Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 983
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы. Изучение регионализмов помогает понять различия в культуре и образе жизни, принятых в каждом регионе мира. Их изучение помогает развивать территориальные принципы, которые необходимы для планирования и
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
260 обустройства территории. Регионализмы часто выступают как причина межкультурных конфликтов. Изучение регионализмов помогает понимать причины таких конфликтов и поиск пути их разрешения. Регионализмы могут иметь важное значение для экономического развития, так как они определяют особенности производственного, транспортного и инфраструктурного развития каждого региона. Изучение регионализмов позволяет выявлять и оптимизировать их экономический потенциал. С точки зрения лингвистики регионализмы представляют интерес для понимания различий в языках и диалектах. Региональные различия могут быть связаны с лексикой, фонетикой, грамматикой и другими аспектами языка, что может помочь лингвистам установить границы между языками и диалектами и особенности их использования. Суммируя все вышеперечисленное, мы определили регионализмы, встречающиеся в речи жителей Челябинской области наиболее часто. И приведя определения региональным лексемам, мы можем сделать вывод, что регионализмы встречаются скорее в устной речи, чем в письменной.
Изучение региональных вариантов языка может быть полезно для лингвистических исследований и обучения языку в целом. Популярность изучения диалектов и региональных вариантов языка научно-исследовательских целях предполагает использование сходных методик и подходов к изучению самого языка, что помогает расширить общее понимание процесса изучения языка.
Список использованной литературы
1.
Ерофеева, Е. В. Региолект как континуум / Е. В. Ерофеева // Вестник санкт- петербургского университета. Язык и литература. – 2020. – № 4. – С. 596-614.
2.
Резвухина, Ю. А. Регионализм: к определению понятия / Ю. А. Резвухина // Интерэкспо гео-сибирь. – 2015. – № 2. – С. 84-90.
3.
Харченко, Е. В. Регионализмы: методы сбора и анализа материала // Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе. – 2022. – № 1. – С. 430-434.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
261
УДК 82-144
СИМВОЛИКА ТАИНСТВЕННОГО В БАЛЛАДЕ А.С. ПУШКИНА
«ЖЕНИХ»
Фадеева Екатерина Александровна, студентка 4 курса филологического факультета,
ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени
А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир
Научный руководитель: Мартьянова Светлана Алексеевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы,
ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени
А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир
Аннотация. Основой настоящей статьи является анализ символики таинственного в балладе А.С. Пушкина «Жених». Указанная тема представляет особый интерес, поскольку вопрос о жанровой отнесенности этого произведения до сих пор остается открытым.
Сделанные выводы подчеркивают балладный характер изучаемого текста.
Ключевые слова: сказка, баллада, символ, сон, таинственное.
Постановка проблемы. Творчество А.С. Пушкина, как известно, представлено довольно широким жанровым разнообразием. Произведение
«Жених», опубликованное в 1827 году, является весьма важным для понимания эволюционных движений литературной деятельности писателя в 1820-х гг.
Исследователи, занимающиеся анализом структуры «Жениха», так или иначе затрагивали тему неоднозначного определения жанра произведения. Вопрос о жанровой принадлежности указанного текста и на данный момент времени остается открытым в литературоведении [5, с. 3685].
В построении сюжета обнаруживаются как сказочные, так и балладные мотивы [там же]. Так, Б.В. Томашевский, известный советский литературовед, отмечал истинно балладный характер главной героини – Наташи: «Волнение
Наташи, когда она увидала тройку, и снова такое же непонятное молчание. Не менее странная истерика Наташи, когда приходит сваха. Всё это возбуждает любопытство и подготовляет внезапное раскрытие тайны. Такое развитие рассказа мало похоже на сказочное повествование, но возможно в балладе» [4, с. 104]. Однако и он, и Р.В. Иезуитова, предпринявшая глубокий
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
262 анализ текста, отмечали и довольно значимые сказочные мотивы [1].
Особенно подчеркивается балладная поэтика тайн, имеющаяся в тексте
«Жениха» и проявляющаяся в весьма своеобразном поведении Наташи. Наряду с эти очень важным оказывается «детективный элемент» произведения, сближающий его с балладами В.А. Жуковского («Ивиковы журавли», «Варвик») и П.А. Катенина (произведение «Убийца») [там же]. Таким образом, более глубокому анализу могут быть подвержены элементы обоих направлений: и сказочного, и балладного.
Цель исследования. Целью настоящей статьи является исследование символического, балладного контекста произведения «Жених» (т.е. символики таинственного). Давно замечена довольно сильная связь между ним и как текстами различных жанров (сказочного и балладного), так и произведениями самого А.С. Пушкина. Несомненно, «Жених» при прочтении ассоциируется со
«сном Татьяны» из романа в стихах «Евгений Онегин» [2, с. 23]. Тексты объединяет балладная образность и символика. Наряду с этими исследователями подчеркивается и связь указанных произведений А.С. Пушкина с балладами В.А.
Жуковского и Г.А. Бюргера [2, с. 22].
Одним из новшеств, введенных автором в данную балладу, является своеобразное переплетение сна и реальности. Читателю не открывается истина: возможно, Наташа не видела сна, а лишь рассказала в такой форме то, что было на самом деле, однако полностью утверждать мы этого не можем. Таким образом, роль мотива сна в произведениях Пушкина и балладах его предшественников различна [2, с. 25].
Работа с текстом произведения. В ходе проведения исследования были выделены основные символы таинственного, существующие в балладе «Жених».
1. Дремучий лес. При символическом взгляде на данный пейзаж можно утверждать, что он обозначает бессознательное, непостижимое. Наряду с этим лес предстает не чистым и светлым, а дремучим, что сгущает цветовую палитру, делая восприятие данного образа мрачным, пугающим. Таким образом, читателю передается непонимание героиней ситуации, ее потерянность, страх: «Зашла я в
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
263 лес дремучий, //И было поздно; чуть луна//Светила из-за тучи;//С тропинки сбилась я...» [3].
2. Сосны и ели. Необходимо отметить, что данное сочетание является сочетанием спорной, противоположной символики. Наташа указывает, что дремучий лес, который она видела, был тих, и «сосны лишь да ели вершинами шумели» [3]. Многие народы почитали сосну и ель символами жизни, долголетия, счастья. Наряду с этим шум сосен можно рассматривать как предсказание скорой свадьбы Наташи, ведь именно маленькую сосну на Руси втыкали в свадебную ковригу, чтобы пожелать добра новобрачным. Однако некоторыми исследователями сосна и ель толкуются как символы смерти, что связано с похоронными обрядами.
3. Нож и волосы. Волосы, как известно, носили большую символическую нагрузку в жизни славян. Для девушки коса являлась показателем жизненной силы, здоровья, каждая прядь несла в себе определенный смысл.
Оскорбительным являлось даже взять девушку за волосы. Так, в произведении мы видим символику, предсказывающую скорую смерть девушки, близость ножа к ее косе: «А старший брат свой нож берет, //Присвистывая точит;//Глядит на девицу-красу,//И вдруг хватает за косу,//Злодей девицу губит,//Ей праву руку рубит» [3]. Поскольку символика смерти схожа во многих культурах, может возникнуть ассоциация и с мифологией Древней Греции, ведь Танатос, забирая человека в иной мир, отрезал ему прядь волос.
4. Золото и серебро. Известно, что золото и серебро связывают с солнцем и луной соответственно. Наряду с этим данные металлы являются символом богатства, достатка. В балладе А.С. Пушкина «Жених» к образам золота и серебра добавляется новое, нетрадиционное значение. Так, они являются символом как достатка и приближающейся свадьбы, так и тайны, смерти. Это доказывается рассказом Наташи о ее сне: «Дверь отворила я. Вхожу —//В избе свеча горит; гляжу —//Везде сребро да злато, //все светло и богато» [3]. Наряду с этим образ золота и прочих признаков достатка появляется в сцене сватовства и несет в ней положительный оттенок значения.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
264
5. Кольцо. Образ кольца традиционно связан с бесконечностью, властью, а также любовью. В балладе А.С. Пушкина, однако, данное украшение приобретает новые для себя значения: оно изобличает преступника, становясь прямым доказательством вины, т.е. символом этой вины и совершенного злодеяния: «Кольцо катится и звенит, //Жених дрожит бледнея;//Смутились гости. — Суд гласит:// «Держи, вязать злодея!» [3].
Выводы. Итак, в ходе настоящей работы нами была проанализирована символика таинственного в произведении А.С. Пушкина «Жених». Необходимо отметить, что одновременно использовалось несколько методов исследования: анализ, типологическое сопоставление, интерпретация, культурно-исторический метод и пр. Таким образом, в результате анализа полученной информации можно сделать вывод о существовании большого количества разнообразных символов таинственного, чего-то неизведанного, что подчеркивает балладный характер данного текста.
Существующая амбивалентность многих образов, однако, доказывает возможность существования спорного вопроса о преобладании сказочных или балладных истоков в изучаемом произведении. Обнаруженная двойственность открывает новые возможности для изучения сказки «Жених», а также и других произведений А.С. Пушкина.
Список использованной литературы
1.
Иезуитова, Р. В. «Жених» // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика : сборник. – Ленинград : Наука, 1974.
– С. 35-56.
2.
Новикова, Е. В. Сравнительный анализ баллады «Жених» и «сна Татьяны» (из романа в стихах «Евгений Онегин») А.С. Пушкина / Е. В. Новикова // Время науки =The Times of
Science. – 2019. – №2. – С. 22-25.
3.
Пушкин, А. С. Жених / А. С. Пушкин // Собрание сочинений. В 10 т. Т.2. Стихотворения
1823-1836. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1959.
- С. 90-95.
4.
Томашевский, Б. В. Пушкин: материалы к монографии. – Москва - Ленинград: Изд-во
АН СССР, 1961. – Кн. 2. – 576 с.
5.
Хурумов, С. Ю. Три контекста «простонародной сказки» А. С. Пушкина «Жених» //
Филологические науки. Вопросы теории и практики = Philology. Theory & Practice. –
2021. – Том 14. – Выпуск 12. – С. 3682-3689.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
265
УДК 94(47).084.8:75.044
ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЗАЩИТНИКОВ СТАЛИНГРАДА В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
Харченко Любовь Николаевна,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и истории Отечества
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Статья посвящена творчеству фронтовых художников в период
Сталинградской битвы. Целью работы являлось выявление творческих коллективов и групп самодеятельных художников, отразивших события Сталинградской эпопеи в своих произведениях, рассмотрение их деятельности данного периода. Сделаны выводы об исторической и духовной ценности данных работ.
Ключевые слова: художники-фронтовики, студия им. М.Б. Грекова, Союз художников
СССР, Сталинградская битва, фронтовые газеты
2023 год – год 80-летия Сталинградской битвы – одного из самых знаковых событий Великой Отечественной войны. В нынешней сложной международной обстановке величие и глубина данного события воспринимается по-новому: более обостренно и ярко. Проблемы защиты Отечества, сохранение его суверенитета, материальных и духовных ценностей с новой силой актуализировались в современных условиях. Таким образом нравственный подвиг защитников Сталинграда, не только не утрачивает своего значения, но напротив наполняется новыми смыслами. Существенную роль в сохранении исторической памяти об этих событиях на достаточно высоком уровне играет тот факт, что они нашли отражение в творчестве многочисленных художников- фронтовиков, произведения которых занимают достойное место в государственных и частных картинных галереях, и коллекциях.
Следует отметить, что годы Великой Отечественной войны в истории отечественного изобразительного искусства стали тем временем, когда
«одновременно происходило создание произведений … и начало осмысления их исторической значимости и художественного своеобразия» [2, с. 3].
Студия военных художников им. М.Б. Грекова в будущем году отметит свой
90-летний юбилей. Именно ее талантливые мастера с первых дней войны
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
266 находились на всех фронтах, за частую сражаясь в составе боевых подразделений, выполняли великую миссию, запечатлевая сюжеты военных событий. Можно сказать, что они создали летопись войны, зафиксировав мгновения, наполненные великим смыслом любви к жизни, боли потерь, величия подвига наших соотечественников. В ходе Сталинградской битвы в поле деятельности Сталинградского и Донского фронтов находились художники: в составе 62-й армии В.И. генерала В.И. Чуйкова – И.А. Лукомский, С.М. Годына,
Е.И. Комаров и др.; в составе 64-й армии генерала М.С. Шумилова – Г.К.
Савицкий, Г.Г. Ряжский, К.И. Финогенов и др. (см. табл. 1). Все они прибыли на передний край Сталинградского фронта по заданию Комитета по делам искусств при СНК СССР и Главного Политического Управления Красной Армии
(ГлавПУР). Они стали очевидцами и участниками ликвидации окруженной группировки немецко-фашистских войск.
Таблица 1 – Художники на Сталинградском фронт [1]
Художники
Подразделения
Студия им. М.Б. Грекова
Годына С.М., Медведев В.Н.,
Прокопинский Г.И., Комаров Е.И.,
Кирпичев П.Я., Лукомский И.А.
62-я А Чуйков В.И.
Союз художников СССР
Савицкий Г.К., Пластов А.А.,
Ефанов В.П., Гапоненко Т.Г.,
Ряжский Г., Финогенов К.И.,
Одинцов В.Г.
64-я А Шумилов М.С.
Таким образом, находясь в гуще событий, художники очень хорошо чувствовали эпоху и с только им присущим мастерством «схватывали» будни войны, фиксируя их в своих работах. Зачастую это были наброски, зарисовки, этюды, которые в последствии стали отправным материалом для более основательных произведений.
Художник-грековец Лукомский Илья Альбеертович в Сталинграде работал в пределах деятельности легендарной 62-й армии. Он создал галерею портретов, на которых запечатлены: комдив В.И. Чуйков и начальник штаба Н.И. Крылов; комдивы А.И. Родимцев, С.С. Гурьев, полковник И.И. Людников и другие герои
Сталинградской эпопеи. В 1943 г., уже после победы под Сталинградом, он был
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
267 прикомандирован к 8-й гв.А генерала В.И. Чуйкова для того, чтобы делать зарисовки боевых действий. Таким образом, Лукомский стал автором множества этюдов, объединенных в последствии в серии работ: «Сталинград» (1942-1943),
«Фронтовые пейзажи» (1943-1945), «Фронтовые портреты» (1943-1945).
Представители Союза художников СССР, направленные на Сталинградский фронт в командировку (с 21 декабря 1942 по 25 января 1943 гг.), должны были подготовить коллекцию зарисовок и материалов, на основе которых планировалось создание выставки, посвященной 25-летию Красной Армии.
Одним из крупнейших представителей данной группы являлся Финогенов
Константин Иванович. В Сталинграде он получил направление в 64-ю армию генерала М.С. Шумилова, а затем на исходный рубеж 204 стрелковой дивизии генерал-майора А.В. Скворцова. Художник оказался в гуще событий начавшейся операции по уничтожению фашистской группировки. Об этих событиях он в последствии писал: «Чем больше и внимательнее рисуешь эти места, проникая в развалины, лестничные клетки, подвалы, тем ясней и ярче раскрывается картина того, что пришлось выдержать выстоявшим здесь людям». Рисунки, сделанные в Сталинграде, он объединил в большой цикл под названием «Волжская твердыня» [1]. Финогенову принадлежит зарисовка знаменитого сюжета, завершившего уничтожение вражеской группировки – допрос фельдмаршала
Паулюса 31 января 1943 г. в штабе армии М.С. Шумилова в Бекетовке («Допрос
Паулюса в Бекетовке», 1943).
В фондах государственных и частных музеев и коллекций находится немало работ художников-фронтовиков, то есть тех, кто в период Великой
Отечественной войны действовали в составе боевых подразделений, но в редкие минуты отдыха, делали наброски и зарисовки событий, непосредственными участниками которых являлись сами. Их работы заслуживают внимания и особенно ценны тем, что представляют зрителю войну «изнутри», вовлекая тем самым в гущу событий. Именно данный аспект производит достаточно убедительное впечатление, зачастую, более убедительное, чем словесная агитация. Не случайно командование привлекало таких талантливых людей к
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
268 различного рода политико-просветительной работе в составе фронтовых газет и клубов. Так, например, Баранов Петр Иванович (см. табл. 2) в ходе боев за
Сталинград командовал взводом в составе 109-го инженерно-минного батальона
5-й инженерно-минной бригады, а уже осенью 1943 г. в ходе боев под
Белгородом, Харьковом и при форсировании Днепра исполнял обязанности начальника клуба [3]. При этом, П.И. Баранов показал себя не только талантливым художником, зарисовки которого производили большое впечатление на сослуживцев, но и умелым организатором самодеятельного творческого коллектива. Так, в одном из наградных документов в ноябре 1943 г., командование отмечало, что коллектив Баранова, «находясь на переднем крае среди бойцов и командиров» воодушевлял их «на героические подвиги по форсированию и строительство моста через р. Днепр» [3].
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
260 обустройства территории. Регионализмы часто выступают как причина межкультурных конфликтов. Изучение регионализмов помогает понимать причины таких конфликтов и поиск пути их разрешения. Регионализмы могут иметь важное значение для экономического развития, так как они определяют особенности производственного, транспортного и инфраструктурного развития каждого региона. Изучение регионализмов позволяет выявлять и оптимизировать их экономический потенциал. С точки зрения лингвистики регионализмы представляют интерес для понимания различий в языках и диалектах. Региональные различия могут быть связаны с лексикой, фонетикой, грамматикой и другими аспектами языка, что может помочь лингвистам установить границы между языками и диалектами и особенности их использования. Суммируя все вышеперечисленное, мы определили регионализмы, встречающиеся в речи жителей Челябинской области наиболее часто. И приведя определения региональным лексемам, мы можем сделать вывод, что регионализмы встречаются скорее в устной речи, чем в письменной.
Изучение региональных вариантов языка может быть полезно для лингвистических исследований и обучения языку в целом. Популярность изучения диалектов и региональных вариантов языка научно-исследовательских целях предполагает использование сходных методик и подходов к изучению самого языка, что помогает расширить общее понимание процесса изучения языка.
Список использованной литературы
1.
Ерофеева, Е. В. Региолект как континуум / Е. В. Ерофеева // Вестник санкт- петербургского университета. Язык и литература. – 2020. – № 4. – С. 596-614.
2.
Резвухина, Ю. А. Регионализм: к определению понятия / Ю. А. Резвухина // Интерэкспо гео-сибирь. – 2015. – № 2. – С. 84-90.
3.
Харченко, Е. В. Регионализмы: методы сбора и анализа материала // Актуальные вопросы лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков в вузе. – 2022. – № 1. – С. 430-434.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
261
УДК 82-144
СИМВОЛИКА ТАИНСТВЕННОГО В БАЛЛАДЕ А.С. ПУШКИНА
«ЖЕНИХ»
Фадеева Екатерина Александровна, студентка 4 курса филологического факультета,
ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени
А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир
Научный руководитель: Мартьянова Светлана Алексеевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы,
ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени
А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир
Аннотация. Основой настоящей статьи является анализ символики таинственного в балладе А.С. Пушкина «Жених». Указанная тема представляет особый интерес, поскольку вопрос о жанровой отнесенности этого произведения до сих пор остается открытым.
Сделанные выводы подчеркивают балладный характер изучаемого текста.
Ключевые слова: сказка, баллада, символ, сон, таинственное.
Постановка проблемы. Творчество А.С. Пушкина, как известно, представлено довольно широким жанровым разнообразием. Произведение
«Жених», опубликованное в 1827 году, является весьма важным для понимания эволюционных движений литературной деятельности писателя в 1820-х гг.
Исследователи, занимающиеся анализом структуры «Жениха», так или иначе затрагивали тему неоднозначного определения жанра произведения. Вопрос о жанровой принадлежности указанного текста и на данный момент времени остается открытым в литературоведении [5, с. 3685].
В построении сюжета обнаруживаются как сказочные, так и балладные мотивы [там же]. Так, Б.В. Томашевский, известный советский литературовед, отмечал истинно балладный характер главной героини – Наташи: «Волнение
Наташи, когда она увидала тройку, и снова такое же непонятное молчание. Не менее странная истерика Наташи, когда приходит сваха. Всё это возбуждает любопытство и подготовляет внезапное раскрытие тайны. Такое развитие рассказа мало похоже на сказочное повествование, но возможно в балладе» [4, с. 104]. Однако и он, и Р.В. Иезуитова, предпринявшая глубокий
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
262 анализ текста, отмечали и довольно значимые сказочные мотивы [1].
Особенно подчеркивается балладная поэтика тайн, имеющаяся в тексте
«Жениха» и проявляющаяся в весьма своеобразном поведении Наташи. Наряду с эти очень важным оказывается «детективный элемент» произведения, сближающий его с балладами В.А. Жуковского («Ивиковы журавли», «Варвик») и П.А. Катенина (произведение «Убийца») [там же]. Таким образом, более глубокому анализу могут быть подвержены элементы обоих направлений: и сказочного, и балладного.
Цель исследования. Целью настоящей статьи является исследование символического, балладного контекста произведения «Жених» (т.е. символики таинственного). Давно замечена довольно сильная связь между ним и как текстами различных жанров (сказочного и балладного), так и произведениями самого А.С. Пушкина. Несомненно, «Жених» при прочтении ассоциируется со
«сном Татьяны» из романа в стихах «Евгений Онегин» [2, с. 23]. Тексты объединяет балладная образность и символика. Наряду с этими исследователями подчеркивается и связь указанных произведений А.С. Пушкина с балладами В.А.
Жуковского и Г.А. Бюргера [2, с. 22].
Одним из новшеств, введенных автором в данную балладу, является своеобразное переплетение сна и реальности. Читателю не открывается истина: возможно, Наташа не видела сна, а лишь рассказала в такой форме то, что было на самом деле, однако полностью утверждать мы этого не можем. Таким образом, роль мотива сна в произведениях Пушкина и балладах его предшественников различна [2, с. 25].
Работа с текстом произведения. В ходе проведения исследования были выделены основные символы таинственного, существующие в балладе «Жених».
1. Дремучий лес. При символическом взгляде на данный пейзаж можно утверждать, что он обозначает бессознательное, непостижимое. Наряду с этим лес предстает не чистым и светлым, а дремучим, что сгущает цветовую палитру, делая восприятие данного образа мрачным, пугающим. Таким образом, читателю передается непонимание героиней ситуации, ее потерянность, страх: «Зашла я в
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
263 лес дремучий, //И было поздно; чуть луна//Светила из-за тучи;//С тропинки сбилась я...» [3].
2. Сосны и ели. Необходимо отметить, что данное сочетание является сочетанием спорной, противоположной символики. Наташа указывает, что дремучий лес, который она видела, был тих, и «сосны лишь да ели вершинами шумели» [3]. Многие народы почитали сосну и ель символами жизни, долголетия, счастья. Наряду с этим шум сосен можно рассматривать как предсказание скорой свадьбы Наташи, ведь именно маленькую сосну на Руси втыкали в свадебную ковригу, чтобы пожелать добра новобрачным. Однако некоторыми исследователями сосна и ель толкуются как символы смерти, что связано с похоронными обрядами.
3. Нож и волосы. Волосы, как известно, носили большую символическую нагрузку в жизни славян. Для девушки коса являлась показателем жизненной силы, здоровья, каждая прядь несла в себе определенный смысл.
Оскорбительным являлось даже взять девушку за волосы. Так, в произведении мы видим символику, предсказывающую скорую смерть девушки, близость ножа к ее косе: «А старший брат свой нож берет, //Присвистывая точит;//Глядит на девицу-красу,//И вдруг хватает за косу,//Злодей девицу губит,//Ей праву руку рубит» [3]. Поскольку символика смерти схожа во многих культурах, может возникнуть ассоциация и с мифологией Древней Греции, ведь Танатос, забирая человека в иной мир, отрезал ему прядь волос.
4. Золото и серебро. Известно, что золото и серебро связывают с солнцем и луной соответственно. Наряду с этим данные металлы являются символом богатства, достатка. В балладе А.С. Пушкина «Жених» к образам золота и серебра добавляется новое, нетрадиционное значение. Так, они являются символом как достатка и приближающейся свадьбы, так и тайны, смерти. Это доказывается рассказом Наташи о ее сне: «Дверь отворила я. Вхожу —//В избе свеча горит; гляжу —//Везде сребро да злато, //все светло и богато» [3]. Наряду с этим образ золота и прочих признаков достатка появляется в сцене сватовства и несет в ней положительный оттенок значения.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
264
5. Кольцо. Образ кольца традиционно связан с бесконечностью, властью, а также любовью. В балладе А.С. Пушкина, однако, данное украшение приобретает новые для себя значения: оно изобличает преступника, становясь прямым доказательством вины, т.е. символом этой вины и совершенного злодеяния: «Кольцо катится и звенит, //Жених дрожит бледнея;//Смутились гости. — Суд гласит:// «Держи, вязать злодея!» [3].
Выводы. Итак, в ходе настоящей работы нами была проанализирована символика таинственного в произведении А.С. Пушкина «Жених». Необходимо отметить, что одновременно использовалось несколько методов исследования: анализ, типологическое сопоставление, интерпретация, культурно-исторический метод и пр. Таким образом, в результате анализа полученной информации можно сделать вывод о существовании большого количества разнообразных символов таинственного, чего-то неизведанного, что подчеркивает балладный характер данного текста.
Существующая амбивалентность многих образов, однако, доказывает возможность существования спорного вопроса о преобладании сказочных или балладных истоков в изучаемом произведении. Обнаруженная двойственность открывает новые возможности для изучения сказки «Жених», а также и других произведений А.С. Пушкина.
Список использованной литературы
1.
Иезуитова, Р. В. «Жених» // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика : сборник. – Ленинград : Наука, 1974.
– С. 35-56.
2.
Новикова, Е. В. Сравнительный анализ баллады «Жених» и «сна Татьяны» (из романа в стихах «Евгений Онегин») А.С. Пушкина / Е. В. Новикова // Время науки =The Times of
Science. – 2019. – №2. – С. 22-25.
3.
Пушкин, А. С. Жених / А. С. Пушкин // Собрание сочинений. В 10 т. Т.2. Стихотворения
1823-1836. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1959.
- С. 90-95.
4.
Томашевский, Б. В. Пушкин: материалы к монографии. – Москва - Ленинград: Изд-во
АН СССР, 1961. – Кн. 2. – 576 с.
5.
Хурумов, С. Ю. Три контекста «простонародной сказки» А. С. Пушкина «Жених» //
Филологические науки. Вопросы теории и практики = Philology. Theory & Practice. –
2021. – Том 14. – Выпуск 12. – С. 3682-3689.
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
265
УДК 94(47).084.8:75.044
ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЗАЩИТНИКОВ СТАЛИНГРАДА В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ
Харченко Любовь Николаевна,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и истории Отечества
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Статья посвящена творчеству фронтовых художников в период
Сталинградской битвы. Целью работы являлось выявление творческих коллективов и групп самодеятельных художников, отразивших события Сталинградской эпопеи в своих произведениях, рассмотрение их деятельности данного периода. Сделаны выводы об исторической и духовной ценности данных работ.
Ключевые слова: художники-фронтовики, студия им. М.Б. Грекова, Союз художников
СССР, Сталинградская битва, фронтовые газеты
2023 год – год 80-летия Сталинградской битвы – одного из самых знаковых событий Великой Отечественной войны. В нынешней сложной международной обстановке величие и глубина данного события воспринимается по-новому: более обостренно и ярко. Проблемы защиты Отечества, сохранение его суверенитета, материальных и духовных ценностей с новой силой актуализировались в современных условиях. Таким образом нравственный подвиг защитников Сталинграда, не только не утрачивает своего значения, но напротив наполняется новыми смыслами. Существенную роль в сохранении исторической памяти об этих событиях на достаточно высоком уровне играет тот факт, что они нашли отражение в творчестве многочисленных художников- фронтовиков, произведения которых занимают достойное место в государственных и частных картинных галереях, и коллекциях.
Следует отметить, что годы Великой Отечественной войны в истории отечественного изобразительного искусства стали тем временем, когда
«одновременно происходило создание произведений … и начало осмысления их исторической значимости и художественного своеобразия» [2, с. 3].
Студия военных художников им. М.Б. Грекова в будущем году отметит свой
90-летний юбилей. Именно ее талантливые мастера с первых дней войны
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
266 находились на всех фронтах, за частую сражаясь в составе боевых подразделений, выполняли великую миссию, запечатлевая сюжеты военных событий. Можно сказать, что они создали летопись войны, зафиксировав мгновения, наполненные великим смыслом любви к жизни, боли потерь, величия подвига наших соотечественников. В ходе Сталинградской битвы в поле деятельности Сталинградского и Донского фронтов находились художники: в составе 62-й армии В.И. генерала В.И. Чуйкова – И.А. Лукомский, С.М. Годына,
Е.И. Комаров и др.; в составе 64-й армии генерала М.С. Шумилова – Г.К.
Савицкий, Г.Г. Ряжский, К.И. Финогенов и др. (см. табл. 1). Все они прибыли на передний край Сталинградского фронта по заданию Комитета по делам искусств при СНК СССР и Главного Политического Управления Красной Армии
(ГлавПУР). Они стали очевидцами и участниками ликвидации окруженной группировки немецко-фашистских войск.
Таблица 1 – Художники на Сталинградском фронт [1]
Художники
Подразделения
Студия им. М.Б. Грекова
Годына С.М., Медведев В.Н.,
Прокопинский Г.И., Комаров Е.И.,
Кирпичев П.Я., Лукомский И.А.
62-я А Чуйков В.И.
Союз художников СССР
Савицкий Г.К., Пластов А.А.,
Ефанов В.П., Гапоненко Т.Г.,
Ряжский Г., Финогенов К.И.,
Одинцов В.Г.
64-я А Шумилов М.С.
Таким образом, находясь в гуще событий, художники очень хорошо чувствовали эпоху и с только им присущим мастерством «схватывали» будни войны, фиксируя их в своих работах. Зачастую это были наброски, зарисовки, этюды, которые в последствии стали отправным материалом для более основательных произведений.
Художник-грековец Лукомский Илья Альбеертович в Сталинграде работал в пределах деятельности легендарной 62-й армии. Он создал галерею портретов, на которых запечатлены: комдив В.И. Чуйков и начальник штаба Н.И. Крылов; комдивы А.И. Родимцев, С.С. Гурьев, полковник И.И. Людников и другие герои
Сталинградской эпопеи. В 1943 г., уже после победы под Сталинградом, он был
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
267 прикомандирован к 8-й гв.А генерала В.И. Чуйкова для того, чтобы делать зарисовки боевых действий. Таким образом, Лукомский стал автором множества этюдов, объединенных в последствии в серии работ: «Сталинград» (1942-1943),
«Фронтовые пейзажи» (1943-1945), «Фронтовые портреты» (1943-1945).
Представители Союза художников СССР, направленные на Сталинградский фронт в командировку (с 21 декабря 1942 по 25 января 1943 гг.), должны были подготовить коллекцию зарисовок и материалов, на основе которых планировалось создание выставки, посвященной 25-летию Красной Армии.
Одним из крупнейших представителей данной группы являлся Финогенов
Константин Иванович. В Сталинграде он получил направление в 64-ю армию генерала М.С. Шумилова, а затем на исходный рубеж 204 стрелковой дивизии генерал-майора А.В. Скворцова. Художник оказался в гуще событий начавшейся операции по уничтожению фашистской группировки. Об этих событиях он в последствии писал: «Чем больше и внимательнее рисуешь эти места, проникая в развалины, лестничные клетки, подвалы, тем ясней и ярче раскрывается картина того, что пришлось выдержать выстоявшим здесь людям». Рисунки, сделанные в Сталинграде, он объединил в большой цикл под названием «Волжская твердыня» [1]. Финогенову принадлежит зарисовка знаменитого сюжета, завершившего уничтожение вражеской группировки – допрос фельдмаршала
Паулюса 31 января 1943 г. в штабе армии М.С. Шумилова в Бекетовке («Допрос
Паулюса в Бекетовке», 1943).
В фондах государственных и частных музеев и коллекций находится немало работ художников-фронтовиков, то есть тех, кто в период Великой
Отечественной войны действовали в составе боевых подразделений, но в редкие минуты отдыха, делали наброски и зарисовки событий, непосредственными участниками которых являлись сами. Их работы заслуживают внимания и особенно ценны тем, что представляют зрителю войну «изнутри», вовлекая тем самым в гущу событий. Именно данный аспект производит достаточно убедительное впечатление, зачастую, более убедительное, чем словесная агитация. Не случайно командование привлекало таких талантливых людей к
СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
268 различного рода политико-просветительной работе в составе фронтовых газет и клубов. Так, например, Баранов Петр Иванович (см. табл. 2) в ходе боев за
Сталинград командовал взводом в составе 109-го инженерно-минного батальона
5-й инженерно-минной бригады, а уже осенью 1943 г. в ходе боев под
Белгородом, Харьковом и при форсировании Днепра исполнял обязанности начальника клуба [3]. При этом, П.И. Баранов показал себя не только талантливым художником, зарисовки которого производили большое впечатление на сослуживцев, но и умелым организатором самодеятельного творческого коллектива. Так, в одном из наградных документов в ноябре 1943 г., командование отмечало, что коллектив Баранова, «находясь на переднем крае среди бойцов и командиров» воодушевлял их «на героические подвиги по форсированию и строительство моста через р. Днепр» [3].
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 53