Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
исполнительный; -
репродуктивный; -
частично-поисковый; -
поисковый.
По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):
-
методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); -
методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.
Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:
-
Обучающую. -
Развивающую. -
Воспитывающую. -
Мотивационную. -
Контрольно-коррекционную.
Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:
-
Цели и задачи обучения. -
Содержание и методы определенной науки и темы. -
Принципы обучения и позиция педагога. -
Учебные возможности учеников. -
Время. -
Внешние условия. -
Возможности учителей.
Вывод: ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов.
Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение.
Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:
-
игровое/социальное/имитационное моделирование; -
деловые игры; -
анализ конкретных ситуаций (кейсы); -
метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.
По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на:
-
Имитационные. Пример – дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:
-
Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации. -
Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета. -
Подведение итогов игры. Самооценка действий. -
Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.
-
Неимитационные – не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых.
Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений.
Тема 12. Формы организации обучения
Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:
-
Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные. -
Месту учебы - школьные и внешкольные. -
Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
История развития школы знает разные формы организации обучения:
-
индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство); -
дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера; -
Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших; -
Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы); -
американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:
-
постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс; -
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; -
учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету; -
постоянное чередование уроков; -
руководящая роль учителя.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса.
Современный урок - это:
-
Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация. - 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.
Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.
Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
Полоролевое воспитание.
Организация групповой деятельности.
Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.
Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.
Дидактические требования к уроку:
-
четкое определение образовательных целей и задач; -
учет принципов обучения; -
оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; -
опора на достигнутый уровень; -
сочетание видов, методов и форм обучения; -
сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности; -
установление межпредметных связей; -
тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
-
постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; -
формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях; -
внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
-
формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся; -
занятия на «опережающем» уровне; -
проектирование «зоны ближайшего развития»; -
прогнозирование «скачков» в развитии; -
оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
Классификация уроков:
-
по содержанию; -
способу проведения; -
дидактическим целям.
Главные типы уроков:
-
урок изучения новых знаний; -
урок формирования новых умений; -
урок обобщения и систематизации; -
урок контроля и коррекции; -
урок практического применения знаний и умений; -
комбинированный урок.
Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная:
-
организационный момент и повторение изученного, -
изучение нового, -
закрепление и систематизация, -
задание на дом.
Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.
Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Этапы:
-
Диагностика. -
Прогнозирование. -
Планирование.
Составляется план-конспект урока:
-
Дата проведения и номер по тематическому плану. -
Название темы и класса, где он проводится. -
Цели и задачи образования, воспитания и развития. -
Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап. -
Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия. -
Реализация принципов обучения на уроке. -
Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность. -
Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество. -
Учебное оборудование, реквизит. -
Задание на дом. -
Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.
Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.
Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной.
Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.
Совершенствование урока проходит по следующим направлениям: