Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 455

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

69
оставшиеся моряки уже все выгрузили (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».
Перед вторым рассказом дается следующая инструкция: «Выполняя задание, похожее на предыдущее, постарайтесь запомнить больше, чем в первом рассказе.
Это надо для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости.
Если вы достаточно внимательны и настойчивы, вы сможете запомнить лучше».
«Самолет приземлился в аэропорту, несмотря на то что сгущался туман (1, 2).
Долго не подавали трап (3). Все 50 пассажиров сильно волновались (4, 5).
Командир приказал накормить всех ужином (6). в 23 часа наконец подъехал трап
(7, 8). Пассажиры покинули самолет (9). 14 человек экипажа собрались вместе, долго обсуждали случившееся, поздравили друг друга с мягкой посадкой (10—13).
Потом почти все вышли гулять в город (14). Поздно ночью они вернулись на борт
(15). Все отдыхали перед утренним вылетом (16)».
Оценка упражнения производится в условных баллах по таблице результатов воспроизведения двух текстов (порядок изложения смысловых фрагментов не учитывается).
Оценка в баллах
9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел
(из 32)
31 28—
30 27—
29 23—
26 19—
22 15—
18 11—
14 7—
10 6
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

Упражнение 3
Детям зачитывается рассказ о птице и после этого дается ее контурное изображение (рис. 7). Учащиеся должны выслушать и запомнить содержание рассказа, после этого — раскрасить птичку точно так, как она была описана в тексте. Раскрашенный рисунок сравнивается с описанием, ошибки обсуждаются.
Рассказ: «В густом лесу живет небольшая птичка свиристель. На теле у нее перышки красновато-коричневые, на голове рыжеватый хохолок. Края крылышек и хвостика желтенькие, а под клювиком у свиристели черное пятнышко, как будто галстук на шее.
Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть — пищат.
Но вот придет зима, исчезнут комары, ягоды, свиристели соберутся в стайки, улетят на юг в теплые края.
Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поет, кажется, будто кто-то играет на старинной дудочке: «Сви-ри-сте-ли!» Вот почему и назвали так птичку — свиристель».

70
Рис. 7.
Упражнение 4. «Калькулятор»
Участники этой игры имитируют работу калькулятора. Все садятся в круг, и первый называет любое целое однозначное число от 1 до 5; следующий по кругу участник называет арифметический знак: «+» или «−». Следующий участник опять называет любое число, сидящий за ним называет результат арифметической операции, далее с названным в результате числом по кругу повторяется та же процедура.
Упражнение 5
Участники игры выкладывают на стол разнообразные предметы под счет водящего
(после названной цифры кто-то один может положить предмет на стол). Главное условие — не класть предметы на стол одновременно. В группе детей назначается игрок, который должен хорошо запоминать, кто положил предмет на стол и в каком порядке это происходило. Когда все предметы выложены, он, глядя на предметы, должен проговорить вслух, в каком порядке эти предметы выкладывались и кто именно клал их на стол. Потом та же процедура повторяется с другими детьми. Кто правильнее восстановит картину — тот победил.
Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими

71
органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную,
обонятельную, вкусовую, тактильную.
Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.
Мало кто из детей младшего школьного возраста знает, какой именно вид образной памяти у них развит лучше всего. При выполнении предложенных ниже упражнений дети смогут выяснить (а это очень важно для них!), как каждому из них лучше запоминать материал — слушая или читая, интересно будет проверить свою тактильную память и т. д.
Упражнение 1
Это упражнение на развитие тактильной памяти. Учащимся раздаются карточки с названиями предметов (металлическая ручка на двери, оконное стекло, деревянный стол, шерсть котенка и т. п.) и предлагается вспомнить свои ощущения при прикосновении к этим предметам. После этого каждый ученик должен рассказать, что чувствуют его руки, прикасаясь к доставшемуся ему предмету, не называя его. Все остальные должны угадать, о чем он рассказывает.
Упражнение 2
Это упражнение направлено на развитие зрительной памяти.
Для игры выбирается открытое место с разнообразным ландшафтом. Учащиеся делятся на 2 команды по 4—5 человек. Команды становятся в две линейки, так, чтобы игроки первой команды стояли спиной к спинам игроков второй команды.
Игроки каждой команды берут друг друга под руки, а те участники, которые стоят по бокам (фланговые), берут друг друга за руки (фланговый первой команды берет за руку флангового второй, и наоборот). Эту связь не прерывают в течение всей игры.
Начинается игра с того, что получившийся из 2 команд, все время смотрящих в противоположные стороны, «хоровод» делает за 3 мин 3 полных оборота вокруг своей оси. Участники игры стараются как можно лучше запомнить то, что видят перед собой.
Затем ведущий останавливает «хоровод» в любом, выбранном им месте, и все игроки первой команды по очереди задают по 1—2 вопроса игрокам второй команды о том, что они в данный момент видят перед собой (например, такие вопросы: «Есть ли среди деревьев клены?», «Сколько этажей в доме?», «Какого цвета машина?»). Отвечать на вопросы может любой участник второй команды.
Потом вопросы задают игроки второй команды. Побеждает та команда, которая дала большее число правильных ответов.
Упражнение 3
Для игры на развитие зрительной памяти понадобятся цветные карандаши или фломастеры (можно использовать полоски цветной бумаги). Цветов может быть много. На столе выкладывается 5—6 карандашей (полосок) разных цветов. Ребенка просят в течение 10 с внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их


72
расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета. Правильность выполнения задания проверяется.
Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается.
Можно играть с группой детей, объединяя их в пары и предлагая им по очереди раскладывать друг для друга карандаши или полоски цветной бумаги, постепенно увеличивая их количество.
Упражнение 4
Еще одно упражнение на развитие зрительной памяти.
Все участники сидят в кругу. Вызываются 2 добровольца. Им предлагается встать спиной друг к другу в центре круга и по очереди описать внешность своего партнера по игре, не видя его. Необходимо следить, чтобы в кругу не оказались близкие друзья; желательно, чтобы описывали друг друга те ребята, которые мало между собой общаются. В этом упражнении могут участвовать все желающие.
Упражнение 5
Участники игры разбиваются на 2 команды. Каждая из команд должна придумать и изобразить без слов неподвижную картину, на которой что-то происходит.
В течение 1 мин первая команда внимательно смотрит на изображение, созданное другой командой, потом участники первой команды отворачиваются, а участники второй команды молча меняют что-нибудь в том, что они изобразили. После этого отвернувшаяся команда поворачивается и отгадывает, что изменилось, приводя
«картину» в исходное положение. Затем команды меняются ролями.
Упражнение 6
Дети делятся на 2 команды. У каждой команды должен быть лист бумаги и цветные карандаши по числу игроков. Один ребенок из первой команды зачитывает небольшой текст с сюжетом (тексты можно взять из учебника по чтению, важно только, чтобы они не были знакомы детям). Игроки из второй команды должны запомнить как можно больше информации из прочитанного текста. Когда текст прочитан, участники второй команды на общем листе восстанавливают в виде рисунка, что запомнили. По окончании выполнения рисунка изображение сверяется с исходным текстом, анализируется упущенная информация. Затем команды меняются ролями. Победителем признается та команда, которая наиболее правильно зарисовала содержание текста на листе.
Упражнение 7
Можно предложить детям в увлекательной форме проверить свою зрительную память, проведя с ними одно из следующих упражнений. Для этого понадобятся палочки или спички.
«Палочки 1»
Ведущий (взрослый) до начала игры выкладывает 5—8 палочек на стол в любом порядке и накрывает их непрозрачным листом бумаги. После этого в класс


73
приглашается первый участник игры. Он должен в течение 1—2 с смотреть на стол и как бы сфотографировать глазами, как лежат палочки. Потом палочки снова накрываются. Ребенок должен сказать, сколько палочек на столе. Можно давать детям следующую инструкцию: «Посмотри на стол и закрой глаза. Через некоторое время перед глазами появится «снимок». Попробуй сосчитать на нем палочки».
Эта процедура повторяется с каждым участником игры. Для каждого ребенка подсчитывается балл: нет ошибок — балл равен количеству лежащих палочек, 1 ошибка — количество палочек минус 1 и т. д.
«Палочки 2»
У каждого участника игры должно быть по 6 палочек (спичек).
В течение 2 с детям демонстрируется первая геометрическая фигура (рис. 8). Детям надо запомнить эту фигуру и по команде выложить ее. После этого демонстрируется и выкладывается вторая, затем третья фигура. После выполнения каждой фигуры она сравнивается с образцом и подсчитываются баллы.
Рис. 8.
Нет ошибок — 10 баллов;
1 ошибка — 8 баллов;
2 ошибки — 5 баллов;
3 ошибки — 3 балла;
4 и более ошибок — 1 балл.
Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, прилагает волевые усилия.
Для учащихся умение запоминать необходимый учебный материал является очень важным. Поэтому необходимо его развивать, проводя специальные упражнения.
Упражнение 1
Это упражнение может проводиться как в процессе индивидуальной работы, так и с группой детей. При работе с группой 2—3 человека назначаются играющими, остальные становятся экспертами — следят за правильностью выполнения правил игры.

74
Ведущий называет поручения, которые ребенок должен запомнить и выполнить именно в той последовательности, в которой они назывались.
Например, можно дать следующие поручения:
1. Стереть с доски.
2. Раскрыть учебник.
3. Нарисовать на листочке круг.
4. Открыть (закрыть) форточку.
5. Почесать правой рукой затылок.
6. Полить цветы в классе.
Можно объединить учащихся в пары. Сначала они должны придумать поручения друг другу, записать их на листочке. Потом один из них сообщает свои поручения партнеру, тот их запоминает, выполняет и после этого проверяет по записи порядок действий. Потом дети меняются ролями.
Для того чтобы проверить способность учащихся к произвольному запоминанию и помочь им в овладении способом зарисовки схем при запоминании, можно использовать метод пиктограмм.
Упражнение проводится с группой учащихся. Каждому дается чистый белый лист формата А4, простой карандаш и следующая инструкция: «Сейчас вам будут названы несколько словосочетаний, ваша задача — нарисовать картинку, которая через час поможет вам вспомнить, что именно было названо. Это должен быть рисунок, так или иначе напоминающий названное явление именно тому, кто его нарисовал, но нельзя рисовать именно то, что было названо, и ни в коем случае нельзя ничего писать. То есть, если говорится «большая птица», можно нарисовать все, что захочется, но только не птицу».
Предлагаются следующие словосочетания:
1. Вкусный ужин.
2. Веселый праздник.
3. Трудная задача.
4. Красивая игрушка.
5. Прекрасная погода.
6. Плохое настроение.
7. Интересная картина.


75
После зачитывания каждого словосочетания детям дается время на рисование.
Когда все 7 рисунков сделаны, листы убираются и снова предъявляются детям только через час. Им предлагается вспомнить, что именно они пытались
«зашифровать», и подписать каждый рисунок.
Результаты метода пиктограмм показывают не только уровень развития произвольной памяти, но и умение обозначать понятия и пользоваться этими обозначениями для воспроизведения понятий, т. е. характеризуют мышление ребенка.
Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, он запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий.
Непроизвольная память — неиссякаемый источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть даже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти» (К. Д. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти — применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.
Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность — несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что происшедших событий, воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
Дети любят проверять себя и свои способности, им будет интересно узнать, хорошо ли они могут запоминать то, что имели возможность видеть или слышать короткое время, т. е. какая у них кратковременная память. Ниже предлагается несколько способов для определения объема кратковременной памяти.
Методика 1. Определение объема кратковременной памяти
Учащимся предлагается оценить свою кратковременную память. Для этого каждому из них предлагается следующий опыт.
Стимульный материал
Для запоминания
Для узнавания
1. Морковь.
2. Трубка.
1. Рояль.
2. Кувшин.
13. Светофор.
14. Троллейбус.