Файл: Конспект Тема Педагогика как наука. Предмет, объект, функции, задачи. Основные категории. Система педагогических наук, связь с другими науками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
по возрасту; -
по социальным условиям; -
по реализованным целям.
Парадоксы цели воспитания:
-
цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала; -
цель абстрактна; -
цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект; -
цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка. «Принудительное по своей природе воспитание должно быть свободным, по сути, по осуществляемым в нем заданиям» (С. Гессен); -
цель должна концентрировать в себе все свои аспекты и быть установлена для каждого индивида.
.
Планирование – это детальная разработка стратегии и тактики воспитания.
План воспитательной работы – это конкретное отображение общих стратегических задач в мельчайших деталях.
Структура плана:
1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.
2. Воспитательные задачи.
3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.
4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.
5. Работа с родителями и общественностью.
Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания
-
Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата -
Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно, что потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренняя сила, опредмеченная потребность, побуждающая к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
Схема Годфруа:
Лестница Маслоу:
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей.
-
Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект, диалог. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием). Воспитание происходит в момент, когда воспитывающее воздействие и взаимодействие - внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, рефлексия (когда, например, ребенок решает: «Больше так не буду делать»). -
Воспитание – прерывно-непрерывная деятельность. Событийность воспитания – это то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни. -
Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует «присвоенные» им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу). -
Воспитание – это трехчастный процесс, включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.
Воспитание - это:
-
Целенаправленный процесс, направленный на развитие личности. -
Диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности. -
Введение в культуру, развивающее личность.
Механизмы воспитания – это те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности.
Основные механизмы воспитания:
-
Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
-
интериоризация - принятие внутрь себя; -
самопроекция - выведение наружу: результат - проекция, внешний образ себя.
Этапы идентификации:
-
идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование «я» образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика); -
идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей); -
идентификация с социальными ролями.
Задачи педагога:
-
организация воспитывающей среды; -
перевод социальной ситуации развития в педагогическую.
Драматизация - внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях - отреагирование и переживание (это испытываемое субъектом эмоционально - окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни).
Чувства – переживание своего отношения.
Эмоции – это форма выражения чувств.
Драматизация - процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
-
воспитывающая среда; -
личность педагога – он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать; -
создание напряженной эмоциональной ситуации; -
блокирование, задержка отреагирования педагогом (например, метод отсроченного воздействия у А.С. Макаренко - он дает ребенку время самому разобраться в своем поступке).
Приемы инициирования драматизации:
-
театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра); -
расширение среды (автостоп, организация экскурсий); -
групповая деятельность (общественная деятельность).
Позиции педагога
- внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия - сопереживание другому.
-
Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).
Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов).
Внутренний диалог - рефлексия - анализ и осмысление своих действий.
Задача педагога: организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг, собеседник, тогда коммуникация строится как двухсторонний межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости, обращено к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя.
Позиции воспитателя (по К. Роджерсу):
-
эмпатическое понимание; -
открытость личному опыту; -
доверие к возможностям, способностям воспитанника; -
искренность в выражении своих чувств.
Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях:
-
недопускание к осознанию, блокировка образа; -
осознание и логичное принятие решения о его вытеснении; -
аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя).
Виды аннулирования:
-
запрет; -
запрет коллектива; -
табу; -
ритуал; -
прощение с последующим забвением.
Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
Выделяют также следующие механизмы социализации:
-
Самоограничение (если человеку кажется, что его достижения незначительны, самоуважение понижается, он даже прекращает деятельность).
Позиция педагога: взаимопонимание, вера в успех, положительное подкрепление, такт. -
Интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Педагогу следует способствовать разрешению ситуации. -
Рационализация - изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача вызывают агрессивность, раздражение.
Виды рационализации - дискредитация цели, самодискредитация и самообман - при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).
Задачи педагога:
-
включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех); -
совместная рефлексия (поиск истины); -
знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности.
Тема 7. Содержание воспитания
Содержание воспитания – это совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности (умственной, духовно-нравственной, трудовой, спортивно-оздоровительной, эстетической, досуговой и т.д.), направленной на развитие познавательной, эмоционально-нравственной и практикодейственной сфер личности воспитуемого.
Факторы формирования содержания воспитания – это постоянно действующие условия, влияющие на физическую, интеллектуально-познавательную и духовную стороны личности ребенка. К ним можно отнести социальный опыт, положительную социальную среду и воспитательную деятельность (гуманное общение).
Положительная социальная среда – совокупность окружающих социально-экономических, регионально-этнических, социально-бытовых, социокультурных факторов и обстоятельств, влияющих на личностное развитие ребенка и содействующих его вхождению в современную культуру.
Воспитательная деятельность – это совокупность различных видов работы, направленную на удовлетворение потребностей личности ребенка или ученического коллектива с учетом социальных требований и потребностей всего общества.
Содержание воспитания в школе наполняется разнообразными видами деятельности (интеллектуальноумственной, духовно-нравственной, трудовой, эстетической, спортивнооздоровительной, игровой, коммуникативной, досуговой и т.д.)
Формальная схема видов воспитания:
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи: