Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 992

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
241 молодежь сможет преодолеть возникающие трудности и реализовать свою субъектность.
Большая роль в решении проблемы студенческой маргинальности принадлежит эффективной государственной молодежной политике. Так, на федеральном уровне закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» в стадии разработки, действует Распоряжение
Правительства РФ «Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года», учитывающее положения Стратегии государственной национальной политики РФ на тот же период в вопросах гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи), от которой напрямую зависит как социально-профессиональное развитие молодежи, так и стратегическое развитие страны, ее стабильное будущее [1].
Так, в Распоряжении Правительства РФ говорится, что «целями государственной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны» [1].
Список использованной литературы
1.
Об утверждении Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р. – Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации.
– Москва, 29.11.2014. – URL: http://government.ru/docs/all/93887/(дата обращения:
02.05.2023).
2.
Сметанкина, Л. В. О маргинальности в студенческой среде / Л. В. Сметанкина. – URL: https://phsreda.com/e-articles/193/Action193-96316.pdf (дата обращения: 02.05.2023). –
Текст : электронный
3.
Преступность несоверешеннолетних. Статистика 2022. – Текст : электронный //
Юридическая помощь для всех : [сайт]. – URL: https://polic15.ru/zhaloby/prestupnost- nesovershennoletnih-statistika-2021(дата обращения: 02.05.2023).

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
242
УДК 821.161.1-192
РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО В. С. ВЫСОЦКОГО: НРАВСТВЕННО-
ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГЕРОЕВ
Любарский Руслан Васильевич, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» города Брянска, г. Брянск
Аннотация. В статье представлен анализ раннего творчества Владимира Высоцкого 60- х годов, которое представляет собой тюремно-лагерные песни.
Ключевые слова:Владимир Высоцкий, авторская песня, тюремно-лагерные песни, нравственно-духовный аспект, песни 60-х годов
Поэзия Владимира Высоцкого стала объектом изучения многих исследователей. Произведения Высоцкого рассматривали Ю.В. Доманский [4],
В.А. Гавриков [2; 3], О.С. Рязанская [6] и др. Однако песни Высоцкого 60-х годов характеризуются особым подходом к изображению героя с уникальным миропониманием, следовательно, нуждаются в исследовании. Тем самым,
целью статьи является изучение специфики художественного воплощения миропонимания героев произведений поэта 60-х годов. Раннее творчество
Высоцкого ознаменовано преобладанием тюремно – лагерных песен. Главные герои данных произведений – убийцы, воры, бандиты и другие криминальные элементы, чья жизнь связана с долговременным пребыванием в тюрьмах и лагерях.
Владимир Высоцкий стремился передать их внутренний мир, сделать переживания криминального элемента неотделимым от чувств и эмоций обыкновенного человека. Владимир Новиков в книге «Жизнь замечательных людей. Высоцкий» пишет: «Кто он? Вор, бандит, убийца? Но если бы дело этим ограничивалось, то нечего было бы с таким персонажем так долго возиться, он уместился бы в три-четыре песни. А Высоцкий не просто ведет разговор от первого лица, он стремится понять героя изнутри, вжиться в заблудшую душу, увидеть в преступнике прежде всего человека. Конфликты он строит такие, какие


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
243 случаются и в жизни нормальных, законопослушных граждан» [5, с. 61]. В песнях автора конфликты и переживания преступников показаны сквозь призму особого восприятия мироустройства каждым отдельным персонажем.
В глазах героев Высоцкого мир выглядит враждебным, исходя из этого, в песнях возникает негативное отношение к происходящим в нем событиям. Люди оцениваются с позиции пренебрежительного отношения к критериям нравственно – духовного совершенствования, принятым в среде уголовников.
Основа взаимоотношения в среде криминальных элементов – понятие товарищества, вступающее в конфликт с доносительством со стороны ближайшего окружения. В песне «Правда ведь, обидно» показаны душевные муки персонажа в связи с тем, что товарищ «Сашек» «продал» его милиции за прошлые обиды. Высоцкий пишет:
Правда ведь, обидно, если завязал, -
А товарищ продал, падла, и за все сказал:
За давнишнее, за драку - все сказал Сашек, -
И двое в синем, двое в штатском, черный воронок... [1, с. 49]
Преобладание в сознании преступника концепта наказания за прегрешения товарищей является неотъемлемой составляющей миропонимания криминального элемента. Следовательно, персонаж стремится наказать в грубой форме бывшего друга «Сашка» за несоблюдение нравственно – духовных аспектов преступного мира. Высоцкий поясняет:
На суде судья сказал: "Двадцать пять! До встречи!"
Раньше б горло я порвал за такие речи!
А теперь - терплю обиду, не показываю виду, -
Если встречу я Сашка - ох как изувечу! [1, с. 50]
Свобода и любовь являются одними из ведущих ценностей в сознательной деятельности преступников. Именно поэтому потеря четырех лет жизни героем песни представлена в тесном взаимодействии с потерей возлюбленной Тани.
Высоцкий пишет:

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
244
До свиданья, Таня, а, может быть - прощай!
До свиданья, Таня, если можешь - не серчай!
Но все-таки обидно, чтоб за просто так
Выкинуть из жизни напрочь цельный четвертак! [1, с. 50]
Данные мотивы приводят к восприятию мира со стороны преступников в контексте существующей в нем социальной несправедливости. В произведении
Высоцкого «Песня про стукача» главный герой приводит в «тесный круг» друзей своего знакомого, которого они «встретили как брата». Взамен проявленной доброты новоприбывший товарищ «продает» «всех подряд». В связи с этим, в творчестве Владимира Высоцкого возникает мотив несправедливости по отношению к человеку в качестве структурного элемента окружающей среды преступника. Высоцкий пишет:
В наш тесный круг не каждый попадал,
И я однажды - проклятая дата! -
Его привёл с собою и сказал:
"Со мною он, нальём ему, ребята".
Он пил, как все, и был как будто рад.
А мы? - его мы встретили как брата!
А он назавтра продал всех подряд.
Ошибся я, простите мне, ребята! [1,с.77]
Предательства и измены в мире преступников вступают в нравственные противоречия с эстетикой и законами блатного мира, а также формируют особый взгляд на мораль среднестатистического человека. Поэт Николай Заболоцкий, осужденный в 1938 году по абсурдному обвинению в «троцкизме», оказавшийся в среде уголовников, пишет: «Уголовники – воры-рецидивисты, грабители, бандиты, убийцы <…> – народ особый, представляющий собою общественную категорию, сложившуюся на протяжении многих лет, выработавшую свои особые нормы жизни, свою особую мораль и даже особую эстетику. Эти люди жили по своим собственным законам, и законы их были крепче, чем законы любого государства <…>. С их точки зрения мы были жалкой тварью, не


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
245 заслуживающей уважения и подлежащей самой беспощадной эксплуатации и смерти. И тогда, когда это зависело от них, они со спокойной совестью уничтожали нас с прямого или косвенного благословения лагерного начальства»[5, с. 63].
В произведении Высоцкого «Серебряные струны» монолог преступника преобразуется в исповедь творческой личности, основа которой – независимость.
Главный герой задыхается в атмосфере творческой несвободы, которая идет вразрез с пониманием в лице преступника независимости как важнейшего атрибута его мироощущения. При этом, творческая свобода находится во взаимосвязи с физической, которой уголовник готов пожертвовать во имя целостности «серебряных струн» гитары, ассоциирующихся с увлеченностью музыкальным искусством. Высоцкий поясняет:
Но гитару унесли, с нею - и свободу, -
Упирался я, кричал: «Сволочи, паскуды!
Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду -
Только не порвите серебряные струны!»
Что же это, братцы! Не видать мне, что ли,
Ни денечков светлых, ни ночей безлунных?!
Загубили душу мне, отобрали волю, -
А теперь порвали серебряные струны... [1, с. 34]
В тюремно-лагерных произведениях Владимира Высоцкого поднимается вопрос о преступности самого общественного устройства, о всесилии зла и цинизма, и беззащитности единичного человека. Создание отдельного преступного мира со своей спецификой организации и структурирования обусловлено господствующим в стране беззаконием. Следовательно, один из мотивов тюремно-лагерных песен Высоцкого – представление об обществе как части мира с присущим ему нарушением морально – эстетических норм.
Преступники являются жертвой данного социума и заслуживают снисхождения и сочувствия. В песне «Рецидивист» поимка бывшего преступника, не

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
246 совершившего противозаконного действия, связана с выполнением милицией определенного плана. В произведении Высоцкого сказано:
Это был воскресный день, и я не лазил по карманам.
В воскресенье отдыхать! Вот мой девиз.
Вдруг - свисток, меня хватают, обзывают хулиганом,
А один узнал, кричит: «Рецидивист!»
<… >
Это был воскресный день, Я был усталый и побитый.
Но одно я знаю, одному я рад:
В семилетний план поимки хулиганов и бандитов
Я ведь тоже внёс свой очень скромный вклад! [1, с. 55]
Любовь в песнях Высоцкого воспринимается персонажами как чувство, главной особенностью которого является верность женщины своему мужчине.
Однако в представлении уголовников отсутствие взаимной любви является неотделимым компонентом мироздания и приводит к душевным переживаниям.
Герой песни Высоцкого «Что же ты, зараза, бровь себе подбрила» воспринимает любовь как чувство сильного характера, побуждающее его к всевозможным подвигам ради своей любимой. Особенность проявления чувства любви преступника заключается в равноценном обмене, специфика которого – удовлетворение потребности лица мужского пола в любви со стороны женщины взамен подвигов криминального характера. Нарушение данного принципа приводит к трагичному разрушению привычной картины мира преступного элемента, а, следовательно, к реакции, выражающей резкое неприятие этого путем проявления жестокости. Автор пишет:
Знаешь ты, что я души в тебе не чаю,
Для тебя готов я днем и ночью воровать, -
Но в последне время чтой-то замечаю,
Что ты стала мине слишком часто изменять [1, с. 32].
Устоявшееся восприятие любви вора вступает в конфликт с изменой его возлюбленной. Исходя из этого, возникает внутренний протест персонажа,


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
247 перетекающий во внешне проявляющуюся агрессию. Агрессивная реакция в отношении неверной женщины носит избирательный характер в виду деления людей на «своих» и чужих, непосредственно принимавших участие в измене.
Высоцкий пишет:
Если это Колька или даже Славка -
Супротив товарищев не стану возражать,
Но если это Витька с Первой Перьяславки -
Я ж тебе ноги обломаю, в бога душу мать! [1, с. 32]
Измена возлюбленной с Колькой или Славкой – товарищей вора считается им же простительным поступком, в отличие от предполагаемых отношений с
Витькой с Первой Перьяславки. Отсутствие верности является катализатором зарождения в душе героя мстительности, обусловленной желанием сделать жизнь изменившей ему женщины невыносимой. Это достигается посредством обещания найти себе «бабу», которая пробудит в бывшей женщине вора зависть, основанную на невозможности вернуть ранее потерянное вследствие неправильно сделанного выбора. Высоцкий поясняет:
А настанет лето - ты еще вернешься,
Ну а я себе такую бабу отхвачу,
Что тогда ты, стерва, от зависти загнешься,
Скажешь мне: "Прости!" - а я плевать не захочу! [1, с. 32]
В «Песне про уголовный кодекс» происходит осмысление особенности жизнеописания каждого отдельного заключенного. Стезя уголовника отождествляется Владимиром Высоцким со статьями уголовного кодекса, которые определили место в жизни каждого криминального элемента. Несмотря на это, в произведении присутствуют два голоса: персонажа и автора.
Размышления персонажа сводятся к монологу об участи своих друзей, в то время как автор задумывается о судьбе всего народа, окидывая мысленным взором весь опыт мировой литературы. Высоцкий пишет:
Вы вдумайтесь в простые эти строки, -

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
248
Что нам романы всех времен и стран!
В них все - бараки, длинные, как сроки,
Скандалы, драки, карты и обман [1, с. 66].
Автор устанавливает соответствие между окружающей средой и внутренним миром заключенного, а также с его судьбой, относящейся к постоянному пребыванию в тюрьмах и лагерях. Среда обитания человека ни что иное как вместилище разнообразных пороков, которые в сознании преступника обобщаются с помощью мировых литературных произведений. Исходя из этого, мировая литература является одним из факторов, влияющих на миропонимание определенного заключенного с точки зрения негативного отношения ко всему происходящему. На фоне порочного мира друзья лирического героя уголовники выглядят бесспорными составляющими порочной повседневности, соотносимыми с каждой строчкой уголовного кодекса, регламентирующей конкретное противоправное деяние. Высоцкий замечает:
Сто лет бы мне не видеть этих строчек -
За каждой вижу чью-нибудь судьбу!
И радуюсь, когда статья - не очень:
Ведь все же повезет кому-нибудь... [1, с. 66]
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   53

Выводы. Таким образом, любой криминальный элемент в песнях
Владимира Высоцкого создает свою концепцию устройства окружающего его мира, которая включает в себя верность как неотъемлемый атрибут любви, свободу творческой и физической реализации личности, дружбу, исключающую предательство; а также общество, воспринимаемое в качестве подобия внутренней природе каждого преступника. При этом мир в сознании вора, бандита, убийцы и т.д. сводится враждебному ему явлению в виду несоблюдения устоявшихся нравственных законов криминальной среды.
Список использованной литературы
1.
Высоцкий, В. Собрание сочинений в четырех томах. Том первый. Песни. – Москва,
2011. – 474 с.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
249 2.
Гавриков, В. А. Лесковские традиции народной этимологии в творчестве В. С.
Высоцкого / В. А. Гавриков // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 3. – С. 103-110.
3.
Гавриков, В. А. «Смотрю французский сон с обилием времен»: образ Наполеона и образ власти в лирике В. С. Высоцкого / В. А. Гавриков // Вестник Тверского государственного университета. – Серия: Филология. – 2018. – № 1. – С. 21.
4.
Доманский, Ю. В. Образ Высоцкого в игровом кино («Копейка», «Обратная сторона
Луны»): к проблеме специфики «биографического мифа» Высоцкого // Владимир
Высоцкий - XXI век : материалы Международной научно-практической конференции
«Владимир Высоцкий - XXI век», г. Новосибирск, 6-10 мая 2014 г. / Сибирский Фонд по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого ; Новосибирская государственная областная научная библиотека ; ответственный за выпуск Л. Л. Гельшерт. 2014. – С. 163-
172.
5.
Новиков, В. ЖЗЛ: Высоцкий / В. Новиков. – Москва : Молодая Гвардия, 2010. – 399 с.
6.
Рязанская, О. С. Двоемирие в песенной трилогии В. С. Высоцкого «История болезни» //
Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2013. – № 2 (31). – С. 168-169.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
250
УДК 659.44
ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА С ЦЕЛЕВОЙ
АУДИТОРИЕЙ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Плеханова Екатерина Андреевна,
студентка направления подготовки реклама и связи с общественностью,
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург
Научный руководитель: Шилина Марина Григорьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью,
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург
Аннотация. Статья посвящена изучению инструментов взаимодействия бизнес- организации со своей целевой аудиторией в цифровой среде. Рассматриваются разные подходы к классификации цифровых инструментов. Изучаются тенденции влияния современных инструментов цифровой коммуникации на взаимодействие бизнеса с ЦА.
Ключевые слова: цифровые инструменты, цифровая коммуникация, PR, продвижение в цифровой среде.
В сфере PR тема цифровых коммуникаций становится одной из ведущих в связи с динамично меняющейся средой, новой нормальностью. PR-стратегии также модифицируются в связи с перестройкой коммуникационного ядра: цифровые технологии, каналы и инструменты теперь являются неотъемлемым звеном в системе выстраивания коммуникации между коммерческой компанией и ее аудиторией. Кроме того, в определенных сферах бизнеса цифровые коммуникации берут главенство над другими каналами коммуникаций, играют ведущую роль в создании благоприятного имиджа и позитивной репутации той или иной компании [1].
Проблема: в связи с быстро меняющимися тенденциями продвижения в цифровом пространстве, а также в связи с растущей ролью цифровых коммуникаций в PR возникает перманентная необходимость в оперативной адаптации коммуникации бизнеса с помощью применения новых цифровых