Файл: Закономерности Категориальный аппарат, понятия Методы и принципы науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 736

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • любовь,

  • восхищение,

  • дружба, симпатия

Это – основа персонального авторитета, однако наиболее распространенная характеристика персонального авторитета

  • компетентность

Что является источником компетентного персонального авторитета?

Источником компетентного персонального авторитета является:

вера одного человека в то, что другой превосходит его в знаниях и лучше понимает, как реализовать его интересы.

Традиционный авторитет

Легитимность традиционного авторитета обусловлена верой в святость:

  1. власти,

  2. законов

  3. традиций, например, отношения:

  1. между родителями и детьми,

  2. между старшими и младшими,

  3. мужчинами и женщинами.

Историческими формами традиционного авторитета являются:

  1. геронтократия,

  2. патриархат,

  3. матриархат.

Легальный авторитет

строится на вере в законность применяемых правил и право тех, кого они наделяют авторитетом, отдавать команды.

Что является в данном случае источником авторитета?

В случае легального авторитета источником авторитета выступают:

  • легальные нормы,

  • законы,

  • статусные права.

Когда осуществляется легальный авторитет, подчинение команде объясняется тем, что индивид чувствует себя обязанным повиноваться.

О чем свидетельствует наличие в коллективе нескольких неформальных лидеров?

1. О высоком уровне дифференциации социальной жизни внутри коллектива:

  • оформление групповых,

  • досуговых,

  • культурных,

  • профессиональных предпочтений;

2. Потенциально конфликтной ситуации в коллективе, где несколько лидеров борются за внимание к себе одной и той же аудитории, используя все доступные средства, в том числе:

  • переманивание в свои ряды сторонников других лидеров,

  • распускание слухов,

  • использование компрометирующих материалов и т.д.

Какие цели достигаются, в результате использования в управлении неформальных лидеров?

  • Наделяя неформального лидера формальными полномочиями, руководство включает его в свою иерархическую команду (в обойму);

  • Руководство заполняет вакансию не за счет сторонних кадров, а за счет внутренних ресурсов, демонстрируя рядовым работникам, что перед ними открыты каналы вертикальной мобильности. Этот шаг способствует мотивации персонала.


Что такое «лидерство»?

«Лидерство» - это процесс, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы, используя непринудительные формы влияния.

По каким социально- психологическим каналам лидер влияет на окружающих?

1. Канал авторитета - члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его:

  • положения,

  • опыта,

  • мастерства,

  • образования и т.д.;

2. Канал харизматических свойств

  • человечность,

  • нравственность,

  • обходительность и т.д.

Как правило, члены группы воспринимают лидера на основе четырёх возможных моделей:

  1. Он один из нас

  2. Он лучший из нас

  3. Он воплощение добродетелей

  4. Он оправдание наших надежд

Становясь лидером, руководитель реализует управленческие функции по трём направлениям:

  1. Организация и коррекция деятельности работников

  2. Мотивирование деятельности подчиненных

  3. Обеспечение представительства группы:

Направление № 1 «Организация и коррекция деятельности работников».

В этом направлении руководитель выполняет функции:

  • постановка ясных целей;

  • координация усилий;

  • очерчивание результатов;

  • выполнение роли ведущего.

Направление № 2 «Мотивирование деятельности подчиненных»

В этом направлении руководитель выполняет функции:

  • воодушевление целенаправленного поведения;

  • удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей;

  • вселение уверенности;

  • увлечение людей своим примером;

Направление № 3 «Обеспечение представительства группы»

В этом направлении руководитель выполняет функции:

  • представление интересов группы за ее пределами;

  • поддержание равновесия между внутренними и внешними потребностями группы;

  • определение перспектив развития группы.

В специальной литературе выделяют три подхода к исследованию феномена лидерства:

  1. Подход с позиции личных качеств (теория «великих людей»);

  2. Поведенческий (бихевиористический) подход;

  3. Ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств

  1. лишь немногие из людей призваны быть лидерами;

  2. большинство людей из них стремятся к тому, чтобы ими руководили;

  3. основными переменными качеств лидера, определяющих его поведение:

    • эмоциональная и физическая выносливость;

    • понимание назначения и целей организации;

    • энтузиазм, дружелюбие, порядочность;

    • способность вызывать доверие у людей.


В чём особенность поведенческого подхода?

Эффективность лидерства определяется не личностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Курт Левин предложил следующую классификацию стилей поведения руководителей:

  • либеральный,

  • авторитарный

  • демократический (промежуточный).

1. Либеральный руководитель дает своим подчиненным полную свободу в определении собственных целей и контроле за работой;

2. Демократический руководитель характеризуется:

  • разделением власти и участием работников в управлении;

  • ответственность не концентрируется, а распределяется.

3. Авторитарный руководитель характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя:

  • руководитель определяет все стратегии группы;

  • никаких полномочий группе не делегируется.

В чем недостаток авторитарного стиля руководства?

  • Низкая мотивация;

  • Меньшая оригинальность;

  • Меньшее дружелюбие в группах;

  • Отсутствие группового мышления;

  • Большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы;

  • Большая тревога и одновременно – более зависимое и покорное поведение

В чем основной недостаток поведенческого подхода?

Основной недостаток поведенческого подхода заключается в тенденции исходить из предположения о существовании какого-то одного оптимального стиля руководства.


Ситуационный подход

основывается на:

  1. Принципиальном отказе от поиска единственно верного стиля;

  2. Рассмотрении стиля в контексте совокупности условий, в которых протекает деятельность лидера;

  3. Рассмотрение стиля в контексте типа решаемых задач.

7. Социальный контроль в системе управления

Что такое социальный контроль?

Это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка, включающий в себя три основных элемента:

  • нормы - предписания того, как надо правильно вести себя в обществе.

  • санкции - средства поощрения и наказания,

стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

  • власть.

Социальный контроль выполняет функции:

  • Охранительную

  • Стабилизирующую

Дело в том, что Социальный контроль – фундамент общественной стабильности. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

Что является основным оружием власти?

  • Во-первых - Нормы

  • Во-вторых - Контроль за их исполнением

Что такое нормы?

Нормы - это некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить и делать в конкретных ситуациях.

Они различаются масштабами:

1. Групповые привычки (существуют в малых группах): компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах и т.д

2. Общие правила (существуют в больших группах или в обществе в целом): обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Какие функции выполняют в обществе групповые нормы?

  • Регулирует общий ход процесса социализации;

  • Интегрирует индивидов в группы, а группы – в социум;

  • Контролирует отклоняющееся поведение;

  • Служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь выполнения данных функций?

  • Нормы – это также и обязанности одного человека по отношению к другому или другим лицам.

  • Нормы – это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного и предсказуемого поведения.

Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия
, включающую мотивы, цели, направленность действий, ожидание, оценку и средства.

В каком качестве могут проявляться социальные нормы?

  • Как стандарты поведения, обязанности, правила (защита чести и достоинства).

  • Как ожидания поведения (реакция других людей).

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим?

Потому что - Нормы – стражники ценностей и порядка.

Что называется социальными санкциями?

Социальные санкции – это разветвленная система:

  • вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм (это согласие с ними, с общепринятыми порядками),

  • наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность (это поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила).

Какова цель социального контроля?

  1. Конформизм – внешнее согласие с общепринятыми порядками.

  2. Защита ценностей

  3. Осуществление санкций, ответственных за нормы, которые бы выполняли люди.

Типы санкций бывают:

  • Формально-позитивные

  • Формально-негативные

  • Неформально-позитивные

  • Неформально-негативные

Какова роль социальной санкции?

Социальная санкция играет в системе социального контроля ключевую роль.

Сами по себе нормы ничего не контролируют.

Поведение одних людей контролируют другие люди, опираясь на нормы, которые, как ожидаются, будут соблюдаться всеми.

Социальная норма, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.

Нужно ли соединять в единое целое нормы и санкции? И почему?

Нормы и санкции должны быть соединены в единое целое.

Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция:

  • она становится просто призывом,

  • перестает регулировать реальное поведение,

  • перестаёт быть элементом социального контроля.

Какие виды внешнего контроля бывают?

  1. Неформальный контроль

  2. Формальный контроль

1.Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через