Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 882

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
296 года / Отв. за вып. Д.С. Лилякова. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2018. – С. 188-189. – EDN YSUTKH. – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
3.
Краморова, О. Е. Творчество как самореализация молодого поколения / О. Е. Краморова,
В. Н. Ефремова. - Текст : электронный // Вектор современной науки : сборник тезисов по материалам Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Краснодар, 15 ноября 2022 года. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. – С. 572-574. –
EDN ZOIDCA.– Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
4.
Ефремова, В. Н. Методы поиска технических решений в научно-исследовательской работе / В. Н. Ефремова, О. В. Овсянникова. - Текст : электронный // Качество высшего образования в аграрном вузе: проблемы и перспективы : сборник статей по материалам учебно-методической конференции, Краснодар, 14 марта – 04 2019 года / Отв. за вып.
Д.С. Лилякова. – Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени
И.Т. Трубилина, 2019. – С. 136-137. – EDN KHDHAU.– Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
5.
Брусенцов, А. С. Исследование влияния конструктивных особенностей рабочих органов почвообрабатывающих машин на качество выполняемой операции / А. С. Брусенцов, В.
А. Дробот. - Текст : электронный // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 156. – С. 180-
191. – DOI 10.21515/1990-4665-156-011. – EDN ZKGYOT.– Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
6.
Ефремова, В. Н. Рекомендуемая методика оценки безопасности труда / В. Н. Ефремова,
О. В. Овсянникова. - Текст : электронный // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сборник тезисов по материалам Всероссийской (национальной) конференции, Краснодар, 19 декабря 2019 года / Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев.
– Краснодар : Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.
Трубилина, 2019. – С. 185-186. – EDN JNBHGZ.– Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
297
УДК [37.02:373.3]:372.851
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Зуева Ксения Петровна, студентка направления подготовки Педагогическое образование, с двумя профилями подготовки: начальное образование и дошкольное образование филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре, г. Тара
Научный руководитель: Бажук Оксана Владимировна, кандидат педагогических, доцент кафедры педагогики, филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре, г. Тара
Аннотация: В статье рассмотрены особенности формирования общелогических умений у младших школьников на уроках математики. Определен перечень общелогических умений: определение объектов анализа и синтеза и их компонентов, выявление существенных признаков объекта, определение соотношения компонентов объекта, сравнение, установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями и суждениями, классифицирование информации.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   53

Ключевые слова: Формирование общелогичсеких умений; педагогические условия формирования общелогических умений; уроки математики; умения; навыки; математика; младший школьный возраст.
В настоящее время наше общество вступило в новый этап развития.
Появляются новые позиции в нравственной и социальной сфере. Для успешного развития общества необходимы люди с высшим образованием, высоким творческим потенциалом и нестандартным мышлением, чтобы успешно осуществлять научно-технический прогресс.
В требoваниях Федерально государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГOС НOO) определяют направление – формирование у обучающихся универсальных учебных действий. В последнее время вопрос oбщeлoгичecкoй подготовки школьников решается в различных

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
298 аспектах исследования через педагогический, психологический и методологические характер.
Успешное формирование общeлoгичecких умений у младших школьников является важнейшим фактором, необходимым для достижения самостоятельного рассуждения, достоверной оценки собственных действий, выбора наиболее рационального решения той или иной ситуации, определения главного и второстепенного и, в конечном счете, умения применять полученные знания на практике, что позволяет обеспечить успех обучения младшего школьника в самой школе и в дальнейшем в жизни.
Исключительно велика роль математики в формировании общелогических умений. Одним из эффективных способов формирования oбщeлoгичecких умений в начальной школе является использование на уроках математики различных задач, преимущественно логических и нестандартных.
Целью данной статьи является раскрытие понятия общелогические умения ивыявление особенностей формирования общелогических умений у младших школьников на уроках математики.
В исследованиях Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина рассматривался вопрос о формировании общелогических умений, являющихся основой обучения любому школьному предмету. Н.Ф. Талызина обращает внимание на необходимость формирования таких логических действий, которые будут использоваться в дальнейшем как средство приобретения знаний [4, c. 56].
Содержание понятия «общелогические умения» раскрывается в соответствии и одновременно с понятием «общеучебные умения».
Сущность этих понятий рассматривается в работе Н.В. Фетисовой.
«Общеучебные умения — это способы приобретения и применения знаний, которые являются универсальными для многих школьных предметов (в отличие от предметных умений, характерных для той или иной учебной дисциплины)» [5, c. 87].
Н.В. Фетисова выделяет четыре вида общеучебных умений: учебно- организационные, учебно-интеллектуальные умения или общелогические,


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
299 учебно-информационные умения, общеучебные умения, учебно- коммуникативные общеучебные умения [5, c. 102].
Общелогические навыки и умения определяют четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач. Для общелогических умений в работе
В.С. Егориной «относятся умения: определять объекты анализа и синтеза и их составляющие; выявлять основные признаки объекта; определять соотношение компонентов объекта; проводить различные виды сравнений; устанавливать причинно-следственные связи; оперировать понятиями и суждениями; классифицировать информацию; владеть компонентами доказательств; формулировать проблему и определить пути и способы ее решения» [1, c. 65].
Общелогические умения у детей формируются в возрасте от 6 до 10 лет, и в это время происходят огромные когнитивные (познавательные) изменения. Они переходят от дошкольников в середину детства, где в жизни преобладают фантазии, которые начинают регулировать логику и разум. Они начинают видеть себя автономной личностью, способной решать основные независимые задачи.
Они начинают обращать внимание на «правильный» способ делать что-то, тратя больше времени и энергии на то, чтобы все было сделано так, как ожидалось.
Тем не менее, они по-прежнему предпочитают структурированную деятельность открытого состава и нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых
[2; 3].
Именно в этом возрасте задачи на формирование общелогических умений улучшают когнитивное и эмоциональное развитие с учетом их собственных природных шагов.
Для того чтобы создать оптимальные условия для развития умений, необходимо знать особенности ребенка. Многими учеными были выявлены психологические особенности и условия развития умений в обучении.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов не только декларировали о необходимости логики и перемен в связи с этим методом и приемом обучения, но и заложил ее принципы в структуру учебных предметов, в том числе и математики.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
300
Естественно, что ключевым звеном в цепи умственного развития учащихся они сделали общелогические умения.
Только в младшем школьном возрасте наглядно-образные умения, имевшие ранее большое значение, превращаются в словесно-логические, понятийные.
Поэтому в начальной школе крайне важно уделять внимание формированию логических навыков на уроках математики.
Формирование общелогических умений в младшем школьном возрасте во многом связано с совершенствованием мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, с усвоением различных мыслительных действий [5, с.5].
Младшие школьники формируют свои общелогические умения, регулярно выполняя задания, учась думать, когда это необходимо.
Успешная организация учебной работы младших школьников по математике требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий для преодоления трудностей, возникающих при овладении знаниями.
Основным средством формирования общелогических умений у младших школьников в процессе обучения математике являются учебные задания с вариативным содержанием (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, догадайся, сделай выводы и др.), целью которых является выполнение учащимися различных видов деятельности и тем самым формирование умения действовать в соответствии с поставленной целью.
Учебные задания побуждают детей анализировать предметы, чтобы выделить их существенные и несущественные характеристики; выявить их сходства и различия; сравнивать и классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в виде сочетания простых суждений о предмете, его строении, свойствах; обобщать, то есть осуществлять генерализацию для целого ряда отдельных объектов на основе выявления существенной связи [1; 3].


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
301
Кроме того, наиболее эффективным способом формирования общелогических умений у детей младшего школьного возраста на уроках математики являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, задачи на логический поиск, тесты и другие занимательные упражнения, разнообразное представление которых эмоционально воздействует на детей. Дополнительная информация активизирует учащихся, поскольку содержит изменение детской деятельности: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, высказываются, находят их значения и записывают результаты, узнают интересные факты; что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному знанию нового.
Таким образом, в процессе формирования общелогических умений детей 6-
10 лет на уроках математики будет самое главное - научить детей делать небольшие, но собственные открытия, что в свою очередь способствует их развитию, укреплению формальных логических связей и развитию общелогических умений.
Формирование общелогических умений непосредственно связано с процессом обучения, формирование исходных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования общелогических умений, как элемента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения математике на всех уровнях.
В качестве средств формирования общелогических умений у младших школьников в процессе обучения математики являются: дидактические игры, интеллектуальные разминки, задачи на логический поиск, тесты и другие занимательные упражнения, разнообразное представление которых хорошо воздействует на детей.
Список использованной литературы
1. Гетманова, А. Д. Учебник по логике : книга для учителя / А. Д. Гетманова. – Москва :
Просвещение, 2009. – 245 с.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
302 2. Егорина, В. С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения: автореф. дис. на соискание кандидатской степени канд. пед. наук / В. С.
Егорина. – Брянск, 2010. – 21 c.
3. Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. Книга для учителя / О. Б. Епишев, В. И. Крупич. – Москва :
Просвещение, 1990. – 128 с.
4. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
5. Фетисова, Н. В. Подготовка педагогов начального образования к формированию общелогических умений у младших школьников по математике : Автореф. дис. На соискание ученой степени канд. пед. наук / Н. В. Фетисова. – Томск, 2010. – 23 с.


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
303
УДК [377.112.4:330.47]:571.5
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Ивашова Евгения Андреевна,
преподаватель высшей квал. категории
Казанкова Александра Андреевна, преподаватель высшей квал. категории
КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и ИТ», г. Красноярск
Аннотация.
Статья посвящена выявлению особенностей трансформации педагогического опыта при подготовке кадров в условиях цифровой экономики в
Красноярском крае.
Ключевые слова: цифровая экономика,цифровая трансформация, цифровизация профессионального образования, Красноярский край, импортозамещение ПО.
Цель работы – анализрезультатов II краевого педагогического митапа на базе КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и информационный технологий». Митап был посвящен рассмотрению и анализу вопросов, связанных с процессом использования современных педагогических технологий, а также условий, оказывающих влияние на трансформацию и переосмысление педагогического опыта, способствующих повышению качества подготовки кадров в условиях цифровой экономики.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством
Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской
Федерации» входят следующие федеральные проекты: «Нормативное