Файл: Пособие для учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 441

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

125
Следующие задачи также могут служить для исследования тех особенностей мышления, которые характеризуют нашу возможность осознавать содержание слов — понятий — как средств мышления.
1. У двух зрячих один брат слепой, но у этого слепого нет зрячих братьев. Как это возможно?
2. Он мой дед, но я ему не внук. Как это возможно?
3. Я тебе дочь, но ты мне не мать. Как это возможно?
4. У меня есть сестра, а у моей сестры сестры нет. Как это возможно?
Ответы: у слепого зрячие сестры, у деда — внучка, у дочери — отец, в последней задаче у сестры — брат.
1
Успенский Л. В. Слово о словах. — М., 1957. — С. 5—6.
2
См.: Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.
3
См.: Засобина Г. А., Кабыльницкая С. Л., Савин Н. В. Практикум по педагогике. — М., 1997.
4
Чуковский К. И. От двух до пяти. — М., 1966. — С. 122.
5
Караковский В. А. Любимые мои ученики. — М., 1987. — С. 24.
6
Теплов Б. М. Ум полководца // Избранные труды. В 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 224.
7
См.: Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996; Рубинштейн С. Я.
Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.

126
Воображение
Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый XVIII в. Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли был химиком, биологом, философом, совершил множество выдающихся открытий. Он открыл, что «плохой» воздух
«исправляется» под воздействием растений. Обнаружил аммиак и другие газы, получил кислород.
Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению»
1
Французский философ-просветитель и писатель XVIII в. Дени Дидро восклицал:
«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком...
Воображение — это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
Современный отечественный философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного.
Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»
2
Воображение — способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта.
Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку.
С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.
Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л. С. Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения». «Всякое построение фантазии, — писал он, — обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим человека»
3


127
Очень хорошо воздействие образов воображения на чувства и эмоции показано в известном стихотворении К. Чуковского:
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это — козочка рогатая.
Это — елочка мохнатая.
Это дядя с бородой.
Это — дом с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чуднóе,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы ее выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я ее боюсь!»
4
Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения — это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.
Таким образом, значение воображения в жизни человека чрезвычайно велико.
Данные психологических исследований свидетельствуют, что наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте (от 4—5 до 15—16 лет). Между тем когда речь заходит о развитии, то и в дошкольных, и тем более в школьных образовательных учреждениях имеют в виду прежде всего развитие памяти, мышления, внимания и не уделяют внимания развитию воображения, считая, что оно и так присуще ребенку от природы и не нуждается в специальном развитии. Исследования показывают, что если воображение не нагружать, не упражнять, то с возрастом многие его возможности оскудевают, а это ведет к обеднению личности, снижению творческих возможностей.
Поэтому воображение необходимо специально развивать, тренировать, и делать это важно и в раннем детстве, и в дошкольном, и в школьном возрасте.
Психологическая природа воображения
Как уже отмечалось, процесс воображения проявляется в создании человеком чего- то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим.
Образы воображения создаются благодаря способности человека замечать и выделять во всем, что он видит, читает, слышит, чувствует и переживает, отдельные детали, качества, признаки, свойства и использовать их при создании новых образов.

128
Недаром некоторые психологи сравнивают воображение с детской игрушкой — калейдоскопом, в котором вместо цветных стеклышек все богатство окружающего мира и внутреннего мира человека — богатство, представленное во всех деталях и подробностях. В калейдоскопе-воображении эти детали, подробности могут сложиться в неисчислимое множество самых разнообразных образов.
Почему же эти детали могут складываться в новые образы? Это происходит за счет двух очень важных свойств образов — их гибкости и подвижности. Если представить что-либо, а затем попытаться закрепить, остановить этот образ, обычно ничего не получается: образ меняется, поворачивается разными сторонами, рассыпается и вновь возникает, но уже немного другим.
Поэтому образы легко поддаются преобразованию, причем мы можем управлять им. Это относится ко всем образам — и создающимся в процессе ощущения и восприятия, и образам памяти, и образам воображения.
Но если основная функция образов памяти — сохранение опыта, то основная функция образов воображения — его преобразование.
Все образы, представления воображения строятся из материала, полученного в прошлом опыте, из того, что ощущалось, воспринималось и было сохранено в памяти. Из ничего воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой — звуковой).
Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. Но в отличие от образов памяти в деятельности воображения эти представления подвергаются глубокому изменению.
Представления памяти — это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. При помощи воображения имеющиеся у человека образы вступают в необычные, часто неожиданные сочетания и связи.
Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Оно позволяет нам использовать не только собственный опыт, но и опыт других людей, всего человечества. Благодаря этому мы можем создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали.
Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности человека в целом.
Очень сложна связь воображения и речи. С одной стороны, известно, что словесно описать можно лишь устойчивый образ. Если образ недостаточно отчетлив, то при попытке описать его он может распасться. Но при повторном воспроизведении образа вербализация, словесное описание способствует тому, что он закрепляется, становится более устойчивым. Поэтому речь играет важную роль в создании устойчивых образов. Это относится ко всем образам — восприятия, памяти и воображения. С другой стороны, данные психологических исследований свидетельствуют, что развитие воображения не зависит от развития речи и низкий уровень речевого развития не означает бедности воображения. Нельзя судить


129
о воображении ребенка на основании того, что он рассказывает о своих фантазиях.
Трудности в описании образов, однако, могут осложнить ребенку игру, учебу, помешать ему избавиться от излишних страхов. Поэтому необходимо развивать речь ребенка, научить его точно описывать то, что он представляет себе, и то, что он переживает.
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника.
Воображение — познавательный процесс, и он имеет в своей основе аналитико- синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез — объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Физиологическая основа воображения — образование новых сочетаний из врéменных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

Психологические механизмы или приемы создания образов
воображения
Как уже отмечалось, в образах воображения всегда есть черты различных образов, известных человеку. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько психологических механизмов или приемов создания образов воображения.
Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.
Но комбинирование — это творческий синтез, а не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Например, у А. С. Пушкина:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит...
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...
Частный случай комбинирования — агглютинация (от лат. agglutinare — приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств — например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет. Это сказочный образ — не учитываются условия, при которых ковер мог бы летать.
Но само воображаемое перенесение способности птиц к полету на другие тела

130
оправданно. Потом изучили условия полета и осуществили мечту — изобрели самолет. В технике это аэросани, танк-амфибия и т. д.
С помощью комбинирования свойства одного предмета переносятся на другой.
Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки.
«Бином» — значит «состоящий из двух частей». Для бинома берутся два слова.
Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, — только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...»
5
Дж. Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело — второе сочетание. «Это, — пишет Дж. Родари, — открытие, изобретение, стимул».
Это и есть «бином фантазии»
6
Акцентирование — подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей.
Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета; б) гиперболизация — преувеличение или миниатюризация — преуменьшение
(мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).
Преувеличение и утрирование отдельных черт часто используются в сказках, художественных произведениях. Например, у любопытного Буратино длинный нос. Очень большой нос и у героя пьесы Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Этот нос во многом определяет характер героя. Вот что по этому поводу говорит один из персонажей:
«А нос! Не только он велик,
Он прямо ненормален!..
Натура Сирано недаром так горда,
И нос с гасконской гордостью он носит;
Но каждый, увидав тот нос, невольно спросит:
«Когда ж его он снимает?» Господа!
Его он не снимает никогда».
Эти приемы очень широко используются в самых разных видах деятельности человека. Например, в технике с помощью миниатюризации создали микросхемы, без которых невозможны были бы многие современные приборы.


131
Противопоставление — это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. У изобретателей этот прием называется «сделай наоборот». Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему велению» — печка начинает ездить. Можно сделать вредное полезным. При ангине, например, нельзя есть ничего холодного. Но иногда больным ангиной специально дают мороженое. Можно превратить постоянные признаки предмета во временные и наоборот.
Существует знаменитая задача, которую психологи предлагали многим людям.
Придумал ее психолог К. Дункер. Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую — гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.
Лишь немногие из тех, кому предлагалась эта задача, смогли ее решить, да и то только после подсказки экспериментатора.
В чем трудность этой задачи? Обычно на одну чашу весов сразу ставят предмет, который надо взвесить, и больше его не трогают, а все внимание сосредоточивается на другой чаше весов, куда кладут разные предметы — их называют разновесы — для того, чтобы чашки весов выровнялись. Эти разновесы добавляют, убирают, меняют. Так и действовали большинство из тех, кто участвовал в этих опытах. И мало кто догадался, что здесь требуется «действие наоборот» — совершить действие над предметом, который взвешивается. Проще говоря, зажечь свечу, которая будет сгорать, и ее вес уменьшится.
Прием «все наоборот» использован в пылесосе. Обычно пылесос всасывает воздух, а вместе с ним и пыль. Но в некоторых моделях предусмотрена операция, которая позволяет пылесосу, наоборот, выдувать воздух. Такие пылесосы используют для окраски стен и потолков.
Этот же прием часто используют в рекламе, наделяя привычные предметы противоположными для них свойствами. Слон, например, грузный, тяжеловесный, а в рекламе «Аэрофлота» он летает.
Типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
Этот механизм часто используется при создании литературных образов — на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация — самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. М. Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо.
Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.
Виды воображения