Файл: Л. И. Абалкин Актуальность темы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) общие понятия об отечественных узаконениях, порядке и формах судопроизводства, особенно по делам, относящимся к торговле;

2) основания коммерческих наук и бухгалтерии;

3) основания механики с приложением оной к обыкновеннейшим искусствам; основания технологии; рисование, приспособленное к искусствам и ремеслам, и важнейшие правила архитектуры, особенно же все, принадлежащее к части каменного мастера;

4) сельское хозяйство и садоводство».

Эта часть устава об открытии дополнительных классов в уездных училищах - реакция образовательной системы на потребности общества иметь грамотных людей в сфере торговли, промышленности, строительства и сельского хозяйства. Реализация этих положений устава 1828 г. привела к подготовке значительной части специалистов в области экономики. [1]

В деятельности уездных училищ большую роль призван был сыграть смотритель. С целью выяснения знаний учеников устав давал ему право задавать проверочные вопросы, просматривать классные журналы, наблюдать за тем, чтобы учителя не занимались предпочтительно некоторыми учениками из каких-либо личных соображений.

В гимназиях устанавливался семилетний курс обучения и семь классов. Они предназначались, прежде всего, для дворян и их главнейшей целью было дать приличное воспитание и необходимые знания для поступления в университет. Открывались гимназии в каждом губернском городе, в столицах, а в многонаселенных городах их могло быть несколько. Директор гимназии избирался университетом предпочтительно из чиновников, имевших ученые степени, и служивших до того инспекторами гимназий. После избрания следовало утверждение его министром.

Что касается учебных планов гимназий, то устав 1828 г. узаконил изменения, внесенные С.С. Уваровым в 1811 г. Теперь в учебный план гимназий входили: Закон Божий, Священная и церковная история, российская грамматика, словесность и логика, латинский, немецкий и французский языки, математика, география и статистика, история, физика, чистописание, черчение, рисование. В гимназиях при университетах обучали греческому языку. Латинский язык изучался в течение 39 часов, греческий - 30, математика - 22,5 ч. Таким образом, налицо классическая система образования, которую давали гимназии. [8]

Устав ориентировал работу гимназий на воспитание в учащихся способности к рассуждению и соображению. Специально было записано о недопустимости простой диктовки уроков, служащей механическому заучиванию.

Статус пансионов, создаваемых при гимназиях и предназначавшихся исключительно для дворянских детей, также регламентировался уставом. Он разрешал дополнение учебных планов пансионов, полностью совпадавших с учебными планами гимназий, такими дисциплинами, как пение, музыка, фехтование, танцы. Вновь создаваемые пансионы находились в ведении Министерства народного просвещения; сначала они были при гимназиях, а
затем существовали самостоятельно, будучи «дворянскими институтами».

Таким образом, по уставу 1828 г., начальная школа оказалась совершенно оторванной от средней и высшей школы, что означало полное забвение принципа преемственности, закрепленного уставом 1804 г. [2]

Образовательная реформа 1828 г. резко оборвала начинания времен Петра I, Екатерины II, Александра I. Их преобразования основывались на стремлении создать стройную систему тесно связанных между собой учебных заведений, при этом низшие служили как бы подготовительными для высших.

Теперь такой системы не существовало, в основу классификации учебных заведений положена сословность. После введения устава 1828 г. некоторые помещики закрывали школы в своих деревнях; о закрытии приходских училищ говорится и в отчете Министерства народного просвещения за 1831 г. [16]

Все возрастающие потребности общества в грамотных людях и специалистах для промышленности и торговли заставили министерство пойти на ряд новых мер. Одной из них было учреждение при гимназиях реальных классов в 1839 г. [1]

Увеличивается количество начальных школ, открываемых частными лицами и ведомствами. В 30-40-е годы в стране создаются волостные училища, готовившие служащих низших квалификаций для государственной администрации: писарей, землемеров, фельдшерских помощников. Волостные училища относились к разряду технических или профессиональных училищ.

Приходские школы при церквах под надзором сельских священников организовывались удельными управлениями. Задача удельных сельских училищ состояла в распространении образования среди удельных крестьян, подготовке писарей для контор и приказов. [6]

В 1830 г. в ведении Министерства народного просвещения находилось 416 уездных и других подходящих к ним по тину училищ: в 1855 г, число уездных выросло незначительно - до 432, а народных - до 1212, На каждую губернию приходилось в среднем 126-127 училищ. Из общей суммы государственных расходов в 1835 г. 167.740.946 руб. расходы по ведомству Министерства народного просвещения составляли 2.060.033 руб. На 1860 г. это соотношение выглядело таким образом: 438.239.223 и 3.495.064 руб. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в 1860 г. наблюдалось падение и без того низкого уровня финансирования по ведомству Министерства народного просвещения. [16]

Если же проследить размеры финансирования на протяжении более продолжительного периода, то можно убедиться в том, что материальная поддержка государством образовательной системы постоянно снижалась: в 1805 г. расходы Министерства народного просвещения составляли 2,1% всех государственных расходов, в 1850 г.- 1%, в 1855 г.- 0,6%. [8]



Точную характеристику состояния школьного дела дал член училищного совета при Св.Синоде С.И. Миропольский: «О школах, по-видимому, заботились чуть не все ведомства, но школы от этого не выигрывали ничего. Наблюдателями являлись лица, нимало со школьным делом не знакомые и нисколько им не заинтересованные. «Окружные» и разных видов чиновники, больше из отставных военных, всего тщательнее заботились о том, чтобы в школах была субординация; наблюдали, чтобы вывеска на школе с орлом была «надлежащего рисунка» и блистала свежестью, школа, на случай приезда высшего начальства, белилась и книги были бы целы, хотя бы лежали не разрезанными... Учителя голодали. Мизерное жалование их нередко задерживалось. Школы упадали. Обучение девочек совершенно, почти не существовало; женщины не только коснели в поголовном невежестве, но грамотность в глазах народа стала казаться для них чем-то чуждым, почти непристойным...». [1]

По сведениям «Педагогического журнала», регулярно издававшегося в 1833-1834 гг., один учащийся приходился к количеству взрослого населения в Австрии как 1:13, в Англии 1:16, в Голландии 1:14, в Северной Франции 1:24, в Южной Франции 1:40, в Неаполе 1:119, а в России 1:924. [3]

Приведенные данные говорят о том, что в первой половине XIX в. по состоянию образования Россия значительно уступала многим европейским странам, что, безусловно, негативно сказывалось на ее социально-экономическом, политическом и духовном развитии. В основе этого отставания лежали многие причины, важнейшей из которых надо признать существование крепостничества.

Охранительные тенденции российской образовательной системы заметно проявились и в университетской политике самодержавия.

В деятельности университетов этого периода сделано немало позитивных шагов. Вместе с тем негативное влияние оказывала охранительная политика властей; основное внимание Министерства в сфере университетского образования направлялось на пересмотр учебных штанов, контроль за деятельностью и поведением профессоров, воспитание студентов в духе веры и преданности власти.

Реализуя эти идеи, попечитель Казанского учебного округа МЛ. Магницкий в 1819 г. посчитал всех профессоров Казанского университета неблагонадежными, а потому, по его мнению, университет следовало закрыть. Вот как описывает эти трагические страницы истории Казанского университета известный исследователь Н.Н. Булич: «Магницкий в угодность князю Голицыну (министру народного просвещения - Н.П.) деятельно распространял библейское общество как в Казани, так и в округе. Для одного университета он купил на 10.000 рублей Библий и Новых Заветов; их раздавали каждому студенту, каждому ученику какого-либо училища. В «Казанском вестнике» помещались речи, произнесенные на собраниях библейского комитета, его отчеты и т.п. [1]


В 1819 г. Магницкий получил разрешение Министерства духовных дел и народного просвещения уволить всех "неблагонадежных". Однако вскоре проведенная проверка состояния Казанского университета убедила власти в том, что в этом учебном заведении царит полный упадок преподавательской деятельности и потому М.Л. Магницкий в 1826 г. был уволен.

Проявляя свою приверженность курсу на религиозное обучение, министр народного просвещения А.Н. Голицын предписал в феврале 1819 г. открыть в университетах кафедры богословия. Уроки богопознания должны были проводиться в течение всего курса обучения. [17]

Деятельность череды консервативно настроенных министров создала предпосылки для принятия нового университетского устава, положившего конец тем либеральным нормам, которые были закреплены в уставе 1804 г.

Содержание университетского устава от 26 июля 1835 г. правильнее рассматривать в контексте тех реформ в системе образования, которые проводились еще в 1826 г. Университетский устав 1835 г. знаменовал собой завершение реформы российской образовательной системы, носившей ярко выраженный охранительный характер. Предтечей университетского устава стало Положение об ученых округах, принятое в 1835 г., суть которого в том, что все обязанности и права университета по управлению учебными заведениями округов передавались в руки попечителя, определявшегося именным высочайшим указом. Постоянное место пребывания попечителя не столица, а университетский город. [7]

Университеты отстранялись от управления гимназиями, что привело к нарушению стройной системы соподчиненности различных уровней образовательной системы, созданной реформой 1803-1804 гг. Накладывалось «табу» на университетскую автономию, закрепленную уставом 1804 г.- высший контроль над всеми университетскими делами осуществлял попечитель. Естественно, что права попечителя, назначаемого императором, неизмеримо возрастали.

Новый устав вводил для ученых сочинений цензуру. Характерная особенность николаевской эпохи - цензура - проникала теперь в стены университетов. [1]

Определенные ограничения в зачислении в студенты делались для выходцев из разночинской среды: разрешалось зачислять в университеты только лиц, окончивших гимназический курс, к каковым относились, как правило, дети дворян и чиновников. Принцип сословности в системе образования медленно, но верно утверждался.


В российских университетах функционировали факультеты: философский, юридический и медицинский.

Стремления властей и министра народного просвещения С.С, Уварова придать образованию национальный характер и сделать безопасным преподавание юридических наук привели к следующим преобразованиям. Философский факультет состоял из двух отделений: отделения истории и философии и физико-математического отделения. На этих отделениях были организованы кафедры русской истории, истории и литературы славянских наречий, философии, политической экономии и статистики. Более половины кафедр юридического факультета была посвящена российскому законодательству. Юридический факультет должен был готовить не юристов, а чиновников. [17]

Серьезным проявлением жесткой политики властей по отношению к высшей школе стало последовавшее в 1846 г. распоряжение о подчинении Харьковского и Киевского университетов военному ведомству генерал-губернаторов. А после бурных событий в Европе в 1848 г. в российском университетском уставе отменяются статьи, касающиеся возможности отъезда студентов на учебу за границу.

Принятие университетского устава 1835 г. явилось важным событием в системе российского образования; многие ее проблемы решались закреплением определенных норм; усиливалась сословность, ограничивалась университетская демократия. Весьма актуальными оставались следующие проблемы: расширение круга преподавания, подготовка профессорских кадров, отказ от услуг профессоров-иностранцев.

Качество образования в значительной степени зависело от профессионализма и педагогических способностей профессоров и адъюнктов. Учитывая все возрастающие потребности общества в специалистах, министерство постоянно возвращается к вопросу аттестации кадров, ужесточая требования к ним.

В 1839 г. Профессорский институт был закрыт; отныне профессора должны были готовиться в Петербургском Главном педагогическом институте, а специалисты в области права - в Петербургском университете. [8]

Так, в первой половине XIX в. система подготовки профессорско-преподавательского состава еще только складывалась.

В 1837 г. временно, на три года, учреждается новое Положение, согласно которому ужесточаются требования к присвоению степеней преподавателям, магистрам и докторам. Испытуемый на степень магистра отвечал письменно на два вопроса из «главных» предметов, а на степень доктора - на три. [8]

Качество высшего образования в значительной мере зависело от степени обеспеченности студентов учебниками и учебными пособиями, их научной основы.