная схема различия моделей сопровождения и поддержки не нуждается в особых комментариях. Т. И. Чиркова достаточно убедительно показала преимущества модели сопровождения. Если поддержка ориентирована на прошлое, на исправление дефектов, то сопровождение — на будущее и настоящее, на использование имеющегося потенциала личности ребенка, создание условий для полноценного движения вперед, опору на сильные стороны и качества. Если поддержка призвана вносить постоянные коррективы в организацию педагогического процесса, в развитие личности ребенка, то сопровождение — предупреждать возможные отклонения и осложнения, ориентировать на профилактическую деятельность, которая дает возможность изначально исключить проявления дефектов. Здесь осуществляется принцип перехода от помощи и поддержки к задействованию механизмов саморегуляции и саморазвития всех звеньев, участвующих в педагогическом процессе. Когда речь идет о руководстве самопознанием и саморазвитием, то его предпочтительнее осуществлять на основе идей сопровождения, которое, не умаляя роли активности личности, дает возможность создавать условия для самопознания и саморазвития, что не исключает, в случае необходимости, оказать помощь и поддержку дошкольникам, школьникам, воспитателям, учителям, родителями т. п. Сопровождение может быть в полной мере осуществлено в тех учебных заведениях, где созрели соответствующие предпосылки, при наличии высокого уровня готовности к принятию идеи сопровождения (педагогам, психологам не строят различного рода препятствия, все участники педагогического процесса обладают высоким уровнем компетентности. В учебных
Центрация в деятельности На условиях, устраняющих дефект, неблагополучие На условиях, обеспечивающих позитивность развития ребенка Стратегия планирования содержания работы Выполнение заказов, запросов, собственная инициатива в поиске содержания деятельности Собственная инициатива в определении содержания работы, согласованность с нуждами других субъектов взаимодействия Приведенная схема различия моделей сопровождения и поддержки не нуждается в особых комментариях. Т. И. Чиркова достаточно убедительно показала преимущества модели сопровождения. Если поддержка ориентирована на прошлое, на исправление дефектов, то сопровождение — на будущее и настоящее, на использование имеющегося потенциала личности ребенка, создание условий для полноценного движения вперед, опору на сильные стороны и качества. Если поддержка призвана вносить постоянные коррективы в организацию педагогического процесса, в развитие личности ребенка, то сопровождение — предупреждать возможные отклонения и осложнения, ориентировать на профилактическую деятельность, которая дает возможность изначально исключить проявления дефектов. Здесь осуществляется принцип перехода от помощи и поддержки к задействованию механизмов саморегуляции и саморазвития всех звеньев, участвующих в педагогическом процессе. Когда речь идет о руководстве самопознанием и саморазвитием, то его предпочтительнее осуществлять на основе идей сопровождения, которое, не умаляя роли активности личности, дает возможность создавать условия для самопознания и саморазвития, что не исключает, в случае необходимости, оказать помощь и поддержку дошкольникам, школьникам, воспитателям, учителям, родителями т. п. Сопровождение может быть в полной мере осуществлено в тех учебных заведениях, где созрели соответствующие предпосылки, при наличии высокого уровня готовности к принятию идеи сопровождения (педагогам, психологам не строят различного рода препятствия, все участники педагогического процесса обладают высоким уровнем компетентности. В учебных
заведениях, где такая система не складывается, модель поддержки, осуществляемая лишь отдельными людьми, будет носить прогрессивный характер. Учитывая данное обстоятельство, отдавая приоритет модели сопровождения, в настоящем пособии в дальнейшем будут использоваться термины психологическое сопровождение и «психолого-педагогическая поддержка. Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Идея саморазвития оказалась настолько привлекательной для современной науки и практики, что смогла стимулировать разработку специальных технологий, где потенциал каждой личности выявляется наиболее полно. В нашей стране такие возможности возникли совсем недавно, буквально в последней четверти XX столетия, и связаны с более широким контекстом развития общества в целом процессами демократизации и гуманизации. Не имея возможности дать развернутый анализ существующих технологий обучения и воспитания (в противном случае начинать нужно было бы с идей свободного воспитания, делать обзор практически всех гуманистически ориентированных направлений в современной науке, но желая показать, что такое сопровождение на практике, как оно реализуется в целостных технологиях, ориентированных на саморазвитие, ограничимся описанием трех технологий личностно-ориентированной технологии К. Роджерса, технологии педагогики ненасилия (авторы В. А. Ситаров, В.Г.Маралов, А.Г.Козлова), технологии саморазвития личности Г. К. Селевко.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 21