Файл: В. А. Ситаров доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Вологодского государственного педагогического университета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Личностно-ориентированная технология К. Роджерса
К.Роджерс является величайшим психологом XX столетия, основоположником гуманистической психологии и психотерапии. В названии темы неслучайно технология взята в кавычки, так как сам Роджерс принципиально выступал против всякой технологичности, формирования, как противоречащих сути его концепции, подходу, взгляду на Человека. В этом он, несомненно, прав, но, поскольку термин технология прочно укрепился в современной педагогической науке и практике, здесь ив дальнейшем он будет использоваться с известными оговорками, подразумевая некоторую систему работы, организацию обучения и воспитания, которая нив коем случае не гарантирует полного достижения наперед заданных результатов. О сути концепции К.Роджерса уже коротко говорилось, тем не менее для дальнейшего понимания личностно-ориентированной технологии повторим ее, расширим и переведем в контекст рассматриваемой проблемы. По мнению автора, ведущим мотивом поведения человека выступает стремление к актуализации, а частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я (самоактуализация). В соответствии с этим
К.Роджерс выделяет такие понятия, как Реальное Я, Идеальное Я, Социальное окружение. Реальное Я
— это система представлений о себе, своих чувствах, установках, ценностях. Идеальное Я кем человек хотел бы быть, его опыт и глубинные переживания. Социальное окружение — это нормы, ценности, взгляды, способы поведения. Несоответствие, возникающее между Реальным Я и Идеальным Я, порождает у человека чувство тревоги, неадаптивные формы поведения. И чем больше он отходит от своего Идеального Я, действуя в угоду Социальному окружению, тем больше оказывается дезадаптированным, испытывает различные психологические проблемы, что вызывает активизацию психологических защит в виде искажения опыта, отрицания его. Чтобы жить и действовать в соответствии со своим Идеальным Я, человек должен обрести ощущение субъективной свободы. Сложности и проблемы у него возникают с выбором несвободы, те. когда он начинает жить в угоду социальному окружению. Отсюда следует важный вывод для психотерапии (напомним — К.Роджерс был психотерапевтом основная задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь человеку жить в согласии со своим опытом, быть самим собой. Нов силу того что сам психотерапевт относится к социальному

окружению, он не должен влиять на человека, навязывать ему что-либо. Его роль состоит в том, чтобы дать возможность пациенту самоопределиться, свободно выразить свои мысли и чувства, осознать, как он сам воспринимает себя, как его воспринимают другие люди. В конечном итоге психотерапевт должен оказать помощь — привести в соответствие Реальное Я пациента с личным опытом, глубинными переживаниями, тес Идеальным Я. Но такая помощь только тогда даст положительный эффект, когда будут соблюдаться следующие принципы
• полное принятие или безусловное положительное отношение к пациенту как к личности
• адекватное эмпатическое (эмпатия — сопереживание) понимание чувств пациента итого смысла, который они имеют для него
• конгруэнтность, те. способность психотерапевта в работе с пациентом оставаться самим собой. Эти принципиальные положения психотерапевтической работы К. Роджерс переносит и на педагогическую практику. Суть его педагогической теории состоит в следующем
1) целью педагогической деятельности является обеспечение условия для полноценно функционирующей личности — развитие адекватной и гибкой, здоровой Я-концепции. Это можно сделать непутем формирования личности, а посредством оказания помощи в личностном росте
2) признается, что источники движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом. Поэтому автор выступает против термина формирование, равно как и против понятия усвоение знаний. По его мнению, является ценными становится значимым только то учение, которое основано наличном опыте, на личностном выборе с возложением на себя ответственности
3) в качестве исходного условия успешного личностного роста выступает принятие себя. Только уважающий себя, уверенный в себе человек открыт для непосредственного и рискованного процесса освобождения, самораскрытия и саморазвития. В соответствии с таким подходом принципиально меняется и роль учителя, педагога. Его функции — непросто передавать знания, формировать умения или качества личности, а стимулировать тенденции учащихся к личностному росту, самосовершенствованию и самоактуализации. Поэтому учителя К. Роджерс называет по-другому — учитель-фасилитатор
(фасилитатор — человек, который стимулирует у других людей тенденции к личностному росту. Достичь высокого звания учителя-фасилитатора можно, если соблюдать следующие условия
• на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие
• помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, таки перед каждым в отдельности
• всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация учения
• всегда быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи
• развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его
• быть активным участником группового взаимодействия
• открыто выражать в группе свои чувства
• стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника
• хорошо знать самого себя. Говоря о конкретных формах и методах учителя-фасилитатора, К. Роджерс не придавал им особого значения, так как сам проповедовал отказ от универсальных методов и способов деятельности. По его мнению, учитель имеет право на выбор методических средств, приемов и способов деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и своими собственными возможностями. Можно назвать некоторые методики, которые использовали К.Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики различные методы

групповой работы (в частности, дискуссии, обучение в диаде, использование элементов социально-психологического тренинга. Определенную известность приобрел, например, метод контрактов, которые индивидуально заключаются между каждым учеником и педагогом. Контракты предусматривают изучение отдельных теми целых курсов, возможность работать индивидуально или в группе, конечный результат и критерии оценки. После подписания контракты оглашаются в классе. В заключение необходимо отметить, что внедрение описанной технологии, несмотря на все позитивные моменты для саморазвития личности, и возможности в полной мере реализовать идеи сопровождения сопряжены со значительными трудностями. Главные из них как можно проводить личностно-ориентированное обучение в условиях классно-урочной системы при наличии большой учебной нагрузки на педагога и переполненности классов насколько хорошо профессионально и личностно должен быть подготовлен педагог, чтобы в полной мере реализовать идеи данного обучения. Подготовка такого педагога, даже по меркам высокоразвитых зарубежных стран, — дорогое удовольствие. Тем не менее К. Роджерс и другие представители гуманистической психологии и педагогики показали возможный путь новой организации учебно-воспитательного процесса, в полной мере решающий проблемы полноценного самопознания и саморазвития личности.
§ 2. Технология сопровождения самопознания и саморазвития, разработанная на основе идей педагогики ненасилия Педагогика ненасилия — это относительно новое направление в рамках гуманистически ориентированных подходов, возникшее в конце 1980 — начале х годов. Оно сформировалось первоначально как движение прогрессивных педагогов, выступавших против различных форм принуждения детей и юношества, а затем приобрело черты самостоятельности. Основная цель педагогики ненасилия — полноценное развитие и функционирование личности, ее саморазвитие блокируются традиционными формами и методами обучения и воспитания, которые наперед задают то. что должен делать ребенок. В случае недостижения каких-либо целей предусмотрены различного рода санкции, например двойка, Это рождает у школьника тревогу, страх, напряженность. Испытывая их, личность не может в полной мере заниматься самопознанием и саморазвитием. Поэтому в качестве основных задач в педагогике ненасилия выдвигаются задача гуманизации процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей задача, направленная на развитие способности у подрастающего поколения к осуществлению ненасильственных действий по отношению к окружающим людям, природе, миру в целом способности противостоять насилию, оказывать в случае необходимости ненасильственное сопротивление, те. это задачи по формированию позиции ненасилия, В тоже время признается, что сформировать такую позицию извне невозможно, поэтому ставка делается на саморазвитие, самосовершенствование, личностный рост участников педагогического процесса. В качестве ведущей принимается модель сопровождения. Снизить уровень принуждения, создать предпосылки для свободного саморазвития можно, используя принципы ненасильственного взаимодействия педагогов с детьми. Достижение позитивной открытости по отношению к детям и своей личности. Позитивная открытость характеризуется принята ем ребенка таким, какой он есть с ориентацией не на отрицательные, а на положительные свойства и качества, верой в возможности проявить себя в той или иной сфере жизнедеятельности. Условиями достижения педагогом состояния позитивной открытости являются
• обращенность к своему истинному Я, принятие самого себя
• способность терпимо относиться к детям и другим субъектам педагогического процесса администрации, родителям, коллегам в основе терпимости лежат механизмы принятия и терпения
• способность педагога рефлексивно следовать за естественным ходом жизни, умение жить в настоящем, не мучаясь переживаниями прошлого и заботами будущего (разумеется, это не исключает планирования будущего


• способность любить детей понимается непросто как положительное эмоциональное отношение, но и как специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, те. его умения самоопределяться, строить себя, вырабатывать самостоятельные отношения к различным сторонам действительности — саморазвиваться. Разработана В.А.Ситаровым, В.Г.Мараловым, А.Г.Козловой. Обеспечение субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности. Человек только тогда активно и с желанием включается в деятельность, когда воспринимает ее не как навязанную, а как значимую и интересную, выбранную им самим. В этом случае он может проявить и реализовать себя, поднимаясь на более высокую ступень саморазвития. Быть субъективно свободным — это возможность осуществлять выборы. Когда человек сам делает выбор, он возлагает на себя истинную ответственность, поскольку держит ответ не перед другими людьми, а перед самим собой и собственной совестью, которая является нравственным ориентиром, направляя поведение в нужное русло. Свобода педагога состоит в возможности выбора содержания, форм, методов работы, проявления своего творчества и личностного роста. Свобода учеников состоит в возможности выбора не только форм, методов, способов учебной деятельности, но и возможности утвердиться в чем-то, продвигаться вперед, совершенствоваться. Школьник непросто изучает предметы — учебные предметы становятся средствами более глубокого познания себя и саморазвития. Подключение учащихся к целями задачам педагога и умение учителя подключиться к целями задачам детей. Этот принцип раскрывает суть сотрудничества. Реализация первой его части возможна только в тех случаях, когда педагог обладает способностью к достижению состояния самоактуализации; когда он сам полностью вовлечен в процесс, реализует себя в нем как личность с полной поглощенностью и интересом. В этом случае создается уникальный эмоциональный фон, эмоциональная атмосфера, в которую вовлекаются дети, воспринимая деятельность как совместную и свободную. Подключение к целями задачам детей возможно через конкретную ситуацию, обыгрывание того, что сделал, говорил ребенок, а также посредством подключения к субъектному опыту, актуализации его с возможным использованием в процессе решения задач, которые поставлены педагогом. Преодоление тревожности, страха, чувства неполноценности Не секрет, что занятия в школе или в любом другом учебном заведении порождают напряженность, страх, тревогу у обучающихся. Суть этого страха состоит в том, что человек в любой момент может оказаться несостоятельным, будет оскорблено его достоинство, он не справится с деятельностью, это заметят другие, отрицательно его оценят. Боязнь получить двойку, оказаться несостоятельным иногда преследует людей всю жизнь. Этот страх блокирует саморазвитие, личностное экспериментирование, вынуждает действовать в угоду социальному окружению, строго следовать принятым нормативами образцам либо, наоборот, полностью их игнорировать, демонстрировать независимость, которая на поверку оказывается обратной стороной страха. Как можно снизить уровень тревоги и напряженности Пересмотреть систему оценочной деятельности. Акцент перенести на положительную оценку, дать возможность школьнику или студенту самому решать как продвигаться в своем развитии, когда отвечать, сдавать зачет, писать контрольную и т. д. В существующих условиях это сложно, но внедрение элементов системы гибкого контроля в педагогическую практику вполне возможно. Реализация на практике этих принципов показывает, что не только ученики, но и педагоги получают реальные возможности для саморазвития, самосовершенствования, построения системы отношений друг с другом на иной основе — основе доверия, доброжелательности, ненасилия. А как можно стимулировать тенденции к саморазвитию у детей дошкольного возраста, используя ненасильственные технологии Одна из целей педагогики ненасилия — формирование позиции ненасилия. Применительно к дошкольникам эта цель формулируется как развитие способности к ненасильственному взаимодействию.

Просто сформировать такую способность невозможно, да и сама идея целенаправленного формирования претит духу педагогики ненасилия. Важно создать такие условия, при которых ребенок сам стал бы строить свою личность, на опыте убеждаться в преимуществах ненасильственного взаимодействия, ненасильственного разрешения конфликтов. Поставленная цель реализовалась в двух направлениях путем организации жизнедеятельности дошкольников на ненасильственной основе и посредством проведения специальных занятий сними, построенных на особых принципах. Организация жизнедеятельности на ненасильственной основе включает
• обеспечение условий для осуществления детьми свободного выбора
• рациональное использование оценивания детей с приоритетом положительных оценок
• насыщение деятельности детей ненасильственным содержанием
• широкое использование жизненных, учебных, игровых ситуаций в процессе развития, пробуждающее у них способности к ненасильственному взаимодействию
• организацию парного и группового взаимодействия
• широкое привлечение родителей к решению задач педагогики ненасилия. Были разработаны также специальные занятия для детей разных возрастных групп (всего
12 циклов Кто Я — Какой Я
«Уверенность—неуверенность»;
«Радость—огорчение»; Руководство — подчинение — равенство Дружелюбие — враждебность
«Доброта—злобность»;
«Любовь—нелюбовь»;
«Смелость—трусость»;
«Выдержка—невыдержанность»;
«Вежливость—грубость»; Миролюбие — агрессивность Мир — война. Занятия ориентированы на развитие способности к самопознанию и элементарному самопринятию, на приобретение первоначальных элементов позиции ненасилия, выражающейся в умении совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление. Методика проведения занятий строится с максимальным учетом субъективной свободы ребенка, его правом определяться и выбирать те позиции, которые для него являются более привлекательными, даже если они не устраивают педагога. Приведем основные принципы построения занятий. Принцип контраста. Суть его состоит в том, что ребенку предлагается занимать последовательно разные позиции дружелюбную и враждебную, миролюбивую и агрессивную, руководителя и подчиненного. Свобода ребенка состоит в том, что он сам внутренне принимает ту или иную позицию. Контраст используется и как конкретный методический прием в самых разных видах деятельности детей. Например, при чтении и анализе сказок они придумывают альтернативный конец у положительных героев выделяют как положительные, таки отрицательные качества, у антигероев — не только негативные, но и позитивные характеристики. Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности. Ребенку трудно понять и определить смысл сложных нравственных качеств, таких, как доброта, любовь, миролюбие и т.п. Однако важно не столько понимание детьми смысла этих качеств, сколько переживание ими определенных состояний, сопутствующих их проявлению. Данный принцип предполагает на познавательном уровне — актуализацию представлений о томили ином качестве с опорой на опыт ребенка на сенсорном — через зрение, слух, обоняние, осязание выработку умений устанавливать аналогии между собственными ощущениями и возникшими представлениями на эмоциональном — развитие способности к переживанию того или иного состояния, сопутствующего проявлению определенного качества на поведенческом — проигрывание реальных или воображаемых ситуаций, отработку конкретных действий.