Файл: Л. И. Абалкин Актуальность темы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому учащиеся гимназий получали знания по технологии гидравлических машин, мельниц, основам агрономической науки. Закреплению знаний в этих областях способствовало наличие в гимназиях собрания естественных вещей, географических карт, библиотек и т.д. Однако гимназии испытывали большие финансовые затруднения в приобретении карт, моделей машин и т.п.

При гимназиях открываются классы коммерческих наук, мореходные классы.

Рубежным этапом в развитии гимназического образования в России стал 1810 г., когда наступил разрыв в отношениях России с Францией, результатом которого в образовательной системе стало предпочтение Министерством народного просвещения немецкой системы образования. [1]

Ориентация на Германию, где в образование вводилась система классицизма, имела следствием «мини-реформу» С.С. Уварова. Попечитель Петербургского учебного округа, будущий глава Министерства народного просвещения представил проект преобразования Петербургской гимназии, в котором особо указал, что целью гимназии является подготовка к университету. Из гимназического курса С.С. Уваров исключил политическую экономию, коммерческие науки, финансы, эстетику и философскую грамматику, взамен ввел Закон Божий, русский язык и словесность, греческий язык. [13]

Эта малая реформа знаменовала собой отказ от французской системы образования и переход к немецкой. По сути своей она означала также усиление в гимназиях дворянского сословного начала: классицизм являлся отражением борьбы против французской рационалистической философии. Вместе с тем, реформа привела к сокращению много предметности и приданию гимназическому образованию общеобразовательного характера. Одновременно началось усиление религиозных основ в системе образования, что было оформлено созданием в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения.

7 ноября 1811 г. министр народного просвещения утвердил проект нового учебного плана гимназий. Основное внимание уделялось преподаванию древних языков как приоритетному направлению: на изучение латыни отводилось 32 часа (начиная с 3 класса), греческого - 6 часов (в двух старших классах). Курс на усиление классицизма в гимназическом образовании вполне отвечал интересам дворянства. [6]

Потребности купечества и мещанства получили удовлетворение в открытии при уездных училищах и гимназиях особых, реальных классов, уклон в которых делался на науки, дававшие подготовку к деятельности в торговле и промышленности.


Существенным тормозом в проведении образовательной реформы был дефицит учительских кадров, объяснявшийся их слабой материальной обеспеченностью, а также низким общественным статусом.

Выпускники гимназий не могли удовлетворить потребности в этой области. В 1812 г. было разрешено принимать на учительскую службу лиц из податных сословий, лишенных духовного звания, а в 1815 г. Комитет министров разрешил содержать при гимназиях особых стипендиатов для подготовки из них учителей приходских и уездных училищ. [7]

Важное место в российской образовательной системе занял такой, сравнительно новый тип образовательного учреждения, как лицей. Напомним, что в Германии так назывались полуакадемические учебные заведения; российский лицей соединял гимназический и университетский курсы.

Идея создания лицеев была положительно встречена дворянством, не желавшим отдавать своих детей на учебу в бессословные школы. По мнению видного царского сановника В.П. Кочубея, система лицеев для России была лучшей.

Значительные усилия государства и, прежде всего, Министерства народного просвещения были направлены на создание университетов, представлявших собой основу, «несущую конструкцию» российской образовательной системы. Университетский устав от 5 ноября 1804 г. был общим для всех университетов, однако, особенности допускались для Виленского и Дерптского, отдельные статьи приводились для Харьковского и Казанского университетов. [1]

Устав создавал организацию, близкую к устройству университетов в Германии. Отмечая сходство в структуре российских и немецких университетов, следует указать и на особенности каждого из этих типов. В этой связи необходимо подчеркнуть, что российские университеты испытывали влияние господствовавшей в стране религии - православия. Оно играло едва ли не главную роль в процессе преподавания, аттестации профессоров и набора студентов.

Исполнительная власть вверялась правлению университета, состоящему из деканов факультетов и помощника ректора. По уставу, в каждом университете должно было быть четыре факультета или отделения: нравственных и политических, физических и математических, врачебных или медицинских, словесных наук.

Устав предоставил университетам право создавать научные общества, поощрять научную деятельность частных лиц избранием их в почетные члены, возведением в ученые степени и наградами. [16]



Первые годы реформирования системы образования убедили в том, что если университеты получили либеральный устав, а гимназии - энциклопедические программы, то приходские училища не получили главного - финансирования. И это было самым слабым звеном реформы, ее «ахиллесовой пятой». Система не имела основы, а потому не могла быть устойчивой.
3 МИНИСТЕРСТВО ДУХОВНЫХ ДЕЛ И НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В 1819- 1917 ГГ.

Развитие образовательной системы постоянно сдерживалось таким негативным явлением социального плана как наличие крепостного права. Не могло быть и речи о всеобщем образовании, о принципах всесословности и бесплатности образования.

Однако главным препятствием в развитии среднего и низшего образования в первой половине XIX в. стало несоответствие учебных планов с потребностями общества, скудость материальных средств и недостаток учителей.

К началу 20-х годов XIX в. в гимназиях сложилась ситуация, когда старшие классы стали пустовать. И если в начальных классах гимназии обучалось 100 человек, то в старших всего 10. Подобное положение объяснялось следующим. Дети бедных чиновников стремились как можно раньше определиться на службу, чтобы получать жалование; дети же купцов и мещан, обучившись чтению и письму, начинали вести торговые счеты. А дворянство, опасаясь дурных влияний, не отдавало своих детей в гимназии и уездные приходские училища. [3]

В рассматриваемый период ведется корректировка учебных планов в сторону усиления классицизма. По инициативе С.С. Уварова, в петербургской гимназии в 1810 г. в виде опыта был введен новый учебный план; спустя пять лет С.С. Уваров предложил распространить программу петербургской гимназии на гимназии всей России.

Главное правление училищ приняло решение о необходимости изменения учебных планов гимназий; пересматриваются также программы гимназий и уездных училищ. По мнению С.С. Уварова, из курса гимназий следовало исключить политические и философские науки, а в основу гимназического образования положить древние языки. Другие члены Главного правления училищ, в числе которых были Струдза, Лаваль, Ливен, - настаивали на усилении религии в обучении, подвергали резкой критике энциклопедичность образования.

27 марта 1819 г. Главное правление училищ утвердило новые учебные планы гимназий и уездных училищ, введенные в действие 5 июня 1819 г. Из гимназического курса исключались мифология, всеобщая грамматика, начальный курс философии и изящных наук, основы политической экономии, коммерческих наук и технологии. Усиливалось преподавание языков, особенно древних, расширялись курсы географии и истории. [6]


Из учебных планов уездных училищ исключались начала естественной истории и технологии, сокращались курсы географии и истории. Латинский и немецкий языки являлись обязательными только для готовящихся в гимназию.

Что касается приходских училищ, то для них оставался в силе учебный план по уставу 1804 г.

Начинает методично внедряться во все уровни образования религиозное начало. Постановлениями Главного правления училищ предписывалось ввести во всех гимназиях, уездных и приходских училищах ежедневное чтение Нового Завета, независимо от уроков Закона Божьего.

Гимназии и уездные училища испытывали немалые финансовые трудности. И все же при гимназиях всех учебных округов содержались казенные воспитанники из числа детей бедных родителей, на каждого из которых приходилось в год 100-200 рублей с обязательством прослужить в дальнейшем в учебном ведомстве в течение шести лет. При некоторых гимназиях находились кандидаты в учительство для уездных училищ на счет остатков от штатных сумм по этим училищам. Каждый кандидат поступал на службу в то училище, из сумм которого он получал стипендию.

Выход из тяжелого материального положения власти пытались найти путем введения платы за обучение. Впервые это было сделано в 1805г. в гимназиях и уездных училищах Дерптского округа. В 1819 г. утверждается Положение комитета министров о введении платы за обучение в тех учебных заведениях, где это признают нужным власти. Министр А.Н.Голицын видел смысл оплаты в том, что она являлась прибавкой к средствам, поступавшим от городских обществ.

Методы обучения в училищах не были отработаны, шел процесс поиска наиболее эффективных.

1826 г. - время, когда принимаются подготовительные меры к реформированию образовательной системы. Преобразования готовились в учреждениях нижнего и среднего уровней. [6]

Рескриптом 14 мая 1826 г. был создан особый комитет устройства учебных заведений, получивший указание о введении единообразия в учебную систему, о запрещении произвольного преподавания всяких учений. План реформы состоял в следующем: [7]

- реформировать программу каждой школьной ступени так, чтобы она давала законченное образование;

- придать школе воспитательный характер.

При этом предполагалось, что приходские школы должны существовать преимущественно для крестьян, мещан, промышленников низшего класса; уездные - для купечества, офицерских детей и дворян; гимназии - преимущественно для дворян. Воспитание должно находиться всецело в руках государства.


Принятию устава низших и средних учебных заведений предшествовал ряд постановлений. Так, в 1824 г. из преподавания в гимназии были исключены политические науки и усилено изучение языков. В 1827 г. принимается постановление о допущении в гимназии лиц свободных состояний, а несвободных - в уездные и приходские училища. Поддерживая стремление дворянства обособить своих детей в образовании от детей других сословий, Министерство народного просвещения принимает постановление об устройстве при гимназиях пансионов для детей дворян и чиновников. [14]

Сословный характер российской системы образования был закреплен уставом гимназий и училищ уездных и приходских, принятым 8 декабря 1828 г. Официально постановление Министерства народного просвещения называлось так: «Об уставе гимназий и училищ, уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов».

Специальная глава посвящалась приходским училищам, в которой указывалось: «Приходские училища открываются повсюду, где лишь представятся к тому средства, но учредители обязаны иметь при каждом Законоучителя из живущих в том месте или в соседстве священников». «Способ обучения в приходских училищах может быть двоякий: обыкновенный или по методу Ланкастера». [7]

Учебный план приходских училищ оставался почти прежним, включая в себя Закон Божий, чтение, чистописание и четыре правила арифметики. В уставе реализовалась идея, высказанная прежде А.С.Шишковым и С.С. Уваровым о том, что воспитание - важнейший компонент обучения, в котором на первом месте должно быть воспитание религиозное. Специальные параграфы устава были посвящены этому: занятия в классе начинаются и заканчиваются молитвой.

Надежнейшим средством успеха, говорилось в уставе, является привязанность учащихся к наставнику, которому рекомендовалось действовать не страхом, а кротостью и убеждением. Приходские училища предназначались для представителей самых низших сословий. [6]

Уездные училища - учебные заведения, в которых должны были обучаться прежде всего, дети купцов, ремесленников и других городских обывателей. Курс обучения был теперь рассчитан не на два, как прежде, а на три года. Из учебных планов уездных училищ исключались естественная история, физика, технология и "Должности человека и гражданина". В соответствии с местными потребностями, новый устав допускал возможность открытия особых дополнительных курсов для обучения тем наукам, знание которых способствовало успехам в торговле и промышленности. «Главнейшие из сих дополнительных курсов могут быть следующие: [7]