Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82
Воспроизведение — существеннейший компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).
Узнавание — самая простая форма воспроизведения. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.
Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
Все здесь напоминает мне былое...
А. С. Пушкин
Воспроизведение — более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.
При непреднамеренном воспроизведении те или другие мысли, слова вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны.
Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы говорим: «Мне вспомнилось» — здесь мысль следует за ассоциацией.
При преднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю» — здесь уже ассоциации следуют за мыслью.
Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.
Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо.
Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания — то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.
Припоминая, человек пользуется различными приемами:
1) намеренное использование ассоциаций — мы воспроизводим в памяти разного рода обстоятельства, непосредственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например: куда я положила ключ? Выключила ли я утюг, уходя из квартиры?);
2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека — Петр Андреевич, Петр
Алексеевич, Петр Антонович — думаем, что, случайно попав на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости).
Припоминание — сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.


83
Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность — умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент. К. К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом.
Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное само
«лезет» в голову. У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно.
К. К. Платонов давал полезные советы для запоминания. Нельзя сначала что-то просто учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.
Сохранение и забывание — это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение — это удержание в памяти, а забывание — это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
В каждом возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, видах деятельности различный материал забывается, как и сохраняется, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запоминание, — процесс избирательный, имеющий свои закономерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хорошее и забывают плохое в своей жизни (например, воспоминания о походе — трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится значительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.
Благодаря забыванию человек расчищает место для новых впечатлений, освобождая память от груды ненужных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».
В конце 20-х гг. прошлого столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б. В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохраняются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершенное действие оставляет у человека подсознательное напряжение, и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но когда, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряжения, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ощущение незавершенного действия называют «эффект Зейгарник».
Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы — повторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.


84
Забывание начинается вскоре после заучивания и в первое время идет особенно быстрыми темпами. за первые пять дней после заучивания забывается больше, чем за последующие пять дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уже забыто, а тогда, когда забывание еще не началось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.
Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что нередко воспроизведение бывает наиболее полным не тотчас после заучивания, а спустя день, два или даже три дня.
За это время выученный материал не только не забывается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное наблюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не следует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, например в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выученный материал некоторое время «отлежится». Нужно учитывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» результаты предшествующего заучивания. Такое иногда происходит, если после истории учить литературу.
Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.
1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила поведения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:
Тростей, зонтов и чемоданов
Ты на ступеньки не клади,
Не облокачивайся на перила,
Стой справа, слева проходи.
Или, например, в русском языке есть одиннадцать глаголов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?
Видеть, слышать и обидеть,
Гнать, терпеть и ненавидеть,
И вертеть, смотреть, держать,
И зависеть, и дышать,
-ишь, -ит, -ат, -ят писать.
Или чтобы в геометрии не путать биссектрису и медиану:
Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам

85
и делит угол пополам.
Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.
Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните веселое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
2. Ряд мнемических приемов используется при запоминании дат рождения известных людей или знаменательных событий. Например, И. С. Тургенев родился в 1818 г. (18—18), А. С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799),
М. Ю. Лермонтов родился в 1814 г., а умер в 1841 г. (14—41).
3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения — палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.
Один из способов запоминания основывается на создании зрительных образов. Для детей это наиболее простой способ запоминания, соответствующий их возможностям.
Детям раздаются списки, содержащие 8 словосочетаний. Каждый учащийся читает их индивидуально, про себя, после каждой строки закрывая глаза и представляя соответствующий зрительный образ.
Словосочетания:
1. Спящий котенок.
2. Трясущееся желе.
3. Гриб в траве под деревом.
4. Плывущие облака.
5. Бегущий страус.
6. Шутливое высказывание.
7. Радостное сообщение.
8. Встреча с другом.
После того как создан последний зрительный образ, все дети переворачивают листки со списком и им предлагается записать то, что они запомнили. Каждый ребенок работает индивидуально, необходимо попросить учащихся не произносить ничего вслух и не подсматривать друг у друга. Подсчитывается результат.


86
Можно провести обсуждение этого упражнения, например, спросить у ребят, какие образы было создавать труднее, какие легче; попросить кого-нибудь описать, что он представил себе, прочитав то или иное словосочетание, и выслушать тех, кто вообразил себе что-то другое, прочитав то же самое.
Можно научить детей использовать схематические изображения для запоминания текстов.
Для этого учащимся зачитывается небольшой рассказ, после чего им предлагается нарисовать 5—6 рисунков (можно только простым карандашом), отражающих содержание рассказа. Через 40 мин учащимся предлагается написать (или пересказать — при индивидуальной работе) услышанный рассказ, используя свои схемы.
Рассказ может быть, например, следующим:
«Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не утопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Прошло несколько дней. Охотник расставил сети, голубка залетела в коварную ловушку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела».
Для запоминания однородного материала необходима его смысловая обработка.
Дети младшего школьного возраста должны уметь это делать. Выяснить, насколько хорошо они овладели этим навыком, поможет следующая методика.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   18

Методика «группировка»
Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего
5 групп, по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).
Перед каждым воспроизведением дается инструкция.
Инструкция для первого воспроизведения: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!»
Инструкция для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова.
Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты первый раз говорил, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»
Инструкции для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова.
Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, которые ты говорил первый и второй раз, и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»
Последовательность предъявляемых слов:
1. Солнце. 6.
Шапка
11. Липа. 16.
Небо.
2. Тополь. 7.
Медведь. 12.
Блюдце. 17.
Елка.
3. Чашка. 8.
Сосна. 13.
Звезда. 18.
Белка.

87 4. Заяц. 9.
Ложка. 14.
Лиса.
19. Кружка.
5. Луна. 10.
Юбка. 15.
Платье. 20.
Кофта.
Правила проведения методики:
1. Слова читаются с паузой в 1 с между произнесением элементов ряда.
2. По окончании чтения всего ряда начинается его воспроизведение.
Воспроизведение свободное, так как испытуемый должен уловить, что слова можно объединять в группы.
3. Все воспроизведенные ребенком слова записываются в порядке их называния.
Затем предлагается послушать еще раз весь ряд слов.
4. Читается вновь исходный ряд слов. Затем испытуемый его воспроизводит в свободном порядке. Слова, воспроизведенные им, записываются. Затем идет третье чтение ряда и третье воспроизведение.
Обработка и анализ результатов
Воспроизведенные слова фиксируются в порядке их называния ребенком; определяется объединенность слов в группы, относящиеся к категориям:
«животные», «деревья», «одежда», «посуда», «небосвод».
Нормальное течение мнемической деятельности со способностью к смысловой обработке материала выглядит так: при первом воспроизведении предъявленных слов объем кратковременной памяти равен 4—1 слово для детей 6—7 лет (в среднем 3 слова). Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается.
При втором воспроизведении общий объем воспроизведенных слов увеличивается на 2—4 слова; появляются 1—2 частично сформированные группы, состоящие обычно из 2 слов. При третьем воспроизведении появляются 3—4 группы по 2—3 слова, может возникнуть одна или две группы из всех 4 слов.
У детей младшего школьного возраста, как правило, не встречается больше 3 смысловых групп, в старшем возрасте — 4 групп.
Качества памяти
Что такое хорошая и плохая память?
Память начинается с запоминания той информации, которую принимают наши органы чувств из окружающего мира. Все образы, слова, впечатления должны удержаться, остаться в нашей памяти. В психологии этот процесс так и называется — сохранение. Когда нужно, мы воспроизводим ранее виденное, слышанное, пережитое. Именно по воспроизведению судят о качестве работы всего аппарата памяти.
Хорошая память — это способность быстро и много запоминать, точно и вовремя воспроизводить запомненное.
Однако нельзя все успехи и неудачи человека, его победы и потери, открытия и ошибки приписывать одной только памяти. Недаром французский мыслитель