Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 736
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
любовь, -
восхищение, -
дружба, симпатия
Это – основа персонального авторитета, однако наиболее распространенная характеристика персонального авторитета
-
компетентность
Что является источником компетентного персонального авторитета?
Источником компетентного персонального авторитета является:
вера одного человека в то, что другой превосходит его в знаниях и лучше понимает, как реализовать его интересы.
Традиционный авторитет
Легитимность традиционного авторитета обусловлена верой в святость:
-
власти, -
законов -
традиций, например, отношения:
-
между родителями и детьми, -
между старшими и младшими, -
мужчинами и женщинами.
Историческими формами традиционного авторитета являются:
-
геронтократия, -
патриархат, -
матриархат.
Легальный авторитет
строится на вере в законность применяемых правил и право тех, кого они наделяют авторитетом, отдавать команды.
Что является в данном случае источником авторитета?
В случае легального авторитета источником авторитета выступают:
-
легальные нормы, -
законы, -
статусные права.
Когда осуществляется легальный авторитет, подчинение команде объясняется тем, что индивид чувствует себя обязанным повиноваться.
О чем свидетельствует наличие в коллективе нескольких неформальных лидеров?
1. О высоком уровне дифференциации социальной жизни внутри коллектива:
-
оформление групповых, -
досуговых, -
культурных, -
профессиональных предпочтений;
2. Потенциально конфликтной ситуации в коллективе, где несколько лидеров борются за внимание к себе одной и той же аудитории, используя все доступные средства, в том числе:
-
переманивание в свои ряды сторонников других лидеров, -
распускание слухов, -
использование компрометирующих материалов и т.д.
Какие цели достигаются, в результате использования в управлении неформальных лидеров?
-
Наделяя неформального лидера формальными полномочиями, руководство включает его в свою иерархическую команду (в обойму); -
Руководство заполняет вакансию не за счет сторонних кадров, а за счет внутренних ресурсов, демонстрируя рядовым работникам, что перед ними открыты каналы вертикальной мобильности. Этот шаг способствует мотивации персонала.
Что такое «лидерство»?
«Лидерство» - это процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы, используя непринудительные формы влияния.
По каким социально- психологическим каналам лидер влияет на окружающих?
1. Канал авторитета - члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его:
-
положения, -
опыта, -
мастерства, -
образования и т.д.;
2. Канал харизматических свойств
-
человечность, -
нравственность, -
обходительность и т.д.
Как правило, члены группы воспринимают лидера на основе четырёх возможных моделей:
-
Он один из нас -
Он лучший из нас -
Он воплощение добродетелей -
Он оправдание наших надежд
Становясь лидером, руководитель реализует управленческие функции по трём направлениям:
-
Организация и коррекция деятельности работников -
Мотивирование деятельности подчиненных -
Обеспечение представительства группы:
Направление № 1 «Организация и коррекция деятельности работников».
В этом направлении руководитель выполняет функции:
-
постановка ясных целей; -
координация усилий; -
очерчивание результатов; -
выполнение роли ведущего.
Направление № 2 «Мотивирование деятельности подчиненных»
В этом направлении руководитель выполняет функции:
-
воодушевление целенаправленного поведения; -
удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей; -
вселение уверенности; -
увлечение людей своим примером;
Направление № 3 «Обеспечение представительства группы»
В этом направлении руководитель выполняет функции:
-
представление интересов группы за ее пределами; -
поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы; -
определение перспектив развития группы.
В специальной литературе выделяют три подхода к исследованию феномена лидерства:
-
Подход с позиции личных качеств (теория «великих людей»); -
Поведенческий (бихевиористический) подход; -
Ситуационный подход.
Подход с позиции личных качеств
-
лишь немногие из людей призваны быть лидерами; -
большинство людей из них стремятся к тому, чтобы ими руководили; -
основными переменными качеств лидера, определяющих его поведение:
-
эмоциональная и физическая выносливость; -
понимание назначения и целей организации; -
энтузиазм, дружелюбие, порядочность; -
способность вызывать доверие у людей.
В чём особенность поведенческого подхода?
Эффективность лидерства определяется не личностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Курт Левин предложил следующую классификацию стилей поведения руководителей:
-
либеральный, -
авторитарный -
демократический (промежуточный).
1. Либеральный руководитель дает своим подчиненным полную свободу в определении собственных целей и контроле за работой;
2. Демократический руководитель характеризуется:
-
разделением власти и участием работников в управлении; -
ответственность не концентрируется, а распределяется.
3. Авторитарный руководитель характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя:
-
руководитель определяет все стратегии группы; -
никаких полномочий группе не делегируется.
В чем недостаток авторитарного стиля руководства?
-
Низкая мотивация; -
Меньшая оригинальность; -
Меньшее дружелюбие в группах; -
Отсутствие группового мышления; -
Большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы; -
Большая тревога и одновременно – более зависимое и покорное поведение
В чем основной недостаток поведенческого подхода?
Основной недостаток поведенческого подхода заключается в тенденции исходить из предположения о существовании какого-то одного оптимального стиля руководства.
Ситуационный подход
основывается на:
-
Принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля; -
Рассмотрении стиля в контексте совокупности условий, в которых протекает деятельность лидера; -
Рассмотрение стиля в контексте типа решаемых задач.
7. Социальный контроль в системе управления
Что такое социальный контроль?
Это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, включающий в себя три основных элемента:
-
нормы - предписания того, как надо правильно вести себя в обществе. -
санкции - средства поощрения и наказания,
стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
-
власть.
Социальный контроль выполняет функции:
-
Охранительную -
Стабилизирующую
Дело в том, что Социальный контроль – фундамент общественной стабильности. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.
Что является основным оружием власти?
-
Во-первых - Нормы -
Во-вторых - Контроль за их исполнением
Что такое нормы?
Нормы - это некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить и делать в конкретных ситуациях.
Они различаются масштабами:
1. Групповые привычки (существуют в малых группах): компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д
2. Общие правила (существуют в больших группах или в обществе в целом): обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.
Какие функции выполняют в обществе групповые нормы?
-
Регулирует общий ход процесса социализации; -
Интегрирует индивидов в группы, а группы – в социум; -
Контролирует отклоняющееся поведение; -
Служат образцами, эталонами поведения.
Каким образом удается достичь выполнения данных функций?
-
Нормы – это также и обязанности одного человека по отношению к другому или другим лицам. -
Нормы – это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного и предсказуемого поведения.
Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия
, включающую мотивы, цели, направленность действий, ожидание, оценку и средства.
В каком качестве могут проявляться социальные нормы?
-
Как стандарты поведения, обязанности, правила (защита чести и достоинства). -
Как ожидания поведения (реакция других людей).
Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим?
Потому что - Нормы – стражники ценностей и порядка.
Что называется социальными санкциями?
Социальные санкции – это разветвленная система:
-
вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм (это согласие с ними, с общепринятыми порядками), -
наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность (это поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила).
Какова цель социального контроля?
-
Конформизм – внешнее согласие с общепринятыми порядками. -
Защита ценностей -
Осуществление санкций, ответственных за нормы, которые бы выполняли люди.
Типы санкций бывают:
-
Формально-позитивные -
Формально-негативные -
Неформально-позитивные -
Неформально-негативные
Какова роль социальной санкции?
Социальная санкция играет в системе социального контроля ключевую роль.
Сами по себе нормы ничего не контролируют.
Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидаются, будут соблюдаться всеми.
Социальная норма, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.
Нужно ли соединять в единое целое нормы и санкции? И почему?
Нормы и санкции должны быть соединены в единое целое.
Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция:
-
она становится просто призывом, -
перестает регулировать реальное поведение, -
перестаёт быть элементом социального контроля.
Какие виды внешнего контроля бывают?
-
Неформальный контроль -
Формальный контроль
1.Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через