Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 883

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
278
В учебнике А. В. Погорелова [2] тема «Преобразования плоскости» излагается вместе с материалами восьмого класса. В связи с тем, что обучающиеся на тот момент по выбранной программе ещё не изучали понятие вектора, определения некоторых видов преобразований плоскости, например, параллельный перенос, выглядят на много сложнее, чем, например, в учебнике
Л. С. Атанасяна [1], где определение параллельного переноса опирается на понятие вектора.
Несмотря на изучение в школьном курсе геометрии разнообразных видов преобразований, основная масса сложнейших задач ОГЭ связана с преобразованием подобия. Задачи, входящие в ОГЭ и связанные с подобием, встречаются как в первой, так и второй части ОГЭ по математике. Рассмотрим в статье одну из сложных задач, входящую в ОГЭ прежних лет, покажем и проанализируем её решение.
Задача. Дана трапеция. О – точка пересечения диагоналей. Отрезок, параллельный основаниям, проведён через точку О. В каком отношении этот отрезок делит площадь трапеции, если основания трапеции относятся как 1:3?
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   53

Решение. Для решения любой геометрической задачи сначала необходимо построить чертёж к задаче и ввести обозначения (рисунок 1).
Рисунок 1 – Трапеция
Если обучающиеся знают о том, что среднее гармоническое оснований трапеции – это есть отрезок, параллельный основаниям трапеции и проходящий через точку пересечения её диагоналей, то данная задача решается не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Покажем, как в данной задаче найти отрезок ???????? наиболее простым способом. Введём буквенное обозначение. Пусть верхнее основание СВ = ????.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
279
Тогда нижнее основание ???????? = ???? = 3х.
Тогда среднее гармоническое
???????? =
2 1
????
+
1 3????
=
3????
2
Рассмотрим треугольники ВOCиAOD:
1)
∠???????????? = ∠???????????? (как накрест лежащие при параллельных прямых ВС и ADи секущей BD);
2)
∠???????????? = ∠???????????? (как накрест лежащие при параллельных прямых
ВС и ???????? и секущей ????????);
3)
∠???????????? = ∠???????????? (как вертикальные).
Следовательно, ∆ ???????????? ≈ ∆????????????.
Проведём высоту трапеции КН так, чтобы отрезок КО являлся высотой треугольника ???????????? , а отрезок ОН являлся высотой треугольника
АВО (рисунок 2).
Рисунок 2 – Высота трапеции КН
Из подобия треугольников ВОС и АО???? следует, что все их соответственные элементы находятся в одном и том же отношении.
Заметим, что высоты треугольников ВСО и АО???? совпадают с высотами трапеций ???????????????? и А???????????? соответственно.
По условию, ВС: ???????? = 1 ∶ 3, следовательно, ????????: ???????? = 1 ∶ 3.
Пусть ???????? = ????, ???????? = ???? (рисунок 3).
Рисунок 3 –Буквенное обозначение высот трапеций

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
280
По условию, ???? = 3????.
Рассмотрим площади трапеций ???????????????? и А???????????? и запишем их в соответствии с представленной ранее формулой и введёнными буквенными обозначениями.
????
????????????????
=
???? + ????????
2
· ????;
????
????????????????
=
3???? + ????????
2
· 3????.
Найдём отношение площадей трапеций ???????????????? и А????????????:
????
????????????????
????
????????????????
=
???? + ????????
2
· ????
3???? + ????????
2
· 3????
=
???? + ????????
2 3(3???? + ????????)
2
=
???? + ????????
2 3(3???? + ????????)
2
=
???? + ????????
9???? + 3????????
Так как ???????? =
3????
2
, получим:
????
????????????????
????
????????????????
=
???? +
3????
2 9???? + 3 3????
2
=
2???? + 3????
2 18???? + 9????
2
=
5????
27????
=
5 27
Ответ:
????
????????????????
????
????????????????
=
5 27
В ходе решения данной задачи мы столкнулись с преобразованием подобие.
Знание этой темы помогло успешно решить данную задачу.
Подобные задачи очень часто встречаются во второй части ОГЭ. Поэтому обучающимся важно знать об этом виде преобразования плоскости и его свойствах.
Задачи, встречающиеся в ОГЭ, могут быть связаны не только с преобразованием подобия, они могут относиться к любому виду преобразований плоскости, поэтому знание этой темы является необходимым условием успешной сдачи не только ОГЭ, но и ЕГЭ.
Выводы. Как известно, обучение не должно заканчиваться на сдаче итоговых экзаменов в школе. Далее должно следовать получение профессионального образования. Множество видов преобразований плоскости и применение знаний их свойств фигурируют во многих профессиях, например,


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
281 инженер, дизайнер, веб-дизайнер, геодезист и других, которые, в свою очередь, считаются престижными и высокооплачиваемыми.
В ходе проведения уроков по выбранной теме необходимо рассказывать об этом обучающимся для того, чтобы они понимали в какой области практической деятельности они могли бы применить полученные знания. Это может развить мотивацию и интерес к процессу изучения математики в целом, и данной темы, в частности.
Список использованных источников
1. Геометрия. 7-9 классы : учеб для общеобразоват. организаций / Л. С. Атанасян, В. Ф.
Бутузов, С. Б. Кадомцев [и др.] – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 383 с.
2. Погорелов, А. В. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и профил. уровни / А. В. Погорелов. – 13-е изд. – Москва : Просвещение, 2014.
– 175 с.

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
282
УДК 376.37-053.5
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Андрусева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь
Нагина Елизавета Витальевна,
студент направления подготовки специального (дефектологического) образования
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме. Особое внимание уделено раскрытию специфических особенностей связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в зависимости от уровня речевого недоразвития.
Упомянуты фамилии авторов, изучавших данную проблему. Статья раскрывает содержание понятия связная монологическая речь, приводит ее характерные признаки.
Ключевые слова: связная монологическая речь, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что по данным
Министерства образования и науки Российской Федерации, количество детей, имеющих речевое недоразвитие становится все больше. Большие изменения претерпевает и становление связной монологической речи. Для более успешного коррекционного воздействия учителю-логопеду нужно знать все особенности развития связной монологической речи у детей с речевым недоразвитием любого уровня. Очень важно, как можно быстрее выявить недоразвитие компонентов языковой системы и оказать такому ребенку коррекционную помощь, именно такие задачи ставит перед собой логопед дошкольного учреждения.
Цель работы. Раскрыть особенности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенности развития связной монологической речи детей с общим недоразвитием речи отражена в работах И.А. Тютюевой, Н. М. Борозинец,


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
283
Т.С. Шеховцовой, М.В. Колокольниковой, Е.В. Хмельковой, Т.Б. Филичевой,
Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой и многих других.
Связная монологическая речь (монолог) понимается как речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности [3, с. 55].
Связная монологическая речь подразумевает владение большим лексическим запасом, усвоение языковых правил и требований, другими словами, овладение грамматическим строем, а также умение применять усвоенный языковой материал на практике, конкретно в речи. Использование такой речи предполагает умение полно, связно, логично, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ [6, с. 91].
Более принципиальным аспектом обычного речевого развития ребенка является состояние его связной речи. Лишившись возможности поочередно, точно и разумно излагать свои мысли, ребенок будет испытывать сложности при построении отношений со сверстниками во время игровой или познавательной деятельности, построении своего ответа на задаваемый воспитателем вопрос, что в дальнейшем может сказаться на личности ребенка.
Трудности развития связной монологической речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием различных компонентов языковой системы – фонетического, фонематического, лексического, грамматического. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии высших психических функций создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [4, с. 1].
I уровень речевого недоразвития Н. М. Борозинец, Т.С. Шеховцова и
М.В. Колокольникова описывают как отсутствие общеупотребительной речи. В самостоятельной речи дети с данным уровнем речевого недоразвития не владеют навыками связного высказывания и не могут пользоваться фразовой речью.
Однако, полностью исключать наличие вербальных средств общения у таких детей нельзя. Во фразовой речи этими средствами для них являются отдельные

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
284 звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, аморфные слова-корни, обрывки лепетных слов, отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Для каждого слова, используемого в такой «фразе» характерна многозначность употребления, когда одни и те же лепетные слова используются для называния разных предметов и явлений окружающей действительности. Вне конкретной ситуации такие слова невозможно понять. При попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения [1, с. 30].
Связная речь детей со II уровнем речевого недоразвития может сводится к обычному перечислению увиденных предметов и событий и характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений. Вербальное общение производится не только при помощи звукокомплексов, звукоподражаний и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных по критериям фонетики и грамматики речевых средств. В своей речи дети используют простые предложения из двух- трех, а иногда даже четырех слов, способны ответить на поставленный вопрос, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни.
Однако навыками построения связного высказывания такие дети еще практически не владеют [6, с. 93].
По результатам анализа развития связной речи, проведенного
Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной выяснилось, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня возникают трудности в овладении ее основными видами, а именно: пересказом, составлением рассказа с опорой на картину, сочинением описательного рассказа, рассуждением и т.д. В самостоятельной речи дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, делают акцент на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе затрудняются в воспроизведении логической последовательности действий [7, с. 11].
В.К. Воробьёва в своих работах указывает, что для детей с общим недоразвитием речи III уровня характерны нарушения в построении связного и


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
285 последовательного высказывания, низкий уровень информативности, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла. Дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать ключевые моменты сюжета и обеднять его содержательную сторону. Отмечаемые в рассказах этих детей пропуски смысловых звеньев, незавершенность высказывания, нарушения логики и последовательности повествования, наличие длительных пауз на границах фразы, неспособность самостоятельного выполнения задания могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний [2, с. 44].
Своеобразие развития связной монологической речи у детей сIV уровнем общего недоразвития речи, по данным исследований Т.Б. Филичевой, проявляется в следующем. При сочинении рассказа на заданную тему, по картине или серии сюжетных картинок, в простой беседе появляются нарушения точности, логичности и последовательности высказывания, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор ранее сказанного.
Рассказывая о событиях из своего личного опыта, составляя рассказ на тему с элементами творчества, дети используют простые малоинформативные предложения, которые не несут никакой смысловой нагрузки. У детей этой группы по-прежнему сохраняются трудности при планировании своих высказываний и подборе подходящих языковых средств [8, с. 5].
Н.С. Жукова и Т.Б. Филичева, анализируя результаты проведенной диагностики, направленной на составление рассказа детьми по серии сюжетных картинок, указывают на трудности в последовательном и точном изложении своих мыслей, обусловленные неумением детей расположить картинки в правильном порядке. Сам рассказ представляет собой простое перечисление изображенных предметов и явлений. При пересказе сказки или небольшого рассказа обнаруживается неполное понимание текста, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов [5, с. 236].

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
286
Выводы. Таким образом, можно сказать, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются большие пробелы в развитии связной монологической речи. Такие дети испытывают значительные трудности в создании связного высказывания, в соединении отдельных структурных элементов в единое целое, их рассказы недостаточно развернуты, последовательны и полны, в основном состоят из простых предложений, бедны эпитетами, лишены всякого логического и смыслового подкрепления. Каждый уровень речевого недоразвития характеризуется своими специфическими особенностями построения связного высказывания. В зависимости от этого логопед должен выстраивать образовательный маршрут, чтобы предотвратить дальнейшие последствия. Достичь правильного развития связной речи можно только путем формирования у ребенка правильного функционирования лексических, грамматических и фонематических составляющих языковой системы.
Список использованной литературы
1.
Борозинец, Н. М. Логопедия фонетико-фонематическое недоразвитие речи общее недоразвитие речи алалия : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В.
Колокольникова. – Ставрополь : из-во СКФУ, 2016. – 203 с.
2.
2 Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. – Москва : ACT ; Астрель ; Транзиткнига, 2006. –
158 с.
3.
Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика» / А. Д.
Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. – 7-е изд., стер. – Москва : Академия, 2011. –
267 с.
4.
Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : АРКТИ, 2004. –
168 с.
5.
Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. –
Екатеринбург : Литур, 2011. – 316 с.
6.
Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И. А. Тютюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91-95.
7.
Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста /
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркин. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
8.
Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
Монография / Т. Б. Филичева. – Москва : 2000. – 314 с.