Файл: Билет Философия, ее роль в жизни человека и общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БИЛЕТ 8. 1. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)
Основные произведения: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук»
Ключевым понятием у Гегеля является понятие Абсолютной идеи. Это некоторая мировая субстанция.
Она пока сама себя не понимает, не знает. Весь процесс развития мира – это процесс её мышления о самой себе. Она пытается сама себя познать. Важнейшим тезисом гегелевской философии является тождество бытия и мышления. Все те формы многообразия мира, которые мы видим – это формы мышления идеи о самой себе. Какие же идея проходит этапы в своём развитии?
1) Сначала она развивается внутри себя, как говорил Гегель, «в своём лоне». Этот период он называет чистой логикой. Первоначальная идея как бы определяет логическую матрицу любого возможного развития. В свою очередь логика делится на логику бытия, сущности и понятия. Бытие идеи в сфере чистой логики - тезис
2) Идея переходит в свою собственную противоположность, в своё «инобытие» – природу. Это совершенно иная, материальная стихия, мышление получает предметную оболочку. Идея
«опредмечивается» в природе. Идет отчуждается от самой себя в природу. Это антитезис
3) Идея снова возвращается к самой себе на новом этапе. Этот этап Гегель называет Духом. Данный этап – синтез. Под духом здесь имеется в виду человечество. Она реализует себя посредством человеческого мышления. В свою очередь Дух делится на 3 свои проявления:
Субъективный дух – индивидуальное сознание, сознание отдельного человека.
Объективный дух – учение о тех нормах, которые регулируют наши отношения с другими, это учение о праве, морали и нравственности.
Абсолютный дух – Сначала он даётся нам на уровне художественного образа – в произведениях искусства. Это наиболее раннее проявление абсолютного духа. Наиболее полная реализация художественного образа – это античная культура. Другая форма проявления – религия. Здесь абсолютный дух даётся на уровне представления. Исторически это средние века, христианская культура.Третья форма – философия. Здесь Дух даётся на уровне понятия. Здесь Абсолютная идея способна понять саму себя, и наконец становится не просто субстанцией, а субъектом.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь)
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но едины по своей сути и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире
социально-политические взгляды Гегеля:
• государство — форма существования Бога в мире;
• право - наличное бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, интересы человека могут быть принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны
• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;
• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса.
• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Исторические взгляды Гегеля.
Гегель верил в прогресс истории. Критерий прогресса – расширение свободы, войны – процесс завоевания свободы. Периоды: восточный (свободы нет – Древний Китай, Персия), греческий (есть свободные, есть рабы), германский (наконец свободными становятся все, появляется понятие признание – каждый признаётся другим в качестве свободного гражданина)
2. Современные концепции общества: Ж. Бодрийяр, У. Бек, З. Бауман, Н. Талеб и др.


Постмодернизм - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования.
Бодрийяр (книги «Общество потребления», «Симулякры и симуляции»)Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, потому симулятивные.
Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена.
Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.
З. Бауман (книга <Философия и постмодернистская социология>) исходит из того, что есть множество определений постмодерна, каждое из которых отражает те или иные стороны этой новой реальности. Для самого Баумана постмодерн - это определенное состояние ментальности, отличное от ментальности модерна.
Вот лишь некоторые основные черты постмодерна, выделенные З. Бауманом, одним из создателей социологии постмодерна в книге <Признаки постмодерна>:
- плюрализм культур, который распространяется на буквально все: традиции, идеологии, формы жизни и т.д.;
- постоянно происходящее изменение;
- отсутствие каких-либо властных универсалий;
- доминирование средств массовой информации и их продуктов;
- отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы
1) Люди перестают быть плохими или хорошими. Они просто <морально амбивалентны>.
2) Моральные явления не отличаются регулярностью и устойчивостью.
3) Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов.
4) Нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль.
5) Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет механизма морального контроля.
6) Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает потребность быть для другого.
7) Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами
Принципиальные положения, высказанные Бауманом об обществе постмодерна: Постмодерн это общество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюда следует, что постмодерн не болезненная форма и не аномия современного общества. И социология постмодерна должна принять <специфику постмодернистской конфигурации, вместо того, чтобы рассматривать её как больную или деградированную форму современного общества>.
Оригинальную теорию общества риска разрабатывает У. Бек, известный немецкий социолог, написавший на эту тему ряд всемирно известных работ, часть из которых переведена на русский язык: «Общество риска. На пути к другому модерну»; «От индустриального общества к обществу риска» (опубликована на англ. языке в 1992 г.); «Что такое глобализация». Работы сразу же привлекли к себе внимание российских социологов.
По мнению У. Бека, современный мир пока не вышел за рамки модерна, т.е. не перешел к постмодерну. Скорее, из классической, индустриальной стадии он развился в стадию общества риска, сохраняя при этом многие предшествующие черты. Социолог полагает, что современные страны находятся на стадии начала модерна, но модерна, сменившего классическую индустриальную конструкцию. Рефлексивный модерн - именно так Бек обозначает квинтэссенцию современной фазы развития развитых стран мира.


У. Бек считает, что если ранее люди были, прежде всего, обеспокоены благосостоянием, социальным равенством, то теперь - рисками. Их сознание все больше волнуют проблемы, связанные с предотвращением и минимизацией рисков. Риски вошли в противоречие с благосостоянием. Дело в том, что дальнейшее наращивание производства благ неминуемо ведет к увеличению рисков. «В индустриальном обществе, - замечает У. Бек, - «логика» производства богатства доминирует над «логикой» производства риска». Причем новые риски, в отличие от традиционных, не привязаны жестко к конкретному месту и времени. Так, чернобыльская катастрофа затронула целый ряд государств, а её генетические эффекты могут проявиться у будущих поколений.
У. Бек подчеркивает практическую беззащитность человечества перед техногенными угрозами, создаваемыми «вторичной природой» - детищем индустриального развития. Выгоды и блага от технико-экономического прогресса, отмечает он, все больше оттесняются на задний план производством рисков. Один из типов этих рисков связан с разрушением привычных форм быта и деятельности предшествующей стадии общественной жизни и по своему резонансу сходен с духовными потрясениями эпохи реформации в Европе. Помимо того, что современные технологии освобождают необратимо разрушительные силы, действующие, как правило, латентно
(радиоактивность, генетические нарушения, накопления в организме тяжелых металлов и т.д.), эти технологические новации создают и социально-опасные ситуации. Их экологические последствия не только вредят здоровью большинства населения, преимущественно людей малого и среднего достатка, но и обесценивают природные владения богатых.
БИЛЕТ 9. 1.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и
Ф.Энгельсом во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения —
марксизма.
Предпосылки
1) Социально-культурные предпосылки возникновения марксизма:
1) Ускоренное развитие капиталистических отношений
2) Формирование нового субъекта исторического процесса – класса пролетариата
3) К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий, свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие немецким биологом Т.
Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и Г. Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.
2) Теоретические предпосылки возникновения марксизма:
1) Немецкая классическая философия: идеализм Г. Гегеля, чью философию Маркс «поставил с головы на ноги», т.е. поставил на рельсы материализма, а также материализм Л. Фейербаха и поднятая им проблематика отчуждения сущности человека в религии.
2) Утопический социализм XIX в. А. Сен- Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.
3) Идеи классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, понимавших современное им общество как мир материальных потребностей людей, комплекс отношений производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Марксизм обычно делят на:
1) диалектический материализм – учение о природе, познании и т.д, общая философия
2) исторический материализм - учение об обществе, истории и т.д.
Карл Маркс начинал как последователь Гегеля, но потом переработал его философию в материалистическом ключе. Материя у Маркса рассматривается как первооснова всего сущего
(материализм), и она находится в постоянном развитии, преобразовании (диалектичность).
Диалектика Гегеля была спасена марксизмом и «поставлена с головы на ноги» (т.е. с идеалистических принципов на материалистические). Многие произведения написал в соавторстве с Энгельсом.

Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:
• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
производственные отношения, уровень производительных сил (производительные силы – это рабочая сила и средства производства – средства труда и предметы труда, с помощью которых производство обеспечивается) преобразуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации
Формационный подход к анализу общества К. Маркса.
Согласно марксизму, история представляет собой однолинейный процесс смены общественно-
экономических формаций – живых социальных организмов, имеющих определенную социальную структуру, многообразие функций:
1) первобытно-общинная (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества)
2) рабовладельческая, (экономика основана на рабстве)
3) феодальная, (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян)
4) капиталистическая, (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих)
5) коммунистическая (общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при общественной собственности на средства производства)
Общественно-экономическая формация – особый социальный организм, с определённым экономическим базисом, способом производства, классовой структурой и надстроечным институтом.
Переход между общественно-экономическими формациями может быть революционным и нереволюционным.
Движение происходит так: производственные силы развиваются, а общество отстает, возникает и нарастает конфликт, происходит революция и переход от одной общ.эк. формации к другой.
Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя
Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:
• средства производства;
• отчуждение;
• прибавочная стоимость;
• эксплуатация человека человеком
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".
Для раннего Маркса важной категорией является категория отчуждения.
В ходе развития капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от
средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства
производства (техника, сырьё, ресурсы) - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка,