Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • исполнительный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • поисковый.

  • По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):

    • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

    • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

    Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.

    Методы в процессе обучения выполняют следующие функции:

    1. Обучающую.

    2. Развивающую.

    3. Воспитывающую.

    4. Мотивационную.

    5. Контрольно-коррекционную.

    Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы:

    1. Цели и задачи обучения.

    2. Содержание и методы определенной науки и темы.

    3. Принципы обучения и позиция педагога.

    4. Учебные возможности учеников.

    5. Время.

    6. Внешние условия.

    7. Возможности учителей.

    Вывод: ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов.

    Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение.

    Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя:

    • игровое/социальное/имитационное моделирование;

    • деловые игры;

    • анализ конкретных ситуаций (кейсы);

    • метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.

    По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на:

    • Имитационные. Пример – дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры:

    1. Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.

    2. Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.

    3. Подведение итогов игры. Самооценка действий.

    4. Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.


    • Неимитационные – не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых.

    Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений.
    Тема 12. Формы организации обучения

    Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

    1. Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.

    2. Месту учебы - школьные и внешкольные.

    3. Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.

    История развития школы знает разные формы организации обучения:

    • индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);

    • дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;

    • Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;

    • Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);

    • американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

    Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:

    • постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;

    • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

    • учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;

    • постоянное чередование уроков;

    • руководящая роль учителя.

    Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).



    Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса.

    Современный урок - это:

    1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.

    2. 1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

  • Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.

  • Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

  • Полоролевое воспитание.

  • Организация групповой деятельности.

  • Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

    Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.

    Дидактические требования к уроку:

    • четкое определение образовательных целей и задач;

    • учет принципов обучения;

    • оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

    • опора на достигнутый уровень;

    • сочетание видов, методов и форм обучения;

    • сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

    • установление межпредметных связей;

    • тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

    Воспитательные требования к уроку:

    • постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

    • формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;

    • внимание к личности ученика.

    Развивающие требования к уроку:

    • формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

    • занятия на «опережающем» уровне;

    • проектирование «зоны ближайшего развития»;

    • прогнозирование «скачков» в развитии;

    • оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.


    Классификация уроков:

    • по содержанию;

    • способу проведения;

    • дидактическим целям.

    Главные типы уроков:

    • урок изучения новых знаний;

    • урок формирования новых умений;

    • урок обобщения и систематизации;

    • урок контроля и коррекции;

    • урок практического применения знаний и умений;

    • комбинированный урок.

    Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная:

    1. организационный момент и повторение изученного,

    2. изучение нового,

    3. закрепление и систематизация,

    4. задание на дом.

    Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.

    Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Этапы:

    1. Диагностика.

    2. Прогнозирование.

    3. Планирование.

    Составляется план-конспект урока:

    1. Дата проведения и номер по тематическому плану.

    2. Название темы и класса, где он проводится.

    3. Цели и задачи образования, воспитания и развития.

    4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.

    5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.

    6. Реализация принципов обучения на уроке.

    7. Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.

    8. Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.

    9. Учебное оборудование, реквизит.

    10. Задание на дом.

    11. Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

    Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.

    Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной.

    Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.

    Совершенствование урока проходит по следующим направлениям: