Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования керченский государственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 993

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К ВОПРОСУ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Нестеренко Екатерина Анатольевна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и банковское дело»
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени
Гагарина Ю. А.», г. Саратов
Усманова Алина Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и банковское дело»
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени
Гагарина Ю. А.», г. Саратов
Тарасевич Денис Михайлович,
магистрант Социально – экономического института
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени
Гагарина Ю. А.», г. Саратов
Аннотация. В статье рассматриваются дискуссионные вопросы о составе основных элементов финансовой политики коммерческой организации. Изучив существующие в экономической литературе научные мнения о составных элементах финансовой политики, авторы пришли к выводу о неоднородности состава и видов финансовой политики предприятия за счет того, что они отражают либо цель соответствующего вида финансовой политики организации, либо управленческие решения и действия по реализации элементов финансовой политики, или процессы формирования решений, а также сочетания названных признаков.
Ключевые слова: финансовая политика, финансовый менеджмент, финансовые ресурсы, стратегия, тактика.
Реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с его финансовой политикой, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей.
Вопрос о составе основных элементов финансовой политики коммерческой организации в настоящее время является дискуссионным. Цель статьи – осветить некоторые вопросы состава основных элементов финансовой политики коммерческой организации.
Так, А.Ю. Казак и О.Б. Веретенникова выделяют пять основных элементов: инвестиционная политики, политика формирования денежного капитала,

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
512 политика управления оборотным капиталом, политика управления затратами, политика формирования и распределения прибыли [2, c.47].
В. В. Бочаров и В. Е. Леонтьев рассматривают такие направления, как учетная и налоговая политика, кредитная политика, политика управления основным капиталом и амортизационная политика, политика управления оборотным капиталом, политика управления заемными средствами, политика управления издержками, ценовая политика, инвестиционная и дивидендная политика [1, c.37].
Другие авторы, например, Когденко, В.Г., Мельник, М.В., Быковников придерживаются иного подхода. В их научном издании существует четкое разграничение всей финансовой политики на краткосрочную и долгосрочную, каждая из которых обладает своим собственным составом элементов [6, c. 45].
По временному аспекту выделяют краткосрочную и долгосрочную финансовую политику. Под долгосрочной финансовой политикойпонимается финансовая политика (или часть финансовой политики), связанная с принятием долгосрочных финансовых решений [7, c. 289]. К элементам долгосрочной финансовой политики относятся: выработка политики привлечения собственного и долгосрочного заемного капитала, политика управления структурой капитала и дивидендная политика. Также неотъемлемым элементом является долгосрочное планирование и прогнозирование. В качестве направлений долгосрочной финансовой политики выделяют инвестиционную политику, лизинговые операции, эмиссионную политику, политика в области долгосрочного кредита, дивидендную политику [4, c. 243]. Однако помимо этих направлений долгосрочная финансовая политика включает дополнительное направление – реорганизацию предприятий. Финансовые отношения, возникающие при слиянии, поглощении, разделении корпораций, являются новой группой финансовых отношений, характерных для становления и развития рыночной экономики.
Здесь можно привести мнения и других авторов по данной проблематике.
Очевидно, что с практической точки зрения перечень конкретных направлений


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
513 финансовой политики будет напрямую определяться особенностями самого предприятия (отраслевая принадлежность, цели деятельности, масштабы производства и т.д.) Так, для предприятий с большим объемом производственных запасов и достаточно длительным циклом производства такой элемент финансовой политики, как управление затратами приобретает первостепенное значение и может формироваться наряду с политикой управления оборотным капиталом.
В случае же, если предприятие характеризуется низким уровнем запасов и высоким уровнем дебиторской задолженности (и это предопределено технико- технологическими особенностями) целесообразно говорить о таком самостоятельном элементе, как политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, а не о политике управления оборотным капиталом. Таким образом, можно сделать вывод, что в состав финансовой политики могут быть включены «нетипичные» элементы, связанные с особенностями деятельности данного конкретного предприятия.
Политика организации по привлечению собственного и заемного капитала вырабатывается на основе анализа структуры пассива баланса и соотношения собственных и заемных средств.
Политика управления структурой капитала формируется на основе оценки ряда факторов, с помощью которой можно обеспечить наиболее эффективное использование этого капитала [5].
Дивидендная политика как часть долгосрочной финансовой политики организации – это механизм формирования доли прибыли, которую выплачивают собственнику в соответствии с долей его вклада в общий собственный капитал [8, c. 568].
Краткосрочная финансовая политика – это такие вопросы и решения, которые связаны с деятельностью предприятия в самый ближайший период. В нее, во-первых, включается управление рыночной деятельностью. Оно состоит из предварительной оценки рыночной, инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, а также из разработки рыночной стратегии на основе

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
514 вышеназванных оценок. Во-вторых, это управление оборотными активами, которое состоит из разработки стратегии финансирования, управления запасами, дебиторской задолженностью, высоколиквидными активами, а также из оценки эффективности использования всех оборотных активов в целом. В-третьих, сюда относят управление операционной деятельностью, состоящее из управления персоналом, расходами, налоговой нагрузкой, прибылью.
Элементами краткосрочной финансовой политики являются: ценовая, налоговая, учетная политики, а также политика управления оборотными активами и дебиторской задолженностью.
Опираясь на характер решаемых задач и длительность периода, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику[9, c.
247]. Финансовая стратегия – долговременный курс политики, который рассчитан на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач развития организации. При ее разработке выделяют такие тенденции развития предприятия, как рост объемов производства и продаж, лидерство в борьбе с конкурентами, максимизация стоимости организации, финансовые отношения с государство и т.д.
Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития организации с помощью своевременного изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов.
Финансовая тактика отличается гибкостью, обусловленной изменением рыночной среды [3, c. 32].
Выводы. Таким образом, в настоящее время имеет место неоднозначность в составе и понимании разновидностей финансовой политики организации.
Структура определений видов финансовой политики организации неоднородна, отражает либо цель соответствующего вида финансовой политики организации, либо управленческие решения и действия по реализации элементов финансовой политики, или процессы формирования решений, а также сочетания названных признаков. Отдельные виды финансовой политики организации, в частности, в области управления оборотным капиталом, кредиторской задолженностью,


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
515 формирования и распределения прибыли соответствуют элементам финансово- экономических процессов деятельности организации, к которым относятся активы, источники финансирования, доходы, расходы, финансовые результаты, хозяйственные операции, их совокупности.
Список использованной литературы
1.
Задорожная, А. Н. Финансы организации (предприятия) / А. Н. Задорожняя. – Москва :
МИЭМП, 2013. – С. 37.
2.
Лихачева, О. Н.
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080105 "Финансы и кредит" / О. Н. Лихачева, С. А. Щуров ; под ред. И. Я. Лукасевича. - Москва : Вузовский учебник, 2007 (Нижний Новгород : Нижполиграф). – С. 47 3.
Симоненко, Н. Н. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика фирмы : учебник
/ Н. Н. Симоненко, В. Н. Симоненко. – Москва : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – С. 32.
4.
Мищенко, А. В. Оптимизационные модели управления финансовыми ресурсами предприятия : монография / А. В. Мищенко, Е. В. Виноградова. — Москва : РИОР:
ИНФРА-М, 2019. – С. 243.
5.
Новые бизнес-стратегии и практические решения в цифровой экономике / Л. Н.
Шумилова, О. В. Долматова, Т. В. Муравлева [и др.] ; Рецензенты: Теренина И.В.;
Славнецкова Л.В. Под общ. ред. Т.Л. Мягковой. – Энгельс : Институт научных исследований и развития профессиональных компетенций, 2021. – 154 с.
6.
Просветов, Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Задачи и решения /
Г. И. Просветова. – Москва : Издательство РДЛ, 2012. – С. 45.
7.
Стоянова, Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е. С. Стояновой.
5-е изд., перераб. и доп.– Москва : Перспектива, 2017. – С. 289 8.
Финансовый менеджмент : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. И. Берзона и Т. В.
Тепловой. – Москва : КНОРУС, 2018. – С. 568 9.
Финансовый менеджмент : учебник / ред. Г. В. Поляк. - Москва : Финансы-Юнити, 2018.
– С. 247

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
516
УДК 338:330.47
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМИ СТРУКТУРАМИ
В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Поливанов Кирилл Викторович,
научный сотрудник НУ Институт прикладных информационных технологий, г. Москва
Семенков Константин Юрьевич,
научный сотрудник НУ Институт прикладных информационных технологий, г. Москва
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы управления сетевыми структурами в условиях быстрых изменений экономической среды и цифровой трансформации экономики.
Ключевые слова: инновации, сетевые структуры, цифровизация, цифровая трансформация, цифровые технологии.
По мере разрушения однополярного глобального мира большую значимость приобретает поиск новых форм и технологий для устойчивого развития экономики нашей страны. Происходящие изменения характеризуются как BANI- мир (акроним от английских слов brittle – хрупкий, anxious – тревожный, nonlinear – нелинейный, incomprehensible – непостижимый) [1]. При этом следует отметить, что страна находится в условиях жестких экономических санкций, поэтому переход на путь инновационного развития становится особенно важным
[2]. В этих условиях задача цифровой трансформации экономики и повышения темпов экономического развития страны стоит как никогда остро, поэтому необходимы иные подходы к управлению с использованием инновационных цифровых технологий, которые предлагают новые возможности для повышения эффективности управления [3]. В условиях быстрых изменений экономической среды только способность к инновациям в ответ на вызовы и проблемы позволит компаниям обеспечить свою устойчивость, гибкость и развитие, чтобы изменения не угрожали им, а предоставляли возможности для роста [4]. От качества управленческих решений в организации зависит ее результативность и эффективность. Использование данных улучшает систему управления инновациями силами персонала и стимулирует активное инновационное развитие [5]. Клиентоориентированность становится общепринятой стратегией


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
517 выживания на конкурентном рынке, где компании выступают в борьбе за удобство и эмоциональное взаимодействие, а CRM-системы являются необходимым средством управления взаимоотношениями с клиентами [6].
Следует отметить, что в условиях развития сетевого взаимодействия изменяются принципы управления, появляются новые аспекты: расширение диапазона связей, технологизация управления, делокализация иерархического взаимодействия, снижение уровня искажения информации при передаче ее по уровням управления, смещение фокуса ценности взаимодействия от частного субъекта к корпоративному [7].
Цель исследования – освещение актуальных вопросов управления сетевыми структурами в условиях быстрых изменений экономической среды и цифровой трансформации экономики.
Организации, основанные по сетевому принципу, являются сложными по своей структуре. Сложность структуры проявляется, с одной стороны, в том, что она состоит из множества людей, у каждого из которых своя ментальная модель и индивидуальные особенности, что требует от лидеров, возглавляющих сеть, и от каждой ячейки сетевой структуры навыка понимания и управления индивидуальным сознанием. С другой стороны, сотрудники постоянно объединяются для решения различных задач в большие и малые социальные группы, что заставляет менеджеров овладевать еще одним важным инструментом – навыком управления групповой динамикой. Помимо перечисленных фактов лидеры сети должны быть специалистами не только в своей области специализации, но и в смежных областях. Сетевые организации трудно воспроизвести, но ими также непросто управлять. Именно поэтому сложность сети обеспечивает ее безопасность. Люди и групповая динамика – это ключевой объект управления в сетевой структуре. Управление, несмотря на его очевидную сложность, не может быть хаотичным. Каркас порядка и структуры взаимодействия членов команды задается различными иерархиями специализации, навыков и функционального лидерства. Именно наличие достаточного количества узких профессионалов, профессиональных

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
518 менеджеров и профессионалов-смежников позволяет решать задачи быстро и профессионально. Новый игрок привносит в сеть дополнительные связи, причем их количество может увеличиваться нелинейно, все будет зависеть от уровня власти, которым обладает новый член команды.
Любой новый элемент может добавить силу системе. Чем больше связей у каждого человека в организации, тем выше уровень его влияния. Расширяя связи, каждый участник умножает свое влияние и делает сложную сетевую структуру более устойчивой, повышает уровень интеграции компании в целом. Чем больше узких специалистов (лидеров по знаниям) в компании, тем выше сложность детализации при решаемой задаче. Каждый специалист видит работу своей организации с определенной точки зрения, и в результате он вырабатывает собственное понимание проблемы или ситуации и на основе этого может предложить свои решения. Объединяясь в проектах для решения задач, профессионалы получают многогранное видение и множество вариантов решения существующей задачи.
Сетевая структура проявляет меньшее сопротивление при условии освоения множества ролей каждым из участников. Скелет структуры задают нормы и правила, принимаемые в организации, работа в сети происходит по сценарному плану.
Первое, что закладывает структуру и скелет сети – это правила и нормы.
Рассмотрим следующий тезис: поскольку сетевая структура, несмотря на свой масштаб, должна быть гибкой, ее основа также должна быть гибкой и динамичной, чтобы руководящие принципы и рабочие правила менялись с изменением бизнес-процессов, которые, в свою очередь, меняются, адаптируясь к изменениям.
Сеть состоит из множества людей с разными ментальными моделями, установками, ролями, личностными особенностями, и разделяемая ими система ценностей будет являться связующей нитью между всеми участниками сети.
Аналогично, правилам легко следовать и принимать их, если они разделяются и эмоционально значимы, а разделять и принимать правила означает найти


СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
519 отражение в сознании индивида. Следовательно, на входе сами нормы и правила будут влиять на отбор состава участников. Сетевую структуру можно назвать сильной и функционирующей в том случае, если каждая ячейка сети (отдел, команда для работы над проектом, каждый сотрудник компании) понимает и разделяет ценности, ради которой система существует, т. е. нормы и правила построения сети не меняются. Сеть стабильна в ценностном пространстве и пространстве норм.
Если нормы и правила задают структуру и скелет сетевой организации, то наличие сценарных подходов делает структуру гибкой и мобильной. Также сценарные подходы к решению задач экономят время и ресурсы организации.
Этот принцип позволяет масштабировать сеть.
Сеть должна достраиваться, поэтому важно понимать, какие ресурсы и для какого звена необходимы в конкретный момент времени, чтобы сеть увеличивала свою силу. Сеть достраивать легко в силу того, что правила построения являются прозрачными и доступными для понимания, а также в силу того, что каждый из участников эмоционального включен в результат, в силу наличия власти и множественных связей и доверия между всеми участниками, а также в силу того, что существует понятные процедуры строительства сети
(отработанные бизнес-процессы), легко копируемые в соответствии со сценарием.
Основная ошибка при масштабировании – копирование процессов и результатов, а не норм и правил. Если Вы решили иметь свой сетевой магазин в горах Тибета и на среднерусской возвышенности, то, наверное, глупо делать их одинаковыми. Одинаковыми являются правила и нормы Вашего бизнеса, Ваша миссия, виденье, стратегия, генератор денежного потока. А конкретные решения могут и должны быть разными, объем сценариев, которые поддерживает Ваша сеть и будет определять масштаб Вашей сети.
Сеть легко развивать еще и потому, что полномочия и знания постоянно передаются, и всегда будет находиться игрок или несколько игроков, которые могут передать знания на другие уровни. Здесь функциональный лидер должен

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
520 быть настроен на передачу знаний, а группа, у которой этот лидер пользуется авторитетом, всегда стремится подражать поведению лидера, поэтому то поведение, которое будет задавать лидер, будет повторяться. При высоком уровне сплоченности и доверия в организации привлечение внешних партнеров и влиятельных лиц в сеть - вполне понятный и достижимый результат.
Вовлечение в сеть клиентов, поставщиков, деловых партнеров, разработчиков, производителей и других участников является необходимым условием для расширения собственной сети власти в социальной среде, которая на первый взгляд может показаться неконтролируемой. Достижению результатов в направлении расширения власти собственной сети во внешней среде способствует сама сетевая структура. Каждая ячейка организации обладает собственным опытом и специализированными экспертами или союзниками, которые могут распространить свое влияние на необходимые группы клиентов, как внутри организации, так и во внешней среде.
Одним из ключевых факторов успеха организации являются ее ключевые компетенции и способность создавать на их основе конкурентные преимущества. Носителями компетенций являются люди, значит для того, чтобы наши конкурентные преимущества были сильными, необходимо иметь сильные компетенции и иметь их правильную архитектуру (наличие сильного креативщика и слабого верстальщика вряд ли будет сильным конкурентным преимуществом.
Из понимания этого факта вытекают несколько следующих правил. Лего- структура, принцип быстровозводимой организационной конструкции. Задача сети - оптимизировать организационную структуру. Сетевой системе необходимо решать различные задачи с разной степенью эффективности. Так как задач много и во внешней среде происходят быстрые изменения, то существующая специализация (функциональное лидерство) позволяет это делать быстро и результативно, а значит, должно быть умение быстро возводить организационные конструкции.