Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76 3. Собака.
4. Почта.
5. Троллейбус.
6. Фонарь.
7. Рояль.
8. Утюг.
9. Елка.
10. Ведро.
3. Капуста.
4. Фонарь.
5. Мак.
6. Ведро.
7. Перо.
8. Мотоцикл.
9. Утюг.
10. Велосипед.
11. Морковь.
12. Стрела.
15. Корзина.
16. Почта.
17. Пианино.
18. Телефон.
19. Пихта.
20. Трубка.
21. Конфета.
22. Чемодан.
23. Собака.
24. Елка.
Инструкция: «Закройте 2 столбца «Для узнавания» в правой части текста.
В течение 30 секунд попробуйте запомнить слова левого столбца «Для запоминания». Запоминайте в том порядке, в каком они напечатаны. Теперь закройте столбец «Для запоминания». В двух колонках «Для узнавания» подчеркните все слова, которые вы запомнили. После этого проверьте правильность выполнения теста — откройте столбец «Для запоминания» и подсчитайте, сколько слов вы подчеркнули правильно.
Теперь оцените объем своей кратковременной памяти: количество правильно запомненных слов умножьте на 10%. Допустим, вы запомнили 8 слов.
8×10% = 80%, т. е. в вашей памяти хранится 80% информации».
Методика 2. Определение объема кратковременной памяти
Учащимся зачитывается первый числовой ряд. После его прочтения экспериментатор дает команду испытуемым: «Записывайте», и те записывают запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. После этого повторяется процедура со вторым, третьим рядами и т. д.
Числовые ряды:
3 7 4 8 9 5 2 4 7 3 4 9 5 8 8 9 6 5 1 7 5 5 7 8 5 3 2 7 8 7 9 1 2 3 4 7
Проверка результатов опыта: детям вновь зачитываются ряды чисел. Они должны вычеркнуть неправильно воспроизведенные числа. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. В среднем дети 7—11 лет правильно воспроизводят в каждом ряду от 4 до 7 чисел в зависимости от возраста (что соответствует возрастным нормам).
Методика 3. Повторение цифр (11-й субтест из теста Д. Векслера)
Цель исследования — определить объем кратковременной памяти. Для этого понадобится бланк с наборами цифр.

77
Для определения объема кратковременной памяти обычно берется материал, несущий минимум смысла. Удобнее всего использовать цифры. Именно такая методика была включена Д. Векслером в разработанную им шкалу измерения интеллекта. Методика состоит из двух частей: первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего семь рядов.
Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов. Общая оценка кратковременной памяти при использовании всей шкалы Д. Векслера дается по результатам обеих частей субтеста. Но для проведения последующей коррекционно-развивающей работы разделенность пробы на две части очень важна, так как позволяет делать акцент на том или ином ее аспекте.
Процедура исследования
Часть 1. Прямой счет
Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их повтори. Хорошо? Ну, давай попробуем.
Внимание!»
1-я серия 2-я серия
3 6 8 3 4 1 7 8 4 2 3 9 3 8 0 1 7 4 5 1 7 4 2 3 8 1 6 4 5 9 7 6 3 5 3 8 7 1 2 4 6 9 6 1 2 6 1 5 8 5 2 1 8 6 7 9 6 4 8 3 9 8 5 2 1 6 3 2 9 7 6 3 1 5 4 4 2 6 9 1 7 8 3 5
Предложить первый ряд цифр из 1-й серии. При правильном воспроизведении дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда
1-й серии дать аналогичный по величине ряд 2-й серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к 1-й серии и предложить следующий по величине ряд.
При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из 1-й и 2-й серий пробу прекратить и перейти к обратному счету.
Часть 2. Обратный счет
Инструкция: «Сейчас я скажу тебе еще несколько цифр, ты их тоже будешь повторять. Только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот смотри, я, например, говорю: «Один, два» (показать рукой на разные места стола), — а ты скажешь: «Два, один» (опять показать рукой на эти места стола, но в обратном порядке). Понятно? Ну, давай попробуем. Внимание!»
1-я серия 2-я серия
2 5 5 7 4 7 2 9 6 4 1 3 5 7 1 6 5 2 9 8 6 3 2 5 9 8 4 9 3 9 7 8 5 2 3 6 7 1 9 4


78 8 5 9 2 3 4 2 6 9 1 6 3 2 5 8 4 5 7 9 2 8 1 3 1 7 9 5 4 8 2
Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении двух одинаковых рядов пробу прекратить.
Проведение этой методики требует соблюдения нескольких правил:
1. Цифры произносить предельно четко с интервалом в 1 с (в ритме стартового отсчета времени).
2. В период от окончания счета экспериментатором до начала его воспроизведения испытуемым не должно быть никаких звуков.
3. Один и тот же ряд дважды не повторять.
4. Начинать с прямого счета. По его окончании перейти к счету в обратном порядке.
Обработка и анализ результатов
В этом задании часть 1 (прямой счет) направлена на определение объема кратковременной памяти, часть 2 (обратный счет) — на определение степени концентрации внимания. Необходимость такого детального анализа связана с тем, что при отсутствии концентрации внимания даже хорошая память может выглядеть слабой.
Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при прямом счете является показателем объема кратковременной памяти. Количество цифр, правильно названных при обратном счете, — показатель концентрации внимания.
Возрастные нормативы
Для детей 5—7 лет объем кратковременной памяти равен 3—5 единицам, показатель объема внимания — 2—4 единицам. Показатель кратковременного запоминания меньше 3 единиц при прямом и обратном счете обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.
8—9 лет — объем кратковременной памяти равен 3—6 единицам (среднее значение — 4), внимания — 2—5 единицам (среднее значение — 3).
10—11 лет — объем кратковременной памяти равен 4—7 единицам (среднее значение — 5), внимания — 3—6 единицам (среднее значение — 4).
12—14 лет — объем кратковременной памяти равен 5—9 единицам (среднее значение — 7), внимания — 3—7 единицам (среднее значение — 5).
Для того чтобы помочь детям научиться применять знания, имеющиеся у них в долговременной памяти, можно поиграть с ними в следующую простую игру.
Участники игры должны по очереди сделать 10—15 шагов, называя на каждом женское или мужское полное имя. Имена должны быть или только мужские, или

79
только женские (в зависимости от того, что объявил ведущий). Дважды одно имя упоминать нельзя. Выигрывает тот, кто выполнит задание без ошибок.
Можно разделить детей на 2—3 команды и предложить каждой команде свое задание — называть не только имена, но и названия городов, животных, предметы мебели и т. п.
Выделяют еще
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

оперативную память, под которой понимается запоминание каких- то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.
Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.
Процессы памяти
Основные процессы памяти — запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание. По характеру воспроизведения судят о качествах работы всего аппарата памяти.
Память начинается с запоминания. Запоминание — это процесс, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.
Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным.
При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит само собой.
Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное,
сознательное, запоминание, т. е. ставится цель — запомнить материал.
Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций.
Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т. е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.
Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового — понимание.
И механическое, и смысловое запоминание имеет большое значение в психической жизни человека. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях — запомнить номер дома, телефона и т. п. — основная роль принадлежит механическому запоминанию.
В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение.


80
Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись и одним механическим повторением.
Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.
Заучивание зависит: а) от характера деятельности, процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели — запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.
Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.
Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустовского «Слава боцмана
Миронова»:
«...И вот с боцманом Мироновым в редакции «Маяка» произошла необычная история...
Не помню, кто — Наркоминдел или Внешторг — просил редакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, чтобы понять, как это было трудно.
И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путаницы новых пароходных названий, флагов, тонн и «дедвейтов» достигло наивысшего напряжения, — в редакции появился
Миронов.
— Вы это бросьте, — сказал он. — Так у вас ни черта не выйдет. Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход «Иерусалим». Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мадагаскар, зафрахтован французской компанией «Пакэ», команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пишите дальше. Пароход
«Муравьев-Апостол», теперь переименован в «Анатоль». Плавает под английским флагом, возит хлеб из Монреаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией
«Рояль — Мейль — Канада». В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Нью-Порт-Ньюсе.
Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папиросами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии


81
капитанов, рейсы, состояние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»
Очень важно активное отношение к процессу заучивания, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно.
Поэтому попытки заучить что-то в состоянии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, являются напрасной тратой времени. Самый плохой и неэкономный способ заучивания — механически перечитывать текст в ожидании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, которая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.
В. Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:
Г р у п п и р о в к а — деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т. д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т. д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план
(совокупность опорных пунктов), классификация
(распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков).
С т р у к т у р и р о в а н и е материала — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
С х е м а т и з а ц и я — изображение или описание чего-либо в основных чертах.
А н а л о г и я — установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.
М н е м и ч е с к и е п р и е м ы — определенные приемы или способы запоминания.
П е р е к о д и р о в а н и е — вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.
Д о с т р а и в а н и е запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание
(использование слов или образов-посредников, ситуативных признаков и пр.
Например, М. Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).
А с с о ц и а ц и и — установление связей по сходству, смежности или противоположности.
П о в т о р е н и е — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным.
Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.