Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • по возрасту;

  • по социальным условиям;

  • по реализованным целям.

Парадоксы цели воспитания:

  • цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала;

  • цель абстрактна;

  • цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект;

  • цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка. «Принудительное по своей природе воспитание должно быть свободным, по сути, по осуществляемым в нем заданиям» (С. Гессен);

  • цель должна концентрировать в себе все свои аспекты и быть установлена для каждого индивида.


.

Планирование – это детальная разработка стратегии и тактики воспитания.

План воспитательной работы – это конкретное отображение общих стратегических задач в мельчайших деталях.

Структура плана:

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.
Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания


  1. Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата

  2. Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно, что потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренняя сила, опредмеченная потребность, побуждающая к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
    Схема Годфруа:



Лестница Маслоу:



Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей.

  1. Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект, диалог. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием). Воспитание происходит в момент, когда воспитывающее воздействие и взаимодействие - внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, рефлексия (когда, например, ребенок решает: «Больше так не буду делать»).

  2. Воспитание – прерывно-непрерывная деятельность. Событийность воспитания – это то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни.

  3. Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует «присвоенные» им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).

  4. Воспитание – это трехчастный процесс, включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.


Воспитание - это:

    1. Целенаправленный процесс, направленный на развитие личности.

    2. Диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности.

    3. Введение в культуру, развивающее личность.

Механизмы воспитания – это те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности.

Основные механизмы воспитания:

  1. Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:

  • интериоризация - принятие внутрь себя;

  • самопроекция - выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя.

Этапы идентификации:

  • идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика);

  • идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей);

  • идентификация с социальными ролями.

Задачи педагога:

  • организация воспитывающей среды;

  • перевод социальной ситуации развития в педагогическую.

  • Драматизация - внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях - отреагирование и переживание (это испытываемое субъектом эмоционально - окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни).

    Чувства – переживание своего отношения.

    Эмоции – это форма выражения чувств.

    Драматизация - процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа.

    Условия создания нового образа:

    • воспитывающая среда;

    • личность педагога – он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать;

    • создание напряженной эмоциональной ситуации;

    • блокирование, задержка отреагирования педагогом (например, метод отсроченного воздействия у А.С. Макаренко - он дает ребенку время самому разобраться в своем поступке).

    Приемы инициирования драматизации:

    • театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);

    • расширение среды (автостоп, организация экскурсий);

    • групповая деятельность (общественная деятельность).

    Позиции педагога
    - внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия - сопереживание другому.

    1. Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).

    Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов).

    Внутренний диалог - рефлексия - анализ и осмысление своих действий.
    Задача педагога: организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
    Позиции педагога: друг, собеседник, тогда коммуникация строится как двухсторонний межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости, обращено к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя.

    Позиции воспитателя (по К. Роджерсу):

    • эмпатическое понимание;

    • открытость личному опыту;

    • доверие к возможностям, способностям воспитанника;

    • искренность в выражении своих чувств.

  • Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
    Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
    Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).

  • Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях:

    • недопускание к осознанию, блокировка образа;

    • осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;

    • аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя).

    Виды аннулирования:

    • запрет;

    • запрет коллектива;

    • табу;

    • ритуал;

    • прощение с последующим забвением.

    Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия.
    Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.

    Выделяют также следующие механизмы социализации:

    1. Самоограничение (если человеку кажется, что его достижения незначительны, самоуважение понижается, он даже прекращает деятельность).
      Позиция педагога: взаимопонимание, вера в успех, положительное подкрепление, такт.

    2. Интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
      Педагогу следует способствовать разрешению ситуации.

    3. Рационализация - изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача вызывают агрессивность, раздражение.
      Виды рационализации - дискредитация цели, самодискредитация и самообман - при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).


    Задачи педагога:

    • включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех);

    • совместная рефлексия (поиск истины);

    • знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности.


    Тема 7. Содержание воспитания



    Содержание воспитания – это совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности (умственной, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и т.д.), направленной на развитие познавательной, эмоционально-нравственной и практикодейственной сфер личности воспитуемого.

    Факторы формирования содержания воспитания – это постоянно действующие условия, влияющие на физическую, интеллектуально-познавательную и духовную стороны личности ребенка. К ним можно отнести социальный опыт, положительную социальную среду и воспитательную деятельность (гуманное общение).

    Положительная социальная среда – совокупность окружающих социально-экономических, регионально-этнических, социально-бытовых, социокультурных факторов и обстоятельств, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру.

    Воспитательная деятельность – это совокупность различных видов работы, направленную на удовлетворение потребностей личности ребенка или ученического коллектива с учетом социальных требований и потребностей всего общества.

    Содержание воспитания в школе наполняется разнообразными видами деятельности (интеллектуальноумственной, духовно-нравственной, трудовой, эстетической, спортивнооздоровительной, игровой, коммуникативной, досуговой и т.д.)

    Формальная схема видов воспитания:



    Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи: